ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА.
872 дня город находился в блокадном кольце. С 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года длилась блокада. Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года. Это самая трагическая и героическая страница в истории войны. Количество погибших в блокаду составляет свыше миллиона человек. Осажденный город остался без запасов продовольствия: в начале блокады фашисты взорвали Бадаевские склады. Немцы бомбили город днём и ночью. Подвалы домов стали бомбоубежищами, на случай пожаров на чердаках хранился запас песка и воды. Предприятия закрывались. Перестал работать городской транспорт. Город жил без отопления и горячей воды. Жители устанавливали дома печки, чтобы согреться. Благодаря Дороге жизни осуществлялась доставка продовольствия, медикаментов и боеприпасов. Это была единственная дорога, которая связывала Ленинград с сентября 1943 года по март 1943 года по Ладожскому озеру. По этому пути было эвакуировано около 1,5 миллионов ленинградцев.
Хлеб в городе выдавали по карточкам, нормы снижались. В ноябре 1941 года норма хлеба для детей и служащих достигла 125 граммов, для рабочих - 250 граммов. Хлеб только на 50 % состоял из муки, в него добавляли жмых и целлюлозу. Он был чёрным по цвету и горьким на вкус. Хлеб в блокадном Ленинграде имел высшую ценность. За него люди отдавали семейные драгоценности. Чтобы получить крохотный кусочек хлеба, нужно было отстоять очередь. В дни бомбёжек хлебозаводы не работали, и люди оставались без хлеба. Чтобы спастись от голода, люди варили суп из клейстера и кусков кожи, из столярного клея варили студень, из домашних аптечек в пищу использовали вазелин, глицерин и касторовое масло.
В Ленинграде было около 900 тысяч детей, около 400 тысяч из них было эвакуировано из города. Необъятная забота о детях была главной задачей ленинградцев. Проявление заботы о детях помогало приблизить победу. В условиях острой нехватки продуктов крайне сложно было выжить детям, положенной нормы хлеба не хватало для жизни. Дети слабели на глазах и умирали. Родители заставляли своих детей больше двигаться, чтобы укреплять мышцы.
В зиму 1941 - 1942 годов увеличилось количество смертности от голода и холода. Родители часто уступали свой кусок хлеба детям, чтобы спасти их от истощения. 97 процентов ленинградцев умерли от голода, 3 процента погибли от бомбёжек и ран. Основным желанием людей была еда, есть хотелось постоянно. Блокадный дневник 11-летней Тани Савичевой стал шокирующим свидетельством ужасов войны. Девочка фиксировала даты смерти своих родных, которые уходили один за другим, 9 страшных страниц. Таню спасти не удалось, она умерла от истощения и болезней. История семьи Тани Савичевой очень похожа на многие истории ленинградцев.
В 1942 году 40 тысяч детей было определено в детские дома Ленинграда. В блокадном Ленинграде детский дом оставался одним из немногих мест, где детей кормили три раза в день. Очень трудно было выжить грудным детям. В условиях нехватки продуктов у женщин прекращало вырабатываться грудное молоко, и кормящие матери даже надрезали соски, чтобы младенцы смогли получить хотя бы какие-то питательные вещества с кровью. В 1942 году был пик младенческой смертности. Врачи боролись за жизнь новорожденных ленинградцев: назначали усиленное питание беременным женщинам, разрабатывали искусственные смеси для вскармливания младенцев. Детские сады работали круглосуточно. Маленьких детей в городе из-за эвакуации осталось мало, поэтому вместо пяти групп в садиках создавали одну. Взрослые заботились о малышах, малыши давали взрослым надежду на жизнь. В 1942 году для маленьких блокадников был открыт детский сад № 12, который называли «детский очаг». В годы блокады там не умер ни один ребёнок. Всех малышей выходили воспитательницы. В память об этом от бывших воспитанников 5 октября 2009 года была открыта мемориальная доска.
В условиях блокады город продолжал жить и учиться. В конце октября 1941 года школьники приступили к учебным занятиям. Занятия прерывались бомбежкой и воем сирен и продолжались в бомбоубежищах. Обучение проводилось по сокращённому плану, в который входили только основные предметы, уроки длились 25 минут. Дети продолжали заниматься и суровой зимой. Классы были такими ледяными, что даже чернила замерзали. Ученики занимались в верхней одежде, не снимая шапок и перчаток. В школах ребята получали суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. Ослабленные и бледные дети продолжали учиться, учителя замечали, что от голода некогда хорошие ученики не могут вспомнить учебный материал. Но отметки не снижали, а только подбадривали ребят. Взрослые старались украсить безрадостные будни детей незабываемыми новогодними праздниками. Для ребят были проведены новогодние ёлки, с подарками и сытным обедом. Для старшеклассников были организованы спектакли в помещениях театров, с освещением.
Многие подростки прибавляли свой возраст для того, чтобы уйти на фронт, так как бойцов кормили гораздо лучше. Ребята считали, что лучше отдать свою жизнь за Родину, чем умереть голодной смертью. Дети наравне с взрослыми трудились на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве, в госпиталях и воинских частях, строили оборонительные укрепления и бомбоубежища, рыли окопы. В годы войны не хватало рабочих рук, и детей обучали профессиям. В 12 - 15 лет они становились к станку, выпускали автоматы, пулемёты и снаряды. Чтобы они могли работать за станками, для них делали деревянные подставки. Дети работали у станка по 10 - 12 часов в день, это было возможностью выжить. Подросткам не хватало нормы хлеба, поэтому они были заинтересованы работать. Ведь они могли тогда получать хлеба в 2 раза больше как рабочие. На заводе дети могли согреться и поесть. Они шли работать с большим желанием потому, что хотели внести свой вклад в защиту Родины и приблизить победу. Над рабочими местами ребят висели самодельные плакаты с надписями:
«Не уйду, пока не выполню норму».
По улицам города и в домах после обстрела подростки собирали маленьких детей-сирот, которых затем определяли в детский дом. Ребята шефствовали над госпиталями. Они помогали медсёстрам, читали раненым книги, писали письма. А ещё дети в то время умели вязать, даже мальчики! Они вязали для взрослых носки, шарфы, варежки и многое другое, чтобы бойцы не мёрзли на фронте. Девочки шили и штопали для взрослых бельё и гимнастёрки. Дети поднимали дух бойцов в госпиталях концертами. Во время воздушных налётов ребята дежурили на крышах, обезвреживали дома от зажигательных бомб. Ученик 3 класса Коля Андреев с товарищами обезвредил 43 зажигательные бомбы, девятилетний Гена Толстов - 19, а его ровесник - Олег Пегов - 15 штук. Даже семилетний мальчик Витя Тихонов сумел погасить зажигательную бомбу! Такими бесстрашными и мужественными были маленькие ленинградцы! В годы войны многие школьники были награждены за самоотверженную борьбу с последствиями бомбардировок Ленинграда.
13-летние ребята работали на сельскохозяйственных работах. Они высаживали и пропалывали овощи. Сначала нормы работы казались им слишком тяжёлыми, постепенно все ребята освоили новую работу и трудились с желанием. В пригородных сельских хозяйствах третья часть работы выполнялась детьми. А ученики 47-й школы, полученные за сельхозработы деньги, перечислили на строительство танка! Дети собирали металлолом, чистили улицы от снега и заготавливали лекарственные растения. Они пилили дрова и носили воду семьям фронтовиков, разносили почту по домам. Сигнал горна оповещал адресата о получении письма. Жизнь подростков блокадного Ленинграда была наполненной и плодотворной. Взрослые подбадривали детей и поддерживали в них чувство гордости за выполненную работу. Девизом 12-летних мальчишек и девчонок стало:
«Всё для фронта! Всё для Победы!».
Ребятам нравилось чувствовать себя полезными. Сотни ленинградских ребят были награждены орденами, тысячи - медалями «За оборону Ленинграда». Дети блокадного Ленинграда были лишены детства, они очень рано повзрослели. Многие из них отмечают в своих воспоминаниях, что выжили, благодаря общей цели - победе над фашизмом, благодаря тому, что были вместе и поддерживали друг друга. Подвиг детей блокадного Ленинграда - это пример самоотверженного мужества и силы воли. Нужно помнить о том, как ослабленные от голода и холода, ленинградцы продолжали бороться и верить в победу. За стойкость и мужество Ленинград получил почётное звание город-герой. Мы должны знать историю своей Родины и помнить подвиг ленинградцев, ведь мы дети Ленинграда, а теперь дети Санкт-Петербурга!
«Их теперь совсем немного,
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога,
Побывал к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье,
Им положен Целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней,
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна.
Так устроен человек,
Но такое надо вечно,
Не забыть. Из века в век!».
Лев Зазерский, «Дети блокады».
Проголосовать за данную работу вы можете здесь.
Источник: http://rustod.ru/opros/10000435/
Об условиях участия в конкурсе вы можете ознакомиться здесь. Ждём работы Ваших детей.
Источник: http://rustod.ru/news/detskiy-literaturnyy-konkurs---2017-god-start/
Нигора Илхом кизи Чориева. 13 лет. ГБОУ СОШ № 264. Россия. Ленинградская область, город Санкт-Петербург.