Главная » Экономика и Инновации » СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

15.04.2022 18:36

       Общество представляет собой совместный способ жизнедеятельности людей, направляемый общими требованиями их коллективного сознании по воспроизводству своего телесного существа и защите от внешних и внутренних угроз. Отсутствие согласия между отдельными группами людей в объяснении явлений социально-исторического процесса получает свое радикальное разрешение в военных столкновениях конкурирующих сообществ, в материальном противоборстве направляющих их воззрений.

       «Война, - в понимании Н. Бердяева, - есть материальное выявление исконных противоречий бытия, обнаружение иррациональности жизни» - (Николай Бердяев. Судьба России).

       В практическом плане «война» (гражданская или межнациональная) служит «убийственным» средством преодоления концептуальных разногласий в идейных установках конкурирующих социальных групп посредством уничтожения противника, когда побежденной стороне навязываются не только воля, но и общие представления победителя. Если в прошлые времена войны носили локальный характер, не претендуя на утверждение власти победителя над всем человечеством, то в ХХ столетии они обрели глобальный размах, выражая стремление соперников к подчинению своей воле всего мирового сообщества, к распространению своей идеологии на все современные страны и народы. Живым примером этой «убийственной логики» стала ситуация с принятием в 1993 году новой Конституции РФ, закрепившей «мирное саморазрушение» СССР в споре с Западной цивилизацией статьей № 13 об отказе от бремени «государственной идеологии»: зачем она нужна, если победитель забирает все, в том числе и волю побежденных?

       Однако в первые десятилетия нового века на смену Западно-Советского соперничества пришла новая конфронтация Западного союза, возглавляемого США, и Евразийского содружества во главе с Китаем и Россией. Это противостояние вызвано, с одной стороны, духовно-нравственной деградацией Западной цивилизации, переставшей замечать природные основания жизнедеятельности людей и отвергающей этим «исторические устои» в развитии мирового сообщества, а с другой стороны, ростом производственной мощи Китая и России, а также традиционным характером их культур, не признающим нравственные «инновации» Запада. Поэтому Третья мировая война, если она начнется, будет носить по своим мотивам максимально заостренный «идейно-нравственный» характер, исключающий возможность примирения. А основным средством осуществления этой непримиримой борьбы станет атомное оружие. Таким образом мировое сообщество все более ускоренно приближается к моменту глобальной катастрофы, грозящей человечеству гибелью в огне термоядерной войны. Есть ли у человечества какие-то надежды на предотвращение мировой катастрофы? Николай Бердяев, исследуя в прошлом веке идейные основания Первой Мировой войны, пришел к выводу, что важнейшей причиной возникновения военных конфликтов между народами является оторванность их мышления от целостности природных процессов, абсолютизация социальных факторов в реализации общественной практики:

       «Ориентация жизни сделалась социальной по преимуществу, ей были подчинены все другие оценки. Все ценности были поставлены в социальную перспективу. Человеческая общественность была выделена из жизни космической, из мирового целого и ощущалась, как замкнутое и самодовлеющее целое» - (Николай Бердяев. Судьба России).

       С наибольшей последовательностью «социальный абсолютизм» в истолковании реалий общественной жизни получил, по его мнению, в концептуальных построениях марксистского учения о социально-производственных основаниях общественной жизни.

       «Поразительно, - констатирует Бердяев, - что марксизм, который так выдвигал моменты производственные, рост производительных сил в социальной жизни и им давал перевес над моментами распределительными, был совершенно лишен космического мироощущения и явил собой крайний образец социологического утопизма, замыкающего человека в ограниченной и поверхностной общественности. Марксизм верил, что можно до конца рационализировать общественную жизнь и привести ее к внешнему совершенству, не считаясь ни с теми энергиями, которые есть в бесконечном мире над человеком и вокруг него. Марксизм - самая крайняя форма социологического рационализма, а потому и социологического утопизма».

       Неспособность, неготовность, нежелание «социальных утопистов», «рациональных проектировщиков» общественной жизни учитывать природные факторы, указывающие бесконечные перспективы исторических изменений, искажает в понимании социальной действительности образ мировой целостности, хранимой в основаниях космической реальности.

       «Человек, - констатирует Бердяев, - окончательно был водворен на замкнутую социальную территорию, на ней захотел он быть господином, забыл обо всем остальном мире и об иных мирах, на которые не простирается его власть и господство. Завоевания человека на ограниченной, замкнутой социальной территории достигались ослаблением памяти, забвением бесконечности».

       Признавая правомерность рассуждений русского философа, следует с большой осторожностью относиться к концептуальным картинам общественной жизни, не подкрепленным естественнонаучными данными, не раскрывающим связь общества с целостностью природного бытия. Для того, чтобы предотвратить третью мировую войну и спасти человечество от гибели, необходимо постичь природные пределы мировой целостности в ее исторических основаниях.

       «Углубленное сознание должно прийти к идее космической общественности, то есть общественности, размыкающейся и вступающей в единение с мировым целым, с мировыми энергиями» - (Николай Бердяев).

       К сожалению, мои неоднократные попытки указать отечественным социальным исследователям эмпирические границы мировой целостности, не получили должной оценки в их построениях, не нашли продуктивной поддержки в теоретическом осмыслении исторического материала (Л. А. Гореликов. Темпоральные основы развития мировой целостности. «Конец света» в ноосферном осмыслении современной эпохи. Глобальный Факт, не замеченный наукой ХХ века). Без проработки целостных параметров мировой реальности, без преодоления «социологического утопизма» в познании социально-исторического процесса современное мировое сообщество с его нагнетанием со стороны Западной цивилизации глобальной конфронтации неизбежно сорвется в пропасть Термоядерной мировой войны, обрекающей на гибель все человечество.      Только творческая научно-философская мысль способна предотвратить надвигающуюся катастрофу.

       «На более глубокую почву, - подчеркивает Бердяев, - должна быть поставлена та истина, что величайшие достижения человеческой общественности связаны с творческой властью человека над природой, то есть с творчески-активным обращением к космической жизни, как в познании, так и в действии».

       А основанием творческого прорыва человечества в созидании будущего служит идеальный потенциал мировой целостности.

       «Творческий труд над природой, расширенный до космического размаха, должен быть положен во главе угла. Труд этот не должен быть рабски прикреплен к земле, к ее ограниченному пространству, он всегда должен иметь мировые перспективы» - (Николай Бердяев).

       Поэтому современное утверждение глобального социума должно подкрепляться разработкой глобального мировоззрения, обращенного к постижению космической целостности бытия как идейному основанию творческой самореализации человечества.

       «Люди космического мироощущения духовно готовы идти к неведомому будущему с творческим порывом» - (Николай Бердяев).

       Доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук Лев Гореликов.

Комментарии

Александр из Германии 15.04.2022, 19:45
Спасибо Вам за прекрасный обзор.
ответить
Хирург 15.04.2022, 21:37
Действительно, ещё чуть-чуть и человечество прыгнет в пропасть.
ответить
Наталья 16.04.2022, 17:40
Сейчас хоть более менее понятно. Спасибо.
ответить
Лев ⇒ Наталья24.04.2022, 09:16
Наталия, это хорошо,что текст более-менее понятен читателям. Но одного нашего понимания мало для спасения: что надо делать для нашего спасения? Вот главный вопрос.
Ответить
Хирург ⇒ Лев24.04.2022, 14:44
Да ничего вы уже не сделаете, общество в основной массе обречено.
Ответить
Лев 24.04.2022, 12:37
Для того, чтобы решать глобальные вопросы о спасении человечества, надо прежде решить вопрос о причинах крушения советского общества. Что сгубило СССР? Такой причиной крушения стал отход советского руководства от "созидательной" стратегии к "потребляющей". До 70-х годов основой советской идеологии была задача формирования нового "человека-созидателя", а потом "человека-потребителя". Человек-созидатель подчиняет себе окружающий мир, а человек-потребитель подчиняется окруажающему миру. Поскольку освоение окружающего мира - дело научного исследования, постольку реализация социалистической стратегии есть дело науки, а не "экономики" как сферы "распределения".
ответить
Коммунист ⇒ Лев24.04.2022, 14:42
С убийством Сталина, СССР прекратил своё существование и началась деградация.
Ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения