СЕГОДНЯ БЮДЖЕТ ГОРОДА - ТУПИК.
Бюджет города - важнейший финансовый документ, состоящий из доходной и расходной частей. Что формирует бюджет города и села? Местный бюджет формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые доходы в местный городской бюджет поступают от земельного налога и налога на имущество физических лиц. Остальные налоговые отчисления поступают в региональные и в федеральные органы. Формирование бюджета города - это сложнейшая процедура. Сказать, что это было когда-то легко, значит, ничего не сказать. В советское время, при жесткой плановой системе, бюджет города, при практически повсеместном развитии инфраструктуры, постоянно не хватал для городских нужд. И тогда руководство города и планово-финансовые органы старались защищать планы по социальному развитию города в областных и республиканских органах управления. Было строгое централизованное рассмотрение распределения денежных средств в зависимости от имеющихся материальных (подчеркиваю) ресурсов для освоения выделяемых средств. В те года, где был умный руководитель городского аппарата и умное руководство планово-финансового отдела, а также, что очень важно, при имеющихся градообразующих предприятий, постоянно последовательно улучшалась жизнь города и села. И, самое главное, благополучие всех граждан.
Аналогичная форма защиты местного бюджета существует и сейчас. И сегодня немалую роль в этом играют руководство и финансовые структуры города. Каков же общий интерес к формированию и состоянию местного городского бюджета? Спросите у жителя города о формировании и состоянии местного бюджета. Только менее 0,1 процента жителей города, включая и местный депутатский корпус, и то смутно, имеет представление о состоянии бюджета города, несмотря как бы на открытость данной информации. Но это и справедливо. Поскольку все теперь интересуются вопросами только собственного семейного бюджета, который постоянно напрягает и постоянно перед каждым стоит вопрос - где найти деньги для семейных нужд. Но что должен знать каждый житель города? Каждый должен знать, что любой бюджет формируется из денег. А из чего же все же появляются деньги в бюджете. Из ничего, ничего не происходит. Любая денежная единица должна соответствовать какому-то материальному эквиваленту. Рубль должен условно соответствовать определенному количеству деталей машин, строительного материала, продуктов питания и так далее. И, если это простое определение будет понятен каждому жителю, то только тогда будет ясно, откуда могут быть деньги для каких-то нужд, поскольку они соответствуют определенному количеству труда и количеству выпущенной продукции. Если этого нет, то полученные деньги в бюджет города, не подтвержденные определенному количеству выпущенной продукции, соответствуют выделенному кредиту банком, который в последующем нужно будет вернуть. Но вернуть без производственной составляющей определенного объема продукции будет нечем. И в итоге, с каждым годом, денежных средств будет не хватать, поскольку в обороте, как истинные доходы населения, с каждым годом будут уменьшаться. Что и происходит повсеместно. Что пока спасает в целом? Это торговля сырьевых ресурсов. Но оно не бесконечно и, что главное, все это находится в частных руках и отсюда воля частника выделять их народу или же не выделять, если нет государственного контроля получаемых доходов. Пока, как показывает окружающая реальность, деньги от реализации природных ресурсов все же, в какой-то степени, погашают бюджетные расходы. Но, как и в каких объемах это происходит можно видеть на примере развития городов и сел.
Собственная местная производственная база, практически в необходимых объемах, нигде не сформирована, чтобы охватить 30-35 процентов местного населения, участвующих выпуске местной продукции. Что позволяло бы устойчиво и последовательно сформировывать бюджет города, села. Постоянная устойчивая нехватка бюджета города приводит в последующем к социальному напряжению. И реальное погашение необходимых затрат на нужды города, даже если они по объемам будут самыми минимальными в денежных выражениях, будет не хватать. Соответственно, будут увеличиваться налоговые ставки и все время администрация будет искать, какими еще способами выуживать у местного населения денег для нужд города, которых фактически у людей нет. Вот тут и круг замыкается. Долго это продолжаться не может. Причина в одном. Полное отсутствие экономической грамотности, как руководителей, так и населения. До сих пор нигде нет широкого освещения раскрытия существующих экономических законов, которые были известны еще в ХIХ веке. Если бы при формировании местного бюджета, была раскладка, из каких реальных денег будет сформировываться местный бюджет, то все бы понимали, что сбор средств происходит, прежде всего, в интересах рядового жителя города и все прекрасно понимали бы, что он в последующем не будет напрягать рядового жителя по семейному благосостоянию. Однако реальность несколько другая. Сегодня в городской бюджет поступление идет от сбора средств у населения. На производственной сфере, из которых можно собирать средства на развитие местного региона, трудится людей в пределах 17-18 процентов, а в некоторых регионах и того меньше. Вся остальная масса находится на иждивении производителей. По законам эквивалентности долго продолжаться так не сможет, исходя из потребительской корзины. Поэтому, из-за социального уже напряжения, вышли законы по увеличению пенсионного возраста. На очереди полная платная медицинская помощь, платное обучение во всех учебных заведениях и так далее. Чтобы было понятно. Социальная корзина, то есть деньги необходимые каждому гражданину на удовлетворительное проживание, с каждым определенным периодом расширяется. Но сама корзина определена не абстрактной суммой денег, а количеством необходимых материальных предметов, как, то квартира, одежда, средства передвижения, услуги ЖКХ, содержание членов семьи, обеспечение детскими дошкольными учреждениями, школами, предоставлением учебы в разного уровня учебных заведениях, полным обеспечением медицинской помощи и еще рядом необходимостей по условиям местности проживания. Это все должно как бы обеспечиваться обществом. Прежде всего, предоставлением работы и получением за это достойной зарплаты. Но все участки профессиональной деятельности должны быть нацелены на выпуске местной продукции, реализованной за пределами местности и определения доли участия каждого жителя города в этом. То есть, это непосредственный производственник, выпускающий продукцию, а также необходимое количество, поддерживающих производственников структур, в виде учебных заведений разного уровня и направления в необходимых объемах, медицинских учреждений, учреждений культур разного уровня и направления, административного аппарата, системы МВД, служб ЖКХ, строительных организаций. Вся эта схема более-менее была отработана в советское время и строго регламентирована по распределению необходимостей и обязанностей. Это все отражается эквивалентом денежных средств в обороте города. Какая картина сегодня?
Фактически градообразующих предприятий повсеместно нет. Все структуры брошены сами по себе. Подробного разбора по экономическому положению местного региона не проводится. Поэтому люди на местах не имеют никакого представления о перспективах развития города в интересах рядового гражданина. Деньги из ничего не появляются. Сегодня откуда-то должны выделятся средства на содержание 80 процентов граждан, не участвующих в производственной сфере, отраженных в денежных единицах. Получается, что 17-18 процентов производственников, истинных создателей материальных ценностей, отраженных в виде денег, должны выделять из своих доходов средства, на которые строят дома, школы, больницы, на содержание семьи, на приобретение продукты питания, на содержание ЖКХ и так далее. На содержание и выделение зарплаты всех бюджетных структур. В голове это укладывается? Вот это и есть сегодняшний реальный бюджет в истинном понимании. Вызывает огромное сомнение, что это будет продолжаться постоянно. Но ведь еще, самое главное, надо знать, что эти 17-18 процентов работают на частных предприятиях. Ну а о дальнейшем рассказывать нет смысла, поскольку каждому здравомыслящему становится понятно. Отсюда и возникает вывод, что денег на содержание огромной массы населения нет. Это действительно так. Сразу же у обывателя возникает вопрос. Дескать откуда в периодической печати возникают сведения об изъятии миллиардов рублей наличных (подчеркиваю) у частных лиц. Правильно! Сегодня основные доходы получаются от реализации природных богатств, при минимальных затратах и огромных прибылях. Но закон экономики основывается на понятии товар-деньги-товар. Так на нашем этапе он обрывается на товар-деньги. В итоге происходит накопление огромного количества денег у небольшой кучки людей, которые полностью удовлетворяют их материально в максимальных объемах и через некоторое время, поскольку они не участвуют в необходимом обороте обязательного участия в экономике в виде производства товаров, превращаются в обычные бумажки. Кроме этого они являются постоянным источником для криминального интереса. Что и подтверждается множеством повсеместных публикаций. И если срочно не произойдет переориентация этой огромной массы денег на внедрение в отечественную экономику, то социальный провал неизбежен. Собственно говоря, это уже и происходит. При существующих возможностях распространения экономической грамотности населения на всех этапах, обстановку можно отрегулировать. Только в этом должны быть заинтересованы все слои населения. Тогда и бюджет города будет реальным.
Пётр Юхнин.