РУССКИЙ МИР. АРХЕОЛОГИЯ ДУХОВНОГО БРАТСТВА. ЧАСТЬ 3.
Практическая основа русского братства.
Идейным стержнем братского сотрудничества Украины с Россией, практической основой духовной консолидации русско-украинского этноса должно служить смысловое созвучие двух однокоренных языков - малоросско-украинского и великоросского. Дух первого устремлен к Богу и смысл его заключается в приобщении людей к божьей Славе, в постижении божественного закона, тогда как дух второго коренится в земном естестве человеческого существа и смысл его состоит в претворении свободной воли людей, в прославлении братской благодати их совместных практических дел.
«Чтобы понять роль русского языка, - объясняет Патриарх Кирилл природу русского слова, - надо иметь ясное представление о его генезисе. Хотел бы напомнить, что русский язык стал плодом совместных усилий тоже людей разных национальностей. Он возник как средство общения между разными народами».
Дух взаимопонимания и доверия между народами творит жизненное пространство русского языка, наполняя его светом социального и межнационального согласия в устроении совместного будущего. Конечный смысл малоросского и великоросского языков состоит в обретении и утверждении созидательной энергии Любви как первоосновы духовного союза Бога и Человека.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, - возвещает апостол Павел о конечном смысле земных дел людей, - то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Если «украинский» язык устремлен к утверждению Воли Бога, то великорусский предназначен для наиболее продуктивного решения земных проблем общественной практики. Если самосознание малороссов обращено в первую очередь к Богу и звучит в языке во Славу Бога, то сознание великороссов нацелено прежде всего на реализацию земных дел, трактуя религию как личное дело граждан. Поэтому власть украинского языка должна утверждаться украинцами в их молитвенном общении с Богом, а русская речь оказывается способной управлять общим ходом земных дел людей, выправляя политику государств логикой разума как наиболее верной стратегией земной жизни. Поэтому не следует «братьям-украинцам» навязывать свой «священный язык» общения с Богом другим народам в реализации ими земных задач совместной социальной практики. Соборный дух Любви объединяет, роднит усилия малороссов, великороссов и белорусов в служении праведному делу.
«Ядром русского мира, - подчеркнул Патриарх Кирилл на III Ассамблее Русского мира, - сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия, и святой преподобный Лаврентий Черниговский выразил эту идею известной фразой:
«Россия, Украина, Беларусь - это и есть святая Русь»».
Действительная Сила братского дела восточных славян коренится в свободном, самобытном настрое их языков, призванных проповедовать и утверждать Божью Благодать в мире. Поэтому Вера наша живет в нашем полнозвучном Слове, связующем Бога и Человека животворным духом взаимной Любви.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Если Киевский период русской истории исповедовал принцип «социальной традиции» в качестве первоосновы продуктивной общественной практики и утверждал этим «вечное прошлое» в русской жизни, то Российско-Советская эпоха строила свою жизнь в динамическом культе «настоящего», в постоянном практическом приращении новых территориальных владений вплоть до создания в ХХ веке Всемирной системы «реального социализма». Постсоветское разрушение Русского мира может быть остановлено лишь пробуждением творческой энергии «русского разума»: такое интеллектуальное пробуждение духовных сил русских народов требует от них преодоления границ «настоящего» и сознательного проектирования контуров «разумного будущего», то есть углубления своей сугубо теоретической способности. Если Киев укрепляет духом православной веры «прошлое» Русского мира, а Москва и Петербург утверждают его рассудочное «настоящее», то Минск должен стать центром теоретического проектирования русского «будущего». Но чем же можно тогда объяснить отрицательное отношение значительной части украинского общества к евразийской идеологии и возникшие расколы в русско-украинском православии? Эти противоречия не являются следствием сугубо внешнего влияния политической конъюнктуры, а выражают духовные метания украинского общества в стремлении к идейной самоидентификации своей внутренней сути.
Принцип родства, объединения людей духом любви, питающий идеологию православной соборности, настаивает на совпадении социальной иерархии в отношениях между индивидами и сообществами с исторической последовательностью их возникновения в действительном мире, когда исторически первое оказывается также и логически более существенным, и глубоким по духовному качеству, более основательным в социальном укладе человеческой жизни. Украина в своем осмыслении исторических связей русско-российского и украино-русского социокультурных миров интуитивно ощущает себя душой евразийской цивилизации, представляя Россию во всей ее пространственной шири телесным воплощением сердечных импульсов Киевской земли, согревающих и смягчающих живой энергией любви абстрактный интеллект Петербурга и потребительский голод Москвы.
Отсюда и проистекает стремление Украины как исторического первоначала русского мира, как малоросского сердца великой России, освободиться от телесного давления ее политической массы на свое душевное существо, стать вполне самостоятельным, истинно «священным» центром духовных потенциалов евразийской цивилизации, независимым от природной разноликости российского поликультурного и многоэтнического естества, утвердить истинную иерархию бытия ‒ духовную зависимость социального тела от идеальных помыслов православной души. Из того же стремления украинского самосознания к реализации идеи православной державности произрастает и нынешний раскол церковных сообществ православного населения Украины на Украинскую Православную Церковь (УПЦ в составе Московского Патриархата), Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата и Украинскую Автокефальную Православную Церковь (УАПЦ). Украинское религиозное самосознание помнит о своем историческом первородстве в приобщении к христианской истине и потому претендует на идейное первенство в духовном укладе украино-русского православно-церковного общения, на организационную самостоятельность в отношениях с Русской Православной Церковью, слишком зависимой от земных интересов российского государства, ограниченной в своей духовной практике политической волей Кремля. Признавая определенную историческую основательность претензий украинского православия на идейное руководство религиозной жизнью русско-украинского православного сообщества, на первенство в организации церковной жизни, нельзя признать адекватными избранные пути и средства достижения церковной самостоятельности, подрывающие единство русско-украинского православного сообщества, не сплачивающие верующих, а раскалывающие их по политическим мотивам и напоминающие по своим разрушительным последствиям политические революции. В разрешении спора с Московским патриархатом украинское православие должно руководствоваться не своей земной волей, пусть даже и благой по логике земного разума, а высшей волей Божественного наставника христианской церкви. Воля Божественного провидения должна быть положена в основание решения вопроса об организационном статусе украинской православной церкви.
Поэтому православные приходы Украинской земли, исповедуя Мудрость Творца, должны в ожидании знаков свыше хранить духовную чистоту православной веры и укреплять организационное единство украинского православного сообщества с канонической жизнью Русской православной церкви Московского Патриархата. Эта высшая Воля Творца, устанавливающая границы жизни и смерти в делах земных, может быть ниспослана верующим двумя путями - земным и небесным, карающим и вдохновляющим. Знаком карающей Воли Бога за грехи наши может стать историческое падение Третьего Рима, то есть крушение Москвы как политического центра российского государства и нынешнего духовного центра русского православия. В случае такого катастрофического развития событий Киев оказывается историческим правопреемником патриаршей власти русской православной церкви. Однако этот путь обретения украинским православием властных полномочий в руководстве русско-украинским церковным сообществом будет означать гибель «телесного естества» православной идеи, без которого не выживет и сама религиозная душа русского мира, то есть православная Украина.
Хочется верить, что нас не постигнет кара Господня, что православная церковь все еще хранит Истину, не отступилась от праведной Веры. Надо надеяться, что Господь вразумит заблудших и не оставит нас без своего покровительства. В таком случае Украине следует ожидать позитивного знака высшей воли, то есть зримого образа Святого Духа, просвещающего и вдохновляющего богоугодного праведника. Следовательно, действительным знаком свыше должно быть явление «живого посланника» Божьей воли, то есть истинного «пророка», хранителя и проповедника божьего откровения, перед духовной силой и нравственным достоинством которого преклонится вся Русская православная церковь.
Поэтому украинское православие лишь тогда утвердит Киев центром православной веры всего русско-украинского мира, когда украинская земля взрастит в своем лоне действительного помазанника Божьей Благодати, обладающего даром пророчества Высшей Воли. Третий Рим должен оправдать свою державную волю светом божественного откровения Нового Иерусалима. Ведь истинная идея исторических дел людей и народов «есть не что иное как образ их бытия в вечной мысли Бога». Так будем же вершить праведное дело своих предков и утверждать веру отцов наших как истинную основу нашего духовного братства и славного будущего всего русско-украинского сообщества.
Творческий ресурс Русского мира в созидании будущего.
Мировое сообщество переживает ныне период глобальных катаклизмов, свидетельством чего стали необычные явления в геоклиматических процессах, в распространении эпидемии убийственного Коронавируса, в социальных потрясениях США как генеральном спонсоре современного социума. В этой катастрофической динамике нашего времени мировое сообщество с надеждой ждет второго прихода «Спасителя», способного вывести человечество из исторического тупика, указать дорогу в разумное будущее. Таким Спасителем рода человеческого от исторической гибели может и должен стать Русский народ с его жизненной программой справедливого обустройства земного бытия людей и освоения Космоса. Чем определяется созидательная сила русского народа? Она зависит от его духовно-нравственной сплоченности в целенаправленном созидании будущего: если такой духовной стяжки не будет в практических действиях русских людей, то их совместное будущее развеется в пыль на ветру исторических перемен. Нынешнее 30-летнее забвение этой русской «идеологической максимы» в исторической практике постсоветской РФ, Украины и Республики Беларусь может неожиданно завершиться для них катастрофическим провалом, аналогичным гибели советской державы.
Поэтому первым требованием русского разума в проектировании будущего должно стать идеологическое самоопределение своего духовного существа в реалиях глобального социума как жизненного пространства взаимодействий самобытных цивилизаций народов Юга и Севера, Запада и Востока. Народы Южной цивилизации, проживая в зонах природного изобилия, узаконили в религиозных доктринах индуизма, иудаизма, ислама принцип «тождества», неизменности своих практических установок, осуществляя в организации собственной жизни жесткую дифференциацию населения по социально-производственному, межнациональному и универсально-нравственному основанию. Если представители Восточной цивилизации руководствуются в своей исторической практике принципом «коллективизма», семейно-родовой сплоченности, то граждане Западного мира культивируют дух «индивидуализма», узаконенного «соперничества» людей в достижении житейских благ. Высшим ориентиром практических усилий народов Севера, проживающих в наиболее жестких климатических условиях и сплоченных духовным единством русских масс, оказывается требование «коллективной разумности», наглядным свидетельством которой служат плоды «творчества», саморазвития своего социального существа. Поэтому лишь культ «творчества» в социальной практике народов Русского мира способен обеспечить их достойное будущее в пространстве глобального социума. В своей творческой устремленности народы Севера оказываются нравственной противоположностью народов Юга с их абсолютизацией неизменного порядка социального бытия.
Духовным средоточием «творческих потенциалов» коллективной жизни северных народов служит православная вера в «Любовь» как созидательную суть разумно устроенного всемирного социума. Если нравственная противоположность восточной и западной цивилизаций раскрывается в «количественных» приоритетах «общего» и «особенного» их социальных запросов, то духовным основанием размежевания культур южной и северной цивилизаций оказывается качественное различие внешних и внутренних причин движения народных масс. Это духовное размежевание представлено особой природой «мужского» или «женского» естества, принудительно-физическим или самовольно-органическим характером их исторических действий, механической или же генетической детерминацией общественного процесса. Если «мужской характер» южных народов публично заявил о себе признанием «борьбы», четкого разделения людских масс первоосновой становления социально-кастовой системы индуизма, национального возвышения иудаизма и воинственного экспансионизма ислама, то «женственная» душа северной цивилизации была сформирована религиозной верой русского народа в животворящую силу Любви как спасительную для рода человеческого. В то время как малороссы-украинцы поклоняются в значительной массе ценностям западного «индивидуализма», а великороссы-россияне склоняются к традициям восточного «коллективизма», то для граждан Беларуси в наибольшей мере оказалось присуще стремление к согласованию «общего» и «особенного» в гармонии социальной целостности, способной к творческому саморазвитию собственного существа. Если малороссы-украинцы исповедуют неизменный дух Прошлого, а русские великороссы стремятся установить общие повеления Настоящего, то белорусы хотят определить скрытые возможности Будущего, надеются выявить его совершенные черты. Для полноценной реализации своего творческого порыва белорусский народ должен победить в себе «женские слабости», ограничить свою женскую натуру разумными рамками, преодолеть свою женскую склонность прятаться от жизненных невзгод за широкую спину восточного соседа и утвердить себя идейным лидером поступательного развития Русского мира в реалиях глобального социума. Намеченный мной в ряде публикаций «Белорусский проект» исторического будущего Русского мира требует для практической реализации существенного подкрепления жизненной энергии белорусского народа идеальным напряжением личной воли его политических лидеров. Практическим завершением устремлений народного духа к лучшему будущему становится возвышение к кормилам государственной власти духовно сильных личностей. Как показывает практический опыт Советских времен, для успешного развития страны в пространстве глобального социума требуются выдающиеся личности:
«Кадры решают все».
Сегодня постсоветская Россия испытывает явный кадровый голод в созидании будущего, упорно отрабатывая более 20 лет строевую команду для россиян «шаг на месте» и давая украинцам и белорусам возможность предложить свой план действий в обустройстве Русского мира. Украинцы, добившись «долгожданной» политической свободы, тут же отдали ее в распоряжение западного социального союза, надеясь укрыться от нынешней геополитической непогоды в комфортабельной прихожей Европейской гостиницы: остается последняя надежда на белорусов, что они выведут русский народ из исторического тупика. Но для этого белорусский социум должен направляться в своей политике подлинным национальным Лидером. Кто достоин такого звания в современном белорусском обществе? Нынешняя геополитическая ситуация глобального кризиса требует от всякого национального лидера главного социального качества - политической надежности в защите коренных интересов страны, практической «продуктивности» в осуществлении жизнеутверждающего курса развития общества. Для Республики Беларусь такой «надежный курс» был проложен под руководством президента страны Лукашенко Александра Григорьевича. В каких нравственных качествах Александра Лукашенко выражается его преданность «народному Делу», «социальная нацеленность» его политической линии на развитие белорусского общества? Его социальный облик определяют три главных нравственных достоинства:
1. «гражданский патриотизм», радикальная приверженность интересам «родной земли», историческим традициям совместного проживания «российских народов»;
2. «социальный коллективизм», нравственная приверженность общенародным ценностям социалистического образа жизни советских граждан;
3. «национально-государственный патернализм», признание суверенной воли белорусских граждан высшей установкой своей политики в претворении будущего, отвергающей претензии кремлевского руководства постсоветской РФ на управление развитием белорусского социума.
Такой набор нравственных качеств служит убедительным свидетельством социальной благонадежности национального лидера Республики Беларусь. Продуктивное продвижение белорусского общества к лучшему будущему требует в условиях всемирного кризиса постоянной корректировки избранного политического курса страны в ходе общения национального лидера с народными массами. Это общение с народом предполагает учреждение в системе демократических институтов Республики Беларусь трех «общенациональных советов»:
1. «Общенационального Верховного Идеологического Совета» как органа общения действующего Президента Республики с бывшими исполнителями президентских и премьерских полномочий, а также верховными иерархами основных религиозно-церковных сообществ страны;
2. «Общенационального Верховного Ученого Совета» как органа общения действующего Президента Республики с деятелями научного сообщества в лице представителей основных университетских и главных академических научно-исследовательских центров страны;
3. «Общенационального Верховного Общественно-Политического Совета» как органа общения Президента Республики с представителями основных политических партий и общественных движений страны по отработке патриотического курса ее развития.
Лишь в осуществлении постоянного общенационального диалога главы государства Республика Беларусь с разумными представителями гражданского общества открывается ясная перспектива исторического будущего страны. Но при всех возможных исторических разворотах гражданской жизни белорусского социума следует сохранять генеральную логику его практических действий, обеспечивающую идейный ресурс, стратегический курс поступательного развития государства. В условиях глобализации современного социума главной ресурсной базой общественной практики становится научный интеллект, нацеленный на познание объективных законов мировой целостности. Социально-практическая дилемма в управлении современным обществом между политической «волей Большинства» и консолидированной «волей Капитала» получает продуктивное разрешение на основе признания безусловного приоритета в проектировании разумного будущего человечества требований «Научного Разума». Обладателем этого стратегического ресурса в развитии глобального социума является научная общественность или, в максимально широком социальном измерении, «интеллигенция» как общественный слой творчески заряженных представителей национального сообщества, выступающих духовными наставниками народных масс в осуществлении исторической практики и хранителями национальных идеалов. Этой лучшей частью белорусского общества и должна стать национальная интеллигенция. Важнейшим императивом в деле разумной организации белорусского социума должен стать культ научных знаний, утверждение открытий передовой науки идейной первоосновой развития современного общества как реализации стремления народов к универсализации законов своей конструктивной деятельности. Ключевой проблемой в практическом самоопределении любого национального сообщества является вопрос о приоритетной форме собственности на средства производства - частной или общественной. Подлинно «целостная организация» хозяйственно-экономического базиса Республики Беларусь должна строиться на разумном, сбалансированном сочетании этих форм в производственном процессе и включать три главных уровня его осуществления.
Во-первых, это «высший» или государственный уровень организации общественного производства, оформленный «национализацией» и «научной организацией» производительных сил страны для разработки ее природных ресурсов и связанный с развитием стратегических предприятий оборонного сектора, обеспечивающих выживание социума в любых условиях геополитической изоляции. На этом уровне организации национальной экономики привлечение «частного капитала» носит «исключительный», максимально ограниченный характер.
Во-вторых, это «средний» уровень «регионального производства», обусловленный природно-климатическими особенностями отдельных регионов страны как главном факторе в сельскохозяйственном обеспечении жизни населения разнообразными продуктами питания и предполагающий равные доли участия государственного и частного капитала.
В-третьих, это «нижний» или местный уровень общественного производства, представленный в основном торговыми предприятиями «частной» хозяйственно-экономической инициативы и нацеленный на максимально полное удовлетворение жизненных интересов граждан. Здесь роль государства состоит в обеспечении «массовых потребностей» населения, не претендуя на исполнение всех индивидуальных запросов людей. Но на всех уровнях хозяйственно-экономической жизни страны приоритетную роль должны играть «высшие», «общенациональные» виды производства как практические основания для локальной специализации производственных усилий в рамках сохранения единого политико-правового и социально-нравственного пространства страны.
Намеченный президентом А. Лукашенко патриотический курс развития страны требует от ее граждан прежде всего подтверждения их личного согласия с заповедью православной веры об этнокультурной дифференциации людских масс, отвергающей проект «Вавилонской башни» по унификации человечества как нечестивый в подавлении национальных особенностей человеческих сообществ. Для точного соблюдения, установленного самим Господом-Богом закона об этнокультурном разнообразии людских масс следует признать абсолютно правомерным указание в идентификационных документах граждан Республики Беларусь, РФ и Украины (в государственных паспортах) их национальной принадлежности (русский, белорус, украинец, татарин, еврей, поляк и так далее и тому подобное) на основе их добровольного самоопределения своего этнокультурного лица.
Если социально-производственные, профессионально-классовые различия между людьми выражают внешние, локальные особенности их жизнедеятельности, то внутренние, духовно-личностные основы их самоидентификации определяются историческим развитием духовного опыта этнических сообществ, внешне представленного символическим строем национальных языков. Поэтому идейной первоосновой научного познания объективного мира должно стать научно-философское мировоззрение «онтологического символизма», утверждающее законы исторического генезиса национальных языков определяющей силой духовного развития человечества. В заключение своего Русского Воззвания я хочу обратиться к гражданам Республики Беларусь и прежде всего к белорусским женщинам - женам и матерям, дочерям и сестрам: дорогие белорусские сестры, уймите свой политический пыл и займитесь проблемами семьи, детского воспитания и религиозно-нравственной консолидации белорусского общества. Из всех трех основных регионов русской народной жизни, представленных Украиной, Российской Федерацией и Республикой Беларусь, лишь последняя обеспечила нацеленное воспроизводство «общей культуры» народных масс, поддерживая достойный уровень как материальной жизни граждан, так и духовного их развития. Пожалуйста, не толкайте страну в пропасть гражданского безумия: остановитесь перед непоправимыми последствиями для будущего своих детей, о чем нам так наглядно поведала Киевская «революция достоинства». С надеждою на укрепление державной воли белорусского народа в претворении разумного будущего всего Русского мира.
Доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук Лев Гореликов.
Комментарии