РУССКИЙ МИР. АРХЕОЛОГИЯ ДУХОВНОГО БРАТСТВА. ЧАСТЬ 2.
Праведизм как первородный смысл Русской веры.
Какая же религиозная идея, по оценке нашего разума, наиболее перспективна в украинской культуре, животворна для русского духа Украины, продуктивна в руководстве ее общественной практикой? С позиции разума, обращенного к внутренним основаниям всего сущего, высший смысл исторической жизни народа будет представлять та идея, которая наиболее органично выразит его первородную суть, изначальное естество, характеризующее самобытное начало народной души, еще не замутненное никакими чужеродными влияниями. Поэтому для обоснованного ответа на главный для Украины вопрос о смысле ее существования в современном мире следует уяснить духовную подоснову всей русской культуры, ее первородную религиозную душу, представленную древнеславянским языческим естеством. Сегодняшний религиозный настрой национальной идеологии Украины должен для исторической продуктивности в наибольшей мере выражать первородные чувства древнеславянской религиозной концепции Бога и человека. К сожалению, живые ростки этой религиозной традиции погибли в коллизиях русской истории и лишь подлинное чудо, вмешательство высшей воли может возродить их к новой жизни. Таким историческим чудом в отечественной культуре стало нежданное обретение в ХХ веке «Велесовой книги», в которой говорится не только о религиозной вере наших предков, но также о главных принципах их земной жизни, о легендарном прошлом всего славянского племени. С момента обретения текстов древнеславянской религиозной традиции, представленных «Книгой Велеса» (Велес, Волос - в славянской мифологии бог скота, богатства и наставник людей в практической мудрости), споры профессионалов, представителей научной и околонаучной общественности об их исторической подлинности не утихают. Не имея намерения стать очередным участником многолетней дискуссии, сконцентрированной на конкретно-предметной сути «явленного» памятника, попытаемся взглянуть на него как на текст культуры, призванный очертить феноменологию древнего восточнославянского архетипа. Задаваясь закономерным для здравого смысла вопросом о нравственных мотивах появления «Велесовой книги» в контексте русской исторической жизни, мы находим этому явлению не только социокультурное оправдание, но обнаруживаем в нем, как теперь принято выражаться, ответ на сформулированный в обществе запрос на определение исторической подосновы русской самоидентификации, на актуальную программу формирования национального самосознания. Закономерно, что архетипическое сознание предстает в мифологизированной форме, где сам характер мифологических построений является гипертрофированным выражением ментальной сути этноса.
Потребность у восточнославянских народов в мифологизированных преданиях о нравственных основах своей исторической жизни, рождаясь в глубокой древности, многократно возрастает в «переломные эпохи» посткризисного выбора ими своего дальнейшего исторического пути. Таково наше сегодняшнее время, требующее для самоопределения и консолидации русской нации «реалистичных повествований» о возвышающем над земной жизнью духовном подвиге народа, об истинных его героях, о содержательном единстве исторической практики народных масс. «Книга Велеса» устраняет обострившийся дефицит исторической памяти у русского народа, возрождает ее как нравственную предпосылку для формирования позитивного образа желанного будущего, создает смысловой контекст единой, целостной жизни народных масс как базиса их национальной самоидентификации. Это глубинное явление Русского духа, творящего историческую жизнь и запечатлевшего ее деяния в литературном предании своей исторической памяти, которое по «вселенским масштабам» и по историческому смыслу вполне может сравниться с «Повестью временных лет», «Словом о Законе и Благодати», «Словом о полку Игореве». Перейдем к рассмотрению концептуальных оснований русской и украинской духовности с использованием словесно-образной ткани «Велесовой книги». Высший смысл религиозной веры наших предков запечатлен, согласно текстам «Велесовой книги», самим именем славянского этноса, происходящим от глагола «славить» - «прославлять», «восхвалять».
«Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать, снопы свивая, на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и почитать Его как Отца Божьего: Отцом нашим, а матерью - Славу. Так мы шли, и не были нахлебниками, а были славянами-руссами, которые Богам славу поют и потому - суть славяне».
Род «славянский» славен тем, что прославляет богов своих и словом, и делом.
«И вот начните, во-первых, - главу пред триглавом Склоните! Так мы начинали, великую славу Ему воспевали, Сварога - Деда Богов восхваляли, что ожидает нас. Сварог - старший Бог Рода Божего и Роду всему - вечно бьющий родник».
Для древнеславянской религиозности характерна прежде всего полная идейная самоотдача, религиозная самоотрешенность от своей воли во имя высшей воли богов, неограниченная вера в божий промысел о человеке.
«И Громовержцу - Богу Перуну, Богу битв и борьбы говорили:
«Ты, оживляющий явленное, не прекращай Колеса вращать! Ты, кто вел нас Стезею Прави к битве и тризне великой!».
О те, что пали в бою, те, которые шли, вечно живите вы, в войске Перуновом!».
Славянская вера напрочь отвергает какое-либо двоедушие в жизни человека и вверяет его судьбу высшему провидению, не требуя от богов никаких благ.
«А какие мы сами-то Перунько и Сноп знают. И так как мы молили Бога, славу вознося, но никогда не просили Его, и никогда не требовали с Него то, что необходимо нам для жизни».
Самоотрешенность, безусловная вера славянского племени в высший промысел определяет его практическую жизнь как «путь Прави», как «религиозно-нравственный Праведизм».
«И вот мы брались за гадание Велесово, и все по нему сбывалось, поскольку поведали все о грядущем Матери Славе нашей. И Она, нисходя к нам, рекла всегда о будущем. И потому мы должны бросать в огонь травы и призывать Матерь Славу и Велеса. Ибо Они учили нас чтить Богов наших и водили за руку Стезей Прави».
Путь Прави начинается для славян с утверждения Божьей Правды на Русской земле.
«И тогда впервые Правь была изречена отцам нашим от праотцов, охраняющих нас от Нави, кои в великой борьбе силы дают нам отражать врагов Божьих».
Абсолютная покорность древних русичей воле богов не является слепым повиновением бесправных рабов требованиям господина, а представляет собой преклонение верных детей перед праведной волей своих небесных родителей.
«И это - есть и будет нашей истинной жертвой Богам, которые суть наши Праотцы. Ибо мы происходим от Дажбога, и стали славны, славя Богов наших, и никогда не просили и не молили их о благе своем».
Безграничное доверие древнего русича богам есть выражение его сыновнего долга, когда род славянский представляется божьим народом, творящим на земле святую волю своих духовных родителей.
«И Святовиту мы славу рекли. Он есть и Прави, и Яви Бог! Песни поем мы Ему, ведь Святовит - это Свет. Видели мы чрез Него Белый Свет. Вы посмотрите: Явь воздымает, нас от Нави уберегает! Мы восхваляем Его! Славьте великого Святовита:
«Слава Богу нашему!».
И восскорбите же сердцем своим, дабы вы смогли отречься от злого деяния нашего, и так притекли к добру. Пусть обнимаются Божии дети».
Религиозный «праведизм» древних славян утверждает их кровное родство с богами, которые всегда придут в трудную минуту на помощь своим верным детям.
«Будьте сынами своих Богов, и сила их пребудет на вас до конца!».
Поэтому славяне должны оставаться духовно чистыми перед богами, не поклоняться чужим богам, не отступать от своих небесных покровителей, следовать их заветам, идти по жизни путем Прави, быть защитниками Правды на земле.
«Так шли на юг к морю и мечами разили врагов, шли до горы великой, до долины с травами, где много злаков. И там освоился Кий, который начал строить Киев, ставший русским. Много крови стоил тот исход славянам. Анты пренебрегли злом и шли туда, куда Арий говорил. Ибо «кровь наша - святая кровь», - про это он говорил в Семиречье. И все мы русичи. И мы не слушаем ворогов, которые говорят недоброе. Мы происходим от отца Ария».
Первым законом праведной жизни древних русичей было требование свободы, как главной ценности земного бытия человека.
«Там Перун идет, тряся золотой головой, молнии посылая в синее небо, и оно от этого твердеет. И матерь Слава поет о трудах своих ратных. И мы должны ее слушать и желать суровой битвы за Русь нашу и святыни наши. Матерь Слава сияет в облаках, как Солнце, и возвещает нам победы и гибель. Но мы этого не боимся, ибо имеем жизнь вечную, и мы должны радеть о вечном, потому что земное против него - ничто. Мы сами на Земле, как искра, и потому можем сгинуть во тьме, будто не было нас никогда. И так слава наша течет к Матери Славе, и пребудет в ней до конца веков земных и иной жизни. И с этим мы не боимся смерти, ибо мы - славные потомки Дажьбога».
Только при сохранении свободы, самоотверженной защиты русской земли от врагов, реально подтверждается преданность славян высшему промыслу и сохраняется божье попечение о них как своих детях.
«И вот Боги говорят нам:
«Ходите по Руси и никогда к врагам!».
И Матерь Сва-Слава поет, чтобы мы шли в поход на врагов. И мы верили Ей, так как Слава - Суть Птица Вышя, летящая из Сварги над Русью».
Поэтому каждый русич должен быть прежде всего воином, защитником родной земли, и ради свободы обязан пожертвовать своей жизнью, ибо в свободе кроется связь человека с небесными прародителями.
«И вот Сварог, который суть Сам Творец, сказал Арию:
«Сотворены вы от перстов Божьих. И будут про вас говорить, что вы - сыны Творца, и станете вы как сыны Творца, и будете как дети Мои, и Дажьбог будет Отцом вашим. И Его вы должны слушаться, и он вам скажет, что вам иметь, и о том, что вам делать, и как говорить, и как творить требы. И вы будете народом великим, и победите вы весь свет, и растопчите роды иные, которые извлекают свои силы из камня, и творят чудеса - повозки без коней, и делают разные чудеса без кудесников».
Поскольку «Праведизм» провозглашает родственные узы славянского племени с богами, постольку сами родовые связи обретают сакральный смысл, становятся земным и вполне зримым выражением присутствия высшей воли в делах людей. И потому не может быть подлинной любви между родителями и детьми вне родственных чувств между братьями и сестрами. Единство рода является главным внутренним фактором сохранения свободы и праведной веры.
«И тут начали ведать истину, что мы имели силу, лишь когда были вместе - тогда никто не мог одолеть нас. И в степях нас, объединившихся, не одолели, ибо мы - русские и себе славу получили от врагов, проклинающих нас».
Священный дар свободы лишь тогда может сохраниться в жизни людей, когда они жертвуют своей жизнью ради будущего своих сородичей. Поэтому павшие в битве за родичей обретают жизнь вечную.
«И вот Матерь Слава крылами бьет, бьет крылами Она и поет о подвигах ратных и славе воинов, - тех, что испили воды живой от Перуницы в лютой сече. И эта Перуница к нам прилетала, и павшим Перуница рог подавала, полный воды жизни вечной, всякому воину, мечом пораженному, или потерявшему буйную голову. И вот потому мы смерть не имели, имели же мы – жизнь вечную, и братья всегда трудились для братьев!».
Семейные отношения, узы родства носят в мировоззрении древних славян-русов священный, нерасторжимый характер, определяющий путь Прави как исполнение нравственного долга перед праотцами, как утверждение духовного братства поколений в свершении общего дела.
«И так провозглашали мы славу Богам, которые суть Отцы наши, а мы - сыны Их. И будем достойны Их чистотой телес и душ наших, которые никогда не умрут. И не умирают они в час смерти наших тел. И падшему в поле Перуница давала выпить Воду Живую. И выпивший Ее отправлялся к Сварге на Белом коне. И там Перунько его встречал и вел в благие Свои чертоги. И там он будет пребывать в это время, и достанет себе новое тело, и так станет жить, радуясь и творя молитвы за нас ныне, и присно, и от века до века».
Таким образом, сыновнее самопожертвование, нравственное чувство любви и братской солидарности, самоотверженности, жертвенности ради русской земли и родичей определяет главное качество древнеславянской «русской ментальности».
«Услышь, потомок, песню Славы! Держи в сердце своем Русь, которая есть и пребудет землей нашей! И мы были обязаны оборонять ее от врагов. И умирали за нее, как день умирает без Солнца».
В наибольшей мере это нравственное чувство братской любви, «общего дела», духовного единения людей в претворении совместного будущего присутствует в идее «православной соборности», составляющей основу современной идеологии евразийства. Православная идея «духовной сродности» людей с Творцом мироздания начисто отвергает протестантскую этику «индивидуального спасения» и частично католическую доктрину земного «единоначалия» как ограничивающую дух божьей любви в делах людских. Земная жизнь людей определяется совместным усилием их объединенной доброй воли, основанной на Божьем промысле духовного единения человечества в претворении общества всеобщей любви. Поэтому истинной национальной идеей Украины как исторически первой «земной ипостаси» Русского духа является всечеловеческая идея «православной соборности», претворения в современном мире Божьего замысла «православной державы» как живого символа действительного присутствия в делах людей Высшей воли. Особая духовная связь древнего восточнославянского благочестия с живой истиной православной веры получила каноническое выражение в евангельском сказании о приходе волхвов с Востока с дарами новорожденному Иисусу.
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» - (Мф. 2:12).
Следовательно, первыми хранителями благой вести о рождении Спасителя и главными учителями истинной веры были эти восточные избранники божьего откровения. Если древнерусский «Праведизм» проповедовал антропотеизм как учение о духовном родстве Бога и человека в кругу славянского родового единства, то православное христианство распространило идеологию братской любви и семейной сродности на все человечество. Лишь в отношениях между родными вполне разумно и потому правомочно требование полного самопожертвования, согласно которому если ударит тебя родной человек по левой щеке, то подставь правую. Данный закон неограниченной братской любви в отношениях между людьми получил в ХХ веке новую актуализацию в категорическом требовании Л. Н. Толстого - нравственного символа современной Русской идеи - о непротивлении злу насилием. Украинская идея обосновывает этот императив братских отношений между людьми мыслью о божьем граде на родной земле, о совершенном социуме, о православной державе, основанной на благодати Божьей Любви. Об этом так возвещает нам «Повесть временных лет».
«А Днiпро впадає в Понтське море трьома рукавами.
I море те називають Руським.
Понад морем Руським учив святий апостол Андрiй.
I прийшов до гирла Днiпрського.
I звiдти пiшов по Днiпру горi,
I за призначеyням божим прийшов.
I став пiд горами на березi.
I, вставши зранку, рече учням своїм, що були з ним:
«Бачите гори оцi? Яка на гора цих возсiя благодать божа,
I має бути город великий,
I богато церков бог воздвигне»».
Украинская идея - это идея Нового Иерусалима Любви Божьей ко всему Человечеству.
«И увидел я, - говорится в Откровении Иоанна Богослова, - новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» - (Откр. 21:3).
Таким образом, наиболее глубокими корнями в национальном самосознании украинского социума обладает идея «православной соборности», семейной сродности и братской любви между людьми как претворения высшей Любви их Небесного Отца. Действительный дух православной церкви живет в полноте семейной любви: семья - это и есть живой образ Града Божьего на земле. Реализовать на украинской земле эту православную идеологию вселенского братства людей невозможно без духовного единения украинского социума, без его идейного согласия с Русской православной церковью, без зримой консолидации украинского общества с Русским миром, без братского союза Украины с Россией.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук Лев Гореликов.