РУССКАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ МИРОВОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ. ЧАСТЬ 2.
2) Объективно-предметная логика мирового развития.
19. Целостная организация «неживой природы» определяется теоретической физикой Нового (XVII-XVIII веков) и Новейшего времени (XIX-XX веков) как «развивающаяся системная реальность», обладающая внутренним единством и представляющая собой динамический комплекс взаимодействующих потенциалов пространства, движения, времени с последовательным преобладанием в структурировании бытия то одного фактора, то другого, то третьего с дальнейшим повторением проделанного цикла на более глубоком уровне обобщения необходимых зависимостей.
20. Концептуальное содержание первого цикла теоретического моделирования необходимых связей неживой природы представлено механической теорией Ньютона, теоретической термодинамикой и специальной теорией относительности (СТО), последовательно формирующих научный образ мироздания. Если механическая картина мира утверждает ведущую роль в организации бытия пространственно-геометрических зависимостей, а электродинамические процессы моделируются в СТО на основе доминантных потенциалов времени, то термодинамический образ действительности формируется на основе вероятностных значений подвижных смещений «пространства-времени», стирающих однозначную определенность массовых физических явлений в пространстве и времени. Если качественная определенность механических взаимодействий представляется понятием «корпускула», а физическая непрерывность электромагнитных явлений выражается понятием «поле», то вероятностная особенность термодинамических процессов раскрывается динамическим понятием «волна», сочетающим свойства прерывности и непрерывности.
21. Концептуальное содержание второго цикла моделирования необходимых связей неживой природы также представлено тремя качественно своеобразными системами теоретической физики в утверждениях общей теории относительности (ОТО), квантовой физики и теории элементарных частиц. Если в содержании ОТО, как и в механике, ведущая роль в описании физических явлений принадлежит пространственным определениям, а для построений квантовой теории характерна формальная близость с вероятностным строем термодинамики и отстраненность от строгой фиксации явлений в пространстве и времени, то разрабатываемая теория элементарных частиц близка по природе исследуемых процессов к предметным основам электродинамики, к особенностям моделирования физических событий в СТО на основе приоритетных зависимостей во времени.
22. Если теоретические системы первого цикла в развитии современной физики опираются на представления геометрии Евклида о прямолинейной структуре пространства и естественности поступательного, линейного движения тел, то математическим основанием ОТО служат положения геометрии Римана об искривленной структуре пространства, а в построениях квантовой теории существенную роль играет идея «естественности» вращательного движения. В русле общей логики развития теоретической физики доработка теории элементарных частиц до статуса логически непротиворечивой и содержательно полной концептуальной системы будет связана с законами геометрии Римана и постулатом «естественности» вращательного движения, с обобщенным содержанием принципа относительности о неразличимости покоя и движения равноускоренного тела.
23. Научное постижение специфических закономерностей развития живой природы было связано с преодолением механицизма в трактовке явлений жизни: главной причиной эволюции форм жизни на Земле является не противоборство с физической средой, а их взаимодействие между собой. Эта особенность эволюционных процессов в живой природе позволила В. И. Вернадскому сделать мировоззренческий вывод о том, что качественная определенность биологического мира наиболее отчетливо проявляется в тесной связи процессов жизни с природой времени и динамикой «пространства-времени», тогда как специфические свойства пространства малосущественны в их реализации.
24. В теоретическом содержании эволюционной биологии ХХ века наряду с дарвиновским учением о естественном отборе как процессе плавных изменений видов в организации живой природы на основе дивергенции отдельных признаков прочные позиции занимает сальтационная концепция биологической эволюции как скачкообразного процесса развития форм жизни на основе комплексной изменчивости наследуемых признаков. Различия растений и животных, представляющих качественную специфику жизни в отношениях с неживой природой, определяются не только механизмами получения пищевых ресурсов, разделяющими их на автотрофные и гетеротрофные организмы, но и особенностями систем размножения - вегетативного или полового. Если главными факторами видовых изменений в растительном мире выступают борьба за пищевые ресурсы, вегетативное размножение и естественный отбор, то эволюция животного царства определяется борьбой за воспроизводство потомства и половым отбором.
25. Качественная специфика живой природы выражается в «нейтрализации» пространственных различий в осуществлении биологических процессов и в разделении биосферы на две качественно субстанциональные формы - животных и растений, выражающих целостность биологического мира. Большая активность животных по сравнению с растениями, их большая физиологическая цельность (большее внутреннее единство) и субъективная нацеленность в осуществлении жизнедеятельности свидетельствуют о том, что главная определенность эволюции животного мира задается спецификой «времени», тогда как динамические особенности «движения» составляют первооснову эволюционных изменений растительного царства.
26. Половое размножение как ведущий фактор эволюции животного мира, объединяющий посредством скрещивания геномы представителей противоположных полов, свидетельствует, что главной движущей силой в развитии животного мира выступает не «борьба» за существование, не конкуренция организмов, а кооперация их усилий в целях совместного выживания и продолжения рода. Социальная природа человека возникает не на пустом месте, а формируется как углубление кооперативного начала в эволюционных процессах животного мира и утверждается в исторической реальности как претворение чисто интегративных потенциалов времени.
3) Темпоральная логика социально-исторического процесса.
27. Историческая конфигурация общественной жизни людей демонстрирует ее темпорально-временнýю определенность, выражающую логику духовно-нравственного прогресса человеческого рода в осуществлении своей созидательной свободы на основе восхождения сознания от прошлого через настоящее к будущему. Эта логика обозначена тремя глобальными эпохами истории человечества - Дикости, Цивилизации, Культуры, последовательно представляющими время духовно-нравственного освоения людьми прошлого, настоящего, будущего. Первоначальным этапом было время усвоения «общих» начал коллективной жизни людей; затем наступает период накопления общественным сознанием на основе разделения труда «особенностей» частного опыта; потом утверждается время культуры «будущего» как эпохи формирования целостного, креативно-личностного понимания бытия в виде одухотворенной целостности, где индивидуально-личное восприятие действительности внутренне соединяется с коллективностью.
«Итак, - констатирует Гегель, - всемирная история представляет собой ход принципа, содержание которого есть сознание свободы первою ступенью является погружение духа в естественность; вторая ступень - это выход из этого состояния и сознание своей свободы. Но этот первый отрыв (от естественности) не полон и частичен. Третьей ступенью является возвышение от этой еще частной свободы до ее чистой всеобщности, до самосознания и сознания собственного достоинства самой сущности духовности».
28. В гегелевской научно-философской системе мира историческая динамика человеческого сообщества определяется законом поступательного развития бытия в требованиях «тождества», «различия», «единства» противоположностей и разворачивается в реализации собственного содержания с юга на север, демонстрируя логику расширения людьми своего жизненного пространства от наиболее благоприятных условий существования к освоению менее пригодных для жизни территорий. Принципы тождества, различия и единства последовательно выступают как генеральные установки людей в освоении окружающей действительности:
- во-первых, как выражение взаимной независимости, самодостаточности противоположных видов бытия,
- во-вторых, как реализация «борьбы противоположностей» в утверждении необходимого содержания мировой реальности, когда одна из сторон диктует другой характер развития, определяя границы ее изменений,
- в-третьих, как взаимополагание, согласование противоположных сил, требующее от людских масс углубления творческого потенциала собственных действий и самоограничения своей первоначальной воли.
29. В истории человеческой Цивилизации, сменившей в развитии человечества эпоху полусознательной Дикости, также выделяют три основных этапа:
1) Древности (Варварства) как эпохи сознательно-подражательной стратегии поведения членов «первобытных» родоплеменных сообществ, обеспечивающей наследование их коллективного опыта от поколения к поколению;
2) Традиционного общества как периода «сознательно-консервативной» стратегии общественной жизни в условиях сословно-кастовой дифференциации населения;
3) Инновационного социума как времени «сознательно-инновационной» стратегии общественной жизни в условиях стирания социально-классовых различий между гражданами и их сведения к количественным показателям возможностей потребления.
30. Подражательная стратегия жизни варварских племен Древности определялась присваивающим характером их хозяйства, ориентированным на природные процессы, и руководствовалась циклической моделью течения мирового времени. Циклический процесс полунатуральной жизни разрывается с переходом общества к классово-дифференцированному социальному строю, основанному на производственной специализации отдельных групп населения в реализации социальных функций, усложнение которых определяет постепенное возвышение общественного сознания людей от прошлого через настоящее к будущему.
31. Жизнь «традиционного общества» строится на основе противопоставления природным изменениям постоянства общественного уклада, неизменности его организационных канонов, представленных государственно-правовым регламентом стран «восточного деспотизма», античного мира и средневековья. Культ «прошлого» сформировал нормативно-кастовую мораль раннеклассовых цивилизаций «азиатского способа производства», тогда как «настоящее» стало реальным истоком художественно-эстетического мировоззрения античного общества, а идеальный смысл «будущего» определил религиозное самосознание граждан средневекового социума: мораль, искусство и религия последовательно формируют самосознание традиционного общества.
32. Если на этапе «традиционного общества» главной задачей общественного разума была консервация общепринятых норм коллективного поведения гражданских масс, их обособления от влияния стихийных сил природы, то художественно-эстетическое самосознание Возрождения XV-XVI веков перенацеливает волю людей на овладение природными процессами, требует перестроения общества в целях достижения наибольшей власти над окружающей природой. На смену господства в организации общественной практики канонов религиозной веры приходит власть исследовательской мысли научного разума, который и порождает современную инновационную эпоху развития человечества, утверждающую человека «властелином» природы, перестраивающим ее подобно Богу «по своему образу и подобию».
33. В развитии «инновационного общества» вновь воспроизводится «временной цикл» прошлого-настоящего-будущего в качестве доминантных ориентиров общественной практики, но уже на основе не обыденного опыта, а концептуально-теоретических построений научно-философского интеллекта. Дух прошлого определил юридическо-правовое мировоззрение буржуазно-дворянского общества «просвещенного абсолютизма» XVII-XVIII веков, связанного с особенностями механической дифференциации труда в мануфактурном производстве. Задачи настоящего сформировали партийно-политическое самосознание индустриального общества транснационального капитализма XIX-XX столетий, тогда как проблемы будущего становятся жизненным ориентиром научно-производственного сознания современного постиндустриального, информационного общества. Важнейшим условием эффективности хозяйственно-экономической деятельности людей в созидании будущего должна стать научная организация труда на основе обобществления главных средств производства. Таким образом, историческая логика инновационной стадии развития мирового сообщества реализуется на этапах «просвещенного Абсолютизма», «транснационального Капитализма», «научного Социализма».
34. Наступивший XXI век будет кульминационной фазой в цивилизационном развитии человечества, характеризующей его глобальную интеграцию и переход к построению всемирного социума духовной Культуры людей как способа организации их совместной жизни на основе приоритетов разумно-конструктивного общения стран и народов, общественных классов и личностей. Идейная суть культуры отвергает насилие как инструмент социального управления, отрицает войну как средство разрешения социальных конфликтов и утверждает стратегию «Мир во всем мире» в качестве генеральной доктрины претворения будущего «одухотворенного социума».
35. Необходимость утверждения приоритетов «культуры» в социальной практике мирового сообщества определяется не только «доброй волей» людей, но также всем ходом развития природной целостности, получающей в исторической динамике «мирового времени» свое «осевое выражение», соединяя необходимой связью поступательного развития физическую реальность, живую природу и общество. Закономерная динамика мирового времени требует ныне от человечества перестроения общественной практики на основе идеальных смыслов культуры.
4) Темпоральная структура мироздания.
36. Всемирные параметры темпоральной необходимости были намечены в материале живой природы Ф. Энгельсом, увидевшим здесь действие закона постоянства ускорения биотической эволюции.
«По отношению ко всей истории развития организмов надо принять закон ускорения пропорционально квадрату расстояния во времени от исходного пункта» - (Ф. Энгельс. Диалектика природы).
Эта закономерность с определенным уточнением может быть экстраполирована на всю Вселенную: в историческом развитии мировой целостности действует закон циклического ускорения эволюционного процесса пропорционально двойному расстоянию по времени от исходного пункта (Смотри Л. А. Гореликов, Возраст Вселенной в эмпирическом измерении мировой истории).
37. Сформулированный закон темпоральной динамики мировой целостности позволяет реконструировать прогрессию исторического процесса в ее ретроспективной направленности от настоящего к прошлому. Исходной мерой будет интервал времени в 1 век (100 лет). Отложим последовательно 6 отрезков мирового времени, из которых каждый последующий в ретроспекции этап будет охватывать удвоенное время предшествующего. Сумма элементов данного числового ряда - 1, 2, 4, 8, 16, 32 - составит 6 300 лет, указывая в итоге на такой узловой момент истории человечества, как становление на рубеже V-IV тысяч до нашей эры раннеклассовых цивилизаций Востока - Древнего Египта и Месопотамии. Если к полученной сумме в 63 столетия прибавить десятикратное увеличение 6 шага нашей прогрессии (320 веков), то полученная величина в 38 300 лет будет соответствовать примерному возрасту «человека разумного», создавшего современную техногенную цивилизацию.
38. Повторим тот же цикл вычислений, но с иной единицей измерения, равной десятикратному увеличению 6 шага первого числового ряда (32 000 лет): 32, 64, 128, 256, 512, 1024. Сумма этих величин обозначит отрезок мировой истории в 2 016 000 лет. Согласно данным современной антропологии, примерно 2 миллиона лет назад на Земле появились первые представители человеческого рода, возник вид «человека умелого». Если сложить полученный результат (2 016 000) с десятикратным увеличением 6 шага данного числового ряда (10 240 000) и возрастом «социализированного человечества» (38 000), то величина в 12 294 000 лет будет указывать на период существования в истории земной фауны такого ископаемого вида антропоидов, как «рамапитек», отделившего около 12 миллионов лет назад «человека» от ныне существующих человекообразных обезьян, ставшего прародителем человеческого рода.
39. Проделаем вновь тот же круг вычислений, но уже с исходной единицей, равной десятикратной величине 6 шага предшествующего ряда (10 240 000 лет): 10 240 000, 20 480 000, 40 960 000, 81 920 000, 163 840 000, 327 680 000. Сумма величин этого ряда (645 120 000 лет) указывает на эпоху кардинального преобразования видов живой природы, обозначившую переход от примитивных форм жизни к сложноорганизованным, целостным существам животного мира. Если к этой величине (645 120 000) прибавить десятикратное увеличение 6 шага данного ряда (3 276 800 000 лет) и возраст человечества в его максимальных границах (12 294 000 лет), то интервал в 3 934 214 000 лет определит в общих чертах длительность существования жизни на Земле (около 3,9 миллиарда лет).
40. «Точные» попадания установленной циклической прогрессии в узловые точки мировой эволюции, характеризующие «социальную» историю человечества, его биосоциальную предысторию и биотическую эволюцию, позволяют предположить, что на следующем этапе наших построений мы должны будем зафиксировать начальный момент физического зарождения Вселенной. Проделаем еще раз тот же алгоритм вычислений, но с исходной единицей, равной десятикратному увеличению 6 шага предшествующего числового ряда (3 277 000 000 лет): 3 277 000 000, 6 554 000 000, 13 108 000 000, 26 216 000 000, 52 432 000 000, 104 864 000 000. К сумме этих чисел (206 451 000 000 лет) прибавим десятикратное увеличение 6 шага данного ряда (1 048 640 000 000 лет) и возраст существования жизни на Земле (3 934 214 000 лет). В соответствии с эмпирической логикой мировой прогрессии физический возраст Вселенной составит интервал времени в 1 259 025 214 000(1,259·1012) лет, что на два порядка выше по сравнению с принятой ныне в теоретической физике величиной возраста Вселенной в 10-20 миллиардов лет, совершенно не соответствующей системным параметрам эмпирически наблюдаемых зависимостей в историческом материале развития мировой целостности.
41. Главной причиной искажения современной наукой истинных параметров длительности существования Вселенной является принцип постоянства скорости света в вакууме (С=300 000 километров в секунду), характеризующий особенности перемещения тел в мировом пространстве геометрии прямых линий Эвклида и не соответствующий динамике тел в мире изогнутых линий гиперболической геометрии Лобачевского-Больяи и сферической геометрии Римана, в рамках которых тела движутся с ускорением. Современная физика, пытаясь описать движение тел в изогнутом пространстве Лобачевского-Римана на основе принципа постоянства скорости света, трактует динамические процессы как набор бесконечно малых линейных перемещений объектов, отступая тем самым от действительной природы физического пространства и искусственно достигая решения проблемы.
42. Для адекватного воспроизведения динамических процессов в физическом пространстве геометрии изогнутых линий следует заменить в описании физических процессов принцип постоянства скорости света в вакууме (С=300 000 километров в секунду) на принцип постоянства квадратичного ускорения светового сигнала (С=300 000 километров в секунду в квадрате) (Л. А. Гореликов, Темпоральные основы развития мировой целостности). Применение этой новой постоянной при вычислении возраста Вселенной приводит к величине 1 289 000 000 000 (1,289·1012) лет. Наблюдаемое расхождение между теоретически установленной величиной возраста Вселенной (1,289·1012) и найденной эмпирическим путем величины в 1 259 025 214 000 (1,259·1012) вполне оправдано, так как в теоретическом вычислении мы постигаем процесс в его идеальных пределах, которые не реализуются полностью в эмпирической ситуации и потому не требуют всего объема теоретически необходимого времени.
43. На этом «эмпирически зримом» фоне общей протяженности мировой истории в 1 триллион 259 миллиарда лет возникает принципиальный вопрос: какова причина столь гигантского расхождения показаний науки ХХ века возраста Вселенной (10-20 миллиардов лет) с эмпирически выверенной величиной (1 триллион 259 миллиардов лет) в развитии содержательной динамики исторического процесса? Главной причиной данного расхождения стал некорректный выбор генерального объекта глобального замера времени физикой ХХ века. Наряду с таким глобальным объектом мировой реальности, как «солнечный День», выражающим действительность «отдельных» звездных систем, в космических просторах наблюдается еще более грандиозное явление, представленное в облике «космической Ночи», выражающей полноту реальности всего Космоса как единого целого безотносительно к звездным телам. Вот этот подлинно глобальный факт мировой реальности и не заметила «приземленная физика» ХХ века, ограниченная в своих глобальных замерах реальностью «солнечного Дня», узаконенного принципом постоянства скорости света. Поэтому грандиозный факт темноты «ночного Космоса» был упущен из вида: он и должен быть положен в основание грядущей науки претворения «глобального разума» человечества. Сегодня наступает эпоха самоутверждения Глобального Разума человечества в освоении космических просторов (Л. А. Гореликов, Глобальный Факт, не замеченный наукой ХХ века).
44. Подтверждением достоверности установленной нами парадигмы темпоральной динамики мировой целостности служит соответствие ее соотношений основным историческим вехам цивилизационного развития человеческого сообщества. Что определяет качественные основы первого цикла установленного алгоритма мирового развития: 1-2-4-8-16-32-320? Эта последовательность обозначает продолжительность возрастных формаций в социально-производственном развитии человечества. Так, еще вполне дееспособный в современной реальности «индустриально-капиталистический» мир, рожденный в огне наполеоновских войн, живет 2 столетия (XIX-XX века), теряя историческую перспективу в первые десятилетия ХХI века. Предшествовавшее ему общество «просвещенного абсолютизма» просуществовало 4 столетия, определив социальный смысл исторических эпох Возрождения (XV-XVI веков) и Просвещения (ХVII-ХVIII столетий). Средневековье, утвердившееся в полноте своей религиозной идеи в арабо-исламском натиске на древний мир, растянулось на 8 веков (VII-XIV веков). Античный мир, вскормленный эстетикой древнегреческой культуры, жил 16 столетий (X век до нашей эры - VI век нашей эры). Социальный уклад раннеклассовых цивилизаций эпохи бронзы (азиатский способ производства) просуществовал более 3 тысячелетий (IV-II тысячелетия до нашей эры), тогда как «первобытнообщинный строй» варварских времен Древности охватил 32 тысячелетия - от появления «человека разумного» (38 000 лет назад) до зарождения ремесленного способа производства в ходе овладения тайнами изготовления металлических орудий (около 6 000 лет назад).
45. Соответствие количественных показателей темпорального алгоритма мировой эволюции длительности формационных этапов социальной истории человечества позволяет сделать прогноз, что «постиндустриальная» эпоха народившегося глобально-информационного общества продлится всего одно столетие, захватит лишь ХХI век. В контексте наблюдаемого сжатия социально-исторической реальности в интервал нулевой длительности онтологическая структура времени теряет качественное единство, преемственность в организации общественной жизни и становится дискретной реальностью пересечения разнородных социальных сил, антиномического скрещения нравственных устремлений цивилизаций Юга и Севера, Запада и Востока. Дальнейшая динамика социальной истории человечества будет определяться потенциалом духовной свободы человека в претворении желанного будущего, способной не только к созиданию, но и разрушению бытия, нарушающей непрерывный ток мирового времени.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук Лев Гореликов.
Комментарии
Что касается Романивых, то не в курсе.