Главная » Здоровье » РУССКАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИЕ МИРОВОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ. ЧАСТЬ 4.

РУССКАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИЕ МИРОВОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ. ЧАСТЬ 4.

16.06.2022 15:35

       7) Цивилизационные стратегии социально-исторического процесса.

       69. Однако «раскрепощенная», личностная энергия «духовной практики» народов Востока не становится началом социального обновления, а служит сознательным укреплением уже существующей нравственной традиции, выступает как дополнительный фактор продуктивной жизни народных масс на основе культивирования духа прошлого. Такая сознательная установка общественного сознания на укрепление нравственной традиции в жизни людей позволяет охарактеризовать главный принцип «восточного мировоззрения» как закон «тождества и единства противоположностей», в рамках которого «единство» как углубленное объединение исходных различий основывается на их неизменности, «самотождественности»: «иероглифы» общественной жизни не должны терять свой первоначальный смысл.

       70. Народы западной цивилизации, проживая в крайне переплетенных между собой природных зонах, не способствующих быстрой консолидации населения в утверждении общих принципов поведения, стали лидерами общественного прогресса лишь с рождением теоретического естествознания, научившего людей способам согласования предметных различий силой спекулятивного, воображаемого синтеза. Характер западноевропейской цивилизации сформировался в природных условиях разнообразных, но пространственно-ограниченных для спокойной жизни людей ресурсов, приучивших их к постоянной «борьбе за жизнь», к жесткой конкуренции в погоне за жизненными благами. Но та же конкуренция пробудила у них потребность в гипотетическом разуме, нацеленном на обновление бытия, на реконструкцию действительности силой логического интеллекта. Практическим порождением такой спекулятивной стратегии в организации коллективной жизни людей стала современная Инновационная эпоха в развитии мирового сообщества.

       71. Западный социум стал полной противоположностью восточной цивилизации, оказался социальным продуктом развития индивидуально-личностных способностей людей, концентрирующих свои усилия на достижении независимости от внешних факторов и этим обеспечивающих рост коллективной свободы. В отличие от Восточной цивилизации, культивирующей «общий уклад» повседневной жизни людей, Западное сообщество исповедует релятивистскую идеологию «мультикультурализма», отвергающую какие-либо «абсолютные ценности» помимо личного успеха. Индивидуальная жизнь человека - это и есть «высшая мера» ценностных приоритетов западной цивилизации, провозгласившей «свободу» нравственным руководством современного социума.

       «Общественный организм Запада, - констатирует В. С. Соловьев, - разделившийся сначала на частные организмы, между собою враждебные, должен под конец раздробиться на последние элементы, на атомы общества, то есть отдельные лица, и эгоизм корпоративный, кастовый должен перейти в эгоизм личный».

       72. Этот культ «свободы» в жизни народов Западной цивилизации получил художественное выражение в древнегреческой мифологии, признавшей нравственную связь людей и бессмертных богов и представившей исторический генезис действительности как результат противоборства наделенных индивидуальным обликом мировых сил - природных стихий, титанов, богов-Олимпийцев, когда каждое новое поколение небожителей свергает власть предшествующего, а дети идут против воли отцов. Попыткой идейного ограничения культа безмерной свободы в западном обществе стала христианская религия, признавшая претворение в человеческом теле Иисуса Христа полноты божественного духа и провозгласившая «самопожертвование» высшим нравственным каноном жизни людей. Реальное присутствие «божественного духа» в мире было увековечено в католицизме догматом о непогрешимости Папы Римского. Но протестантизм отверг догмат о непорочности Римского первосвященника и признал возможность богоизбранности за всяким христианином, нравственно оправдав их право на полноту самореализации, на личную свободу.

       73. Субстанциональной основой «личной свободы» в мире служит «борьба противоположностей», которая и определяет динамический характер Западной цивилизации, выступающей в мировом сообществе как собрание вполне «свободных», «раскрепощенных» индивидов», лишь временно связанных друг с другом общим интересом в освоении внешней среды и всегда готовых силой отстоять свое право на свободу действий. В жизни западных народов «война» становится повседневной реальностью.

       «Всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи, - указывает В. С. Соловев, - вот крайнее выражение этой силы. Если бы она получила исключительное преобладание, то человечество распалось бы на свои составные стихии, жизненная связь порвалась бы и история окончилась войной всех против всех, самоистреблением человечества».

       Угроза такого самоуничтожения человечества сегодня явно присутствует в политике США, нацеленной на конфронтацию с Китаем и Россией. Существенное привлечение к объяснению социально-исторического процесса потенциалов духовной свободы, нацеленной на обновление бытия, позволяет охарактеризовать главный принцип жизни Западной цивилизаций как закон «борьбы и единства противоположностей», в рамках которого единство следует за борьбой, когда «борьба различий», максимальное «расхождение противоположностей» выступает основанием их единства в осуществлении общественной практики.

       74. Западная цивилизация, ориентированная на культ индивидуальных личностей в жизни социума, увидела в обществе продукт временных соглашений взаимно независимых и равноправных, элементарно простых «персональных частиц» социального бытия, аналогичного по своим закономерностям характеру функционирования физико-механической реальности. Философско-этическим выражением личностной позиции граждан западноевропейского социума стал категорический императив И. Канта:

       «Поступай с другими так, чтобы максима твоего морального поступка могла служить нормой всеобщего законодательства».

       Этот рациональный культ личной свободы и определил научно-техническую мощь западной цивилизации: по мнению Френсиса Бекона, обосновавшего эмпирический образ мыслей западной культуры:

       «Знание - сила».

       Таким образом, действительным проявлением человеческой свободы, согласно нормам «западного мышления», служит практическая сила в преобразовании действительности, обусловленная аналитическим строем научного мышления и изобретательностью технического разума. Однако безмерный культ «силы» может привести человечество к самоуничтожению.

       75. Сегодня мировое сообщество нуждается не просто в силе, способной уничтожить жизнь на Земле, а в разумной, созидательной свободе, нацеленной на совершенствование мировой целостности, на объединение людей чувством взаимной любви, идеей «коллективного спасения». Путь к такому «спасению» указало православие, увидевшее в страданиях Христа высший «нравственный закон» земной жизни человека, жертвующего собой ради жизни будущих поколений и тем побеждающего в себе всякое зло. Идея «самопожертвования» определяет высший нравственный смысл православной веры, не характерный для прагматической социальной политики католицизма и агрессивно-наступательной практики протестантизма. В православии, отмечает Гегель:

       «Обнаруживается, как христианская религия может быть абстрактною и в качестве таковой слабою именно потому, что она так чиста и духовна в себе».

       Практическим выражением этой «чистой нравственности» стало в ХХ веке «русское учение» Льва Толстого о непротивлении злу насилием.

       76. Нравственная противоположность практических устремлений Запада и Востока «идейно» преодолевается характером общественной жизни Арктической, северной цивилизации, социальным ядром которой служит Россия, а нравственным началом выступает русский народ.

       «Россия, - констатирует Н. А. Бердяев, - не может определять себя, как Восток, и противополагать себя Западу. Россия должна сознавать себя и Западом, Востоко-Западом, соединителем двух миров, а не разделителем».

       В жизни северной цивилизации главным действующим лицом выступает не индивид, как на Западе, и не семья, как на Востоке, а «народ», этнос, нация как «сознательное объединение» равноправных лиц, связанных между собой «духовными ценностями» и представляющих социальное пространство «братского союза», основанного не на «семейно-родовой» иерархии низших и высших, а духовной, дружеской связи людей. Характерной особенностью Северной, Российской цивилизации, отличающей ее как от Запада, так и Востока, является то, что она представляет собой в первую очередь социально-политический союз «этносов» как духовно-братских объединений людей на основе высших «национальных ценностей», выражающих творческие силы народов. Согласно мнению Владимира Соловьева, в развитии человечества наряду с иерархическим единством семейно-родовых сообществ и раскрепощенной жизнью индивидов:

       «Необходимо присутствие третьей силы, которая дает положительное содержание двум первым, освобождает их от их исключительности, примиряет единство высшего начала с свободной множественностью частных форм и элементов, созидает, таким образом, целость общечеловеческого организма и дает ему внутреннюю тихую жизнь».

       77. Если руководством «восточного мышления» служит идея «абсолютного единства и относительной борьбы противоположностей», а практическим императивом западного мышления выступает постулат «абсолютной борьбы и локального единства противоположностей», то генеральным ориентиром русской души становится сверхлогический принцип «творческой свободы», признающий универсальный размах в мире как «борьбы», так и «единства» противоположностей и предоставляющий человеку право на собственный выбор своего пути в мире. Нравственный смысл этого выбора состоит в столкновении сил добра и зла в душе человека и преодолении им собственного ничтожества силой «творческого вдохновения». Основным истоком этого вдохновения, согласно православной идее, служит христианский культ самопожертвования как сверхличностного самоопределения человека в свете абсолютной истины.

       «Здесь тайна русского духа, - заключает Бердяев. - Дух этот устремлен к последнему и окончательному, к абсолютному во всем; к абсолютной свободе и к абсолютной любви».

       Конечной тайной исторической жизни человечества является дух творчества, пробудить который к социальному действию и призван всечеловеческий, соборный настрой русской души.

       8) Духовный смысл мировой истории человечества.

       78. Общая логика исторического развития мирового сообщества указывает на Северную цивилизацию как нравственное средоточие «созидательной культуры» глобального социума: русский народ призван спасти мировое сообщество от самоуничтожения творческой энергией своей души. Безграничное «будущее» одухотворенной жизни человечества будет определяться созидательным настроем северных народов, проживающих в наиболее жестких климатических условиях и потому нравственно подготовленных к освоению всех возможных миров необъятного Космоса. Грядущая эра духовной Культуры человечества должна стать реализацией социально-исторических усилий этнокультурного сообщества Севера во главе с русским народом, главным принципом которого будет закон «творческого синтеза противоположностей».

       79. Поскольку творчество требует максимальной свободы в действиях людей, постольку жизнь северных народов должна обладать полной самостоятельностью в отношениях с другими центрами геополитических сил, когда русские массы сами определяют пределы своей свободы. В этом плане русский народ как этнокультурная первооснова российской державы, концентрирующая в себе практическую волю Северной цивилизации, формируется как наиболее духовно раскрепощенное сообщество, утверждающее в мире присущие лишь ему способы социальной организации, не подстраиваясь под чужие каноны, отвергая их как несовершенные.

       80. Нравственной максимой русского народа в осуществлении социального будущего служит заповедь «Не в силе Бог, а в Правде», отвергающая «силовую стратегию» Запада и утверждающая идейную связь вербального общения людей с совершенным духом мировой целостности как претворения Истины и Справедливости. Для практической реализации «Арктического проекта» в построении глобального социума мировой Культуры необходима предельная концентрация творческих ресурсов северных народов и прежде всего русского этноса, объединившего социально-гражданскими узами гигантские просторы северных земель евразийского континента и ставшего некогда первопроходцем в приобщении к мировой цивилизации народов Аляски. Действительный горизонт одухотворенного будущего глобального социума будет определяться нравственной силой русского народа, его идейным потенциалом в разумном проектировании своей практической деятельности.

       81. Историческая динамика русской общественной жизни, основанной на столкновении сил добр и зла, разворачивается в действительности как циклический процесс первоначального подъема и последующего низвержения социального организма к исходному состоянию в ходе гражданских потрясений ХХ-XXI веков. Усиление русского влияния в международных делах обозначено смещением политического центра русских земель с юга на север и социально закреплено сменой своих столиц. Киев, Москва и Петербург выразили главные этапы духовного роста русского народа как юности, молодости и зрелости общественного организма - оформления его чувственных желаний, рассудочной воли в утверждении высшего блага и спекулятивной энергии интеллекта в целенаправленной реконструкции окружающей действительности.

       82. Если Киевская Русь руководствовалась чувством красоты как гармоничным ликом народной Свободы, а Русь Московская укрепляла на практике «дух соборности» как нравственного канона православного Братства людей, то Петербургская Россия признала самодержавный Ум в качестве всеобщего закона своей исторической деятельности, как первоосновы гражданского Равенства и социальной Справедливости. Народность, Православие и Самодержавие или, в современной терминологии, «национальность», «соборность», «державность» - таковы идейные основания исторического возвышения русского этноса к мировому величию, выразившие в русской жизни идеалы Свободы, Братства и Равенства. В соответствии с данными установками определяющим нравственным чувством украинских малороссов служит жажда «свободы», стремление к независимости от внешних влияний, тогда как ведущим духовным ориентиром великороссов оказывается идея «братства», единения, солидарности людей в претворении общего блага, а ментальность белорусов определяется духом «справедливости» как единой разумной мерой в оценке человеческих деяний.

       83. Деструктивная динамика русской жизни также разворачивается на трех стадиях исторического процесса, символически обозначенных «логикой» гражданских «смут» новейших времен - Петроградской революции 1917 года, Московской революции 1991 года и Киевской революции 2014 года, общий ход которых оказывается зеркальным, опрокинутым изображением главных особенностей восходящей фазы развития России. Если в 1917 году россияне отвергли идею великодержавного «Разума» как высшего руководства своей исторической практики, а в 1991 году их наследники отвергли идеологию социального «Братства» в организации повседневной жизни, то ныне граждане независимой Украины решили отказаться от политической «Свободы» ради безмятежной сытости в европейском подбрюшье. Сегодня все духовные скрепы русского мира почти разрушены и его остатки все более погружаются в темные «до киевские времена» русской истории, когда восточные славяне не были свободными и платили дань правителям Хазарии.

       84. Начало четвертого этапа в «нравственном разложении» русского этноса было положено Киевской «революцией достоинства» 2014 года, отвергшей идею этнокультурного единства украинского народа с русским этносом, отказавшейся от принципа политической независимости Украины в современном мире и провозгласившей ее главной социально-политической целью вхождение в Европейское Сообщество, то есть отрицание «русской свободы» в реализации общественной жизни, отказ от приоритетов творчества в осуществлении общественной практики. Таким образом, «революционные события» на Украине показали со всей очевидностью разрушение «русской этнокультурной общности», свидетельствуя этим о возвращении русских масс к историческому началу своего «первобытного детства», когда восточнославянские народы еще не имели собственного государства, были разрознены и жили не по своей воле, а по велению иноземных правителей. Ныне восточнославянские народы вновь выплачивают дань западным «неохазарским правителям», питая своими энергетическими ресурсами силы мирового олигархата.

       85. Реализация «европейского выбора» в жизни украинского общества будет означать полную аннигиляцию его исторического прошлого, взращенного духом православного предания «Повести временных лет» о посещении «русских земель» апостолом Андреем и благословении им Киевских гор как будущего центра Божьей Благодати. Согласно сакральному духу этого пророчества, главная идея Киевской земли - это идея Нового Иерусалима Любви Божьей ко всему Человечеству. Ныне украинцы делают окончательный выбор своей грядущей судьбы между земной властью «золотого тельца» и небесной святостью божьего дела.

       «И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру» - (Повесть временных лет).

       Лишь ради «чистоты» этого «украинского выбора» между небесной благодатью и «европейским» сатанинским развратом Бог и перевернул весь Русский мир, заставив русские массы отвергнуть идеи «разума», социального «братства» и гражданской «свободы» в качестве главных ориентиров своей жизненной практики.

       86. Разрушительная динамика исторической жизни русских масс в XX-XXI столетиях показала недостаточность потенциалов чувств, рассудка и интеллекта для полноценной жизни русского народа: необходимо утвердить гармоничное сочетание этих духовных сил на основе творческой интуиции, представляющей генеральную способность человеческой души. Для спасения русского мира от исторического крушения следует пробудить в душах людей творческое вдохновение, способное остановить разрушительные процессы в современной российской действительности: сегодня уже недостаточно для полноценной жизни страны простого исполнения гражданами своих социальных обязанностей, а требуется их творческая инициатива и самоотверженность в борьбе за свое национальное будущее и общечеловеческое достоинство.

       87. Для полноценной реализации своей исторической миссии в нравственном самоопределении и интеллектуальном совершенствовании глобального социума русский народ должен пробудить в себе творческий потенциал и направить собственные усилия на утверждение высших ценностей отечественной культуры, на преобразование действительности в соответствии с благом всего человечества. Специальным социальным органом целенаправленного культивирования разумных потенциалов народной жизни служит национальное государство. Поэтому определяющим условием социальной консолидации русского народа в ведущую творческую силу современной эпохи должно стать образование в составе Российской Федерации автономной Русской Народной Республики, способной как духовный стержень скрепить российские земли от Сахалина и Камчатки до Крыма и Калининградской области: без полноценного восстановления русского государственного разума в жизни современной России невозможно остановить распад русского мира.

       88. Сегодняшнее противостояние Российской Федерации с западным военно-политическим блоком диктует руководству страны необходимость кардинальных изменений своей политической воли в проектировании будущего русского этноса как наиболее массовой опоры российской исторической практики. Трагические события на Украине демонстрируют нам всю пагубность для государства игнорирования проблемы межнациональных отношений и принижения роли русских народных масс в развитии общества. Правительство РФ должно в экстренном порядке обдумать способ расширения и укрепления политических прав русского народа в обустройстве многонационального российского социума. Лишь полноценное участие русского народа в исторической практике как России, так и Украины способно обеспечить их достойное будущее в реалиях глобального социума.

       Доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук Лев Гореликов.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения