РОССИЯ И США. ТВ.
Россия снова активно скупает казначейские облигации США. Только в июле мы вложили в US Treasures 2,7 миллиарда долларов, доведя общий объем вложений до 90,9 миллиардов долларов. И это не разовая акция - Россия непрерывно увеличивает инвестиции в долговые американские бумаги третий месяц подряд. Еще год назад Россия владела бумагами на 72 миллиарда долларов. Таким образом, объем купленных облигаций за 12 месяцев вырос на внушительные 26 %. Об этом свидетельствуют данные Минфина США, опубликованные 15 августа. Возникает резонный вопрос:
"Зачем мы это делаем"?
Капиталов на размещении в US Treasures не наживешь. Доходность у казначейских облигаций, мягко говоря, невысокая. Десятилетние долговые бумаги демонстрируют доходность 1,5 %, двухлетние и того меньше - 0,74 %. На деле, причина предпочтения вложений в столь недоходные бумаги только одна: низкий риск. За всю историю не было ни единого случая дефолта по US Treasuries. Поэтому, с точки зрения российского Минфина, именно казначейские облигации США являются наилучшей «подушкой безопасности». Если, скажем, правительству РФ не будет хватать денег на выплату пенсий, государственные облигации США можно быстро продать - и закрыть брешь Пенсионного фонда. Кроме того, все ждут, что в конце года Федеральная резервная система (ФРС) США повысит учетную ставку. Если ставка вырастет - вырастут и проценты, которые Штаты выплачивают держателям своих долговых бумаг. Во многом из-за этого многие страны докупают американские государственные облигации, чтобы не упускать возможность подзаработать. Напомним: Россия занимает 16 место в списке крупнейших держателей US Treasuries, на 15 - Саудовская Аравия (98,3 миллиарда долларов). На первом месте - Китай, который владеет бумагами на 1,24 триллиона долларов. На второй строчке - Япония (1,15 триллиона долларов), на третьей - Ирландия (270,6 миллиарда долларов). В целом, разные государства владеют казначейскими облигациями на 4,04 триллиона долларов. Но логика логикой, а осадочек остается. Получается, Вашингтон вводит против нас санкции, а мы ему одалживаем все больше денег. Неужели российской экономике в июле 2,7 миллиарда долларов были не нужны? Или у нас все дороги построены, новые предприятия открыты, и нет никаких проблем с бюджетом? Вот что говорит об этой проблеме профессор МГУ, доктор экономических наук Александр Бузгалин:
«Ключ к закупке Россией казначейских облигаций США лежит в известном высказывании бывшего министра финансов Алексея Кудрина «все равно разворуют». Это наполовину шутка, а наполовину - серьезная проблема. И эта проблема показывает, что у российских властей нет возможностей для проведения последовательной государственной экономической политики в интересах общества в целом. Власти РФ, как доказывает практика, способны осуществлять локальное ручное регулирование, в пожарном порядке решать какие-то проблемы, а также вкладывать определенные ресурсы в военно-промышленный комплекс. Но это не спасает экономику, и даже вложения в ВПК являются проблемными. Это наглядно показал пример со строительством космодрома Восточный в Амурской области. Напомню, что работы по возведению стартового комплекса начались в середине 2012 года, однако шли с отставанием, сопровождается скандалами о хищениях и акциями протеста рабочих, которым компании-субподрядчики задерживали выплату зарплат. В итоге в январе 2015 года глава Счетной палаты России Татьяна Голикова заявила, что объем хищений при строительстве Восточного превысил астрономическую сумму - 13 миллиардов рублей. Сейчас, по данным прокуратуры, по фактам хищений при строительстве космодрома возбуждено и расследуются более 30 уголовных дел, связанных с присвоением, растратой и мошенничеством. Думаю, подобные проблемы, пусть меньшего масштаба, имеются и на других объектах, строительство которых финансирует государство. Просто об этих случаях не говорится в открытой печати.
До тех пор, пока не будут изменены правила игры, хотя бы ни будет реформирована система производственных отношений в РФ, - вложения в российскую экономику представляются крайне рискованными. Грубо говоря, эти вложения - с высокой степенью вероятности - действительно будут разворованы. Если исходить из тезиса, что действующая власть ничего изменить не может и не хочет. Но это абсолютно неправильно, если исходить из того, что необходимо и возможно сделать, чтобы поднять экономику России, и обеспечить процветание гражданам нашей страны и обществу в целом. Правда, для движения в этом направлении нужна другая, - или хотя бы частично реформированная, - экономико-социальная система. А для этого нужны другие авторы экономической и политической власти в России. К сожалению, нынешняя ситуация остается неизменной на протяжении десятилетия. Вопрос, куда направлять крупные накопления государства, возникавшие в условиях высокой конъюнктуры на нефть и газ, обсуждался еще в нулевые годы. Сейчас проблема возвращается, но принципиальных решений власти по-прежнему не принимают. Я считаю, большой объем негативных заявлений в адрес России со стороны истеблишмента США и ЕС, и жесткая ответная риторика Москвы, не должны вводить в заблуждение. Эта острая полемика скрывает за собой тесное и непрекращающееся взаимодействие глобального капитала Запада с одной стороны, и российского капитала, в том числе, сращенного с государственной бюрократией, - с другой. Пока такое взаимодействие будет продолжаться, ситуация вряд ли изменится».
Вот что говорит по данной проблеме руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников:
«Я бы поостерегся вкладывать деньги из суверенных фондов в такие программы, поскольку нет уверенности в эффективности госинвестиций. Имеющаяся практика вложений денег государства в масштабные проекты вовсе не благостная. Напомню, что по экспертным оценкам общие расходы на подготовку и проведение Олимпиады в Сочи составили 1,5 триллиона рублей, причем большая часть этой суммы пришлась на прямые расходы бюджета, траты госкомпаний и кредиты Внешэкономбанка. И насколько эффективными оказались эти вложения - вопрос по-прежнему открытый. Думаю, доля государственных инвестиций в российскую экономику будет и дальше сокращаться. Да, мы находимся в порочном кругу, который нужно разрывать. Но для этого нужно четко понимать, какими возможностями мы обладаем: параметры бюджета на ближайшие годы, источники его финансирования, уровень налоговой нагрузки. Нас ждет новая технологическая волна, и чтобы быть готовым к встрече с ней, нельзя сидеть, сложа руки. Но нужно очень хорошо понимать, в какие проекты государству стоит вкладывать, и правильно расставлять приоритеты. Пока, на мой взгляд, в этом направлении делаются только самые первые шаги».
Источник: http://3mv.ru/59361-pochemu-my-kredituem-ssha.html
Т. Токарев.