ПРОРЫВ В БУДУЩЕЕ.
Эссе.
«Начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их сердцевиной» - (Н. Назарбаев).
В начале переосмысления эпохальной программной статьи Нурсултана Абишевича, возникает желание разобраться в понятии и определении словосочетания «общественное сознание», что это есть. Тематический философский словарь так трактует это словосочетание:
«Общественное сознание - это духовная жизнь общества, представляющая собой знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религию, общественную психологию, которые являются отражением общественного бытия (материальные отношения людей к природе и друг другу, возникшие в процессе становления человеческого общества). Является отражением общественного бытия, развивается через сознание отдельных людей и обладает относительной самостоятельностью, оказывая обратное воздействие на общественное бытие».
Из этого посыла не трудно понять, что высоконравственное общественное сознание является главным движителем в развитии нации, государства, его материальной составляющей. В конечном итоге, вся наша жизнь зависит от нашего отношения к труду, его высокой продуктивности, максимальной самоотдаче, на что способен человек, каждый в своей сфере деятельности, на благо всего общества любого государства. Такая закономерность подтверждена всем ходом развития человечества за последние два столетия. Отсюда на первое место выступает самосознание человека, насколько он правильно оценивает самого себя и свои потенциальные возможности, для плодотворного участия в производстве общественного продукта, на благо всех и самого себя. Вот, что может и должно развиваться в каждом человеке, начиная с его детского возраста, по мере взросления, становления личностью, индивидуальностью, присущей только ему, отдельно взятому индивиду. Таков закон общественного развития, без которого нет и, не может быть движения к полноценной, высокоразвитой жизни любого Государства:
«От рождения человек не обладает самосознанием, оно формируется на ранних стадиях социализации. Своевременное овладение родным языком очень важно для процессов раннего формирования самосознания у ребенка» - (Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины).
От этой очевидности мы приходим к выводу о необходимости реформирования или модернизации всего образовательного процесса в отдельно взятой стране. В данный момент мы говори о Казахстане, его стремлении ускорить своё развитие, что закономерно и естественно в промышленной конкуренции стран мирового сообщества. Президент подчёркивает с особой надеждой истинности на следующее:
«На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха. Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность. Это означает, прежде всего, способность нации предложить что-либо выигрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках. И это не только материальный продукт, но и знания, услуги, интеллектуальные продукты, наконец, качество трудового ресурса. Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации. Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость. Поэтому программа «Цифровой Казахстан», программа трех языков, программа культурного и конфессионального согласия - это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности».
Выполняя только эти направления развития себя и общества, Казахстан пойдёт уверенной дорогой в будущее лучшего завтра, надо только правильно сориентироваться в средствах достижения поставленной цели. Из статьи выделяется тонко подмеченное наблюдение:
«Культура современного общества - это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности. Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех - это и есть прагматизм в поведении. И это единственно успешная модель в современном мире. Когда же нация и индивид не ориентированы на конкретные практические достижения, тогда и появляются несбыточные, популистские идеологии, ведущие к катастрофе. К сожалению, история дает нам немало примеров, когда целые нации, ведомые несбыточными идеологиями, терпели поражение. Мы видели крах трех главных идеологий прошлого века - коммунизма, фашизма и либерализма. Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов возможностей человека, как личности, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм - вот лозунг ближайших десятилетий».
Это сильное, правдивое признание ошибок прошлого и оптимистичный, реалистичный, выверенный взгляд на развитие своего Государства в ближайшие годы сплочённого труда всего народа Казахстана, во имя процветания новой формации устройства казахстанцев. Это поистине грандиозная задача на десятилетия жизни развивающегося современного общества в центре Азии. Задача благородная и своевременно принятая, как программа действия, в нашем быстроменяющемся Мире. Мне думается это пример для подражания многих Государственных деятелей на постсоветском пространстве стран СНГ! Мудрость автора статьи зорко подмечает:
«На практике разные регионы и страны выработали свои модели национального сознания. Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, - одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами. Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха - это только часть нашей духовной культуры. Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом. Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края - дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем - о принадлежности к единой и великой нации - нельзя. Мы строим меритократическое общество, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. Такая система не терпит кумовства. Это форма развития карьеры в отсталых обществах».
С особым трепетом и заботой Нурсултан Абишевич говорит о культе знаний среди населения Казахстана в намеченном поступательном развитии Государства на ближайшие годы.
«Стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа. Многое было сделано за годы Независимости. Мы подготовили десятки тысяч молодых специалистов в лучших университетах мира. Начало, как известно, было положено программой «Болашак» еще в начале 1990-х годов прошлого века. Мы создали ряд университетов очень высокого уровня, систему интеллектуальных школ и многое другое. Но культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха. И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования. Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование. Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех. Наступает эволюционное, а не революционное развитие Казахстана, в этом наше главное отличие и стремление развиваться в спокойной, ничем не омрачённой внутренней обстановке».
Без сомнения, представленная программа модернизации общественного сознания жизни Казахстана, вынесенная на всеобщее обсуждение Президентом страны, является переломным моментом прорыва Государства Казахстан к освоению новых, до сегодняшнего дня невиданных новейших технологий, выработанных передовыми странами Мира, это рывок к благополучию и процветанию нации!
Игорь Назаров.