ПРЕЗИДЕНТ ЗЕЛЕНСКИЙ. ЧАСТЬ 1.
Введение.
Психология, весьма интересная, наука, возможно одна из важнейших для человеческой цивилизации наук:
«Изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики, и психической деятельности человека, и групп людей. Объединяет гуманитарный и естественнонаучный подходы. Включает в себя фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практическую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике. Практическая психология тесно связана с психиатрией, отраслью медицины, назначение которой распознавание и лечение психических расстройств, и психотерапией, занимающейся вопросами лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека, направленное на избавление пациента от проблем эмоционального, личностного, социального характера».
Вполне понятно, что, в действительности каждый человек, в той или иной мере психолог, пусть даже не дипломированный, поскольку иначе существовать в социальном обществе, невозможно. Хотя, встречаются индивидуумы, полагающие, что могут существовать вне социума, либо, не входя ни в какое социальное сообщество, отрицая сам факт его существования, либо, доминируя над сообществом, при этом, по их мнению, лично процветая.
Первая группа состоит из людей, позиционирующих себя, как сознательно отрицающих какую-либо связь с обществом, стремящихся к максимально возможной степени социальной изоляции и уединения вследствие различных личных и социальных факторов, куда можно отнести, «уход от мира» монахов всех религий, за исключением Ислама, поскольку в Исламе, монахов, как таковых, нет, а напротив, приоритетным, является восприятие человека, как социального существа, успешное развитие которого может идти исключительно посредством полной вовлечённости в общественную жизнь, отшельников, одной относительно новой формой отшельничества стало явление, появившееся в современной Японии, называемое «хикикомори-нахождение в уединении», впрочем, вероятнее всего, подобное существует отнюдь не только в Японии, хотя и называется иначе.
Вторая группа состоит из людей, известных как алкоголики, наркоманы и так далее и тому подобное, бессознательно отрицающих не устраивающую их окружающую реальность, и стремящихся жить в измененной реальности. Хотя существует мнение, что наркотическая зависимость, все же, в основном имеет социальные причины. Впрочем, монахи, отшельники, хикикомори, и большая часть наркозависимых, в основной массе, относительно безобидны, в отличие от другой группы которую условно можно назвать «социальный доминант», впрочем, есть попытки и эту группу разделить по отдельным признакам, зачастую изученным, что позволило даже дать названия, такие например, как:
- «Мизантропы-человеконенавистники»,
- «Мизогинисты - женоненавистники»,
- «Корпоративные психопаты» и так далее и тому подобное, что выглядит верным решением, поскольку это действительно не единая группа, а всего лишь малосвязанная совокупность индивидуумов, объединенных по признаку общей для них, социопатии.
По сей день, в научных кругах происходят дискуссии, относительно причин возникновения социопатии, по мнению одной группы ученых, социопатия, является наследственным заболеванием, результатом генетического дефекта (мутации), по мнению другой, причины возникновения и развития социопатии лежат исключительно в проблемах воспитания и социальной среды, в которой происходило развитие. Столь объемное вступление представляется необходимым, поскольку смысл происходящего сегодня на Украине, легче понять, именно с позиции, использовавшейся методики практической психологии, занимающейся применением психологических знаний на практике. Причем, вопрос о том, кто именно применяет психологические знания на практике, остается открытым.
Практика применения «Теории когнитивного диссонанса» (ТКД).
«Когнитивный диссонанс - состояние психологического дискомфорта, вызванное столкновением в сознании человека противоречивых знаний, верований, убеждений, представлений, поведенческих установок, относительно определенного объекта или явления. Когнитивный диссонанс возникает по следующим причинам:
- Расхождение личных убеждений с установками общества или группы, в которой человек находится. Несоответствие понятий и идей, которыми оперирует человек.
- Противоречие общественным нормам и этническим правилам, особенно если они не соответствуют закону или личным желаниям.
- Несоответствие опыта, который имеется у человека, с той информацией, которую он получает в новых условиях. Иными словами, прежний опыт не помогает в решении новой ситуации, которая не похожа на предыдущую.
В состоянии когнитивного диссонанса человек неизменно будет стремиться к устранению несоответствий, вызвавших его. На это влияет, главным образом, сопутствующее диссонансу состояние психологического дискомфорта. Для нейтрализации этого дискомфорта человек будет стремиться избегать ситуаций, которые могут его усугубить» - (Теория когнитивного диссонанса (ТКД). Психолог Леон Фестингер. 1957 год).
Теория когнитивного диссонанса, предложенная американским психологом Леоном Фестингером, вероятнее всего первоначально разрабатывалась в качестве методики оценки причин возникновения нестандартного состояния (диссонанса) конкретного человека (пациента), и поиска способов оказания эффективной помощи для уменьшения диссонанса. Но, в результате, крылатого выражения:
«Хотели как лучше, а получилось как всегда» - (В. С. Черномырдин).
Похоже, этими скучными, узкими, сугубо медицинскими задачами, «пытливые люди с креативным мышлением», заинтересовавшиеся возможностью применения указанной теории, в более широкой сфере практической психологии, не ограничились, и сегодня проявляются признаки действительно практического, расширенного, применения упомянутой теории, причем не без успеха, продолжавшееся достаточно давно, в областях мало относящихся к медицине, без какой-либо, определенной географической привязки. Осознание этого обстоятельства, представляется, может помочь как в понимании целей и механизма применения практической психологии, так и в поиске решения для уменьшения когнитивного диссонанса.
Украина как объект применения практической психологии.
Примеры успешного практического применения ТКД, достаточно многочисленны, самым впечатляющим из них является распад СССР, но сейчас речь пойдет о последнем примере, применения Теории когнитивного диссонанса, то бишь об Украине, в общем, и о выборах Президента Украины, в частности. Хотя, увы, это лишь частные случаи, поскольку, стоит повторить, применяется ТКД достаточно давно, без каких-либо ограничений, возможно, в том числе, и на территории самих применяющих. Результатом изучения доступных материалов, по затронутой теме, стал вывод, о том, что, Тория когнитивного диссонанса, действительно используется на практике, причем отнюдь не для решения частных, медицинских проблем, а с какого-то периода времени, пока, следует признать, неопределенного, применяется более широко, став, по сути, даже чем-то похожим на оружие массового поражения, использование которого, с учетом отсутствия внятной стратегии защиты, влечет радикальные изменения целых обществ, вплоть до государственных образований.
Замечательным примером такого рода влияния, кроме уже упоминавшегося распада СССР, может служить Евромайдан, не к ночи будь, помянут, который из символа, в основном стихийного, благородного по своей сути, протеста народных масс против засилья олигархии, удивительным образом, был превращен той же олигархией, возможно, и даже более чем вероятно, не без участия упомянутых выше «креативных личностей», в нечто прямо противоположное, в способ победы украинской олигархии, и не только ее, над народом Украины.
Способы, которыми это было сделано, разумеется, должны быть тщательно изучены, но поскольку это процесс затяжной, пока лишь самые предварительные наметки. Выглядит парадоксально, но в результате антиолигархического, по большей части, Евромайдана, у власти на Украине, вновь оказался олигарх, но уже в должности Президента. Не просто богатый человек, а именно олигарх-новодел, богатство которого рождено в мутном болоте «лихих 1990», и вполне соответствуют всем самым смелым предположениям, об источниках происхождения, абсолютно так же как личность самого Петра Порошенко соответствует почти анекдотическому образу постсоветского олигарха, прошедшего путь от «комсы», «малиновых пиджаков», «предпринимательства», «назначения в Олигархи», в том же «стиле 1990», что не могло остаться без внимания, если не без участия, уже упомянутых загадочных «креативных личностей», и на этом непростом пути, растерявшем, без сомнения, когда-то имевшиеся у него достоинства, ум, честь, совесть, разманенные на деньги, что предсказуемо закончилось, как рассказывают, безудержной пьянкой, с элементами запоя, что, впрочем, случается с любым русским человеком, столкнувшимся с необходимостью существовать в гнетущем состоянии непрерывного когнитивного диссонанса. В данном случае неоспоримыми являются два факта, то, что Петр Порошенко, достаточно зрелого возраста русский человек, украинского происхождения, чей прежний опыт не помогает в решении новой ситуации, которая не похожа на предыдущие, что не может не сопровождаться психологическим дискомфортом.
Возможно, если бы Петр Порошенко обратился к специалистам-психологам, они могли бы дать соответствующие рекомендации, но помимо того, что люди, имеющие психологические проблемы, вообще очень редко добровольно обращаются к специалистам соответствующего профиля, положение осложняется еще и тем, что Порошенко, стоит напомнить, русский человек, и, похоже, привычка решать заумные диссонансы, известным, традиционным и при этом достаточно простым способом, для него считается самым легким путем достичь согласия с самим собой, что, хотя возможно и заблуждение, но заблуждение, основанное на опыте, как его личном, так и бесчисленных предыдущих поколений, и потому, неискоренимое.
«Коготок увяз, всей птичке пропасть». Трагедия Петра Порошенко.
К сожалению, традиционный способ уменьшения диссонанса, в данном случае оказался малоэффективным, как и второй способ, к которому, будучи, вне всякого сомнения, умным человеком, прибег Порошенко. Для того чтобы радикально уменьшить диссонанс, и хотя бы не выглядеть предателем, в собственных глазах, он решил полностью закрыть тему предательства, попытавшись, ни много, ни мало, изменить историю, впрочем, даже учитывая достаточно высокий уровень его личного IQ, подобный шаг представляется невозможным без привлечения уже упомянутых, «креативно мыслящих специалистов». Для этого, сначала было применено «Свидомое украинство», основой которого стал неверно понимаемый, вымышленный патриотизм, что стремительно перешло в следующую стадию, когда Петр Порошенко, вероятно, тогда еще немного стыдясь, прицепил на видное место шеврон «Циничный Бандера», через короткий промежуток времени, также стремительно перешедшее в заключительную фазу, бандеризации Украины на государственном уровне, превращению в «Циничную Бандеровшину», что в итоге тоже не помогло, хотя агрессивные попытки, поиска опоры, продолжаются. В состоянии когнитивного диссонанса человек неизменно будет стремиться к устранению несоответствий, вызвавших его. Понятно, что если бы Петр мог остановиться на стадии «Свидомого украинства» он так бы и сделал, но поскольку подобная остановка процесса, видимо не соответствовала плану работы над проектом, «креативных специалистов», возможность остановки «по требованию» была решительно отвергнута.
И теперь можно с уверенностью сказать, что для Петра, время, когда он мог уменьшить свой собственный диссонанс, безвозвратно утеряно, если такая возможность вообще, когда-то существовала, а не была самообманом, поскольку причины не только в нем, но в большей степени во внешних обстоятельствах, даже не в обстоятельствах, а в людях, которые возможно не просто поняли, что из себя представляет Петро, но и принимали определенное участие в формировании его личности, и использовали это знание в собственных целях, безо всякой заботы о последствиях подобного применения, для самого Петра, со всеми его диссонансами, поскольку для них, Петр, после завершения запланированного объема работы, увы, становится малоинтересным, отработанным материалом.
Поражение составной части советской психологии, советского искусства, на примерах трансформации повести Аркадия и Бориса Стругацких, «Трудно быть богом» 1964 года, в фильм-новодел Алексея Германа «Трудно быть богом» 2013 года. Советский фильм-прдсказание: «Кин-дза-дза!», снятый в жанре антиутопии, на киностудии «Мосфильм»» в 1986 году.
Теперь речь может, и должна идти уже о том, возможно ли уменьшение когнитивного диссонанса, для всей страны, называемой Украина, вот уже пять лет живущей в состоянии непрерывного дискомфорта, что является зеркальным отображением дискомфорта самого Президента, и большинства участников группы, пока еще правящей этой страной. Следует отметить, что Петр Порошенко, стал достаточно понятным, и легким для разработки объектом, поскольку являлся частью советского общества периода «эпохи застоя», в котором достиг «самых вершин этого дна», тщательно изученного тогдашними западными советологами, выдавшими весьма профессионально выполненные, исключительно проницательные, абсолютно верные рекомендации, того, как, изменив Советское общество, того периода, подготовить возможность уничтожение глобального противника, СССР, без проведения опасных и весьма дорогостоящих военных действий. То, что сегодня называется «Стратегия Гибридной Войны». Впрочем, и без «яйцеголовых» интеллектуалов-советологов западной школы, (сегодня уже полностью потерянной, поскольку изучать стало нечего), в СССР существовало собственное понимание растущего диссонанса.
Тема достаточно объемна, в связи с чем, для уменьшения объема, дабы хотя бы пытаться «не растекаться мыслью по древу», в настоящем тексте приведены цитаты из произведения советских авторов-фантастов Аркадия и Бориса Стругацких, «Трудно быть богом» 1964 год, и советского же фильма «Кин-дза-дза!» в жанре антиутопии, снятом на киностудии «Мосфильм» в 1986 году режиссёром Георгием Данелия, отчасти связанных с ТКД. Цитата из фильма «Кин-дза-дза!»:
«- Какой дурак на Плюке правду думает? Абсурд!
- Вот потому, что вы говорите то, что не думаете и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю и Владимир Николаевич тоже».
Прямо про СССР, «эпохи застоя»! Более лаконичное определение, описывающее жизнь советского общества эпохи застоя, изобрести невозможно, да, в общем-то, и не нужно, поскольку, оно состоит в единой связи с эзоповым языком фильма, пророчески предсказывающим сверхъестественно быстрое социальное расслоение советского общества, и появление в новом, но тоталитарном, по сути, подобии государственного образования, «элиты», весьма сомнительного качества. Намек достаточно прозрачный, поскольку «новая элита» СССР, тоже родом из эпохи застоя, действительно появилась очень скоро:
«- Нет, генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!
- Ты кто? Я спрашиваю, ты кто?
- Пришелец-прораб.
- Нет, ты пацак! А ты кто?
- Я грузин.
- Нет, ты тоже пацак! Ты пацак, ты пацак и он пацак! А я - чатланин! И они - чатлане! Так что ты цак надень и в пепелаце сиди, ясно»?
А лидер Плюка, Господин ПЖ, а бессмысленная «музыка», на фоне которой даже:
«Ах, мама, мама, что мы будем делать,
Когда настанут зимни холода?
У тебя нет тёплого платочка,
У меня нет зимнего пальта!».
Всё это кажется шедевром, а Эцилоппы, представители власти, беспринципные взяточники. Кстати, без намеков, но «Эцилоп», выведено от слова «police», «полиция», прочитанного справа налево: «ecilop», а пустыни на месте морей, превращенных в топливо, и все это на фоне невероятно развитых технологий? Гениально! Хотя, осознание реального положения вещей, возникло, не единовременно, а основывалось на предыдущих поисках и размышлениях умных людей, в современных условиях практически вымерших как вид, которые в те времена еще встречались в среде «творческой интеллигенции». Людей вполне искренне, веривших в советские, вернее коммунистические идеалы. Описанное в фильме, очень похоже на состояние советского общества эпохи застоя, по сути, предостережение ошибочности, без проработки, совершать предстоящие изменения, даже кажущиеся необходимыми, что является наглядным образчиком того, как Советское общество изменилось с тех времен, когда, триумфальная победа «Красного проекта». Когда «Победа коммунизма и соответственно крах капитализма», представлялась неизбежной, о чем свидетельствует, описанное в произведении «Трудно быть богом» Стругацких, противостояние людей светлого коммунистического будущего, мрачным реалиям загнивающего прошлого, периода перехода от позднего феодализма, к раннему капитализму, прерванного вмешательством «Ордена» , олицетворения черной силы, под личиной которого можно без труда опознать тоталитарное общество, обыкновенный фашизм, весь путь которого, от возникновения до краха, тогда еще был крепко занесен в память, хотя авторы предусмотрительно, и вполне разумно перенесли описанную историю не просто на другую планету, в другой Галактике, но даже в другое время, вероятно для того чтобы иметь возможность, в беседах с Гос. Издательствами, использовать объяснение, что, это, дескать, всего лишь фантастика, это несерьезно, хотя в те времена, в СССР, да и в остальном мире, включая «загнивающий Запад», творческий процесс не был так скован как сейчас, еще не был в ходу сегодняшний способ письменного отказа от ответственности, размещения фразы:
«Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно».
Что, кстати, характеризует вообще весь сегодняшний мир, как место, находящееся в состоянии когнитивного диссонанса, той или иной степени и формы. Емкой характеристикой противостояния диссонансу, является фраза Алена Делона:
«Но главное, я ненавижу эту эпоху, меня от нее тошнит. Я ненавижу этих людей. Все фальшиво, все - подделка. Уважения больше не существует, никто не выполняет своих обещаний. Только деньги имеют значение. Каждый день, с утра до вечера, мы только и слышим о преступлениях. Я знаю, что покину этот мир без сожалений».
Впрочем, к теме. В книге, изданной в 1965 году, еще до глухого застойного периода, с потрясающей точностью предсказано состояние разделившейся на части Империи, наступившее после поражения Красного проекта. Вот лишь некоторые цитаты:
«Никакое государство не может развиваться без науки - его уничтожат соседи. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность, и, в конце концов, опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей. Суть в основных установлениях нового государства. Установления просты, и их всего три:
- слепая вера в непогрешимость законов,
- беспрекословное оным повиновение,
- а также неусыпное наблюдение каждого за всеми!» - (отец Кин).
По сути это конспект, некого плана-проекта, который и был реализован на постсоветском пространстве, хотя Науку удалось сохранить, что вообще-то удивительно. Искусство, которое «принадлежит народу»? Так его больше нет. Искусство приватизировано. Есть группа избранных, которым позволено, завывая, как и их коллеги на Плюке, мотаться по миру, собирая аналог Чатлов, денежных единиц на планете Плюк. Даже если допустить, вероятность того, что где-то, еще существует, чудом сохранившееся настоящее, искусство, это предположение из области фантазии, поскольку возможность сосуществования в одной стране Примадонн-Королей, и какого-то «искусства», «которое принадлежит народу» сомнительно. И более того, тщательно вытаптываются любые побеги, хотя бы отдаленно похожие на искусство. Аналогичная ситуация с кино, телевидением, театром, даже спортом.
В качестве примера, каким образом, и самое главное, с каким энтузиазмом, современные «дети Эпохи Застоя» уничтожают любые упоминания о временах, когда считалось, что цель влияния (изменения) общества, могла быть достигнута методами, соответствующими идеалам общества стоящего на более высоком уровне развития, можно привести фильмец-новодел, Алексея Германа, 2013 года, «Трудно быть богом», снятый, якобы на основе одноименной книги Стругацких, но состоящий из тошнотворного месива крови, фекалий, пьянства, предательства и подлости, опосредованно и саму книгу превратил в аналогичное месиво, что могло вообще навсегда похоронить ее. Чего стоит один только Леонид Ярмольник, в роли Благородного Дона, Руматы Эсторского! Особенно интересно, что есть сведения, о том, что все это снималось на деньги государства, Российской Федерации, и это «искусство» стоило этому государству 10 миллионов долларов США. И принесло сборы 1,4 миллиона долларов США. Предсказуемый провал, наглядно демонстрирующий здоровье постсоветского общества, сопротивляющегося (возможно инстинктивно) усилению когнитивного диссонанса.
«В состоянии когнитивного диссонанса человек неизменно будет стремиться к устранению несоответствий, вызвавших его. На это влияет, главным образом, сопутствующее диссонансу состояние психологического дискомфорта. Для нейтрализации этого дискомфорта человек будет стремиться избегать ситуаций, которые могут его усугубить».
Нет вопросов по финансированию, не было бы, если бы Герман, снимал свой фильмец под другим названием, но было выбрано именно «Трудно быть богом», название «комсомольское», и по этому принципу самое неподходящее, для современной постсоветской эпохи, хотя возможно оправдано, из коммерческих соображений, все-таки десять лимонов баксов, срубить «творцам» удалось! Хотя, дело не в РФ, не в Украине, и даже не в постсоветском пространстве, поскольку практически аналогичные тенденции существуют в большинстве «цивилизованных стран», современного мира. Что происходит? Программа деградации и расчеловечивания, или обновление?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Все написанное, является личным оценочным мнением автора. Олег Пернай.