Главная » Здоровье » ОТЧУЖДЕНИЕ.

ОТЧУЖДЕНИЕ.

28.10.2022 22:54

       «В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций - при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и так далее, - а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному. Правда, еда, питье, половой акт и так далее тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер» - (К. Маркс, ПСС, том 42, страница 70).

       Считаю важным поделиться эссе Эриха Фромма «Человек одинок». Возможно, это будет интересно мыслящим людям, которым не безразличны вопросы «бытия», как это бытие определяет сознание, способствует тем или иным трансформациям человеческой психики при системах мироустройства, основанных на эксплуатации человека человеком, почему человек, даже располагающий свободным временем, не хочет развиваться, заниматься творчеством, реализуя свои таланты и способности. Причём, даже при социализме в после сталинском СССР наблюдались подобные явления (ведь осталось ещё много «родимых пятен» капитализма, которые не были удалены, что и привело к реставрации капитализма). Ведь именно творческий, созидательный труд на всеобщее благо - это то, без чего ни один человек не может быть счастлив по-настоящему. В конечном счёте, какой жизненный сценарий («Светлое будущее») и какую стратегию поведения человек выбирает - «борьбу» или «бегство»? Готов ли человек бороться за это светлое будущее, а, если нет, то тогда он будет деградировать (что мы и наблюдаем сейчас) и «попадёт в тёмные века». От этих выбранных стратегий зависит его настоящее и будущее.

       Эти стратегии влияют на формирование механизмов психологической защиты, в частности, такого механизма, как «уход». Это приводит к устойчивой привычке откладывать решение на потом. Несомненным является то, что почти каждый из нас испытывает глубочайшую неудовлетворенность жизнью, которая время от времени прорывается на поверхность в виде смутной жажды новизны и необычности. Человек пытается вырваться за пределы обыденного, но то, как он это делает, как пытается удовлетворить эту естественную потребность говорит лишь о безмерном убожестве всех этих попыток.

       Работа Эриха Фромма своего рода размышление об одиночестве человека в мире тотального потребления, о том, что происходит рассогласование между двумя полюсами человеческого существования - «быть и обладать». В человеке разумном заложено природой неиссякаемое стремление к преодолению рутины и осмыслению важнейших явлений бытия. Именно это стремление в прежние времена находило свое выражение в искусстве и религии. А что же происходит сегодня? А сегодня оно принимает формы интереса к преступным хроникам, криминальным сериалам, фильмам ужасов, любви к зрелищам, шоу, спорту, примитивным любовными историями. Фромм отмечает, что в обществе потребления человек становится чужим самому себе, превращается в слугу мира, который сам же создал. По его мнению, во все времена существовало противоречие между двумя основными способами существования человека - обладанием и бытием, между обыденностью и стремлением вновь вернуться к подлинным основам бытия именно человека, как части природы. Отчуждение - вот участь отдельного человека при капитализме.

       Под отчуждением я понимаю такой тип жизненного опыта, когда человек становится чужим самому себе. Он как бы «отстраняется», отделяется от себя. Он перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков; наоборот - эти поступки и их последствия подчиняют его себе, им он повинуется и порой даже превращает их в некий культ.

       В современном обществе это отчуждение становится почти всеобъемлющим. Оно пронизывает отношение человека к его труду, к предметам, которыми он пользуется, распространяется на государство, на окружающих людей, на него самого. Современный человек своими руками создал целый мир доселе не виданных вещей. Чтобы управлять механизмами созданной им техники, он построил сложнейший социальный механизм. Но вышло так, что это его творение стоит теперь над ним и подавляет его. Он чувствует себя уже не творцом и господином, а лишь слугою вылепленного им голема. И чем более могущественны и грандиозны развязанные им силы, тем более слабым созданием ощущает себя сам человек. Ему противостоят его же собственные силы, воплощенные в созданных им вещах, силы, отныне отчужденные от него. Он попал под власть своего создания и больше не властен над самим собой. Он сотворил себе кумир - золотого тельца - и говорит:

       «Вот ваши боги, что вывели вас из Египта».

       А какова же судьба трудящегося? Вот что ответит на этот вопрос вдумчивый и точный наблюдатель, занимающийся вопросами промышленности:

       «В промышленности человек превращается в экономический атом, который пляшет под дудку столь же атомистического управления. Вот твое место; вот так ты будешь сидеть; твои руки будут двигаться на столько-то сантиметров по такой-то траектории; время движения - столько-то секунд или минут. По мере того, как плановики, хронометристы, ученые-экономисты все больше лишают рабочих права свободно мыслить и действовать, труд становится все более однообразным и бездумным. Рабочему отказывают в самой жизни: всякая попытка анализа, творчества, всякое проявление любознательности, всякая независимая мысль тщательно изгоняются - и вот неизбежно рабочему остается либо бегство, либо борьба; его удел - безразличие или жажда разрушения, психическая деградация» - (Дж. Джиллиспай, автор книги «Сто шагов в науке»).

       Но и участь руководителя производства - тоже отчуждение. Правда, он управляет всем предприятием, а не только одной его частью, но и он точно так же отчужден от плодов своей деятельности, не ощущает их как нечто конкретное и полезное. Его задача - лишь с прибылью употребить капитал, вложенный другими. Руководитель, как и рабочий, как и все остальные, имеет дело с безликими гигантами: с гигантским конкурирующим предприятием, с гигантским национальным и мировым рынком, с гигантом-потребителем, которого надо прельщать и ловко обрабатывать, с гигантами-профсоюзами и гигантом-правительством. Все эти гиганты словно бы существуют сами по себе. Они предопределяют действия руководителя, они же направляют действия рабочего и служащего.

       Вопрос о руководителе подводит нас к одной из важнейших особенностей мира отчужденности - к бюрократизации. Бюрократия заправляет как большим бизнесом, так и правительственными учреждениями. Чиновники - вот специалисты в управлении и вещами и людьми. И столь громаден аппарат, которым надо управлять, а, следовательно и столь обезличен, что бюрократия оказывается начисто отчужденной от народа. Он, этот народ, - всего лишь объект управления, к которому чиновники не испытывают ни любви, ни ненависти, он им совершенно безразличен; во всей профессиональной деятельности чиновника-руководителя нет места чувствам: люди для него не более чем цифры или неодушевленные предметы. Огромные масштабы всей общественной организации и высокая степень разделения труда мешают отдельной личности охватить целое; притом между этими личностями и группами в промышленности не возникает сама собою непосредственная внутренняя связь, а потому без руководителей-чиновников не обойтись: без них вся система тотчас бы рухнула, ибо никому иному не ведомы ее тайные движущие пружины.

       Чиновники так же необходимы и неизбежны, как и тонны бумаги, истребляемые при их господстве. Каждый из нас с чувством полного бессилия сознает это роковое главенство бюрократов, вот почему им и воздают чуть ли не божеские почести. Люди чувствуют, что, если бы не чиновники, все развалилось бы на части и мы умерли бы с голоду. В средние века сюзерен (сюзерен (французский suzerain от старофранцузского suserain) - тип крупного феодального правителя, власть которого основана на вассальном подчинении ему более мелких феодалов, получавших от сюзерена право на часть земли (феодала) в его владениях считался носителем порядка, установленного богом; в современном капиталистическом обществе чиновник - особа едва ли менее священная, ведь без него общество в целом не может существовать.

       Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%81%D1%8E%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD

       Отчуждение царит не только в сфере производства, но и в сфере потребления. Отчуждающая роль денег в процессе приобретения и потребления прекрасно описана еще Марксом. Как же мы используем приобретенное? Я исхожу из того, что потребление - это определенное человеческое действие, в котором участвуют наши чувства, чисто физические потребности и эстетические вкусы, то есть действие, в котором мы выступаем как существа ощущающие, чувствующие и мыслящие; другими словами, потребление должно быть процессом осмысленным, плодотворным, очеловеченным. Однако наша культура очень далека от этого. Потребление у нас - прежде всего удовлетворение искусственно созданных прихотей, отчужденных от истинного, реального нашего «я». Мы едим безвкусный малопитательный хлеб только потому, что он отвечает нашей мечте о богатстве и положении - ведь он такой белый и свежий. На самом деле мы питаемся одной лишь игрой воображения, очень далекой от пищи, которую мы пережевываем. Наше нёбо, наше тело выключены из процесса потребления, в котором они должны бы быть главными участниками. Мы пьем одни «ярлыки». Откупорив бутылку кока-колы, мы упиваемся рекламной картинкой, на которой этим же напитком упивается смазливая парочка; мы упиваемся призывом:

       «Остановись и освежись!».

       Мы следуем великому американскому обычаю и меньше всего утоляем собственную жажду. Первоначально предполагалось, что, если человек будет потреблять больше вещей, и притом лучшего качества, он станет счастливее, будет более удовлетворен жизнью. Потребление имело определенную цель - удовольствие. Теперь оно превратилось в самоцель.

       Акт покупки и потребления стал принудительным, иррациональным - он просто самоцель и утерял почти всякую связь с пользой или удовольствием от купленной вещи. Купить самую модную безделушку, самую последнюю модель - вот предел мечтаний каждого; перед этим отступает все, даже живая радость от самой покупки. Отчуждение в области потребления охватывает не только товары, которые мы покупаем и используем; оно гораздо шире и распространяется на наш досуг. А как же может быть иначе? Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если он покупает и потребляет не только то, и не только потому, что вещи эти ему действительно нужны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы своего досуга? Он неизменно остается пассивным, отчужденным потребителем.

       С той же отстраненностью и безразличием, как купленные товары, «потребляет» он спортивные игры и кинофильмы, газеты, журналы, книги, лекции, картины природы, общество других людей. Он не деятельный участник бытия, он хочет лишь «ухватить» все, что только можно, - присвоить побольше развлечений, культуры и всего прочего. И мерилом оказывается вовсе не истинная ценность этих удовольствий для человека, но их рыночная цена. Человек отчужден не только от своего труда, не только от вещей и удовольствия, но и от тех социальных сил, которые движут общество и предопределяют судьбу всех его членов. Мы беспомощны перед силами, которые нами управляют, и это сказывается всего пагубней в эпохи социальных катастроф - войн и экономических кризисов.

       Эти катастрофы кажутся некими стихийными бедствиями, тогда как на самом деле их навлекает на себя сам человек, правда, бессознательно и непреднамеренно. Безликость и безымянность сил, движущих обществом, органически присуща капиталистической системе производства. Мы сами создаем свои общественные и экономические институты, но в то же время горячо и совершенно сознательно отклоняем всякую ответственность за это и с надеждой или с тревогой ждем, что принесет нам «будущее». В законах, которые правят нами, воплощены наши же собственные действия, но эти законы стали выше нас, и мы - их рабы.

       Гигантское государство, сложная экономическая система больше не подвластно людям. Они не знают удержу, и их руководители подобны всаднику на лошади, закусившей удила: он горд тем, что усидел в седле, но бессилен направить ее бег. Каковы же взаимоотношения современного человека с его собратьями? Это отношения двух абстракций, двух живых машин, использующих друг друга. Работодатель использует тех, кого нанимает на работу, торговец использует покупателей. В наши дни в человеческих отношениях редко сыщешь любовь или ненависть. Пожалуй, в них преобладает чисто внешнее дружелюбие и еще более внешняя порядочность, но под этой видимостью скрывается отчужденность и равнодушие. И немало тут и скрытого недоверия. А как же человек относится к самому себе? Он ощущает себя товаром, который надо повыгоднее продать на рынке. И вовсе не ощущает, что он активный деятель, носитель человеческих сил и способностей. Он отчужден от этих своих способностей. Цель его - продать себя подороже.

       Отчужденная личность, предназначенная для продажи, неизбежно теряет в значительной мере чувство собственного достоинства, свойственного людям даже на самой ранней ступени исторического развития. Он неизбежно теряет ощущение собственного «я», всякое представление о себе, как о существе единственном и неповторимом. Вещи не имеют своего «я», и человек, ставший вещью, также не может его иметь.

       Нельзя полностью постичь природу отчуждения, если не учитывать одну особенность современной жизни - ее все усиливающуюся обесцвеченность, подавление интереса к важнейшим сторонам человеческого существования. Речь идет о проблемах общечеловеческих. Человек должен добывать хлеб насущный. Но только в том случае может он утвердить себя, если не оторвется от основ своего существования, если не утратит способности радоваться любви и дружбе, сознавать свое трагическое одиночество и кратковременность бытия. Если же он погряз в повседневности, если он видит только то, что создано им самим, только искусственную оболочку обыденного мира, он утратит связь с самим собой и со всем окружающим, перестанет понимать себя и мир. Во все времена существовало это противоречие между обыденностью и стремлением вновь вернуться к подлинным основам человеческого бытия. Все это увлечение спортивными состязаниями, преступлениями и любовными страстями свидетельствует о том, что человек рвется за пределы обыденности, но то, какими способами он удовлетворяет эту свою внутреннюю потребность, свидетельствует о безмерном убожестве всех наших поисков и решений.

       Источник: https://mir-knig.com/read_359942-2

       Несомненным является то, что почти каждый из нас испытывает глубочайшую неудовлетворенность жизнью, которая время от времени прорывается на поверхность в виде смутной жажды новизны и необычности. Человек пытается вырваться за пределы обыденного, но то, как он это делает, как пытается удовлетворить эту естественную потребность говорит лишь о безмерном убожестве всех эти попыток.

 

Александра Кузмиди.

Комментарии

Коммунист 30.10.2022, 23:57
Спасибо Вам Александра. Прекрасный цикл статей у вас. Всё разложено по полочкам.
ответить
Кустарь 31.10.2022, 00:21
Благодарю Вас Александра за прекрасный цикл статей. Всё логично и последовательно высказано.
ответить
Хирург 28.12.2022, 22:11
Для женщины очень разумные рассуждения. Получил наслаждение от прочтения.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения