НОВОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ.
Обращение в правоохранительные органы по фактам скупки компанией МТС региональных операторов связи по заниженной стоимости с нанесением ущерба государству в сотни миллионов.
Источник: http://bk55.ru/news/article/86044/
Источник: http://pasmi.ru/archive/158876
«Особо крупные» Мобильные Теле Системы. МТС.
Всем известны так называемые «залоговые аукционы», которые привели к тому, что в России появились олигархи, сколотившие огромные состояния за счет государства и его граждан. Позднее, «предприимчивость» граждан не сошла, на нет. На фоне фактического бездействия правоохранительных органов коррупция стала проникать в массы. Одними из самых лакомых кусков стали региональные телекоммуникационные компании. Мое обращение относится к тем, кто больше всех преуспел на этом рынке, о компании МТС.
Немного предыстории.
В начале 2000 годов было принято стратегическое решение о прекращении выдачи и продления лицензий на предоставление услуг сотовой подвижной связи стандартов NMT (наиболее известная и большая компания - «Московская сотовая связь»), AMPS/D-AMPS (Билайн). Маленькая и малоизвестная молодая компания МТС, генеральный директор которой ютился в небольшой комнатке вместе с секретарем (здание АТС на улице Маркистской - снесли в этом году), вдруг получила огромные конкурентные преимущества, поскольку на каждый регион выдавалась только одна лицензия на стандарт GSM, который в России фактически остался один. В то время, когда «монстры» пытались оспорить такое решение, а потом выбить для себя лицензии на развитие этого стандарта, МТС довольно быстро сообразило и бросилось скупать по всей стране региональных операторов стандартов GSM, которые имели лицензии на этот стандарт.
Стоимость компании.
Немного о том, как считается стоимость сотовых операторов. Это важно для понимания того, откуда деньги. Стоимость оператора можно посчитать довольно просто - от количества абонентов и от количества населения проживающего на лицензированной территории. Цена для развитых западных операторов укладывается в расчет количества абонентов умноженная на 300-400 долларов США. Нужно помнить, что там уже была развитая конкуренция. Россия и страны СНГ в этом плане стали исключением. Например, при покупке МТСом Туркменского оператора, стоимость компании в пересчете на 1 абонента была выше 1 000 долларов. При этом покупательная способность в этой стране (еще один важный фактор в ценообразовании) была значительно ниже, чем в России. В случае необходимости цена за 1 подключенного абонента понижалась до 178 долларов США (ниже оценки я никогда не встречал). Особенностью наших операторов являлось то обстоятельство, что в большинстве региональных операторов GSM в акционерах присутствовала Электросвязь. Та самая, что предоставляла услуги фиксированной связи. Именно Электросвязи давали номерную емкость для сотовых операторов (длинные федеральные 11-значные номера появились позже) и поэтому входили в состав акционеров. В свою очередь в Электросвязях (после раздела головной компании, в каждом регионе она своя), «золотую акцию» имело государство.
«Убедить» миноритариев продать свои пакеты акций для МТС особого труда не составляло - в ход шли самые разные приемы, в том числе банального шантажа в необходимости вложения денег в развитие компании всеми акционерами. При этом после изгнания миноритариев, инвестиций в компанию не делалось. «Помощь» компании МТС оказывали компании-поставщики оборудования, такие как Simens, Motorola, Ericsson, которые вели борьбу за самого потенциально «жирного» оператора - МТС и в их интересах был рост этого оператора и поглощения их кредитных заёмщиков – региональных компаний. Им проще иметь дело с одним крупным клиентом, акциями которого стали торговать на американском фондовом рынке. В омской компании, например, постоянно муссировались слухи о том, что компания Motorola (в то время крупнейший поставщик оборудования для МТС) может заявить о банкротстве компании. Предлоги могли быть разные. В моем случае это возможное увеличение уставного капитала и тем самым размытие долей участников. Уставные капиталы компаний редко превышали 100 тысяч рублей, и достаточно было поставленное компанией Motorola оборудование перенести в бухгалтерском балансе с одной строки в другую, как у акционеров возникала необходимость внесения много миллионных средств. Компании МТС же это бы практически не стоило ничего, поскольку у нее уже действовали свои договоренности с поставщиками оборудования. Этого «аргумента», который больше похож на банальный коммерческий грабеж и шантаж, было более чем достаточно, чтобы вытряхнуть «мелочь» в виде мелких акционеров. Насколько мне известно, никто не вступал в спор с МТС и забирал то, что предлагали. Оценка акций, как правило, не проводилась.
К примеру, в декабре 2001 года через компании-посредники 2,53 % пакет акций омского оператора GSM «Мобильные Системы Связи» принадлежащий «Инкомбанку» МТС покупает всего за 2 530 рублей. Благочестивый приобретатель? Это, смотря как посмотреть. «Инкомбанк» давно был признан банкротом, вкладчики давно смирились со своими потерями и 2 530 рублей и даже сумма в 1 000 раз большая никого уже не интересовала. Как удалось договориться с наблюдающим Советом «Инкомбанка» осталось загадкой, но ответ собственно и не нужен – и так все понятно. Видимо, так спешили, что руки тряслись и поэтому перепутали номинал акций, указав вместо 10 рублей, 100 рублей. Как потом сошелся баланс у МТС неизвестно. Скорее всего, незначительный штраф от налоговой, либо манипуляции с балансом компании МТС. С «Электросвязями» сложнее – это организации крупные и за спинами у них маячит государство. Поэтому суммы сделок были несколько выше и сделки с этими пакетами акций происходили несколько позже. Когда дело касалось Электросвязей, приведу всего пару наглядных примеров сделок компании МТС, в которых внимательный читатель и следователь может усмотреть всю гамму экономических уголовных преступлений. В начале 2004 года компания МТС приобретает 7.5 % акций омского оператора GSM «Мобильные Системы Связи» у Электросвязи Омской области, с огромной чистой прибылью и без долгов и практической монополией, за 2,2 миллиона долларов. Количество абонентов тогда насчитывалось около 240 тысяч человек, что составляло более 75 % рынка сотовой связи в Омской области. Как удалось МТСу «договориться» купить за 2,2 миллиона долларов, то есть ниже минимальной реальной стоимости даже при расчете по минимальной цене, в точности неизвестно, но общий принцип уже понятен. Нормальная стоимость 7,5 % акций компании при расчете общепризнанными методами (в том числе МТС, который регулярно, для инвесторов в первую очередь, сообщает о количестве клиентов) составляла как минимум 6 миллионов 300 тысяч долларов США. В реальности же, при отсутствии какой-либо значимой конкуренции (1 лицензия GSM на регион) и при огромных перспективах по захвату рынка на долгое время, то есть отсутствие рисков, цену можно умножить, как минимум, на два.
Конечная стадия выдавливания самых стойких акционеров зачастую затягивалась. В Омске, к примеру, последним акционером, продавшим свои акции, стал Фонд имущества администрации Омской области. Доходило до «смешного»: представитель Фонда в прессе жаловался, что у него даже нет возможности ознакомиться с балансом компании, чтобы определить ее рыночную стоимость. Напор и выдавливание Фонда имущества носило спланированный и масштабный характер и не ограничивалось балансом. Так, компания, зарабатывавшая много лет сотни миллионов чистой прибыли, никогда не выплачивала дивиденды. Все законно - по решениям Совета директоров, где к тому времени все 5 мест заняли представители МТС. Как известно невыплата дивидендов является средством оказания давления на акционеров и приводит к уменьшению ценности активов в их глазах. Более того, чистые денежные активы компании, исчисляемые миллиардами рублей, находились на казначейских счетах МТС, не принося никаких процентов прибыли компании и её акционерам за размещение этих денег на счетах. Это так же многомиллионные убытки для акционеров и опять же давление на них. История с пакетом Фонда банальная для России. Фонд продал акции компании-посреднику в 2007 году за 177 миллионов рублей, которая через несколько месяцев перепродала акции компании МТС за 16 миллионов долларов (около 460 миллионов рублей). В данном случае более чем очевидно, что бюджет Омской области недосчитался солидных поступлений. Заявления в Следственный комитет результатов не принесли, нарушений не было обнаружено. В компании «Миэль» был сделан Отчет об определении стоимости акций. Интересное и то, что в Отчете было сказано, что обнаружить компаний-аналогов для определения стоимости по сравнительному методу в городе Омске установить не удалось. Могли бы еще поискать среди компаний какого-нибудь района. Изменение цены в 3 раза за 3 месяца однозначно говорит о том, что продажа акций Фондом имущества была осуществлена не по реальной цене. Доводы незаконности сделки СК не принял по причине того, что «ваши права сделкой нарушены не были». По имеющимся сведениям, в таком исходе были лично заинтересованы топ-менеджеры МТС. Контрольно-Счетная палата Омской области «включила дурака» и в ответе написала, что цена в 177 миллионов рублей была определена и покупка акций МТС была проведена в соответствии с законодательством. Про то, что МТС купили в 3 раза дороже, они указать и дать этому пояснения «забыли». Видимо без греха не обошлось.
Мною в качестве примера приведен только один регион РФ - Омская область. Напомню, что таких регионов в России более 80 и в большинстве присутствует компания МТС, скупившая региональных операторов. Прошу считать это обращение официальным заявлением с требованием провести проверку деятельности МТС по скупке региональных операторов сотовой связи с нанесением ущерба государству в особо крупных размерах. Что же касается проведения проверок компании МТС правоохранительными органами, то тут «а воз и ныне там». Сложно точно объяснить, в чём причина - в халатности, бездеятельности ГУЭБиПК или их руководителей, один из которых ныне находятся за решеткой (Д. Захарченко), но ещё имеющий на воле связи с руководителями сотовых компаний, одному из которых он вовремя подсказал об угрозе и тот успел уехать в Ниццу. Либо прямые контакты сыграли свою роль, ведь бывшие начальники СБ МТС и МТС-Банка - это бывшие руководители ГУЭБиПК, кстати, выходцы из Омска. В СК тоже не все ясно, почему заявления фактически остаются без внимания, может это бывший заместитель СУ СК по Москве, как предполагают СМИ, «крышевавший» вора в законе, Денис Никандров приложил усилия, может еще кто. Факт остается фактом - полная бездеятельность ГУЭБиПК, закончившаяся тем, что Генеральная прокуратура пытается найти куда «исчезли» материалы по моим заявлениям. Да и судейский корпус не остался в стороне, вынося в пользу МТС один за другим акты, в которых сами меняют основания и предмет иска, устанавливают несуществующие события и так далее. Работа у правоохранительных органов есть. Как бы теперь сделать так, чтобы они ее выполняли?
Евгений Графеев.
Комментарии
Давно известно, что грабить в белых перчатках много прибыльнее и безопаснее.
Посмотрим какая будет реакция. Хотя, если принять во внимание административные рычаги, то шансов на восстановление справедливости не много. Нужно кого-то лично заинтересовывать - интересы государства не интересуют никого. Либо личное указание Владимира Владимировича.