КАРТИНА ЦЕЛОСТНОСТИ МИРА. ЧАСТЬ 2.
В гегелевской научно-философской картине мира историческая динамика человеческого сообщества определяется законом поступательного развития бытия в требованиях «тождества», «различия», «единства» противоположностей и разворачивается в реализации собственного содержания с юга на север, демонстрируя логику расширения людьми своего жизненного пространства от наиболее благоприятных условий существования к освоению менее пригодных для жизни территорий. Принципы тождества, различия и единства последовательно выступают как генеральные установки людей в освоении окружающей действительности: во-первых, как выражение взаимной независимости, самодостаточности противоположных видов бытия, во-вторых, как реализация «борьбы противоположностей» в утверждении необходимого содержания мировой реальности, когда одна из сторон диктует другой характер развития, определяя границы ее изменений, в-третьих, как взаимополагание, согласование противоположных сил, требующее от людских масс углубления творческого потенциала собственных действий и самоограничения своей первоначальной воли. В истории человеческой Цивилизации, сменившей в развитии человечества эпоху полусознательной Дикости, также выделяют три основных этапа:
1) Древности (Варварства) как эпохи сознательно-подражательной стратегии поведения членов «первобытных» родоплеменных сообществ, обеспечивающей наследование их коллективного опыта от поколения к поколению;
2) Традиционного общества как периода «сознательно-консервативной» стратегии общественной жизни в условиях жесткой сословно-кастовой дифференциации населения;
3) Инновационного социума как времени «сознательно-инновационной» стратегии общественной жизни в условиях стирания социально-классовых различий между гражданами и их сведения к количественным показателям возможностей потребления.
Подражательная стратегия жизни варварских племен Древности определялась присваивающим характером их хозяйства, ориентированным на природные процессы, и руководствовалась циклической моделью течения мирового времени. Циклический процесс полунатуральной жизни разрывается с переходом общества к классово-дифференцированному социальному строю, основанному на производственной специализации отдельных групп населения в реализации социальных функций, усложнение которых определяет постепенное возвышение общественного сознания людей от прошлого через настоящее к будущему. Жизнь «традиционного общества» строится на основе противопоставления природным изменениям постоянства, неизменности своих организационных канонов, представленных государственно-правовым регламентом стран «восточного деспотизма», античного мира и средневековья. Культ «прошлого» сформировал нормативно-кастовую мораль раннеклассовых цивилизаций «азиатского способа производства», тогда как «настоящее» стало реальным истоком художественно-эстетического мировоззрения античного общества, а идеальный смысл «будущего» определил религиозное самосознание граждан средневекового социума: мораль, искусство и религия последовательно формируют самосознание традиционного общества. Если на этапе «традиционного общества» главной задачей общественного разума была консервация общепринятых норм коллективного поведения гражданских масс, их обособления от влияния стихийных сил природы, то художественно-эстетическое сознание Возрождения XV-XVI веков перенацеливает волю людей на овладение природными процессами, требует перестроения общества в целях достижения наибольшей власти над окружающей природой. На смену господства в организации общественной практики канонов религиозной веры приходит власть исследовательской мысли научного разума, который и порождает современную инновационную эпоху развития человечества, утверждающую человека «властелином» природы, перестраивающим ее подобно Богу «по своему образу и подобию». В развитии «инновационного общества» вновь воспроизводится «временной цикл» прошлого-настоящего-будущего в качестве доминантных ориентиров общественной практики, но уже на основе не обыденного опыта, а концептуально-теоретических построений научно-философского интеллекта.
Дух прошлого определил юридическое мировоззрение буржуазно-дворянского общества «просвещенного абсолютизма» XVII-XVIII веков, связанного с особенностями механической дифференциации труда в мануфактурном производстве. Задачи настоящего сформировали политическое самосознание индустриального общества транснационального капитализма XIX-XX столетий, тогда как проблемы будущего становятся жизненным ориентиром хозяйственно-экономического сознания современного постиндустриального, информационного общества. Наступивший XXI век будет кульминационной фазой в цивилизационном развитии человечества, характеризующей его глобальную интеграцию и переход к построению всемирного социума духовной Культуры людей как способа организации их совместной жизни на основе приоритетов разумно-конструктивного общения стран и народов, общественных классов и личностей. Идейная суть культуры отвергает насилие как инструмент социального управления, отрицает войну как средство разрешения социальных конфликтов и утверждает стратегию «Мир во всем мире» в качестве генеральной доктрины претворения будущего «одухотворенного социума».
Необходимость утверждения приоритетов «культуры» в практике современного мирового сообщества определяется не только «доброй волей» людей, но также всем ходом развития природной целостности, получающей в исторической динамике «мирового времени» свое «осевое выражение», соединяя необходимой связью поступательного развития физическую реальность, живую природу и общество. Закономерный ход мирового времени требует ныне от человечества перестроения общественных отношений на основе идеальных смыслов культуры. Всеобщие параметры темпоральной необходимости были намечены в материале живой природы Ф. Энгельсом, увидевшим здесь действие закона постоянства ускорения биотической эволюции.
«По отношению ко всей истории развития организмов надо принять закон ускорения пропорционально квадрату расстояния во времени от исходного пункта» - (Ф. Энгельс «Диалектика природы»).
Эта закономерность с определенным уточнением может быть экстраполирована на всю Вселенную: в историческом развитии мировой целостности действует закон циклического ускорения эволюционного процесса пропорционально двойному расстоянию по времени от исходного пункта. Сформулированный закон темпоральной динамики мировой целостности позволяет реконструировать прогрессию исторического процесса в ее ретроспективной направленности от настоящего к прошлому. Исходной мерой будет интервал времени в I век (100 лет). Отложим последовательно 6 отрезков мирового времени, из которых каждый последующий в ретроспекции этап будет охватывать удвоенное время предшествующего. Сумма элементов данного числового ряда - 1, 2, 4, 8, 16, 32 - составит 6 300 лет, указывая в итоге на такой узловой момент истории человечества, как становление на рубеже V-IV тысяч до нашей эры раннеклассовых цивилизаций Востока - Древнего Египта и Месопотамии. Если к полученной сумме в 63 столетия прибавить десятикратное увеличение 6 шага нашей прогрессии (320 веков), то полученная величина в 38 300 лет будет соответствовать примерному возрасту «человека разумного», создавшего современную техногенную цивилизацию. Повторим тот же цикл вычислений, но с иной единицей измерения, равной десятикратному увеличению 6 шага первого числового ряда (32 000 лет): 32, 64, 128, 256, 512, 1 024. Сумма этих величин обозначит отрезок мировой истории в 2 016 000 лет. Согласно данным современной антропологии, примерно 2 миллиона лет назад на Земле появились первые представители человеческого рода, возник вид «человека умелого». Если сложить полученный результат (2 016 000) с десятикратным увеличением 6 шага данного числового ряда (10 240 000) и возрастом «социализированного человечества» (38 000), то величина в 12 294 000 лет будет указывать на период существования в истории земной фауны такого ископаемого вида антропоидов, как «рамапитек», отделившего около 12 миллионов лет назад «человека» от ныне существующих человекообразных обезьян, ставшего прародителем человеческого рода.
Проделаем вновь тот же круг вычислений, но уже с исходной единицей, равной десятикратной величине 6 шага предшествующего ряда (10 240 000лет): 10 240 000, 20 480 000, 40 960 000, 81 920 000, 163 840 000, 327 680 000. Сумма величин этого ряда (645 120 000 лет) указывает на эпоху кардинального преобразования видов живой природы, обозначившую переход от примитивных форм жизни к сложноорганизованным, целостным существам животного мира. Если к этой величине (645 120 000) прибавить десятикратное увеличение 6 шага данного ряда (3 276 800 000 лет) и возраст человечества в его максимальных границах (12 294 000 лет), то интервал в 3 934 214 000 лет определит в общих чертах длительность существования жизни на Земле (около 3,9 миллиардов лет). «Точные» попадания установленной циклической прогрессии в узловые точки мировой эволюции, характеризующие «социальную» историю человечества, его биосоциальную предысторию и биотическую эволюцию, позволяют предположить, что на следующем этапе наших построений мы должны будем зафиксировать начальный момент физического зарождения Вселенной.
Проделаем еще раз тот же алгоритм вычислений, но с исходной единицей, равной десятикратному увеличению 6-го шага предшествующего числового ряда (3 277 000 000 лет): 3 277 000 000, 6 554 000 000, 13 108 000 000, 26 216 000 000, 52 432 000 000, 104 864 000 000. К сумме этих чисел (206 451 000 000 лет) прибавим десятикратное увеличение 6 шага данного ряда (1 048 640 000 000 лет) и возраст существования жизни на Земле (3 934 214 000 лет). В соответствии с эмпирической логикой мировой прогрессии физический возраст Вселенной составит интервал времени в 1 259 025 214 000 (1,259·1012) лет, что на два порядка выше по сравнению с принятой ныне в теоретической физике величиной возраста Вселенной в 10-20 миллиардов лет, совершенно не соответствующей системным параметрам эмпирически наблюдаемых зависимостей в историческом материале развития мировой целостности.
Главной причиной искажения современной наукой истинных параметров длительности существования Вселенной является принцип постоянства скорости света в вакууме (С=300 000 километров в секунду), характеризующий особенности перемещения тел в мировом пространстве геометрии прямых линий Эвклида и не соответствующий динамике тел в мире изогнутых линий гиперболической геометрии Лобачевского-Больяи и сферической геометрии Римана, в рамках которых тела движутся с ускорением. Современная физика, пытаясь описать движение тел в изогнутом пространстве Лобачевского-Римана на основе принципа постоянства скорости света, трактует динамические процессы как набор бесконечно малых линейных перемещений объектов, отступая тем самым от действительной природы физического пространства и искусственно достигая решения проблемы. Для адекватного воспроизведения динамических процессов в физическом пространстве геометрии изогнутых линий следует заменить в описании физических процессов принцип постоянства скорости света в вакууме (С=300 000 километров в секунду) на принцип постоянства квадратичного ускорения светового сигнала (С=300 000 километров в секунду в квадрате). Применение этой новой постоянной при вычислении возраста Вселенной приводит к величине 1 289 000 000 000 (1,289·1012) лет. Наблюдаемое расхождение между теоретически установленной величиной возраста Вселенной (1,289·1012) и найденной эмпирическим путем величины в 1 259 025 214 000 (1,259·1012) вполне оправдано, так как в теоретическом вычислении мы постигаем процесс в его идеальных пределах, которые не реализуются полностью в эмпирической ситуации и потому не требуют всего объема теоретически необходимого времени. Подтверждением достоверности выявленного алгоритма темпоральной динамики мировой целостности служит соответствие его соотношений основным историческим вехам цивилизационного развития человеческого сообщества.
Что определяет качественные основы первого цикла установленного алгоритма мирового развития: 1-2-4-8-16-32-320? Эта последовательность обозначает продолжительность возрастных формаций в социально-производственном развитии человечества. Так, еще актуальный в современной действительности «индустриально-капиталистический» мир, рожденный в огне наполеоновских войн, живет II столетия (XIX-XX века). Предшествовавшее ему общество «просвещенной монархии» просуществовало IV столетия, определив социальный смысл исторических эпох Возрождения (XV-XVI веков) и Просвещения (ХVII-ХVIII столетия). Средневековье, утвердившееся в полноте своей религиозной идеи в арабо-исламском натиске на древний мир, растянулось на VIII веков (VII-XIV веков). Античный мир, вскормленный эстетикой древнегреческой культуры, жил 16 столетий (X век до нашей эры - VI век нашей эры). Социальный уклад раннеклассовых цивилизаций эпохи бронзы (азиатский способ производства) просуществовал более 3 тысячелетий (IV-II тысячелетий до нашей эры), тогда как «первобытнообщинный строй» варварских времен Древности охватил более 30 тысячелетий - от появления «человека разумного» (38 000 лет назад) до зарождения ремесленного способа производства в ходе овладения тайнами изготовления металлических орудий (около 6 000 лет назад). Соответствие количественных показателей темпорального алгоритма мировой эволюции длительности формационных этапов социальной истории человечества позволяет сделать прогноз, что «постиндустриальная» эпоха народившегося глобально-информационного общества продлится всего одно столетие, захватит лишь ХХI век.
В контексте наблюдаемого сжатия социально-исторической действительности в интервал нулевой длительности онтологическая структура времени теряет качественное единство, преемственность в организации общественной жизни и становится дискретной реальностью пересечения разнородных социальных сил, антиномического скрещения нравственных устремлений цивилизаций Юга и Севера, Запада и Востока. Дальнейшая динамика социальной истории человечества будет определяться потенциалом духовной свободы человека в претворении желанного будущего, способной не только к созиданию, но и разрушению бытия, нарушающей непрерывный ток мирового времени. Природа мировой целостности не терпит «пустоты» как власти небытия: поэтому там, где что-то убывает в своем действии, нечто другое возрастает в собственном влиянии. В условиях глобализации субъективных потенциалов общественной жизни людей дальнейший ход времени в развитии человечества становится производной функцией очеловеченного пространства, когда индивидуальные свойства человеческой личности начинают определять судьбу всего мирового сообщества, требуя от него строго определенной стратегии практических действий. Темпоральная динамика мировой целостности обозначает реалиями глобального социума точку бифуркации в историческом развитии человечества - перехода общественной жизни от естественной необходимости в циклическом воспроизведении объективного хода времени к приоритетам духовной свободы, к сознательному выбору людьми своего будущего. Глобальный социум становится действительным выражением духовной «свободы» современного человека, утверждающего себя в истории мироздания в качестве независимой «личностной величины» и способного «разрядить» энергию своей «духовной сущности» как в созидательном преображении действительности, так и в разрушительном взрыве новой мировой войны. Будущее человечества» оказывается «открытым пространством» исторической реализации духовной свободы людей, способной и к совершенствованию их коллективной жизни на основе идеи «общего блага», и к разрушению их совместного существования.
Ход мировой эволюции ставит современное человечество перед жесткой альтернативой - либо утвердить Культуру основой исторической жизни глобального социума и исключить из социальной практики возможности военных конфликтов, либо погибнуть в огне термоядерной войны. Только творчество как суть культуры может служить направляющим лучом в осуществлении вселенского будущего человечества. Действительная угроза гибели человечества в результате ядерной катастрофы требует от философского разума людей преодоления «произвольной свободы» в осуществлении глобального будущего и заставляет их обратиться в условиях «истощения» позитивных ориентиров в течении мирового «времени» за руководством в осуществлении общественного прогресса к наиболее подробным, объективно-индивидуализированным свидетельствам мирового пространства. Наиболее общие механизмы пространственной организации бытия должны подсказать человеку логику его дальнейших конструктивных действий.
Установленная в историческом материале эволюции видов бытия 4 уровневая структура мировой целостности (неживая природа, живая природа, социальная природа и «субъективная природа» человека) служит современной науке общим указателем в теоретической реконструкции внешней, «пространственной» организации материальной действительности в ее внутреннем единстве с темпоральной логикой развития мировой реальности. Глобальный строй наблюдаемой Вселенной представлен современной космологией в картине 4 уровней космической организации:
1) галактик,
2) сверхгалактик,
3) скоплений галактик,
4) сверхскоплений галактик.
Особенности нижних космической целостности были освещены в 1920 годах прошлого века Э. Хабблом, обобщившим результаты своих астрономических наблюдений в классификации галактик по разрядам эллиптических, промежуточных, спиральных и неправильных. В строении спиральных туманностей как доминантной структуре космической реальности он различает два типа организации - обычные и пересеченные, у которых спиральные ветви идут от светлой перемычки, пересекающей ядро, когда:
«Галактика имеет четыре спиральные ветви. Под влиянием вращения Галактики они «закручиваются» - (Вальтер Холличер «Природа в научной картине мира»).
Выражением глобальной структуры космоса служит среда «сверхскоплений» галактик, ставшая предметной основой формирования в космологии последней трети прошлого века ячеисто-филаментарной модели Вселенной. В этой модели звездные системы выстраиваются в протяженные цепи мировых волокон, генеральные узлы пересечения которых и характеризуют пространство «сверхскоплений» галактик. Динамические особенности «сверхскоплений» определяются «детерминацией сверху», представленной влиянием глобальной метагалактической структуры, зафиксированной первоначально в XVIII веке В. Гершелем и вновь установленной уже в ХХ столетии наблюдениями Д. Х. Рейнолдса и Ж. де Вокулера в явлении пересечения Млечного Пути гигантским пластом туманностей «Волос Вероники». Эти гигантские пласты звездной материи выступают в космической иерархии как ортогональные рукава единой глобальной мегаструктуры Вселенной, представленной в форме вращающегося креста. Выявленные всеобщие параметры темпоральной и пространственной организации, Вселенной указывают на образы древних мифов - «семи дней творения» и вращающегося «вселенского креста» - как символические ключи к постижению тайн мироздания, обозначают максимально общие концепты мировой культуры как предельные основания для построения глобальной научно-философской картины мира. Коренное единство объективных форм, организационных уровней и видов бытия концентрируется в духовной сути человека, раскрывающей себя в содержании мировой целостности как творчество.
Потенциал творческих сил человека определяется взаимодействием основных способностей его души в постижении действительности как саморазвивающейся целостности необходимых свойств пространства, движения, времени, представляющих, соответственно, единичные, особенные и всеобщие параметры бытия. Индивидуальные контуры действительности познаются людьми на основе приоритетов чувственного опыта, тогда как содержание «особенного» как реализации «локальных связей» бытия устанавливается прежде всего логикой «рассудка», обобщающей содержание чувственных впечатлений, а всеобщие зависимости определяются на основе первенства в ходе познания идеализирующей способности интеллекта. Творчество есть способность разума в формировании новых образов действительности на основе гармонизации потенциалов чувств, рассудка и интеллекта. Всеобщей формой закрепления продуктов духовного творчества людей служит Язык как универсальное средство их общения и самовыражения.
С помощью языка человек определяет все грани своей личной жизни и сводит их к необходимому и понятному единству. Поскольку каждый человек является личностью со своим особым духовным опытом, постольку всякое общение между людьми на основе взаимопонимания предполагает опору коммуникативного акта на творческую способность их разума, выражающего результаты личностного самоопределения, что утверждает язык в качестве генерального средства творческой самореализации людей и постижения ими мировой целостности. Поэтому конечная тайна мировой целостности хранится в законах символической реальности, устанавливающих универсальную связь пространства, движения и времени, определяющих необходимые границы мироздания. Законы Языка определяют целостную структуру бытия, выражают историю саморазвития мировой целостности и человеческого сообщества. Язык как символическая основа разумной целостности окружающей действительности, определяющая ее универсальное единство, соединяет необходимой связью противоположные значения пространства и времени и совмещает в своей организации их всеобщие параметры, интегрируя алгоритмы «семи дней творения» и «вселенского креста» в структурное тождество, законы функционирования которого и выражают саморазвитие мировой целостности. Содержательными узлами этой символической структуры бытия выступают основные категориальные формы в системе частей речи. Единство категориальных форм вербального общения людей представлено пространственной моделью Языка как символического выражения мировой целостности. Строение данной модели языковой реальности характеризуется следующим набором основных компонентов:
А) Функциональные сферы:
I - субъективно-орудийная;
II - субъективно-предметная;
Ш - объективно-предметная;
IV - объективно-орудийная,
Б) Аналитические категории языка:
С - существительное;
П - прилагательное;
Г - глагол;
Н – наречие,
В) Объективно-синтетические категории языка:
М - местоимение;
Ч - числительное;
П - причастие;
Д – деепричастие,
Г) Субъективно-синтетические категории языка:
1 - частица;
2 - союз;
3 - междометие;
4 - предлог.
Динамические зависимости в становлении категориальных форм частей речи, выражающие исторический закон саморазвития целостности всемирного Языка человечества, определяются на основе прочтения символьных параметров исторической жизни мировой цивилизации. Согласно христианской идее боговоплощения, совершенная истина мирового бытия не отгорожена от телесной жизни человека, а дана ему со всей очевидностью в свидетельствах чувственного опыта. Поэтому исторический материал вербального общения человечества должен открыть людям глаза на закон саморазвития символических оснований мировой целостности. Признание Языка генеральным средством творческого самовыражения и конструктивного общения людей предполагает его понимание в качестве антиномической, саморазвивающейся целостности, выступающей как «единство противоположностей» символических форм женской и мужской ментальности, потенциалов порождающей и регламентирующей деятельности, возможностей синтетических и аналитических языков. Следовательно, на каждом формационном этапе цивилизационной истории человечества творческие силы общения людей концентрируются в соперничестве двух этнокультурных сообществ, поочередно доминирующих в исторической практике той или иной эпохи. Начало цивилизационного цикла развития человечества в период Древности не предполагает наличия «лидирующих» этнокультурных сообществ, которые пока еще качественно едины друг с другом в «сознательном» подражании природным процессам как представители коллективной энергии «человека разумного». Главной дифференцирующей особенностью человеческих сообществ того времени было отношение родства по материнской или отцовской линии.
Развитое состояние коллективной жизни людей определяется познанием различий природной и социальной необходимости, формированием институтов государственной власти как органов целенаправленного совершенствования общественной практики независимо от природных факторов. Разумный строй этого духовно «продвинутого» состояния социальной действительности выражается в раздвоении символических оснований исторической жизни общественных формаций. Так, древнеегипетский и аккадский (ассиро-вавилонский) языки господствовали в жизни древнейших социально-государственных сообществ Бронзового века. Древнегреческий и латинский языки доминировали в Античную эпоху. Арабский и тюркский языки получили приоритетное развитие в период Средневековья. Испанская и французская речь стали символами мировой культуры во времена Возрождения и Просвещения, тогда как немецкий и английский языки утвердились в качестве всеобщих потенциалов научного познания и технического прогресса в Новейшее время XIX-XX столетий.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук Лев Гореликов.
Комментарии