Главная » Экономика и Инновации » ИДЕИ СТАНОВЯТСЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ СИЛОЙ.

ИДЕИ СТАНОВЯТСЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ СИЛОЙ.

16.09.2022 14:14

       Иносказательно о силе идей, становящихся убеждениями многих социально активных людей, написал К. Маркс:

       «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой, но теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» - (К. Маркс, цитата из статьи «К критике гегелевской философии права» - 1844 год).

       Ленин в Предисловии к тому 34 писал:

       «Идеи становятся силой, когда они овладевают массами. И именно теперь большевики, тое есть представители революционно-пролетарского интернационализма, своей политикой воплотили ту идею, которая двигает во всем мире необъятными трудящимися массами» - (В. И. Ленин ПСС, том 34, страница 332).

       Системы идей, которые применяются к социальным системам, принято называть идеологией. Почему же идеология имеет для общества такое огромное значение? Какова, например, идеология буржуазного общества и чем она отличается от идеологии социалистического общества? В. И. Ленин и Карл Генрих Маркс, будучи людьми образованными, знали, как происходит управление толпой (чтобы первобытную толпу превратить в народ - «источник власти»). Д. Рокфеллер, читая Ленина, написал, что для того, чтобы этого никогда не произошло (чтобы коммунистическая идея не стала движущей силой):

       «Нужно сделать народ неспособным к восприятию никаких идей».

       Каких идей только не существует в буржуазном обществе, вот, например: простым людям не нужно хорошее образование, иначе они осознают себя и ими невозможно будет манипулировать. Конституция РФ Статья 13.1:

       «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие».

       Статья 13.2:

       «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

       Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/5b9338a7944b7701fbe63f48c943e8175be16462/

       На рубеже XXI века под государственной идеологией не нужно подразумевать какую-то тоталитарную теорию с желанием при помощи государственных институтов навязать какие-то единые взгляды всему обществу. Такое представление об идеологии многими из нас воспринимается как нечто неприемлемое, безнравственное, нарушающее права и свободы.

       В широком смысле под идеологией подразумевается система идей, взглядов, в которых отображаются и оцениваются отношения людей к действительности, к друг другу, те или иные социальные проблемы и конфликты, а также понятие «идеология» содержит цели социальной деятельности, программы развития общества. Словом, государственная идеология - своего рода целостная мировоззренческая система, совокупность идей, принципов и ценностей, которая является основой общественного и государственного устройства, и принимается большинством сограждан. В идеологии закреплено сохранение или изменение (развитие) установившихся общественных отношений. Понятие «политическая идеология» имеет более узкий смысл и отображает идеи, понятия и представления, связанные с политическими отношениями и их субъектами (классы, нации, общество, социальные группы, индивиды), в которых субъекты осознают свои политические позиции и интересы, при выборе тех либо иных политических устремлений.

       Обычно государственная идеология  включает в себя целый комплекс исторически сложившихся идей и представлений народа (этноса), нации, касающихся своего прошлого, особенностей становления и развития в качестве социально-политической целостности, представлений о своем месте и роли в мировом сообществе, об основных направлениях и задачах своей внутренней и внешней политики, а также путях и способах их осуществления. В годы Второй мировой войны окончательно сложились трех основных идеологических систем:

       - либеральная,

       - коммунистическая,

       - националистическая.

       Жесткое мировое противоборство между системами продолжается по сей день и, если рассматривать три составляющие части основного лозунга французской революции 1789 года - «Свобода. Равенство. Братство», то при выборе первичной ценности, либералы отдадут предпочтение свободе, коммунисты - равенству, а националисты - братству (в смысле превосходства группы лиц, связанных между собой кровными и иными узами). Человек социалистического общества, увлеченный задачей по преобразованию мира, совершенно не чувствует себя несвободным, а ощущает себя даже более свободным в экономическом, политическом и интеллектуальном отношениях, чем те, кто пользуется «буржуазными» свободами (либералы). Буржуазные свободы представляются человеку социалистического общества, в основном, «бесполезными», способствующими порождению крайнего индивидуализма (доходящего до эгоизма) и даже анархизма в жизни общества.

 «Плохо человеку,

когда он один.

Горе одному,

один не воин,

каждый дюжий

ему господин,

и даже слабые,

если двое».

 В. Маяковский отрывок из поэмы «Владимир Ильич Ленин».

       Тем не менее, последователи этих трёх основных идеологических систем, занимая почти все пространство публичной политики и общественной мысли, одинаково негативно относятся к тем, кто сегодня пытается защищать, а тем более возрождать иные, «дореволюционные ценности», «ценности старого порядка» (например, крепостное право). Нет никаких сомнений в том, что капитализм и в XXI веке обречен на новые мощные катаклизмы и кризисы, предотвратить которые возможно только посредством усиления роли государства в регулировании экономической сферы, в том числе через политику перераспределения доходов, а в конечном итоге - переходом к социализму. В течение трёх десятков лет Россия, а точнее, обманутый и ограбленный её народ, прикладывала неимоверные усилия, чтобы построить «свой» капитализм, основанный на свободе, демократии. Но были «забыты» все знания и опыт предыдущих поколений, подтвердивший, что социализм можно построить в отдельно взятой стране! Да, это, оказалось возможно! А вот капитализм ни теоретически, ни практически нельзя построить в отдельно взятой стране! Он всегда глобален. Итог построения «своего» капитализма известен: переформатированная применительно к российским условиям капиталистическая идеология в форме либеральной рыночной экономики, а по сути, олигархия, которую пытаются реализовать в стране с начала 1990 годов прошлого столетия.

       Результат - тысячи разрушенных предприятий в угоду заокеанским «управляющим» транснациональным корпорациям. К чему это привело? К потере рабочих мест, снижению уровня и качества жизни, к бедности населения, к разобщённости, атомизации общества, распространению парадигмы потребительства, падению морально-нравственных устоев в обществе, росту преступности, наркомании, пьянства, психических заболеваний, суицидов, росту неблагополучия в семьях, снижению качества медицинской помощи и образования, росту социально значимых заболеваний и тому подобное. Как мы видим из всего происходящего сейчас, базис и надстройка - основные из понятий социальной философии Маркса, взаимосвязаны, но базис определяет надстройку, а:

       «Общественное бытие определяет общественное сознание».

       Оказывается, базис (общественно-экономические отношения) определяет идеологию, мораль, нравственность, науку, культуру и потребности! Потому понятию «потребность» уделяется так много внимания в идеологиях, что часто превращается в инструмент манипуляции как общественным, так и индивидуальным сознанием людей. Существует мнение некоторых «специалистов» широкого профиля о том, что при социализме сделают всех одинаковыми, зарплаты будут у всех одинаковыми, а потребности, и способы их удовлетворения «жалкими» и не очень отличающимися друг от друга. А так ли много нужно человеку для жизни? Когда его потребности разумны, потому что человек разумен и может реализовать свой творческий потенциал (не путать с «деланием денег» ради денег или с их зарабатыванием, чтобы прокормить себя и свою семью), то человек имеет смыслы в жизни. Главный закон социализма:

       «От каждого по способностям, каждому по труду».

       Основной закон коммунизма:

       «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

       Причём, реализовать свои способности и таланты человеку, уверенному в завтрашнем дне, намного проще, чем тому, кто постоянно опасается потери работы, неспособности оплачивать проценты по кредиту, потери здоровья (ни для кого не секрет, что, если человек часто болеет, или часто болеют его дети, то при капитализме может легко потерять работу, потому что он не приносит достаточно прибыли хозяину). Человек при капитализме живёт в состоянии постоянного стресса и, поэтому, не может не заболеть! Зарабатывая только себе на жизнь и развлечения, человек перестаёт развиваться, как человек!

       «То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному. Правда, еда, питье, половой акт и так далее тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер» - (К. Маркс ПСС, том 42, страницы 70, 71).

       Удовлетворение животных (зоологических) потребностей не может быть смыслом жизни человека! Сколько по-настоящему талантливых людей, гениев не могут реализоваться при капитализме, потому что у их родителей нет денег, чтобы оплатить их учёбу!

       Каков же конечный итог российской капитализации? Мы попали в «порочный круг»: люди, талантливые, гениальные не могут реализоваться, в результате в стране сформирована не экономика развития, а экономика торможения с характерными для нее низкой доступностью кредита для бизнеса (производим только то, что приносит прибыль в парадигме «здесь и сейчас», в результате разрушена фундаментальная наука, на неё нет средств), с избыточными налогами, тяжелейшими административными издержками, офшоризацией.

       К чему приведёт дальнейшая ориентация и продолжение даже с определенными модификациями курса «реформ» (другая модель капитализма), начатых в 1991 году? Это прямой путь к катастрофе - дальнейшее ввержение России в яму третьеразрядных стран с последующим ее распадом (как раз этого и хотят заокеанские «партнёры»). Простых россиян волнует вопрос: что может прийти на замену либерально-экономическому курсу, который продолжает ввергать экономику России в глубочайший кризис, в Величайшую депрессию, и в конечном итоге, какую иную модель развития может предложить миру Россия?

 

Александра Кузмиди.

Комментарии

Александр из Германии 16.09.2022, 15:08
Бытие скоро определит сознание масс и овладеет ими.
ответить
Коммунист 17.09.2022, 21:59
Все разложено по полочкам и довольно понятно. Спасибо автору.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения