ЭКОНОМИКА ПОЗДНЕГО СССР. ЧАСТЬ 1.
В 1978 году я задумал и начал работу над серией материалов под общим названием «О действительных причинах неудовлетворительного хозяйствования и путях достижения высших темпов развития социалистического производства». Летом 1979 года, отбросив смирительную рубашку страха, я направил первый материал в высшие партийные (генеральному секретарю и членам Политбюро), в советские и научные инстанции Союза и республик. Основное назначение материалов, которые подавались в виде писем и приложений к ним, расшевелит ь, растолкать, заинтересовать, заставить увидеть, что страна идёт по ложному пути, показать верные ориентиры, убедить в необходимости крутого изменения курса, получить «добро» на создание временной инициативной группы для разработки способа расчёта необходимых показателей. Донести преобразующую мысль до лидера партии непосредственно, получить «добро» на создание временной инициативной группы, казалось идеальным, но иллюзорным желанием. Реальным представлялось другое. Письма дойдут непосредственно только до отдельных деятелей, в большинстве своём будут вскрыты в прихожих адресатов, направлены в КГБ, а мысль, заложенная в них, пойдёт свободно гулять в определённой среде и, рано или поздно, станет общим знанием, «здравым смыслом». Прихожие секретарей - это мощный канал распространения попадающих туда оригинальных мыслей. Так и случилось. Предполагалось, если просьба будет не удовлетворена, а я останусь цел, то, исчерпав официальные возможности, с чистой совестью буду искать способы апелляции прямо к людям, с целью воздействия через них на высшие органы власти и на положение дел в стране, что я и начал делать в 1985 году: объединил материалы под общим названием и направил этот сборник поначалу отдельным, известным своей активной позицией крупным писателям, учёным (Чингизу Айтматову, Юрию Черниченко, А. Аганбегяну), другим лицам. Первый материал из четырёх писем с приложениями о действительных причинах неудовлетворительного хозяйствования и путях достижения высших темпов развития производства направлен мной в 1979-1985 годах:
- Генеральному секретарю ЦК КПСС и председателю президиума Верховного Совета Л. И. Брежневу;
- Первому заместителю Председателя президиума Верховного Совета СССР В. В. Кузнецову;
- Секретарю ЦК КПСС А. П. Кириленко;
- Первым секретарям ЦК компартий всех 15 союзных республик;
- Президенту АН СССР А. П. Александрову;
- Президентам Академий наук 14 союзных республик.
В дальнейшем, вплоть до 1985 года, материалы о том, что делать для выхода на орбиту высшей производительности труда, адресовались в соответствии с изменениями в Политбюро ЦК КПСС и Правительстве. Всем высшим лицам страны, призванным по статусу решать задачи успешного хозяйствования, перехода к общественной собственности (для чего, собственно, и совершилась революция 1917 года), престижности социалистического способа производства на мировой арене, была известна концепция значительного ускорения прогресса нашего общественного устройства, быстрого и беспрепятственного роста благосостояния каждого трудящегося человека и общества в целом.
Первое письмо на имя Л. И. Брежнева. Порочность действующей в стране системы экономических показателей. Шесть необходимых направлений исследования.
Письмо отправлено в Кремль в августе 1979 года. Автор, основываясь на диалектическом материализме, предложил подойти по-новому к решению экономических проблем страны, просил аудиенции. В письмах другим товарищам - просьба поддержать эту инициативу. В приложении к письму сказано следующее. Наряду с широкими положительными проявлениями, наша сегодняшняя экономика - сгусток возникающих и углубляющихся проблем, «шараханья» направлений развития, колоссальных потерь, производственной разобщённости. Причина негативных явлений - действующая у нас негодная для социализма система экономических показателей вообще и в особенности показателей, связывающих благо каждого трудящегося человека с результатами его труда в виде прибыли.
В СССР нет социалистического порядка распределения благ. Существующие у нас методы нормирования труда, формы и системы (включая премиальные системы) заработной платы, методы её образования и реализации являются капиталистическими, представляют собой средство эксплуатации наёмных рабочих. Они не соответствуют социалистическому способу производства. В условиях товарного социалистического производства результатом труда коллектива является, в конечном счёте, реализованный годовой продукт в денежном выражении, сложенный из годового продукта труда каждого работника.
Полный денежный результат каждого из нас в первоначальном виде распадается на две части: на часть, произведенную необходимым трудом, и часть, произведенную прибавочным трудом. Первая часть - проявление средних способностей человека, произвести её могут все в данных условиях. Вторая часть - проявление индивидуальных особенностей трудящегося, его личный трудовой вклад в общественную копилку. Первая (авансированная) часть полностью и безоговорочно принадлежит обществу в определённой форме. Вторая - не может быть целиком присвоена обществом. Иначе для рабочего человека нет разницы между новым экономическим режимом и капитализмом, разве только та разница, что на смену многим владельцам средств производства пришёл один - государство.
Объективно, а также в соответствии с правильно понимаемым принципом «от каждого - по его способностям, каждому - по его труду», вторая часть должна быть разделена надвое и принадлежать частью - обществу (бюджет), частью - самому трудящемуся, который произвёл эту прибавочную стоимость (прибыль). В условиях общего владения каждый должен получать (помимо гарантированных средств существования) долю прибавочной стоимости (прибыли), которую он произвёл. В этом суть! В этом - коренное отличие социалистического и капиталистического миров. Обобществление средств производства осуществляется не ради самого обобществления, а именно для того, чтобы исключить эксплуатацию в какой бы то ни было форме, чтобы никто (ни отдельный собственник, ни государство) не мог грабить человека труда. Именно такое распределение - социалистическое. Именно это - условие высокоэффективного хозяйствования при общем владении. Свою долю моего денежного результата я получу полной мерой, если известны:
- подлинный смысл социалистического принципа распределения благ «от каждого - по способностям, каждому - по труду»;
- способ вычленения из общего процесса производства величины прибавочной стоимости, созданной трудящимися вообще и в каждом конкретном случае;
- способ кристаллизации объективной цены единицы товара, который я произвожу;
- способ определения моей доли мной произведенной прибавочной стоимости (прибыли).
Нашим учёным экономистам не известны ни первое, ни второе, ни третье, ни четвёртое. Ошибочно считают, что существующий у нас механизм распределения от нормирования труда до его премирования - это и есть содержание социалистического принципа «от каждого - по способностям, каждому - по труду». Ошибочно мнение, отвергающее прибавочную стоимость в условиях нашего хозяйствования. Современное товарное производство объективно создаёт её независимо от того, капиталистическое это производство или социалистическое. И там, и здесь она производится прибавочным трудом конкретных людей.
Быть человеку труда в ярме у владельца средств производства или самому быть владельцем и распоряжаться свободно своей рабочей силой и своей прибылью, - это зависит в равной степени от формы собственности и от того, кто и как присваивает в действительности прибавочную стоимость. Эксплуатация - там, где прибавочная стоимость полностью отчуждается у её непосредственного производителя. Общество без эксплуатации и каждый - собственник, - там, где прибавочная стоимость принадлежит ему, её непосредственному производителю, присваивается им, как сказано выше. У нас прибавочная стоимость отчуждается полностью у её непосредственного производителя (трудящегося) государством, подлинным владельцем средств производства. Государство рассчитывается с нами за труд, как капиталист рассчитывается с наёмным рабочим, присваивая созданную им прибавочную стоимость себе. Слова, что прибавочный продукт «используется в интересах всего общества и каждого его члена», правомерны, в конечном счёте, и для капиталистической формации, тем более, что наше действительное производство не является непосредственно общественным. Оно опосредованно-общественное, оно опосредовано государственным владением и присвоением. О цене единицы товара скажу только, что в норме она должна учитывать, как минимум, затраты живого и прошлого труда, прибавочную стоимость, отношение спроса и предложения. О доле прибавочной стоимости (прибыли) трудящегося наша официальная политика и кафедральная экономика не ведут речи вообще. А ведь именно распределение по труду, утверждающее и закрепляющее право трудящегося пользоваться частью прибавочной стоимости, которую он произвёл, - один из основных признаков социализма. Только через такое распределение можно прийти к максимальному обилию благ, высшему уровню культуры, благополучию всех и максимальному благосостоянию каждого, к действительной демократии и свободе.
Сразу после революции осуществить принцип социалистического распределения благ было невозможно. Для этого необходимы развитые и устойчивые капиталистические производственные отношения. В России в этот период было затухающее производство, разорванные внутрихозяйственные связи. Требовалась прежде всего реанимация производства. Необходимость реанимации, диктатура пролетариата в лице партии большевиков и необходимость государства как такового, определили отношения производства, - они остались отношениями противоположных полюсов: с одной стороны - трудящиеся (производители прибавочной стоимости), с другой - государство (подлинный хозяин созданной трудящимися прибавочной стоимости). На смену капиталистическому способу производства пришёл не социалистический способ под защитой советского государства, а государственный способ производства, под красным знаменем социализма. Он убрал межвладельческие рыночные и конкурентные отношения, но сохранил все атрибуты внутрикапиталистического хозяйства (в том числе главный: отношение к прибавочной стоимости). Образовалось как бы одно гигантское предприятие с централизованной властью, управляющей огромным хозяйственным механизмом под лозунгом свободы, заботы о благе народа через своих представителей на местах с помощью единого государственного плана - «задания государства пролетариату». План в данном контексте - это не план ассоциированных трудящихся-совладельцев средств производства. Это план государства-владельца, диктующего направления развития, устанавливающего конечные результаты и порядок их осуществления. При этом используется весь набор обкатанных капиталистической практикой эксплуатации показателей производства и способов их определения и достижения. Наша государственная форма производства - необходимость, подготовленная и подтверждённая обстоятельствами исходного периода, она большой шаг к социализму, его преддверие, но не социализм. Она позволила нам выжить и нарастить производительные силы, но не позволяет раскрепостить их, чтобы двинуть производство вперёд с необходимой (учитывая соревнование с капитализмом) мощью. Совершенствование существующих у нас организации труда и производства, форм и систем заработной платы, методов планирования в пределах сложившейся схемы государственного ведения хозяйства не приводят к желаемым результатам (высшим темпам развития нашей экономики), потому что не изменяет и не может изменить главное: отношение трудящихся к прибавочной стоимости.
Трудящийся по-прежнему лишь производитель её, но не владелец. Не изменяет, естественно, статус-кво и перечень утверждаемых, оценочных и стимулирующих показателей и экономических нормативов, который устанавливается июльским (1979) Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Не выход из положения и «чистый продукт». Наше распределение благ по угождению, послушанию, усмотрению породило творческую пассивность, растаскивание богатства страны и молчаливое одобрение этого; сделало безостановочным рост издержек производства и цен. Так рос «вал», так будет расти и «чистый продукт». Его составляющие в условиях полного отчуждения прибавочной стоимости у непосредственных производителей - всегда противоречие, сдерживающее развитие производства, что наблюдается в действительности. И дело не меняется от того, входит ли «чистый продукт» в формулу «вала», как часть, или является самостоятельным. Говоря о причинах негативных явлений нашей экономики, я выделил проблему распределения благ. Вторая важная проблема: обеспечение сбалансированности всех участков, всех звеньев народного хозяйства как целостной системы. Её решение лежит прежде всего в разработке способа расчёта единой определяющей и оценивающей меры производства количества и качества данного продукта труда, которая явилась бы бесспорной экономической основой планирования производства этого продукта.
Сейчас такой единой меры нет. Действующая и «обновлённая» система показателей не могут заменить её. Но даже самое безукоризненное планирование на бесспорной экономической основе не поднимет производительность труда на высшую в мире ступень, если не поймём и не реализуем существо социалистического распределения благ, согласно которому прибавочная стоимость (прибыль) должна принадлежать её непосредственному производителю, трудящемуся человеку, в рамках и форме, продиктованным общим владением средствами производства.
Принадлежность прибавочной стоимости её непосредственному производителю в условиях общего владения - фактор, который снимает противоречия между личностью и обществом, приводит в соответствие их интересы и этим освобождает скованную равнодушием к общественному производству энергию рабочей силы. Учитывая относительно высокий уровень наших сегодняшних производительных сил и производственных отношений; накопленный положительный и отрицательный опыт экономического учёта и планирования в условиях государственной собственности на средства производства; учитывая также сказанное выше и исходя из теории марксизма, необходимо направить усилия исследователей:
1. На разработку способа расчёта гарантированной суммы благ в денежной форме для обеспечения повседневной жизни трудящегося, исходя из определённых экономических законов и необходимых коэффициентов.
2. На познание путей образования прибавочной стоимости в процессе общественного производства, разработку способа её выделения из этого общего процесса.
3. На познание законов ценообразования и разработку способа расчёта величины стоимости, которая также образуется в процессе общественного производства.
4. На разработку способа расчёта объективной цены единицы товара - бесспорной экономической основы планирования производства этого товара.
5. На создание методики расчёта результата работы каждого трудящегося, исходя из прибавочной стоимости, созданной этим трудящимся, с учётом объективной цены единицы продукции.
6. На определение доли результата труда, принадлежащей его создателю на основании принципа: «от каждого - по способностям, каждому - по труду».
Познание предпосылок и создание методик расчёта данных показателей - необходимый минимум исследований и разработок, экономическая платформа социалистической демократии и самоуправления.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
В. С. Петрухин.
Комментарии