АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ.
План.
1. Пенсионная реформа 2018 года, как главный фактор кардинальных изменений в пенсионной системе. Обзор ключевых элементов реформы. Цели, ключевые задачи пенсионной реформы и вызовы с различных точек зрения в России.
2. Пути, тупики и перспективы пенсионной реформы 2018 года. Оценка рисков и управление ими.
2.1. Стратегии внедрения и реализации пенсионной реформы. Текущие режимы регулирования, обзор имеющихся инструментов реализации пенсионной реформы.
2.2. Особенности сопротивления населения РФ принятой пенсионной реформы. Задаче информирования общественности о ходе реализации пенсионной реформы и возможностях пенсионных накоплений. Роль общественных организаций и частного сектора (пенсионных фондов и финансовых организаций) в просвещении, поддержке и консультировании потребителей (предпенсионеров и пенсионеров) в отношении новых пенсионных и накопительных продуктов. Обсуждение роли режимов раскрытия информации и стандартов регулирования, достаточных для защиты участников пенсионных фондов.
2.3. Разработка жизненных стратегий сохранения и повышения качества жизни трудоспособного населения РФ в условиях реализации пенсионной реформы. Роль стимулов к саморегулированию и добровольному соблюдению требований пенсионной реформы. Социальная сфера: причины кризиса, проблемы и противоречия.
Социальной сферой называют часть общественной жизни, связанную с некоммерческим производством и распределением общественных благ с целью достижения гражданами и обществом определенного уровня достатка и благополучия. Социальная сфера обеспечивает интеграцию общества и адаптацию граждан, создает условия для реализации человеком его потенциала на основе принципа равенства возможностей. В социальную сферу входят такие блоки, как:
- система здравоохранения,
- система образования,
- система социальной защиты населения,
- регулирование трудовых отношений и прочее.
Социальная сфера обеспечивает гражданам реализацию их социальных прав, особенно в государствах, декларациях. Система социальной защиты:
- социальное обеспечение (пенсионное обеспечение пожилых, социальное обеспечение инвалидов, социальная поддержка семьи и детей, социальная помощь безработным, социальное страхование на рабочем месте),
- адресная социальная поддержка (материальная помощь бедным, лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации).
Причины низкой эффективности управления социальной сферы России:
1) Переход на рыночные принципы работы.
2) Коммерциализация социальных услуг.
3) Сокращение социальных фондов.
4) Децентрализация управления социальной сферой.
Причины неуправляемости системой социальной защиты:
- недостаточность ресурсов,
- не системность изменений,
- непродуманность последствий,
- нерациональность управленческих решений,
- классовый характер реформирования.
Серия непопулярных мер и инициатив по реформированию пенсионной системы:
- «заморозка» накопительной части пенсий,
- отмена досрочного выхода на пенсию,
- введение бальной системы исчисления трудового стажа,
- увеличение возраста выхода на пенсию.
Причины краха реформирования пенсионной системы:
- населению внятно не объяснили цели и задачи реформы,
- общество воспринимало ее с недоверием, отмалчиваясь в ответ на запросы о том, где и как они планируют размещать свои пенсионные накопления,
- люди не хотят рисковать и готовы положиться на государство, сохранив его, как гарант накоплений.
Причины:
- высокая текучесть кадров в экономике,
- готовность граждан получать деньги в конвертах,
- неготовность многих работодателей выплачивать всю зарплату в «белом» виде, со всеми налогами и социальными отчислениями.
Что мы имеем в реальности:
- Неуправляемость, то есть набор несвязанных друг с другом мер и решений, которые произвольно меняются при очередном изменении политической конъюнктуры.
- Социальные институты обслуживают сиюминутные политические задачи, популизм сменяется строгой экономией.
- Никто не рассчитывает эффекта принятых решений, не видит системы в целом - социальные выплаты меняются по прихоти депутатов, идущих на выборы.
- Министерство финансов режет социальные статьи расходов без оглядки на то, как отмена или недофинансирование тех или иных мер повлияет на комплексное состояние социальной сферы.
- Руководители социальных органов власти являются слабейшими лоббистами и послушными исполнителями, отдавая социальную сферу на произвол непрофессионалов.
Продолжение:
- Пенсионная реформа представлялась обществу как способ избавить людей от необходимости отчислять средства ради других. Каждый гражданин должен был отныне накопить на собственную пенсию.
- Государственная бюрократия в очередной раз пытается заставить население расплачиваться за свои ошибки, одновременно подрывая доверие к пенсионной системе как таковой. Причем расплачиваться в самом буквальном смысле, своими пенсионными деньгами.
Предложение:
- Если мы хотим прекратить систематическое повторение одного и того же цикла, когда непродуманные и ошибочные решения, приводя к плачевным последствиям, корректируются новой порцией таких же непродуманных и контрпродуктивных мер, нам необходимо серьезно и критически проанализировать накопленный отечественный и международный опыт, использовав его для проработки стратегии, реально ориентированной на интересы большинства населения и на задачи развития экономики.
Аргументы для повышения пенсионного возраста:
- необходимо снижение демографической нагрузки,
- социально-культурные основания. Существенно вырос уровень образования населения и доля занятых нефизическим трудом,
- трудовая деятельность воспринимается всё больше не как нагрузка, тяжкая необходимость, а как потребность,
- меняется и социальное восприятие возраста,
- ориентация на активное долголетие.
Возможные негативные социальные последствия:
- сокращение помощи родителей-пенсионеров для молодых родителей,
- снижение экономической активности молодых женщин,
- снижение покупательной способности трудоспособного населения,
- стихийный рост сопротивления - вплоть до уличных протестов и массовых волнений,
- наступление на права, уже данные гражданам ранее,
- снижение уровня доверия к государственным институтам.
Негативные последствия:
- наличие неработающих пенсионеров в семье увеличивает риск бедности в 3 раза,
- увеличения дисбаланса между работающими и пенсионерами,
- серьезное недовольство бизнеса, который воспринимает это как дополнительную налоговую нагрузку,
- проблема для будущих пенсионеров это невозможность хоть как-то прикинуть размер своей пенсии,
- создают поле для очень широких манипуляций и полностью подрывают ощущение у населения хоть какой-то стабильности.
Выводы:
- Постоянно меняющиеся правила игры - единственный стабильный элемент российской пенсионной системы.
- Разделение работающих пенсионеров на богатых и бедных. Зажиточным предложат альтернативу: зарплата или пенсия. Чиновники насчитали 220 тысяч таких пенсионеров.
- Налицо явное нежелание государства широко пропагандировать и обсуждать ход пенсионной реформы.
- Государство не заинтересовано, чтобы люди стали хорошо разбираться в деталях пенсионных расчетов, потому что это порождает массу вопросов.
Социально-философский анализ феномена российского общественного сознания (РОС) и типические черты РОС:
- атомизация (индивидуализация),
- критичность,
- целостность,
- сопротивляемость переменам,
- утопичность (эсхатологичность),
- стремление к единому направляющему вектору развития России,
- сочетание соперничества и взаимопомощи,
- альтернативность («или-или»),
- борьба мировоззрений «большого» общества (масса) с «малым» обществом (элита),
- иррациональность (проявление самых разнообразных форм чувственности, эмоциональности, верований и тому подобное), например, желание и стремление «помочь всему миру», «дружить со всеми народами мира» и другое.
Кандидат философских наук, доцент кафедры проектного управления образованием Института развития образования Свердловской области Александр Шарапов.