БЕДНОСТЬ В РОССИИ. ЧАСТЬ 1.
Более 41 % россиян признаются, что им не хватает денег на покупку еды или одежды, следует из мониторинга ВШЭ - Высшей школы экономики. Представленный в нем анализ основывается на данных оперативной статистики Росстата, публичных данных Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о социальных настроениях, а также на данных специального ежемесячного обследования населения по вопросам социального самочувствия и бедности, организованного ВЦИОМ по заказу НИУ ВШЭ, говорится на сайте ВШЭ. Если коротко, то показатель «субъективной бедности» вырос до 19 %, и это выше, чем официальный уровень бедности по Росстату. Увеличилась также доля тех, кто оценивает свое материальное положение как плохое или очень плохое: таких в стране 23,2 % против 21,1 % (по итогам предыдущего месяца). Не могут позволить себе приобретать необходимые лекарства, назначенные врачом для неотложного лечения, 13 % семей. Кроме того, в последние три месяца 38 % респондентов столкнулись с финансовыми трудностями, не позволившими внести обязательные платежи. Из опроса следует, что чаще всего россияне задерживают оплату жилищно-коммунальных услуг (24 % опрошенных), а 12 % не смогли вовремя расплатиться по кредиту. Наибольшие риски неплатежеспособности - у семей с детьми и чем больше семья, тем выше риск опрокинуться в нищету. А для детей, вырастающих в нищете, есть все необходимые и достаточные условия, подталкивающие их к девиантному поведению. Да и «ювеналка» не дремлет. Только прояви свою бедность! Эти государевы псы превращаются в злобных волчар и отбирают детей! А семьи, где основной источник дохода - заработок, сталкиваются с финансовыми трудностями чаще, чем семьи, где таким источником выступает пенсия или социальные пособия (соответственно 39, 29 и 31 % семей, сообщивших о невозможности справиться с обязательными платежами). И все больше россиян ощущают себя опрокидывающими невидимой рукой рынка в нищету: с января 2015 года субъективная оценка потребительских возможностей смещается в сторону бедности (есть деньги только на еду) и крайней бедности, а это называется и обличается как нищета, то есть форма постепенного ухода (умерщвления!) из жизни (денег не хватает даже на еду). Основные выводы мониторинга такие:
1. В июне был зафиксирован рост уровня бедности по субъективной оценке материального положения среди пенсионеров: в этом месяце 31 % пенсионеров оценили свое материальное положение как плохое или очень плохое, в то время как в марте-мае 2016 года эта доля колебалась в пределах 20-22 %.Ухудшение положения пенсионеров прослеживается и на семейном уровне: в период с мая по июнь значительно вырос риск бедности по субъективной оценке среди одиночных и бездетных семей, существенную часть которых составляют пенсионеры.
2. Наиболее уязвимыми группами населения, кроме пенсионеров, остаются семьи, зависящие от социальных выплат. Доля бедных по субъективной оценке среди семей, получающих доходы только в виде пенсий или в виде других социальных выплат, в июне в два раза превысила таковую среди семей, имеющих только трудовые доходы, и достигла 70 % (в мае удельный вес данных подгрупп не превышал 61 %). Крайне бедные по оценке потребительских возможностей и низко оценивающие свое материальное положение среди данных подгрупп также встречаются значимо чаще, чем среди семей с трудовыми доходами.
3. В июне работодатели стали чаще реагировать на неблагоприятную экономическую динамику путем снижения заработной платы или ее задержкой. В то время как в марте-мае 2016 года доля семей, которые столкнулись с негативными ситуациями на рынке труда в последние три месяца, оставалась достаточно стабильной и составляла около 40 %, по данным июньского опроса эта доля выросла до 46 %. Со снижением заработных плат на протяжении последних трех месяцев столкнулись 28 % опрошенных семей, с задержкой их выплаты - 22 %.
4. По сравнению с результатами майского опроса, в июне доля респондентов, отметивших ухудшение финансового положения своих семей в последние 12 месяцев, почти не изменилась и составила 42 %. Как и в предыдущие месяцы, с ухудшением материального положения чаще сталкиваются наименее обеспеченные слои населения.
5. Как и в предшествующие месяцы, в июне 2016 года потребность в государственной помощи была выше для респондентов, которых можно отнести к категориям «бедных» и «крайне бедных»:
- 47 % семей, испытывающих трудности при покупке продуктов питания,
- 27 % семей, испытывающих трудности при покупке обуви или одежды,
- 45 % семей, оценивающих свое материальное положение как плохое или очень плохое, сообщили, что неспособны справиться с текущими материальными трудностями самостоятельно.
6. Экономия на потреблении товаров и услуг продолжает оставаться наиболее распространенной стратегией адаптации населения к экономическим изменениям: по данным майского опроса, в течение последних трех месяцев экономили 78 % семей. Как и в апреле, россияне чаще всего экономили на развлечениях, приобретении одежды и обуви и покупке продуктов питания. По сравнению с апрелем, в июне семьи одиночек, большие семьи, а также семьи с несовершеннолетними детьми стали экономить чаще.
7. В июне, как и в прошлые месяцы, большие опасения российское население связывает с возможным снижением доступности товаров или потерей сбережений, в то время как падение трудовых доходов и потеря работы видятся россиянам как маловероятные события. Доля склоняющихся к тому, что самые тяжелые времена остались в прошлом, возросла с 19 % до 21 %. Сравнение значений индекса социальных ожиданий, в группах, опрошенных с различным материальным положением, позволяет сделать вывод: чем беднее группа населения, тем более пессимистично смотрят ее представители на перспективы развития событий в стране.
По официальным данным Росстата в России 20 миллионов бедных, то есть 14 % только по официальной статистике. Но так ли в действительности обстоят дела с бедностью, и может быть, как сообщают официальные власти, население у нас действительно живет хорошо и не может нарадоваться правительству и главе государства? Очевидно, что власти эрэфии пребывают в состоянии когнитивного диссонанса! Нужен квалифицированный психопатолог по чиновничьим болезням, чтобы дать профессиональный совет. Но, по моему, здесь необходима радикальная хирургическая операция по удалению государственной некомпетентности, субъектов управления бедностью и ускоряющимся валом обнищании.
Бедность и нищета.
Статистика причисляет к бедным только тех, кто имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума. А это по данным Росстата 20,3 миллиона человек. При этом пенсионеры практически не попадают в категорию, поскольку согласно постановлению правительства тем пенсионерам, у которых пенсия ниже прожиточного минимума, выплачиваются доплаты, чтобы довести их пенсии до прожиточного минимума, но в структуре бедных на долю пенсионеров приходится 16,7 %. Пенсионеров, которые получают доплаты - 5,3 миллиона человек из 43,8 миллионов. Учитывая, что средний размер пенсии составляет 11,9 тысяч рублей, то все эти 43,8 миллиона смело можно причислять к бедным - их доходы превышают прожиточный минимум менее чем на 2,5 тысячи рублей. Это единственная категория бедности в Росстате - люди, которым не хватает или едва хватает средств на покупку продуктов питания, у которых уже, как правило, нет возможности закупать товары первой необходимости. Не получается назвать это явление бедностью, только нищетой. И прожиточный минимум в этой связи - это издевательство российских законодателей, полагающих, что на эту сумму можно прокормить себя, оплатить коммунальные услуги, покрыть затраты на общественный транспорт, оплатить аренду жилья для тех, кто его не имеет. Итак, минимальное число нищих в России - это 64 миллиона человек! Если бы прожиточный минимум оставался на таком же уровне от средней заработной платы, как в 1999 году - 59,6 %, а не на текущем уровне в 28,5 %, то черта бедности Росстатом определялась бы на уровне дохода в 20,3 тысячи рублей. А это уже не 20,3 миллиона человек, а 70,8 миллионов человек! То есть по методике 1999 года в России нищих 70,8 миллиона человек - 48,5 % населения, то есть почти половина! А теперь подсчитаем, сколько в стране бедных и нищих в совокупности. Для этого сначала определимся с тем, кто такой бедный. Это население, средств у которого хватает только на удовлетворение первичных потребностей - еда, услуги, аренда жилья. При этом бедный уже не может позволить себе обучение, а если и учится в кредит, то с учетом условий (10 % годовых и выплата сразу после окончания ВУЗа), обрекает себя на бедность, едва выплачивая кредит за обучение, которое собственно говоря, и на рынке не столь конкурентоспособно, поскольку такой серой массы юных бакалавров без точной специализации и опыта работы множество. Бедный ни в коей мере не может позволить себе покупку транспортного средства, а тем более собственного жилья. Последняя категория рискует в большей степени попасть в категорию нищих. При минимальном расчете бедные - это население, у которого доход ниже средней зарплаты по стране. Это формирует у людей ощущение бедности на фоне ожиданий выхода на уровень средней оплаты труда. Совокупно согласно данным Росстата среднедушевые доходы ниже средней оплаты труда имеют 68,7 % населения России. А это уже свыше 100 миллионов человек!
Социологический портрет бедного в России.
Росстат не считает большинство пенсионеров бедными. По его меркам - это человек среднего достатка. Социальный портрет бедных - другой. Это в основном люди трудоустроенные (62,8 %), а также дети до 15 лет из бедных семей (свыше 20 %). В структуре бедных на долю безработных приходится только 1,6 %. Бедные - это на 63 % люди с детьми, возраст росстатовских бедных преимущественно от 16 до пенсии (60,5 % бедных относятся к этой категории). То есть бедность, в основном, связана с низким уровнем заработной платы, которую либеральное правительство призывает снижать еще больше. 37,1 % бедных проживает в сельской местности, еще 28,4 % - в городах с населением менее 50 тысяч человек, то есть эти люди стали жертвами развала сельской местности и малых городов, когда производство закрывалось в спешном порядке. Это результат планомерного разрушения российской экономики, когда ставилась только одна задача - обеспечить функционирование нефтегазового сектора. Заниженные заработные платы - распространенное явление в таких отраслях, как сельское хозяйство (24,4 % занятых в секторе получают зарплату ниже прожиточного минимума), образование (23,7 %), деятельность организаций отдыха, развлечений, культуры и спорта (20,6 %), предоставление коммунальных и социальных услуг (20 %). Таким образом, бедный в основном по Росстату - это семейный человек с детьми, вынужденный работать в силу разных причин на низкооплачиваемой работе. Бедность становится не просто явлением одного года, когда ухудшается уровень жизни в целом по стране. Она приобретает характер длительный: работу быстро не сменить, качественное образования для получения более престижной работы требует 2-4 года, а ведь на образование нужно еще заработать! Воспитание ребенка со всеми текущими расходами занимает 20-23 года. Таким образом, бедность становится явлением постоянно присутствующим, затягивающим в круг нищеты.
Причины бедности в РФ.
Системный анализ причин бедности населения в РФ показывает, что есть объективные и субъективные причины нарастания обнищания. Можно бесконечно долго рассуждать о генетической обусловленности и о психологической природе бедности, апеллируя к тому, что люди не умеют, не знают, как или не хотят зарабатывать, а их поддержка государством предосудительна, поскольку формирует иждивенческие настроения. Или обвинять во всем Запад с его санкциями, которые показали лишь то, что российское правительство не в состоянии защитить население от агрессивного внешнего воздействия. А можно все же внимательнее посмотреть на полуправдивые данные Росстата, на жизнь простого россиянина за МКАДом, чтобы прийти к очевидному выводу, что бедность - это управляемый процесс обнищания и медленного социального умирания людей живущих в РФ. Это не стихийный процесс. Бедность это целенаправленная деятельность органов либеральной власти придерживающихся это губительного экономического курса. Основные причины:
1. Увеличение бедности обусловлено ростом безработицы, которая по данным Росстата фактически не растет, а по факту мы видим, что число безработных увеличивается. И это вполне закономерно - спрос населения падает, отсюда снижается промышленное производство, предприятия увольняют незадействованных сотрудников или переходят к пресловутой оптимизации расходов. Второй фактор - государственная стратегия повышения заработных плат бюджетникам в рамках майских указов посредством сокращения персонала: увольнения учителей, медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов и другое.
2. За длительный период правления либеральная элита добилась уничтожения промышленности, ликвидации производственных мощностей, градообразующих заводов и предприятий. Промышленность не спасает и мнимая государственная поддержка.
3. Рост в условиях кризиса задержек по выплате заработной планы, когда люди месяцами не получают оплаты за труд, и только формально по Росстату являются бедными или средним классом, а по факту просто не имеют средств к существованию.
4. Усиление давления на малый и средний бизнес в форме увеличения налогового бремени, административных барьеров, что вело к сокращению предпринимательской активности, уходу в теневую экономику. А ведь МСБ - это главный работодатель в небольших населенных пунктах.
5. Девальвация рубля привела к резкому росту цен на продукты питания, на которых и без того у бедных не хватало средств. Это только по Росстату инфляция на продукты составляет 15 %, реально на продовольствие, которое потребляет каждое домашнее хозяйство, за два года рост цен был существенно выше.
6. Государство отказалось влиять на процессы социального расслоения. В результате коэффициент фондов вырос с 13,9 до 16 в 2014 году. Прогрессивная шкала налогообложения введена не была. Налоговая нагрузка на население - это не только 13 % НДФЛ, но и многочисленные налоги: НДС в виде 18 % от стоимости товаров, акцизы и другое. В России же богатые с доходов платят меньше.
7. Губительным для страны стал развал системы образования и здравоохранения. Низкое качество образования, его платность и недоступность для бедных слоев населения породили проблему кадров, выброшенных за пределы рынка труда. Система обрекла их на низкоквалифицированный труд с доходами ниже среднего.
8. «Доктрина Путина» во внешней политике. Необходимость увеличения средств на модернизацию российской армии. Во имя сохранения исторической России и её целостности затяните потуже пояса господа-товарищи и просто граждане России. Народ-то согласен, но вот господа либерасты и иже с ними?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.