Главная » Здоровье » ТРЕТЬЯ ВОЛНА.

ТРЕТЬЯ ВОЛНА.

14.07.2016 16:39

       Что означает книга о «третьей волне»? Обратимся к характеристикам тех обществ, которые реально были и есть до прихода общества «третьей волны»:

       1. Было традиционное, оно же аграрное общество, которое сложилось вместе с великой неолетический революцией, то есть, когда стало людей больше, хорошего экологически чистого пространства меньше.

       2. Присваивательная форма хозяйствования (охота, рыболовство и так далее) уже себя не оправдывала, потому что для охоты требуется порядка 10, 15 квадратных километров на человека, чтобы кочевать по своим угодьям, а если меньше - охота уже не прокормит племя.

       3. Люди перешли к оседлому образу жизни и земледелию. И  тогда же сложилось традиционное общество с большой семьей - старшие, средние, младшие - со своими порядками, со своим укладом. Главной целью такой традиционной семьи было выживание, то есть, прокормиться.

       4. Индустриальное общество, которое, на самом деле, ростки-то имело всегда. Главное - начинают возникать фабрики, заводы, разделение труда, концентрация рабочих сил, условно говоря, поточный метод, стандартизация. Венец стандартизации – это нарезное ручное стрелковое оружие. Когда в конце XIX века любая деталь, любая запасная часть для любой винтовки подходила к любой другой. Вот это и есть стандартизация. Это индустриальный мир. Надо получать образование, а семья делается нуклеарной. Нуклеарной - это от слова «ядро». Это означает, что вот это есть отец и мать, вот это - их  дети. Насколько они заботятся о своих стариках родителях – это уже проблематично. Это в деревнях, в аграрном обществе, а в городах уже старики обычно отдельно. Вот на этой семье все держится. Отец зарабатывает, мать хозяйствует, детей много, половина мрет от отсутствия гигиены и профилактике, и так далее. Начиная со второй половины, а особенно с последней трети XX века начался отказа от конвейера. Машины стали делать на небольших площадках вручную. Противозачаточная пилюля изменила представление о допустимости внебрачного секса, прежде всего, у женщин. Оказывается, что каких-то 5-8 процентов населения может всех прокормить, а остальные проценты не являются, в общем, строго обязательными. Вот это все и называли «третьей волной» - сначала Даниель Белл, а затем Элвин Тоффлер, который это понятие развил и канонизировал. Эта третья волна отличается рядом моментов.

       5. Переход к восстанавливаемым источникам энергии; выкачивать нефть, газ, уголь, а  переходят к ветряным двигателям. Применяют водяные и солнечные батареи.

       6. Разнообразие типов семьи. Очень интересно пишет Тоффлер о разнообразных семьях. Разнообразные – это значит, двуполые, однополые, полные, неполные, одно поколение, два поколения, и так далее. Кроме того, постоянные, непостоянные.

       7. Дестандартизация как качественная характеристика «третьей волны».

       8. Планируемое устарение вещей, услуг, межчеловеческих отношений как главная характеристика «третьей волны». В том числе и разовое использование вещей - разовые стаканчики, разовая посуда вообще. Попробовали делать разовые подвенечные платья - не прижилось. Но, если когда-то вещи делались так, что они служили десятками лет - сейчас это никому не надо. Годика через два-три надо все выкидывать, потому что оно вышло из моды, оно очень быстро, поэтому изнашивается и теряет свой вид.

       9. Ускоряющиеся темпы развития. Непостоянство имеется во всем - в отношениях между людьми: сегодня одни, а завтра другие; место работы: сегодня одно, завтра другое; географическая мобильность: переезжаешь с места на место; профессиональная мобильность: меняешь специальности.

       10. Э. Тоффлер предложил такое очень интересное понятие, как «модульный человек». «Модульный человек» - это означает, мы имеем дело не с человеком целиком вообще, как друзья в юном возрасте и члены семьи, а с каким-то аспектом этого человека. Человек многогранен, в нем десятки площадочек, вот мы совмещаемся одной площадочкой - мы с ним сотрудники или по кооперативу или по работе, или по рыбалке. А что там человек представляет из себя вообще, мы не знаем. И как только меняется ситуация экономическая, политическая - мы разбегаемся с этим человеком, мы  поворачиваемся друг к другу другими площадочками и работаем уже с другим. Такое вот  взаимное потребление. Взаимопотребления. Он меня имеет, я - его. Тоффлер полагал, что все это неизбежно будет. Хотя одновременно писал, что всё это альтернативная модель будущего, то есть это будет, но не наверняка, но все к тому и идет. Но, поскольку идет, но мы должны быть к этому головы.

       «Потому что, в этом готовом есть, - писал Тоффлер, - и крайне отрицательные моменты типа: ставились опыты».

       По-моему, это самое интересное место в книге «Футурошок» - исследования тысячи человек на примере моряков, которые ходя в море, все в одинаковых условиях: у кого больше изменений в жизни - лично жизни, смена дома, места жительства, и так далее - у того уменьшается ресурс здоровья, тот больше болеет и быстрее умирает. Словно человек рассчитан на ряд событий. Говоря о постиндустриальной революции, постиндустриальном общества, «третьей волне», надо, конечно, кратко упомянуть Римский клуб, основанный в 1968 году Аурелио Печчеи, который ставил перед собой задачи сначала чисто экологического характера - что же люди уничтожают природу? Затем, связанные с ними общегуманитарного характера. Затем это стало завязываться, естественно, пока они собирались и рассуждали, на вопросы также политического характера.

       11. И встал вопрос о создании условного надгосударственного мирового правительства, которое будет разумно распоряжаться ресурсами, которое будет не давать отдельным странам уничтожать такие сокровища планеты, как леса сельвы Амазонки или в Сибири, и прочее.

       12. Э. Тоффлер ввёл понятие «трансценция», то есть быстротечность отношений с  вещами, с местами, с людьми, с организациями.

       13. Возрастание скорости инновационных процессов. Очень быстро внедряются разные новшества, которые изменяют нашу жизнь. А уж, что касается компьютерной революции, мобильных телефонов, нынешних этих гаджетов, которые носятся в  кармане - да, это совершеннейшая революция. Да, «модульный человек» - все это понятно. А когда валится гора информации, человек ничего не соображает, и спрашивает:

       «Я уже не знаю, чем верить».

       14. Информационный шок. В этом разобщенном обществе в результате всех этих изменений, революций, скоростей, необыкновенных возможностей, от этого обилия информации очень частой болезнью стала депрессия, стал своего рода когнитивный диссонанс, информационной шок - тупость стала овладевать людьми. Когда валится такая гора информации, человек уже ничего не соображает, и вдруг беспомощно спрашивает по-простому:

       «Я уже теперь не знаю, чем верить».

       Потому что понять он ничего не может, он только верит.

       15. Э. Тоффлер говорил о демассовизации, о тдемассифицированых СМИ. Так в США уже в 1977 году - 40 лет назад - впервые (с тех процесс продолжается) телеаудитория стала уменьшаться. Притом, что население постоянно росло, не прекращаясь. Уменьшаться стала телеаудитория, потому что люди стали информацию добывать из  самых разных мест, кто, откуда мог: из каких-то отдельных выпусков, из каких-то журналов, из каких-то газет, и так далее. А уж сейчас, в эпоху интернета и речи об этом нет.

       16. Мультикультурность. Мир, действительно, очень быстро меняется - мультикультура - один из аспектов, одно из свойств, одна из неотъемлемых особенностей этого прекрасного нового мира. Потому что да, будут разные производства, они идут домой: люди сидят, с компьютерами работают у себя дома. Будут разные художественные течения: у одного - одно, у других - другое. И все они должны сосуществовать. Будут самые разные народы, разные обряды, разные религии - вот это всё и есть мультикультура. И вот то, что мы имеем с этого сегодня.

       17. Есть еще один момент интересный в идеологии, философии «третьей волны» - это определенный антидемократизм, ибо, - полагал Тоффлер, а вслед за ним и многие - решение вовсе не всех вопросов следует доверять большинству, что вот меньшинства должны собираться и по разным поводам вырабатывать свои мнения, и так это должно быть. Народ, он, конечно, народ, но все-таки народ бывает дурак, и поэтому умные люди лучше знают, чего нужно народу. И вот образование этого европейского надгосударственного, наднационального правительства, оно абсолютно в русле всей концепции «третьей волны», потому что национальные государства должны исчезнуть. Вообще, народы, нации, национальные культуры с их особенностями должны слиться в одной единой и тогда все будет хорошо, потому что это путь прогресса. А что же, спрашивается, делать? Когда у нас наемные убийцы - это понарошку, а реальные мстители - они сегодня, понимаете, фашисты. Любое насилие - это фашизм. Десятилетия и десятилетия немцам объясняли, что любое насилие - то фашизм. Теперь в результате он  смотрит, как несколько смуглых ребят насилуют его жену и кричит:

       «Помогите. Полиция».

       Что должен сделать нормальный мужчина, если он видит, что вот здесь, у него на глазах кто бы то ни было пытается насиловать его жену? Убить и ничего больше. Это было всегда, везде, у всех народов - и это единственно разумная и единственно приемлемая мера. Потом можно сообщить, что предупреждал, что стрелял в воздух, что уже вызывал полицию. Ну, полиция там ехала 5 минут или 25 минут и прочее. Но, эти ребята сами нарвались на свою смерть, ничего больше не заслуживают.

       Итог.

       Если бы Э. Тоффлера не было, все равно бы шло вот так вот; он всего лишь кое-что понял, предсказал, смоделировал, а шло-то оно своим чередом; философы редко изменяют мир, они его разве что понимают и формулируют. Есть такая проблема, давно известная ученым - проблема 2045. Это, когда однажды, независимо друг от друга, российский математик Панов и австралийский биолог Снукс решили посмотреть, как идёт процесс ускорения появления, то есть, выработки информации человечеством. Как человек овладевает все большими объемами информации по мере времени. И вдруг оказалось, что удвоение информационного массива подчиняется логарифмической периодичности, и что кривая, эта гипербола загибается. А подтвердил это американский ученый изобретатель Реймонд Курцвейл, человек более знаменитый, чем первые двое. Это означает, что к 2045 году уровень удвоения информации, то есть. Этот график выходит на вертикальную линию. Это означает, что информация будет удваиваться каждый миг, который невозможно определить. Все ждут от 2045 года чего-то непонятного, неизвестно-апокалиптического. То ли человечество кончится, то ли люди в киборгов превратятся, то ли цивилизация видоизменится так, как мы и представить себе не можем. Но будет что-то не так, как было до сих пор.

       Материал подготовил Вице-президента Федерального общественного виртуального медиа-холдинга «Россия-Сегодня», председателя виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

Комментарии

ben 15.07.2016, 18:23
Свиные рыла в форменных фуражках!
Из мыслей: «Дай!» - одна горит в глазах.
И пузо, перехлёстывая пряжку,
Свисает, будто тесто на дрожжах.
Сомнений - нет! Бестрепетной рукою
Снимает дань «защитник» птичьих прав,
Безмерно горд великою судьбою,
Народ убогий дважды обобрав!
Во-первых, есть зарплата - от бюджета -
Надбавки, форма, выслуга... Бюджет -
Не спонсор и не добрый дядя, - это
Чужой карман, куда влезает мент.
Свою привычку шарить по карманам
От подопечных переняв воров,
Он - грабит, где угрозой, где обманом,
И - тех, кто слаб, убог и нездоров.
Вот выстроились - важные, при папках,
Блошиный рынок в парке разогнав...
Товар убогий собирают бабки, -
Конечно: если в форме - значит, прав!
Оштрафовать торговца!.. Нарушитель -
Хоть в чём-нибудь - торгующий всегда!
Законов многочисленных блюститель
Свершает подвиг «ратного» труда!
Ну а воры, насильники, убийцы...
Их - с папкой, с пузом толстым - не поймать:
Опасно, думать надо... Как «кормильцев»
Гораздо проще - бабок обирать!
И вот идут колонной контролёры, -
Растёт их многочисленная рать!
Защитники!.. По мне, уж лучше - воры:
По крайней мере, можно в морду дать!..
Поэзия - не место для ристалищ!
Но даже мне уже невмоготу:
Хочу, чтоб многократно в морду дали
Нахальному поганому менту!
ответить
Патриот. 17.07.2016, 05:55
Бен, в точку попал.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения