ПРОФЕССИЯ ВРАЧ.
Что может быть прекраснее профессии врача? Она сложна и интересна. Она привлекает высокой социальной значимостью и уважением, каким пользуется в обществе. Игра во врача - одна из первых социальных детских игр, и сегодня она практически вытеснила игру в войну. Однако не все так просто, ведь эта профессия, наряду, к примеру, с профессией педагога, относится к «профессиям призвания», а это значит, что низкий уровень зарплат в этой индустрии компенсируется высоким профессиональным интересом и мотивацией ее представителей к работе. И, несмотря на трудности и критику отечественной медицины, работа врачей полна благородства и самоотдачи.
Когда мы говорим «врачи» - кого мы подразумеваем?
Чаще всего не только врачей в строгом смысле, а весь корпус медицинских работников от нянечки-сиделки до главврача клиники. Нередко это справедливо. Например, лаборант, допустивший ошибку, - лишь звено в цепочке, на конце которой - врач. На него-то и обрушивается все недовольство пациента при сообщении негативного диагноза. А плохая работа сестер вызывает критику в адрес всей больницы. В глубокой провинции единственная медицинская сестра будет считаться врачом - ведь других-то нет! Так называемый в прошлом сельский врач - это универсал, он должен уметь все, независимо от того, учился он этому или нет. Ты врач? Принимай роды! Да я же стоматолог! Но ты, же врач!
Чувствуете ответственность?
Врачи бывают разными. Есть стоматологи, есть психиатры, есть хирурги, есть терапевты и различные специалисты - об этом всем хорошо известно. Интуитивно понятно, что одни врачи «больше врачи», чем другие. Действительно, многие считают, например, стоматологов, психиатров, курортологов и тому подобное не врачами, а «парамедиками» - то есть, как бы ни совсем врачами. Они, дескать, не оказывают радикального воздействия на организм, не спасают жизнь так, как это делают хирурги, которым достается вся слава врачевания. Говорят, артиллерия - «бог войны», по этой аналогии, хирургия - «бог медицины». Однако если в армии «царица полей» - пехота, то в медицине это - терапевты. Работа терапевта сходна с работой следователя: из единичных, недостаточных, разрозненных, противоречивых фактов (симптомов, показателей и результатов анализов) нужно сделать единственно правильный вывод и разработать программу лечения. Это - самое привлекательное в работе терапевта, и из-за этого мы любим медицинские сериалы-квесты и сериалы-детективы «Доктор Хаус», «Кости», «Скорая помощь», «Доктор Куин: Женщина-врач», «Следствие по телу». Их несколько десятков, как правило - американских. Надо признать, что наши проекты либо созданы в жанре мыльной оперы, либо комедии: сказывается низкий интерес к отечественной медицине, к ее профессиональной стороне.
Как становятся врачами?
Анализируя биографии хороших врачей (не обязательно знаменитых), прихожу к выводу, что настоящим врачом становятся те, кто:
- в возрасте 14-16 лет сильно заинтересовался биологией, анатомией, врачеванием;
- вырос в семье врачей или был введен в круг врачей, в медицинское учреждение каким-то значимым взрослым (родственником, другом родителей, педагогом);
- попробовал работать в больнице (санитаром, помощником и прочим) в детском или студенческим возрасте;
- ухаживал за больным членом семьи;
- имел опыт спасения и выхаживания животного;
- имеет сам хроническое или системное заболевание или вырос в семье, где есть человек с таковым;
- имеет среднее медицинское образование и опыт работы в клинике или «в поле» сельским фельдшером, фельдшером скорой помощи и тому подобное.
Профессиональный путь многих врачей начинается с медицинского училища, где парень или девушка, обучаясь по специальности «сестринское дело», получает профессию медсестры (медбрата). Сертификат медицинской сестры дают военные кафедры некоторых немедицинских вузов. Профессию фельдшера можно получить в медицинских училищах, медицинских колледжах и даже в медицинских вузах. Нередко молодой человек, прежде чем стать врачом, проходит все эволюционные ступеньки: санитар-медсестра (медбрат) или фельдшер-врач.
Профессию врача получают в медицинских вузах: университетах, академиях, институтах, которые есть почти в каждом крупном городе. Какие-то из них специализируются на определенных направлениях, какие-то дают общую универсальную квалификацию «лечебное дело». Так, ГБОУ ВПО РНИМУ имени Н. И. Пирогова (а попросту «второй мед») специализируется на педиатрии, а «третий» (Московский Государственный Медико-Стоматологический Университет) - на стоматологии. Но оба они дают специальность «лечебное дело». С недавних пор в медицинских вузах стали готовить главных медицинских сестер. И если главный врач больницы отвечает за лечебный процесс в целом, то главная сестра - за весь блок поддержки лечебного процесса и выхаживания. Кстати, продолжая военную аналогию, можно сказать, что сестринский корпус - это «сержанты». В медицине принято даже считать, что врача хорошим делают медсестры.
Какими качествами надо обладать, чтобы быть успешным в этой профессии?
Во-первых, нужно действительно этого хотеть. Сила этого желания должна поднимать вас по вызову в любое время суток, преодолеть низкие зарплаты и критику пациентов, различные страхи и сомнения.
Во-вторых, необходима смелость, для преодоления страхов заразиться, не справиться, потерять больного, оказаться слабее болезни.
В-третьих, надо быть готовым осваивать большие объемы информации, поскольку человек — это космос и для его познания надо знать очень много (анатомия - на латыни, фармакология - ее механизмы, физиология - законы жизни и тому подобное). Но главное - успевать осваивать новые медицинские знания, технологии, лекарства.
В-четвертых, следует быть толерантным. Как известно, врач лечит не болезнь, а человека. Но пациент не всегда готов сотрудничать с врачом, не всегда признает, что болен. Нередко пациент проявляет недоверие и даже агрессию по отношению к спасителю.
В-пятых, медик должен быть ответственным. Если пациент не хочет лечиться, казалось бы - это его дело, но нет: врач должен спасать, если это касается жизни больного. Он отвечает также за каждое слово в диагнозе, в анализе, в разговоре с пациентом.
Как строится карьера в этой профессии?
Молодой специалист, выпущенный вузом, должен пройти одно или двухгодичное обучение в качестве интерна, в конце которого он получит сертификат, дающий ему право на лечебную деятельность. Поступив на работу в стационар или в поликлинику, он занимает первичную должность ординатора или врача-дежуранта. Профессиональный рост специалиста отражается в получении все более высокой категории: от второй до высшей. Раз в несколько лет врач подтверждает свою категорию и претендует на переход в более высокую категорию. Категория не гарантирует занятие более высокой должности, она похожа на звание в армии: не каждому полковнику поручают командовать полком.
Врач может стать руководителем отделения, и для этого он проходит обучение в ординатуре, дающей сертификат на право замещения руководящей должности. Дальнейшее повышение - заместитель главного врача по своему направлению деятельности (специализации), например, заместитель главврача по хирургии, по акушерству и гинекологии и прочее. Заместители отвечают также за научную, административную, кадровую работу. Кстати, два последних - не обязательно медики. Как мы видим, карьерная структура довольно «плоская» - в иерархической лестнице лечебного учреждения совсем немного ступенек. Это означает, что карьеру тут сделать непросто. Нередко хороший врач не становится (не стремится быть) высоким руководителем, и, наоборот, среди руководителей оказываются те, кто не стал хорошим врачом.
Да, медик - это «профессия призвания»: многое из того, что делают эти люди, не объясняется стремлением к славе, к достатку, к легкой и чистой работе. И вход в профессию непрост: учиться и дольше и труднее, да и после вуза учеба продолжается. А после трудная работа: ночные дежурства в стационаре, нескончаемый поток пациентов в поликлиниках, длительные поездки в глубинку по плохим дорогам. Видимо, есть в этой деятельности что-то такое, что сильнее всех этих препятствий?
История о помощи старику, герой которой - молодой фельдшер Владимир Урусов.
«Володя Урусов в Иркутске всего-то полтора месяца, работать устроился на скорую - он по образованию фельдшер, в этом году окончил кяхтинское медицинское училище. Кому еще, как не будущим фельдшерам и медсестрам, учиться помогать людям? И не в виртуальном пространстве социальных сетей, а вот так - выслушивая стариковские жалобы, вынося мусор, отмывая грязные полы? Ведь профессия медика - это сплошное самопожертвование. И если ты не готов к этому, то лучше в медики не ходить!».
Источник: http://baikalpress.ru/prosto-vzyal-i-sdelal
Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиа-холдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.