Главная » Здоровье » ПРОФЕССИЯ МЕНЕДЖЕР.

ПРОФЕССИЯ МЕНЕДЖЕР.

29.11.2015 12:01

       Подходит ко мне работник с вопросом:

       «Вот скажи, кто я?».

       Отвечаю:

       «Менеджер».

       Он, озадаченно:

       «Да, я знаю. Все мы менеджеры, и дед мой был менеджером».

       Он хотел понять, а в чем он специалист, в чем его уникальность? Действительно, менеджер - «базовая» и массовая профессия бизнеса. Она настолько распространена, что порой кажется, что она и не профессия даже, а «подложка» для множества профессий и занятий в бизнесе, базовый навык, необходимое условие для успешной работы в бизнесе.

       Как это называется?

       Менеджер происходит от английского глагола to manage, что, в частности, означает, а раньше означало только это - удаваться, справляться, сладить. То есть, менеджер - тот, кому удаются дела. Сегодня это означает управлять, руководить. И если не людьми, то процессом - владеть ситуацией, находить решения, справляться с задачей. На заре отечественного капитализма менеджерами называли всех подряд и даже клерков, например, менеджер по продажам, менеджер склада, менеджер по информационным технологиям. Видимо, такое название должности передавало работнику посыл быть самостоятельным, эффективным, ответственным за свои решения. Конечно же, чаще всего менеджерами называют руководителей, причем, в западной традиции менеджеры - руководители высшего звена (точнее, топ-менеджеры), они опираются на слой среднего менеджмента (мидл-менеджмент), а те - на руководителей нижнего звена (супервайзеров). В нашей традиции менеджер - обобщенное название руководителей любого уровня, а также обозначение некоторых специфических должностей, может, и не  имеющих подчиненных, но решающих организационные задачи: менеджер по работе с  персоналом, менеджер по продажам, менеджер по рекламе и так далее.

       Кто становится менеджером?

       Есть специализированные вузы, которые готовят управленцев «в чистом виде», чья профессия - руководить. Но, как мы говорили, управлять — необходимое, но  недостаточное условие. Надо знать предметную область, в которой осуществляется управление. Поэтому, например, Государственный университет управления готовит управленцев в сферах государственного и муниципального управления, политических технологий, туризма, культуры и развлечений, здравоохранения и спорта, транспорта, топлива и энергетике, строительстве, машиностроении и других. Менеджмент является также предметом многих других университетов, которые готовят также специалистов в  различных областях. И даже современный стандарт высшего управленческого образования, который реализуется в программах МВА (Master of Business Administration), сегодня предполагает специализацию: кадровую, финансовую, маркетинговую и так далее. Но мы с вами знаем, что менеджерами становятся специалисты и без специального образования - в ходе своей карьеры. Когда работники проявляют способности руководить и эффективно справляться с поставленными задачами, их выдвигают на руководящие должности.

       Какими качествами надо обладать, чтобы быть успешным в этой профессии?

       Существует много моделей личностных профилей менеджера. Однако все они едины в одном: центральным качеством считается способность к лидерству, то есть умение вести людей за собой, вовлекать их в решение общей задачи, заботиться о членах команды, быть полезным большинству. Как сказал один из известных специалистов менеджмента:

       «Менеджер - тот, кто делает вещи правильно, а лидер - тот, кто делает правильные вещи».

       Это качество заметно проявляется довольно рано, еще в школе, например, в общественной работе или в общении, когда вокруг кого-то формируется «команда», следующая за ним всюду. Важнейшая функция и «главная работа» руководителя - принятие решений. Способность принимать решения - это не только решительность, это еще и продукт аналитической, интеллектуальной работы, ведь важно, чтобы это решение было верным. Тесно с умением принимать решения связано целеполагание - способность ставить цели перед собой и перед подчиненными. Принятые решения диктуют постановку целей и задач перед подчиненными. Еще один блок качеств - коммуникативные качества. Это не обязательно общительность, но способность вступать в контакт и поддерживать его с любыми людьми, умение убеждать, противостоять конфликтам и управлять ими в борьбе за лидерство. Важным для успешного менеджера является стрессоустойчивость. Источников стресса в работе менеджера много: многозадачность, давление ответственности, выполнение работы в срок, конфликты, противостояние давлению проверяющих органов и конкурентов и многое другое. Стоит ли говорить о том, что важны также умение контролировать себя и других, способность брать ответственность и держать слово.

       Как строится карьера в этой профессии?

       Менеджерами становятся в результате карьеры в качестве специалиста - менеджер «вырастает» из специалиста. В какой-то момент времени специалисту предлагают повышение или он сам инициирует вопрос о замещении должности руководителя. Заняв эту позицию, человек не сразу становится менеджером, он, как правило, учится «на ходу», решая поступающие задачи и отвечая на вызовы новой должности. Продвигаться по  иерархической лестнице вверх можно только успешно решая все более сложные и  амбициозные задачи, принимая на себя все больше ответственности. Чем выше должность менеджера, тем шире его сеть контактов как внутри организации, так и вне ее. Современный генеральный директор взаимодействует не только с непосредственными, но и с прямыми подчиненными, нередко он бывает знаком с рядовыми работниками и  общается с ними без административных барьеров. С целью занять высшие должности руководитель, как правило, стремится приобрести степень МВА (Master of Business Administration). Это не только возможность получить образование, но и включиться в сообщество амбициозных лидеров, что открывает новые карьерные возможности для выпускника МВА. Каждый педагог может точно определить, кто обладает качествами лидера, а кто - склонен подчиняться. Он также может понять, направляет ли лидер свои усилия на правильные вещи и ведет ли свою «команду» верным путем. Ребят с негативной лидерской направленностью следует уводить с этого пути, вовлекая их в работу школы, кружков, развивая их лидерские задатки, удерживая их инициативность в русле позитивных ценностей. Лидерские качества молодого человека способствуют более точному профессиональному позиционированию, поскольку у таких людей ярче проявляются интересы и познавательная активность.

       Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиа-холдинга «Россия - Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения