АМЕРИКАНСКИЕ ЦЕННОСТИ.
Надежда Хвыля-Олинтер - эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, кандидат социологических наук.
Процесс ценностной деформации происходит по всему миру. Противостояние России и Америки не означает, что кому-то из оппонентов удалось избежать деградации системы ценностей. Американское общество постепенно отказывается от традиционных ценностей в пользу либеральных убеждений. Этот процесс идет давно и проявляет себя как в оценке различных девиаций, так и в политических предпочтениях электората. Согласно недавнему исследованию компании Gallup, большинство жителей США считают, что правительство не должно продвигать какие-либо особенные ценности. Ранее, вплоть до 2008 года, преобладало представление о необходимости отдавать приоритет ценностям традиционным. Начиная с 2009, распределение мнений стало нестабильным и начало латентным образом меняться, в итоге сторонники идеи продвижения традиционных ценностей были побеждены либералами. Можно предположить, что эти изменения связаны с политикой, проводимой действующим президентом США Бараком Обамой, который, будучи представителем Демократической партии, продвигает левые взгляды, например, отстаивает легализацию поздних абортов и однополых браков. В послании Конгрессу в январе 2015 года американский президент заявил:
«Надо сочетать нашу власть с дипломатией, и разумно использовать силу. Надо создавать коалиции, чтобы встречать новые вызовы и соответствовать новым возможностям. Надо лидировать, всегда подавая пример нашими ценностями. Именно это делает нас исключительными. Именно это делает нас сильными».
Ценности, положенные в основу лидерства, он обозначил так: уважение человеческого достоинства, справедливость, гражданские свободы, которым Штаты активно «обучает» мировое сообщество (кстати, с помощью технологий, основанных совсем не на принципах свободы и справедливости). Как трактуются указанные им приоритеты, президент не конкретизировал. Например, свобода, как обязательная составляющая либеральной модели государства, для жителей многих стран мира, которым Америка рьяно преподает урок своих ценностей, оборачивается свободой не «для», а свободой «от» - от традиций и устоев, от уважения к истории своей страны, от памяти о своих предках. А антропоцентризм, помноженный на свободу слова, самовыражения и тому подобное, делает вполне нормальным отрицание права больших социальных групп на собственные ценности. По логике неолиберализма главным мерилом становится объем материальных ресурсов того, кто на эти ценности претендует.
В чём причины?
Религиозный фактор - один из самых значимых в процессе формирования ценностей любого социума, формирования его мировоззрения. В Америке протестантизм (пресвитериане, методисты и так далее) изначально задал основу ценностному пакету ее населения. Роль этой религиозного течения в формировании американской нации подробно анализировал немецкий социолог Макс Вебер. Но современное религиозное пространство США представляет собой поле, на котором на уровне масс свободно действуют разного рода псевдохристианские секты, принимающие самые невообразимые формы, при этом реально страной управляет финансово-религиозная элита.
В Штатах принцип равенства и свободы работает и в религиозной сфере, законодательно государство никакое религиозное объединение приоритетной позицией не наделяет. То есть и традиционные религии, имеющие вековую историю, и только что возникший новый культ последователей непонятно чего, имеют равные права и возможности развития. Не удивительно, что традиционные ценности размываются. Один из случаев, который, безусловно, является следствием проводимой в Америке политики равенства в духовно-религиозной сфере, произошел буквально недавно. В Нью-Йорке прихожане церкви «Слова жизни» забили до смерти двух подростков, которые отказались участвовать в их религиозных обрядах. Конечно, участником этого жестокого преступления предъявлено обвинение, конечно, они понесут наказание. Но в отсутствии превентивной политики этот далеко не единственный случай будет повторяться снова и снова.
Политика духовного либерализма оказывает влияние на все религии. Например, опрос американских католиков показал, что понятие греха почти полностью в массовом сознании уничтожено. Те поступки, которые традиционно согласно канонам церкви считались аморальными, набожные американцы таковыми уже не считают - из перечня, содержащего десять позиций, только два вида девиаций, по мнению большинства, являются грехом.
А что у нас?
Предвидя заявления, типа «это ж американцы», «так им и надо», отметим, что у нас в стране действует практически аналогичная модель поведения государства в духовно-религиозной сфере. Один из ее идеологов - Анатолий Чубайс, хорошо известный по программе приватизации народного достояния России и деяниям в сфере отечественных нано-технологий. Продолжая участвовать в экспериментах над российским народом, он поспособствовал и ценностному разложению нации, обеспечив свободное вхождение на территорию нашей страны любым религиозным культам. Будучи в 1996 году назначенным Б.Ельциным председателем Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, он отстаивал идею следования американской модели равенства перед законом всех религий (например, Православия и «АУМ синрикё»). Результат не заставил себя ждать. На территорию страны стали массово стекаться религиозные и псевдорелигиозные культы, усугубляющие и без того нестабильное состояние социально-политической системы и оказывая деструктивное влияние на ценностную систему общества (конечно, не без целенаправленной помощи США и ЕС).
В последнее время в России предпринимаются попытки обозначить на государственном уровне приоритетное положение традиционных позитивных религий, но они наталкиваются на активное противодействующее лобби (как отечественное, так и западное) или на непонимание их важности. То, что государство у нас, согласно статье 14 Конституции РФ, светское, никак не противоречит необходимости серьезно регулировать духовно-религиозную сферу. Кстати, большинство стран мира это, так или иначе, делают, даже, несмотря на свою светскость, демократичность и толерантность. А мы нет. Показательны результаты, полученные Институтом психологии РАН в ходе экспертного опроса.
Перед экспертами была поставлена задача - выявить изменения психологического состояния российского общества в период с 1981 по 2011 год. Для этого они оценивали по 10-балльной шкале силу выраженности 70 параметров (35 положительных и 35 отрицательных). Результаты исследования однозначны - в указанный период времени произошел рост всех без исключения негативных параметров и снижение большинства позитивных. Этот «ценностный крест» был поставлен на нашем обществе во многом благодаря игнорированию вопросов религиозности и следованию в этой сфере принципам толерантности и свободы выбора. Конечно, нельзя списывать деградацию морального климата в России только на деятельность инокультурных религиозных организаций. Проблема в тотальном невнимании государства к проблеме морали и нравственности своих граждан, попустительскому отношению к процессу обезкультуривания масс, расчеловечивания человека.
Куда ведет этот путь, очевидно. Ценности обозначают границы самоидентификации нации, облегчают понимание того, кто «свой», а кто «чужой». Если они размыты, то нет осознания себя, как личности, как народа, нет социального единства, нет видения угроз в случае их возникновения. Ценности деформированы, и основанная на них культура потребления, эгоизма и гедонизма распространяется по миру как вирус. Если нет иммунитета в виде собственных сильных позитивных традиций, поддерживаемых и культивируемых государством, религиозными организациями, социальными институтами, то заболевание и последующая гибель неизбежна.
Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия - Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.