НАКОПЛЕНИЯ.
В проведенном информационным каналом Subscribe.Ru исследовании инвестиционных возможностей и предпочтений населения приняли участие 2 156 пользователей Рунета представляющих активную (недельную) взрослую российскую интернет-аудиторию. Почти половина участников онлайн опроса (44 % в 2015 году против 48 % в 2013 году) сообщили, что они сами, включая проживающих с ними членов семей, не только имеют сбережения, накопления на будущее, но и собираются в дальнейшем их приумножать. Еще около 15 % респондентов в 2015 году против 16 % в 2013 году только собираются в ближайшие 12 месяцев начать сберегать денежные средства и накапливать семейный капитал. Напротив, 17 % респондентов в 2015 году против 14 % в 2013 году не имеют в настоящее время сбережений, накоплений и не планируют их делать в обозримом будущем.
Какие цели преследуют российские интернет-пользователи, которые имеют или планируют делать сбережения, накопления на будущее? С точки зрения долгосрочных жизненных планов, прежде всего, стремятся обезопасить себя от неожиданностей, финансовых потерь, иметь что-то на «черный день» (около 46 % в 2013 и 50 % в 2015 году), рассчитывают обеспечить себе спокойную старость (27 % и 32 %) и будущее своих детей, оставив им наследство (17 % и 16 %). В числе первоочередных, подлежащих планированию, присутствуют расходы на отдых, развлечения, путешествия (38 % и 33 %), на лечение, оплату качественных медицинских услуг (20 % и 22 %), на такие значимые ожидаемые события, как свадьба, рождение детей, юбилеи, похороны (23 % и 16 %), на выплаты по долгам и кредитам (16 % и 12 %) и расходы на образование детям (16 % и 12 %). Не последнюю роль играет отложенный спрос в виде целевых накоплений на покупку жилья (29 % и 28 %) и его ремонт (25 %). Однако на неопределенную перспективу отодвигаются покупки автомобиля (26 % и 17 %), бытовой техники, электроники (21 % и 13 %), земельного участка (11 % и 9 %), а также мечты о создании собственного бизнеса (9 %), о превращении в рантье (8 %) и об эмиграции (3 %). В качестве негативных тенденций можно отметить, во-первых, небольшое сокращение с 57 % до 54 % среди российских интернет-пользователей доли имеющих накопления, а также с 67 % до 61 % доли планирующих делать накопления в будущем.
Во-вторых, имеет место некоторое замедление темпов накоплений у части российских интернет-пользователей - среди всех имеющих сбережения респондентов доля тех, кто в настоящий момент не располагают свободными средствами для увеличения накоплений, выросла с 10 % в 2013 году до 15 % в 2015 году; причем, доля тех, кто ранее делал сбережения, но будет вынужден отказаться от этого, выросла с 3 % до 5 % опрошенных. Среди лиц, не имеющих никаких сбережений, доля тех, кто и не собирается их делать выросла с 37 % до 42 %, а 20 % по-прежнему не имеют никаких определенных планов, на сей счет. Особенности инвестиционного поведения российских интернет-пользователей обусловлены различиями в имущественном положении и составе семьи. Примерно у 8 % участников опроса совокупный семейный месячный доход не превышает 15 000 рублей, что не позволяет иметь никаких накоплений почти 71 % представителей данной группы. Следует отметить, что к этой группе относятся в основном одинокие респонденты и бездетные пары. Если у таких респондентов имеются накопления, то на сбережения они могут направлять не более 10 % своего дохода, а в текущей ситуации даже отказаться от них совсем. У 50 % опрошенных доход составляет от 15 до 45 000 рублей; среди них не менее 57 % состоят в браке или живут с партнером, при этом у каждой третей пары есть как минимум один ребенок. Около 51 % таких респондентов имеет сбережения, причем до 46 % среди них могут сберегать не более 10 % дохода, а 30 % несколько большую его долю.
У 30 % опрошенных совокупный месячный доход превышает 45 000 рублей, среди них 72 % состоят в браке, причем у 53 % семья состоит как минимум из трех человек. Около 66 % таких респондентов имеет сбережения, причем до 35 % среди них могут сберегать не более 10 % дохода, а 49 % несколько большую его долю. В числе наиболее пострадавших, как видно из приведенных выше данных, оказались российские интернет-пользователи с уровнем совокупного месячного дохода не превышающем 15 000 рублей. Немногим лучше складывается ситуация у российских интернет-пользователей с уровнем совокупного месячного дохода от 15 до 45 000 рублей. Наиболее благоприятные перспективы для сбережений и накоплений возникают при наличии совокупного семейного дохода не ниже 45 000 рублей. Как вы думаете, на какое время вашей семье хватило бы имеющихся сбережений, накоплений в том случае, если бы все источники доходов вашей семьи исчезли, и вам на повседневные нужды пришлось бы тратить только ваши сбережения, накопления? У тех респондентов, чей совокупный семейный месячный доход не превышает 15 000 рублей, наличные сбережения столь незначительны, что треть их владельцев могла бы на них прожить не более одного месяца, четверть - не более квартала, треть - около года. Напротив, среди респондентов, чей совокупный семейный месячный доход превышает 45 000 рублей, пятая часть могла бы в такой ситуации продержаться более года, а две третьих - от одного квартала до года.
Различия в уровне текущих доходов окажутся определяющими и в отношении планов российских интернет-пользователей. Так как, по мнению большинства опрошенных, в 2013 и в 2015 году назвать сбережениями можно сумму не ниже 100 000 рублей. Однако среднее пороговое значение для респондентов с совокупным месячным семейным доходом менее 15 000 рублей упало с 336 до 278 000 рублей, для респондентов с доходом от 15 до 45 000 рублей - выросло с 420 до 490 000 рублей, для респондентов с доходом более 45 000 рублей - выросло с 636 до 812 000 рублей. При этом о сохранении устойчивой мотивации на сбережение части доходов можно говорить лишь в отношении семей с доходом более 45 000 рублей. Наиболее предпочтительным способом сбережения, накопления, к которому обращаются российские интернет-пользователи в настоящее время, являются банковские депозиты, включая срочные вклады (59 % в 2013 году и 68 % в 2015 году среди имеющих сбережения) и наличные деньги, включая иностранную валюту (50 % и 49 %). В числе прочих способов сохранить, свои средства наиболее популярны накопительное, в том числе пенсионное страхование (23 % и 19 %), покупка недвижимости (16 % и 17 %), сберегательных депозитных сертификатов (14 % и 14 %), изделий из драгоценных металлов и ювелирных украшений (17 % и 13 %). Лишь немногие российские интернет-пользователи осуществляют прямые инвестиции в бизнес (4 % и 4 %), покупку корпоративных (5 % и 6 %) и государственных (2 % и 2 %) ценных бумаг (5 %), паев в паевом инвестиционном фонде (3 % и 4 %). Среди перспективных способов, к которым в будущем году обратятся как имеющие опыт сбережения, так и планирующие вступить на эту стезю российские интернет-пользователи, денежные формы сбережений сохранят ведущую роль.
Большинство респондентов, планирующих накопления, будут осуществлять их в виде банковских вкладов (50 % в 2013 году и 59 % в 2015 году среди планирующих сбережения) и наличных денег, включая иностранную валюту (49 % и 48 %), а также сберегательных депозитных сертификатов (17 % и 14 %). Чуть меньшую роль будут играть накопительное, в том числе пенсионное страхование (18 % и 17 %), покупка изделий из драгоценных металлов и ювелирных украшений (11 % и 8 %). Напротив, несколько большим приоритетом станут пользоваться покупка недвижимости (21 % и 19 %). Ценные бумаги, прямые и паевые инвестиции останутся на периферии интересов российских интернет-пользователей, равно как и покупка земельных участков, вложения в создание, развитие собственного бизнеса или/и получение дохода от инвестиций в ценные бумаги и ПИФы. Большинство российских интернет-пользователей доверяют национальной валюте: около 95 % среди имеющих сбережения, держат их в рублях, еще 23 % используют с этой целью доллары США, а 16 % Евро. В перспективе заметного изменения этих приоритетов не произойдет. В будущем году сбережения и накопления в рублях предпочтут совершать 93 %, в долларах США – 22 %, в ЕВРО – 15 % опрошенных, планирующих какие-либо сбережения.
Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.
Комментарии
Теперь — насмешки, бедность да простуда.
В прихожей жизни плачет в тишине
Россия — приходящая прислуга.
Она гордилась этою судьбой,
Судьбою расторопного холопа,
Когда,
рванувшись в беспощадный бой,
Спасала трусоватую Европу.
Сама себя сдающая в наём,
Она свою обкрадывала силу.
И, экономя на себе во всём,
Своих неверных падчериц растила.
Не верила в предательство огней,
В болотной топи призрачно мерцавших,
Когда своих бросала сыновей,
Чтоб разнимать дерущихся мерзавцев.
Век терроризма. Молодой солдат
Убит. И не услышишь даже крик ты…
И вновь она сдаёт своих ребят
На межнациональные конфликты.
О горестной прислужницы судьба!
Тихонько, подло, втайне от народа,
И вирус злобы прячет у себя,
И радиоактивные отходы.
И потакая местному ворью,,
Транжиря всё, что истинно бесценно,
Вливает нефтяную кровь свою
В ослабленные западные Вены…
Ей шлют валюту. Якобы взаймы
Подачки нынче сходу входят в моду.
Но знаем мы: из долговой тюрьмы
Не вырваться России на свободу.
Она в миру, действительно, одна
И, прежние заслуги вспоминая,
Скорбит былая вещая страна,
Теперь прислуга — нищенка седая…