ОБВАЛ ЮАНЯ. ТВ.
Китай снизил курс национальной валюты к доллару почти на 2 %. Это главный сигнал ослабления юаня, что негативно отразиться на сырьевом рынке и увеличит риски для инвесторов, запустив кризис, подобный 2008 году. Народный банк в опубликованном заявлении отметил, что мера была одноразовой, добавив, что будет поддерживать стабильность юаня на «рациональном» уровне. Вот как прокомментировал Олег Шагов из компании «Солид»:
«В условиях торможения китайской экономики и падения экспорта это может стать сигналом новой глобальной тенденции ослабления китайской валюты, способной негативно отразиться на конъюнктуре сырьевого рынка».
Главный аналитик инвестиционного департамента «ВТБ 24» Станислав Клещев высказался:
«Может быть, у россиян движение курса валют на 1,9 % в свете волатильности рублевых пар в последний год и не вызывает удивления, но для глобальных рынков - это однозначный сигнал о принятии властями КНР решения ослабить национальную валюту. Однако в попытках объяснить сегодняшний скачок по юаню ни в коем случае нельзя забывать о более важном для юаня событии - его перспективах стать резервной валютой. В этой связи появившаяся на прошлой неделе рекомендация экспертов МВФ отложить включение китайского юаня в список резервных валют до осени 2016 года вполне можно рассматривать как фактор, снизивший мотивацию Китая по сдерживанию национальной валюты от ослабления».
Привязка к доллару стала дорого обходиться китайской экономике - произошло резкое падение экспорта. Сможет ли Народный банк Китая убедить рынки, что корректировка действительно разовая, в противном случае, риски для мировых площадок будут только множиться. В предстоящий год главная проблема для мировой экономики — это кредитование в Китае. Сейчас кредитование уже сокращается и все идет к тому, что совокупный объем обязательств по старым долгам превысит уровень выдаваемых кредитов. Китайская банковская система будет вынуждена прибегнуть к экстраординарным методам спасения своих балансов. КНР обладает крупнейшими в мире финансовыми резервами. У него есть вложения в казначейские облигации США в объеме 1,2 триллиона долларов, а общие резервы равны 4 триллионам долларов. Помимо государства стоит учитывать, что китайские банки сегодня самые крупные в мире, с активами каждого, превышающими 2 триллиона долларов. Естественно, что коммерческие банки Китая имеют и иностранные активы, исчисляемые триллионами долларов, что также можно считать международными резервами Китая. У КНР, в отличие от США, есть маневр, он может выбирать между запуском печатного станка и распродажей своих иностранных резервов. Если Китай запустит печатный станок, то утопит юань, если же Китай в целях спасения начнет распродавать иностранные активы и резервы, то утопит доллар и мировую финансовую систему. По мнению аналитика из компании NAS Broker Михаила Федорова:
«Все доллары, которые лежат в закромах Китая, попав в обращение, могут устроить наводнение ликвидностью, мир не сможет переварить высвободившие резервы Китая, потому что Китай может легко выкинуть и триллион и два триллиона долларов. Причем важно то, что вовсе не обязательно властям Китая начать продавать свои резервы. Коммерческие банки Китая и без государства первыми могут начать спасать свои внутренние балансы и начать продавать иностранные активы и резервы, а денег у них много».
Т. Токарев.