ГИБЕЛЬ РЕЧНОГО ФЛОТА.
Сегодня утром, 23 июня, в программе Первого канала «Доброе утро» речь зашла о состоянии отечественного речного флота. Помните слова из песенки капитана Врунгеля о том, как важно правильно назвать судно:
«Назовите «Геркулесом» и командуйте: «Вперёд!»,
И она без ледореза льды на полюсе пробьёт,
А корытом назовёте – не уйдёте от беды,
Эта яхта и в болоте нахлебается воды».
Так вот, продолжающие «бегать» по нашим рекам и озёрам речные трамвайчики, как и пассажирские лайнеры для речных круизов, «Геркулесами» уже при всём желании не назовёшь.
Если вкратце, то через пару лет львиную долю пассажирского речного флота судов и вовсе пора списывать в металлолом. Постройка же нового пассажирского лайнера, обойдётся приблизительно в 2 миллиарда рублей. Представители судоходных компаний говорят, что кредиты на приобретение новых судов безумно дорогие. Кроме того, окупится тот же лайнер, в лучшем случае, через 25 лет. На такой длительный срок банки и вовсе отказываются кредитовать.
Похоже, в ближайшем будущем жителям нашей страны придётся забыть о круизах по рекам. Это бы ещё и не так страшно, не привыкать нам, в чём-то себе отказывать. На кону вопрос о том, что в русской глубинке попросту прервётся связь с некоторыми островными населёнными пунктами. В черте города моего детства Архангельска тоже есть подобный остров Кегостров, сообщающийся с «большой землёй» исключительно при помощи водного транспорта.
Да что там суда речного флота? Что там связь островов с материком в глубинке? Известный на всю страну Северный Речной вокзал Москвы ещё в 2010-м закрыт на «реконструкцию». Этот настоящий архитектурный памятник, находящийся «под охраной государства», обнесён забором и тупо разрушается. Восстановительные работы так и не начались – власти оправдываются тем, что «ищут подрядчика». В общем, «конь не валялся»...
К стыду своему, я, житель Москвы, неравнодушный к происходящему вокруг, об этом не знал вплоть до просмотра сюжета «Доброго утра». Что уж говорить о замкнувшихся в себе обывателях?
Оказывается, разрушение там началось ещё в «лихих 90-х», когда здание пятнадцать лет находилось в аренде некой коммерческой фирмы, затем было передано унитарному предприятию «Канал имени Москвы».
О том, можно ли как-то изменить положение, скажем, удешевить кредит, ведущие решили спросить у члена комитета Госдумы по транспорту Андрея Колесника (профессионального военного моряка, между прочим). Ответ «законодателя» был, вполне ожидаем. Начал он с того, что «не так всё и плохо», речные суда предстоит списывать не через два, а «аж» через пять, семь лет. Потом «развёл демагогию» на тему, мол, принять закон, конечно, можно, но всё сложно. Надо-де согласовать с исполнительной властью... Короче, «ответ» вполне в духе человека, горячо поддерживающего политику правительства и «нашего великого президента». Много высказываний было в частности и целом – ни о чём!
АНДРЕЙ КОЛЕСНИК.
А решение на самом деле есть! Единственное, как и в остальных стратегических отраслях, к коим, надеюсь, не станете спорить, относится и речной флот России. Коли не справляются частные компании (а они и не справятся по определению!), остаётся государству брать дело в свои руки. Точнее – возвращать в свои руки. Уж у государства-то деньги на постройку трамвайчиков и пассажирских лайнеров найдутся! Особенно, если расходовать бюджет по назначению.
Мораль нашей «басни» всё та же – погибнем мы без народного государства с общественной собственностью на средства производства. Состояние речного флота было взято мною лишь для примера, дабы ещё раз доказать сию прописную истину. Какой «бизнес» (читай – какие жулики) нужен России: малый, средний или крупный? Мой ответ – никакой! Ну, кроме мелких мастерских (сапожных, швейных, часовых и тому подобное) без права найма рабочей силы.
Николай Гуськов.