Главная » Экономика и Инновации » УНИЧТОЖЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ. ЧАСТЬ 14.

УНИЧТОЖЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ. ЧАСТЬ 14.

14.03.2018 11:25

       Список уничтоженных гигантских государствообразующих советских предприятий за 27 лет рыночных реформ, в годы правления Б. Н. Ельцина, Д. А. Медведева и В. В. Путина. Каким словом можно назвать всех этих бывших и настоящих владельцев народной собственности, которую они приватизировали в 1990-е годы, кроме как «враги народа»?

       47. Дальневосточный радиозавод, Комсомольск-на-Амуре (1993 - 2009).

       ДРЗ «Авест» - было одним из наиболее современных предприятий радиоэлектронной отрасли в России. Создано в 1993 году на Комсомольском-на-Амуре авиастроительном производственном объединении (КнААПО), на базе цеха по производству прицельных радиолокационных комплексов в рамках конверсионной программы. С 1996 года завод выпускал бытовую технику под брендом «Авест». В 2003 году, после приватизации КнААПО, ДРЗ был выведен в самостоятельный актив, имеющий стопроцентную «дочку» - ОАО «Производственно-торговая компания «Авест» (город Хабаровск). Стал одним из крупнейших радиоэлектронных предприятий на востоке России. Активно внедрялся на рынок, ведя сборку из китайских, японских и корейских комплектующих. Затем, с целью сокращения затрат на логистику, порядка 35 % производства телевизоров было переведено на производственные площади в Биробиджане. В 2005 году продукция «Авеста» занимала по продажам телевизоров 5,6 % рынка Хабаровского края, DVD-техники - 15,9 %, стиральных машин - 7,86 %. Выручка от продаж в 2005 году составила почти 900 миллионов рублей. В декабре 2004 года генеральный директор ОАО «ДРЗ «Авест» Александр Микрюков за успехи в развитии промышленности получил правительственную награду - орден «Национальная слава». Однако в конце марта 2006 года полномочия Александра Микрюкова были приостановлены, а сам завод был признан находящимся на грани банкротства, и вскоре на нем было введено внешнее управление. В начале 2006 года прокуратура Комсомольска-на-Амуре возбудила в отношении руководства предприятия два уголовных дела. В 2007 году завод сменил собственника, а в 2009 вошел в процедуру банкротства.

       48. Велозавод, Йошкар-Ола (1950 - 2006).

       Возник как дочернее предприятие крупного оборонного предприятия - Йошкар-олинского механического завода. Выпускал популярные в СССР велосипеды под марками «Салют» и «Альтаир». В лучшие годы выпуск доходил до 800 - 900 тысяч в год. Был признан банкротом еще в 2001 - 2002 годах и прекратил свое существование в 2005 - 2006 годах, хотя, возможно, де-юре продолжает свое существование в виде какого-нибудь ОАО или ЗАО.

       49. Велозавод, Нижний Новгород (1940 - 2007).

       «История Нижегородского велозавода достаточно показательна. Он строился в 1940 году как цех Горьковского автозавода по выпуску ширпотреба, в частности педальных детских автомобильчиков. Но началась война, и завод стал выпускать мины. Потом предприятие еще не раз меняло профиль. С 1956 по 1996 год единственной продукцией завода был велосипед «Школьник», претерпевший за 40 лет всего лишь одну модернизацию - в 1979 году. В середине 1990-х Нижегородский велозавод пережил затяжной кризис - рынок отказывался принимать доисторический «Школьник», а на самом предприятии один «красный» директор сменял другого» - (Источник: http://www.kommersant.ru/doc/313077).

       До 2002 года велозавод в Нижнем Новгороде производил велосипеды «Школьник». Нижегородский арбитраж продлил конкурсное производство в ОАО «Велозавод» до 24 июля. Арбитражный суд Нижегородской области 18 января принял решение о продлении на полгода, до 24 июля 2007 года, конкурсного производства в ОАО «Велозавод» (Нижний Новгород, производитель велосипедов, дочернее предприятие ОАО «ГАЗ» (GAZA)), сообщили ПРАЙМ-ТАСС в понедельник в суде. Конкурсное производство продлено в связи с тем, что предприятие еще не сформировало конкурсную массу. Как сообщалось ранее, арбитражный суд Нижегородской области 24 января 2006 года ввел процедуру конкурсного производства сроком на 1 год в ОАО «Велозавод». Конкурсным управляющим был назначен член некоммерческого партнерства саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Евразия» (Нижний Новгород) Валерий Торгашев, который до тех пор являлся временным управляющим завода. Как сообщал ПРАЙМ-ТАСС ранее В. Торгашев, процедура банкротства была инициирована самим должником. На момент введения конкурсного производства кредиторская задолженность ОАО «Велозавод» составляла 56 миллионов рублей, в том числе 8 миллионов рублей - по налогам и сборам, 3,8 миллиона рублей - кредиторская задолженность 1-й очереди (долг по страховым выплатам работникам завода). Основным коммерческим кредитором предприятия являлось ОАО «ГАЗ» (80 процентов конкурсной кредиторской задолженности). Процедура наблюдения в ОАО «Велозавод» была введена 22 июня 2005 года. За период временного управления было реализовано имущество на сумму 2 миллиона рублей, которые направлены на выплату выходных пособий и зарплаты. ОАО «Велозавод» с октября 2004 года фактически не ведет производственную деятельность. Сейчас на предприятии работает 35 человек. Предприятие фактически прекратило свое существование уже в 2007 году.

       50. Пермский «Велозавод» (1939 - 2006).

       В любом подарочном издании, посвященном Западному Уралу, можно найти фразу о том, что Пермь - велосипедная столица России. Велосипед «Кама» пермского производства давно стал одним из самых популярных и любимых видов транспорта на просторах бывшего СССР. А сам велозавод, основанный в 1939 году на базе Владимирского граммофонного завода, является одним из главных символов Перми. С 1956 года завод специализируется на выпуске велосипедов, производство которых было передано ему Горьковским автозаводом. В лучшие годы на предприятии производилось до 400 тысяч велосипедов в год, причем это было производство полного цикла - все комплектующие были отечественными.

       «Носивший в советские годы гордое имя Октябрьской революции, пермский велозавод называется ныне коротко - ОАО «Велта». Сегодня «символ Перми» медленно агонизирует, наводя ужас на горожан. Последние четыре месяца генеральные директора на «Велте» менялись как перчатки: всего их за это время было около десяти. Некоторые из них успевали проработать в должности меньше суток. Другим повезло больше: они смогли удержаться в руководящем кресле от нескольких дней до месяца. Сейчас на «Велте» работают 3 400 пермяков. Заработанных честным трудом денег они не видели уже очень давно. Общая сумма долгов по зарплате превышает сегодня 30 миллионов рублей. После того как в октябре прошлого года был снят очередной генеральный директор, пообещавший постепенно погасить долги, рабочие велозавода перекрыли пермские улицы и остановили движение транспорта. Многие тогда сразу вспомнили прежнее название завода - имени Октябрьской революции. В тот раз каждому рабочему выплатили по 500 руб. Говорят, что на это ушла вся наличка из заводской кассы. Потом были многолюдные пикеты рабочих у областной и городской администраций. Такого массового протеста Пермь не видела давно. Последний раз нечто подобное происходило несколько лет назад, когда банкротился химический завод «Камтэкс» и протестовали рабочие предприятия «Машиностроитель». Но «велосипедные» волнения по масштабам значительно обошли всё то, что было до них. От «Велты» напрямую зависит жизнедеятельность трех микрорайонов Перми, в которых проживают около 80 тысяч человек. Тепло и горячая вода поступают в их квартиры через котельную «Велты». Минувшим летом газовики из-за долгов вынуждены были прекратить подачу голубого топлива на велозавод. В итоге все три микрорайона на длительное время остались без тепла и горячей воды. Словом, район «Велты» на карте Перми является точкой повышенной социальной напряженности» - (Источник: http://www.ng.ru/regions/2002-02-12/5_bicycle.html).

       «Назначенный на сегодня, 7 июля, аукцион по продаже акций ОАО «Пермский велосипедный завод» не состоялся. Как сообщила конкурсный управляющий ОАО «Велта» Мария Леонгардт, на участие в торгах не поступило ни одной заявки. К торгам предлагался 100 % пакет акций дочерней компании ОАО «Велта» по начальной цене 125 миллионов рублей. Пермский велозавод выставляется на продажу уже третий раз. Предыдущие торги были отменены по причине отсутствия заявок. Как говорит Леонгардт, продажа акций ПВЗ - единственная надежда кредиторов вернуть хотя бы часть долгов. Общая кредиторская задолженность «Велты» без пеней и штрафов составляет 753,6 миллионов рублей. Завтра кредиторы «Велты» должны будут назначить новую дату проведения торгов. «Пермский велозавод» будем продавать до упора, - заявила конкурсный управляющий» - (Источник: http://novosti.perm.ru/news.php?news_id=4160).

       Целиком велозавод покупать никто не захотел, имущество пошло в розницу, цеха отдельно, котельная отдельно, оборудование отдельно. Судьба предприятия была предрешена, и в 2005 - 2006 годах. Пермский велозавод, носивший к этому времени название «ОАО «Велта», прекратил свое существование.

       Комментарий «ЭФГ».

       До 1991 года СССР был третьей-четвертой в мире державой по производству велосипедов. Общее производство исчислялось цифрами от 7 до 9 миллионов штук в год, из них 4,5 - 5 миллионов в России. Крупнейшими заводами были:

       - Харьковский (производивший велосипеды «Украина», «Турист»),

       - Минский («Аист»),

       - Пермский («Кама»),

       - Йошкар-олинский («Салют», «Альтаир»),

       - Нижегородский («Школьник»).

       Продукция советских велосипедных предприятий активно покупалась за рубежом, в том числе в Китае. До середины 1990-х годов на территории РФ работало 9 крупных велосипедных заводов (в Перми, Свердловске, Горьком и так далее). Конкуренция с китайцами привела к закрытию флагманов советского велостроения - заводов в Перми («Кама», «Урал»), Йошкар-Оле («Салют») и других городах. И это притом, что наши города плохо приспособлены для велосипедного транспорта. Да и климат у нас достаточно специфический - 6 - 7 месяцев в году на велосипедах ездить не очень комфортно. Тем не менее, в сельской местности, в небольших городах, особенно на юге, велосипеды используются достаточно активно. В настоящее время рынок велосипедов в России сейчас оценивается в 5 - 6 миллионов. Примерно 75 процентов этого рынка занято китайским импортом, а 25 процентов - «красной сборкой», то есть официальной сборкой из иностранных, прежде всего китайских, комплектующих, под собственным сборочным брендом, например «Стеллс» или «Атом». В России примерно 20 предприятий занимаются сборкой велосипедов, крупнейшими из них являются «Веломотрс», пермская компания «Стефи-Вело» и Пензенский велозавод, продолжающий выпускать велосипеды под маркой «Сура», но теперь уже из китайских комплектующих. Тем не менее, увы, можно констатировать, что собственное производство велосипедов полного цикла в России уничтожено. Что касается сборки, то на территории России легально и полулегально собирается до 1,2 - 1,4 миллионов штук велосипедов, что составляет примерно 30 процентов от советского уровня. Словом, на примере велосипедной промышленности, как и на примере, часовой, хорошо видно: даже успешные и вполне конкурентоспособные на мировых рынках отрасли были полностью уничтожены или сведены к нулевым уровням непрофессиональными действиями властей и безграмотной экономической политикой, проводимой в 1991 - 2011 годах.

       51. Пролетарский завод, Санкт-Петербург (1826 - 201?).

       ОАО «Пролетарский завод» - одно из старейших машиностроительных предприятий Санкт-Петербурга. Предприятие было запущено 7 сентября 1826 года под названием «Александровский завод». С 1843 года завод стал важным поставщиком подвижного состава для строящейся сети российских железных дорог. В 1845 году на Александровском заводе был выпущен первый отечественный паровоз. В 1850 году начался выпуск пассажирских вагонов. В последние годы предприятие специализируется на судовом и энергетическом машиностроении. На предприятии для гражданских судов и ВМФ создаются корабельные механизмы, системы и комплексы, в ряде случаев не имеющие аналогов в отечественной практике. Кроме того, предприятие выпускает широкий спектр продукции для строительства, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей. Завод, в том числе является поставщиком «Газпрома» и ОАО «Росэнергоатом». 29 апреля Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял к рассмотрению заявление о банкротстве ОАО «Пролетарский завод». Истцом выступает государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). Как сообщил «Фонтанке» директор департамента управления активами АСВ Андрей Дерябин, завод должен агентству около 2 миллиардов рублей. История этого долга такова. «Пролетарский завод», контрольный пакет которого с 2004 года принадлежит группе банкира Гительсона (Восточно-Европейская финансовая корпорация (ВЕФК), периодически брал кредиты в банках своего основного акционера ОАО «Петро-Аэро-Банк», ОАО «Инкасбанк», ОАО «Банк ВЕФК». «Банк ВЕФК» после утраты платежеспособности в 2008 году перешел под контроль АСВ. После успешной санации банк был продан банку «Открытие», потеряв статус юридического лица и став филиалом последнего (осень 2010 год) под названием «Петровский». Последние непогашенные кредиты все как один были взяты в «Банке ВЕФК» сроком на 1 год. Сроки расплаты по ним наступили с февраля по июль 2009 года. Известно, что структуры, близкие к «Газпромбанку», интересовались покупкой акций «Пролетарского завода», но в начале 2011 года от этих планов отказались, так как основной реальный владелец предприятия - банкир Александр Гительсон до сих пор разыскивается по делу о выводе средств из своих банков. По данным СМИ, численность персонала завода - 1 700 человек, площадь производственных зданий - 130 тысяч квадратных метров.

       Источник: http://www.fontanka.ru/2011/05/04/061/

       Комментарий «ЭФГ».

       Хотя, как правило, после введения процедуры банкротства очень немногие заводы в России сумели оправиться и восстановить производство в прежних объемах и с сохранением профиля производства, «Пролетарский завод» еще можно спасти.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Материал предоставил и личное оценочное мнение Валерия Сивоконь.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения