Главная » Здоровье » ДИРЕКТОР РВК. ЧАСТЬ 2.

ДИРЕКТОР РВК. ЧАСТЬ 2.

17.09.2016 12:39

       Часть 2. О Компании «РВК». Состояние рынка.

Ключевые показатели российского венчурного рынка (3) (годовой отчет ОАО «РВК» 2015 год).

Показатель

2013

2014

2015

Совокупный объем сделок в венчурной экосистеме России, миллиарды долларов США (2)

2,89

1,69

2,19

Совокупная капитализация венчурных фондов, работающих на рынке России, млрд. долл. США (1)

4, 968

4, 682

4, 125

Число действующих на российском рынке фондов венчурных инвестиций (1)

201

216

226

Объем венчурных сделок на рынке России за год, миллионы долларов США (2)

653

481

233

Число венчурных сделок на рынке России за год (2)

222

149

180

Средний объем инвестиционной сделки на российском венчурном рынке, млн. долл. США(2)

3,1

3,3

1,5

       1. Обзор рынка. Прямые и венчурные инвестиции в России. РАВИ, 2015.

       Источник: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook/

       2. Пятый ежегодный обзор венчурной индустрии России «MoneyTreeTM: Навигатор венчурного рынка» за 2015 год.

       Источник: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/MoneyTree_rus_2016.pdf.

       3. Сведения о совокупной капитализации действующих на российском рынке фондов венчурных инвестиций отличаются от данных, приводившихся в выпусках годового отчета РВК за 2013 и 2014 годы, что связано с уточнением методики, применяемой РАВИ (из-за значительной девальвации российской национальной валюты по отношению к доллару США в течение 2015 года капитализация фондов, номинированных в рублях, была пересчитана с учетом средневзвешенного курса рубля в соответствующих отчетных периодах). Однако: как видно из таблицы имеем следующие тренды на венчурном рынке (укрупнено):

       1. Системное падение и стагнацию объема совокупных венчурных сделок в размере 1,5-2 миллиарда долларов.

       2. Системное падение и стагнацию совокупной капитализации венчурных фондов в размере 4 миллиарда долларов.

       3. Увеличение количества венчурных фондов на 5 % в год.

       4. Падение объема венчурных сделок в миллионах долларов на 50 %.

       5. Системное падение и стагнацию количества сделок в районе 200 в год.

       6. Падение среднего объема инвестиционной венчурной сделки миллионов долларов в два раза.

       Если сравнить приведенные выше цифры с уставным капиталом РВК (30 миллиардов рублей) или 1 миллиард долларов США (на момент формирования), то результаты будут иметь следующий характер:

       1. Совокупный объем сделок 200 % к уставному капиталу, обусловлено паритетным финансированием.

       2. Однако, совокупная капитализация венчурных фондов 4 миллиарда долларов США (400 % к уставному капиталу ОАО «РВК»). Это вызывает вопросы.

       Каковы причины данной ситуации?

       Целевые задачи, поставленные правительством РФ:

       1. Формирование венчурного рынка и венчурной инфраструктуры (выполнена частично).

       2. Создание и развитие НТИ и проектного офиса НТИ.

       Национальная технологическая инициатива, заявленная Президентом Российской Федерации 4 декабря 2014 года в Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации, - это долгосрочная программа государственно-частного партнерства, направленная на формирование новых перспективных рынков на базе высокотехнологичных решений, которые будут определять развитие мировой экономики в ближайшие 15-20 лет. Результатом НТИ должно стать появление российских компаний-лидеров на глобальных рынках будущего на горизонте 2030-2035 годов. Исходя из отчета РВК за 2015 год: предлагается в 2016 году сосредоточиться на методологии. А именно:

       «НТИ включает в себя комплекс проектов и программ, направленных на формирование условий для глобального технологического лидерства российских компаний на новых рынках, которые будут определять развитие мировой и российской экономики через 15-20 лет».

       В отличие от других государственных инициатив, НТИ изначально строится как широкое коалиционное движение, предполагающее создание проектных групп из представителей государственных органов, институтов развития, ученых, российских компаний. При этом НТИ дополняет и усиливает действующие программы поддержки научно-технологического развития, обеспечивая формирование и трансляцию запросов со стороны потенциальных лидеров новых рынков в систему государственного управления. В 2015 году было определено девять перспективных рынков НТИ. Основным инструментом их развития являются дорожные карты, которые включают в себя проекты и мероприятия, касающиеся разработки технологий и создания инновационных продуктов, развития компаний-лидеров, совершенствования нормативно-правовой базы и системы стандартов, развития инфраструктуры, обеспечения перспективных кадровых потребностей новых рынков, популяризации и развития профессиональных сообществ. РВК в соответствии с решением Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева исполняет функции проектного офиса НТИ. В 2015 году РВК занималась подготовкой методических рекомендаций относительно разработки дорожных карт, а также осуществляла организационно-техническую, экспертно-аналитическую и информационную поддержку деятельности рабочих групп, разрабатывающих дорожные карты НТИ. Результаты 2015 года:

       - разработана методология дорожных карт НТИ;

       - 4 дорожные карты - «АэроНэт», «АвтоНэт», «МариНэт» и «НейроНэт» одобрены Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России;

       - 2 концепции дорожных карт - «ХэлсНэт», «ЭнерджиНэт» одобрены Межведомственной рабочей группой по разработке и реализации НТИ при Президиуме Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России;

       - подписано соглашение о сотрудничестве со Сколковским институтом науки и технологий в целях обеспечения экспертной и научно-технологической поддержки рабочих групп НТИ;

       - подписано соглашение о сотрудничестве с Российским технологическим агентством, предполагающее поддержку создания проектных консорциумов в рамках реализации дорожных карт НТИ.

       В 2016-2020 годах РВК планирует сосредоточить усилия на решения следующих задач:

       1. В рамках деятельности РВК как проектного офиса НТИ:

       - формирование и реализация эффективной масштабируемой системы проектного управления, организационно-технической и экспертно-аналитической поддержки, информационного и финансового обеспечения разработки и реализации дорожных карт НТИ;

       - содействие привлечению софинансирования в проекты, реализуемые в рамках дорожных карт НТИ и претендующие на получение субсидий из федерального бюджета;

       - оказание поддержки деятельности Межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы и участие в Президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России в рамках реализации НТИ.

       2. В рамках деятельности РВК как государственного фонда фондов:

       - содействие переходу отрасли венчурного инвестирования в Российской Федерации к устойчивому расширенному воспроизводству капитала путем снижения рисков инвесторов и предложения на рынке капитала с использованием механизмов частно-государственного партнерства;

       - создание новых специализированных инвестиционных инструментов (фондов), направленных на поддержку технологического предпринимательства, осуществляемого в приоритетных стадийных и отраслевых сегментах рынка, а также на новых перспективных рынках НТИ;

       - эффективное управление, сформированным портфелем инвестиций, включая обеспечение финансово привлекательных условий выходов РВК из портфельных фондов.

       3. В рамках деятельности РВК как института инновационного развития:

       - создание и предложение на рынке интегрированного набора не финансовых и финансовых инструментов, способствующих появлению и ускоренному развитию российских компаний, являющихся потенциальными лидерами на перспективных глобальных или региональных технологических рынках;

       - расширение потока качественных инновационных проектов путем оказания содействия в процессе выхода на рынки технологическим компаниям, представляющим интерес для стратегических и венчурных инвесторов, а также для заказчиков;

       - содействие повышению спроса на передовые отечественные технологии, продукты и решения (инновации), а также на инновационные компании (команды) со стороны реального сектора экономики, в том числе в рамках реализации программ стимулирования формирования корпоративных и отраслевых фондов при участии крупнейших компаний (включая государственные корпорации и компании с государственным участием).

       Вывод:

       - Исходя из текущих планов РВК системным инвесторам не ясно, чем конкретно с коммерческой точки зрения будет интересна НТИ и полезно сотрудничество с РВК.

       - Стартаперам не ясна польза сотрудничества с РВК и участия в НТИ, так как не ясна методология, и точки входа, и капитализация.

       - Сосредоточенность РВК только на публичных и образовательных мероприятиях без системных инструментов влияния на рынок ведет к распылению и безответственному расходованию государственных ресурсов.

       - Отсутствие четкой методологии и четких схем взаимодействия отпугивает от сотрудничества крупные корпорации и научные организации.

       Текущая реальная ситуация:

       - Распыленность средств через многообразие фондов, отсутствие единой точки входа как для стартаперов, так и для инвесторов, отсутствие единой информационной базы научных и технологических решений, не прозрачность принятия решений и выделения средств. Отсутствие персональной ответственности за принимаемые решения. Стремление и подход «количество должно перерасти в качество». «Даешь количество», отсутствие кооперации и процедур взаимодействия со смежными структурами.

       - Отсутствие компетентного персонала в венчурных фондах способных оценить проекты. Часто можно слышать от руководства различных венчурных фондов мы финансисты, а не специалисты по данным технологиям, мы не можем оценить и принять решения.

       - В связи, с чем в «экспертной среде» возникают: «междусобойчики» и большое количество коррупционных возможностей.

       - Отсутствие конкретного результата в измерениях продукции и возвратности средств. Приоритет финансовой капитализации через привлечение мифических инвесторов на международном рынке.

       - Комфортная среда для «грантоешек».

       - Отсутствие целевого планирования перспективных исследований.

       Все это отпугивает системных венчурных инвесторов, научных деятелей и превращает перспективные инициативы в весьма сомнительный проект, который, к сожалению, с коммерческой точки зрения нельзя назвать успешным.

       Часть 2. О Компании «РВК». Основные тренды, влияющие на принятие решений и востребованность инноваций.

       Необходимо отметить, что они носят порой разнонаправленный характер:

       - Урбанизация (количество городского населения продолжает расти),

       - Атомизация и кастомизация (больший уровень личной свободы, предполагает более широкий спектр потребностей и более широкий выбор при принятии решений),

       - Глобализация сохраняется в рамках доступа к ресурсам, управления корпорациями и размещения производства, а так же в ориентации сбыта продукции,

       - Экология (экологические проблемы, как следствие урбанизации, и методы их решения),

       - Ужесточение конкуренции за ресурсы (как на мировом рынке, корпоративном так и в личных отношениях и личном потреблении),

       - Изменение ключевых ресурсов (от «Экономике Денег» к «Экономике Идей», от «Экономики потребления природных ресурсов и сырья» к «Экономике создания (синтезирования) ресурсов и глубокой переработке»),

       - Кадровые ресурсы: Переход от персонала Х к персоналу У. Высокий уровень личной свободы и профессиональной грамотности ключевых специалистов с уникальным набором компетенций,

       - Корпоративное управление: Переход от иерархических структур с едиными центрами принятия решений и финансовой отчетности к атомированным структурам, вступающим в постоянные партнерства,

       - «Временной скачок»: Уменьшения сроков разработки и внедрения инноваций, циклов принятия решений, ускорение сроков морального устаревания разработок,

       - Нехватка денежных ресурсов у массового потребителя или существенное превышение предложения над возможностями потребления,

       - Маргинализация определенных социальных групп по различным социальным и потребительским признакам.

       Поиск новых возможностей (новые рынки, новые проекты, новые возможности, новые технологии).

       Автоматизация автоматизация рутинных процессов в быту, на производстве и корпоративной практике.

       Миниатюризация снижение размеров продукции (чем меньше, тем лучше).

       Ужесточение внутривидовой борьбы во всех формах и проявлениях.

       Доминирующие и растущее положение корпоративного капитала.

       Усиление роли ключевых ценностей и смыслов, и усиление борьбы за их контроль.

       «Удлинение жизни и старение населения, рост численности населения» как результат прогресса медицины.

       «Не востребованность» как следствие «временного скачка» и «удлинения жизни».

      ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Дмитрий Мильгром.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения