Главная » Теология » СТАТУС ВОЛЬНЫХ КАЗАКОВ.

СТАТУС ВОЛЬНЫХ КАЗАКОВ.

06.02.2022 22:00

       К нам в редакцию пришёл интересный материал. Предупреждение - данная статья не преследует никакой цели, кроме цели не преследовать никакой цели. Автор не призывает к чему-либо или ненависти к кому-либо. Есть собственное субъективное и оценочное мнение, которое разрешено высказывать любому гражданину страны. Насколько данные аргументы совпадают с действительностью, нам не известно и скорее всего это не истина в последней инстанции, а эмоциональная разгрузка человека, который переживает за бытие в целом. Мы не берёмся давать оценку в связи с новым пакетом законопроекта И. А. Яровой.

       «Во времена всеобщей лжи говорить правду - это экстремизм» - (Джордж Оруэлл).

       Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть данных фактов. Информация взята из открытых источников. Всё что вы видите - это слухи и домыслы и нечего более. Редакция категорически не разделяет мнение автора. Данный текст создан в состоянии аффекта, так как автор очень впечатлительный человек с обострённым чувством справедливости и слишком близко к сердцу воспринимает чужое горе, поэтому многие его высказывания могут являться искажённым восприятием реальности. Всё является авторским личным оценочным суждением. Верить ему на слово, безусловно, не нужно ни в коем случае. Предлагаем читателям составить своё собственное не зависимое от авторского оценочного суждения - мнение о произошедшем. Мы не имеем причин не доверять этим источникам, и если там вдруг имеется какая-либо недостоверная информация, проверить которую лично у нас нет возможности, то значит нас ввели в заблуждение. Никакого оскорбления или явного неуважения к кому бы то ни было в тексте не имеется, и если Вам что-то показалось, то значит это Ваши домыслы, а также это Ваше личное мнение, и автор не несёт ответственности за Ваши бурные фантазии! Все совпадения случайны.

       Формально государство СССР, построенное большевиками на обломках Российской империи, в августе 1991 года прекратило существование, но при этом новосозданное - РФ - провозгласило себя его правопреемником. И действительно, на деле поменялась лишь форма эксплуатации населения при сохранившейся прежней коммунистическо-комсомольской элите. С этого времени казаки перестали находиться под опекой и контролем КПСС. Однако после августа 1991 года Казачий Народ напоминал рослого подростка с задержкой умственного развития. «Рослый» - поскольку был многочисленен, а «с задержкой умственного развития» - потому что так и не решил для себя, для чего же он возродился, какова конечная цель этого возрождения, в каком направлении ему надо идти.

       Получился странный гибрид фольклорного ансамбля и военизированной структуры, который оказался перед целым рядом проблем, решить которые явно был не в состоянии. Впрочем, в подобном положении тогда оказалась и Российская Федерация в целом. Падение власти КПСС и распад СССР не только лишили Казачий Народ опеки коммунистов, но и предоставили казакам возможность «свободного плавания». Наступил поистине период «казачьей вольницы», столь громко прославившейся в прошлых веках и явившей теперь новые примеры казачьей жертвенности и героизма, что ярко проявилось в участии этой вольницы во всех без исключения тогдашних вооружённых конфликтах. Причём, не только на территории распавшегося СССР, но и на Балканах. При этом, хотя теперь и «красные», и «белые» казаки стали одинаково вольными, былая разница между их объединениями сохранялась: теперь вчерашние «красные» выступали с позиции «казаки - народ», при этом лелея память о советском прошлом, а вчерашние «белые», даже когда соглашались в национальном вопросе со вчерашними «красными», всё равно не видели себя вне «государевой службы», которую постоянно и выпрашивали у Москвы. Впрочем, тут была какая-то мешанина понятий и у тех, и у других. Так, «красные» вольные казаки, признавая, что казаки - это особый этнос, тем не менее выступали с общероссийских патриотических позиций. А «белые», выступая за государственную службу, упорно требовали создания отдельных казачьих национально-государственных образований.

       Как тут не предположить о «задержке умственного развития»? Или, по крайней мере, об отсутствии логики? Активны представители Казачьего Народа были и при решении внутренних проблем внутри России. Однако склонность казачьих организаций того времени все проблемы внутри РФ решать силовым путём можно объяснить вполне очевидным фактом. Будучи неоднократно обмануты Москвой уговорами «подождать ещё немного» с последующим отказом от даваемых ранее обещаний, многие казаки уже понимали: если в этой стране хочешь чего-то добиться - нужно на чиновников и депутатов надавить, а иначе всё заволокитится на годы и десятилетия без какого-либо результата. Дон после августа 1991 года назвал себя «белым» и вошёл в Союз Казачьих Войск России. Идеологическая внутриказачья вражда между двумя казачьими Союзами отражалась в их газетах - «Казачьих ведомостях» Союза казаков России и «Станицы» Союза Казачьих Войск России. И это опять же было непонятно для абсолютного большинства казаков. И та, и другая писали о геноциде большевиков над казаками в 1918-1920 годах, о трагедии Лиенца. Единственно, что «Станица» восхваляла казаков Вермахта, а «Казачьи ведомости» - «сталинских казаков». Обе газеты писали о традициях, культуре, обрядах казаков, но ненавидели руководителей противоборствующей стороны, обзывая их самозванцами и «врагами народа». Однако, слава Богу, повседневная жизнь казачьего этноса протекала вне газетных страниц. «Российская газета» 19 ноября 1991 года сообщала:

       «17 ноября в Новочеркасске состоялся Съезд казачьих атаманов Юга России. Участники Съезда направили телеграммы в адрес президентов страны (тогда ещё СССР - примечание автора) и России М. Горбачёва и Б. Ельцина, в которых настаивают на принятии указов по созданию казачьей гвардии и её вооружения. Ответ атаманы ожидают до начала Большого Круга, который назначен на 20 ноября. В известной степени они полагаются на то, что в дни путча министр обороны РСФСР Кобец издал приказ о том, что впредь до решения вопроса в законодательном порядке казачьи формирования считаются боевой единицей российского правительства. Особо подчёркивая «боевой», казаки задают вполне естественный вопрос:

       «Какая же боевая единица без вооружения?».

       Вместе с тем на Съезде было высказано недовольство поведением граждан Северного Кавказа и Закавказья - и тех, что постоянно живут, и тех, что прибывают теперь на территорию Казачьих Республик Юга России. Напряжение в регионе нарастает».

       26 ноября 1991 года газета «Правда» сообщала:

       «Как стало известно из неофициальных, но заслуживающих внимания источников, президент России принял решение о сформировании в Национальной гвардии России трёх казачьих бригад численностью 5 тысяч человек каждая. Вдоль границ России будут созданы так называемые казачьи таможни».

       Но, что стало «доброй традицией» российских властей, ни одно из казачьих решений и громких обещаний казакам президента и высшего чиновничества России в дальнейшем реализовано не было. Местные власти и казачьи лидеры долгое время занимались своеобразным «перетягиванием каната» в попытках завоевать доверие верховных органов власти и управления при решении вопросов в отношении Казачьего Народа, но Москва при этом всегда, на словах поддерживая казаков, на деле занимала антиказачью позицию. Обманывая и подставляя казаков. Зачем ей это было нужно? Об этом можно только догадываться, исходя из логических умозаключений. В начале 1992 года обстановка в России оставалась крайне напряжённой. Отпущенные в январе цены вызвали стремительный рост инфляции, углубили проблемы в социальной сфере, усилили обнищание масс, спад производства, увеличили рост преступности и коррупцию, в том числе, и прежде всего, в правоохранительных органах. «Лихими людьми» с конца XV века в Московии называли профессиональных преступников. В 1990 их развелось невиданное прежде количество. Поэтому по ним, по преступникам, всё десятилетие было названо «лихими 90».

       В условиях повальной преступности одних, бесправия большинства населения и тотальной продажности всех этажей слабосильной власти проходило в начале 1990 годов возрождение Казачьего Народа. И это не могло не отразиться на казаках, придав их возрожденческому движению специфические черты своенравной вольницы, сходной с той казачьей вольницей, что появилась в Диком Поле после распада Золотой Орды. В начале 1990 годов многие вольные казаки отправлялись на собственный страх и риск в зоны межнациональных конфликтов, чтобы там с оружием в реках участвовать в столкновениях (не минула такая судьба и автора). Но всё это, следует сказать, не принесло никаких выгод собственно Казачьему Народу, поскольку вольные казаки (казаки-добровольцы) во всех вооружённых конфликтах отстаивали не свои национальные интересы, а лишь выступали в поддержку той или иной конфликтующей стороны. И это сегодня, спустя десятилетия, понимается с огромным сожалением: ведь в том же Приднестровье, если бы вольные казаки выступили не в поддержку посткоммунистического Тирасполя, поднявшего мятеж против националистического Кишинёва, а за создание на тех же землях своего собственного государства, у Казачьего Народа оно вполне могло бы появиться. Поскольку, особенно на первых порах, именно вольные казаки составляли наиболее боеспособные формирования в Приднестровье. И поначалу даже единственные! Но мы упустили этот шанс, волей случая предоставленный тогда Казачьему Народу, проливая кровь за чужие интересы. Вольные казаки бывшего «белого» направления, как я уже сказал, всё время, одновременно с желанием создать свою государственность, стремились покончить со своим вольным статусом, влезть в сословное ярмо службы Москве и отстаивать интересы российской власти. Например, некто Д. Рахманин в газете «Куранты» за 3 декабря 1992 года сообщает:

       «Многочисленная делегация Кубанского казачьего Войска во главе с атаманом Евгением Нагаем, принимавшим участие в обороне Белого Дома в августе 1991, приехала в Москву защищать российского президента и его реформы. Полтора миллиона казаков Кубани наказали своим выборным атаманам выразить в Москве в дни Съезда поддержку народа Ельцину, добиться встречи с ним и просить, не откладывая, подписать указ о государственном статусе казачества России. Проект его давно готов. По словам атамана Нагая, который участвовал в работе над этим документом, закон о казачестве станет гарантией духовного возрождения русского народа, православного уклада жизни, создаст условия для социально-экономического подъёма, обеспечит надёжную защиту южных рубежей нашего государства. А иначе, считают казаки, может начаться гражданская война в казачьих регионах Юга России. Кроме того, делегация привезла с собой проект законов о земельной реформе в казачьих станицах и о казачьем самоуправлении. Казаки готовы накормить и защитить Россию».

       Можно констатировать отсутствие достаточно прагматичных деятелей в тогдашней российской власти. Ведь если бы казаки получили тогда территорию под свою автономию (они ведь не собирались отделяться от России полностью), то Кремль получил бы умиротворённый Казачий Народ, не бунтующий, а готовый служить ему. Возможно, такой вариант и рассматривался, но был признан невыгодным или неперспективным. Казачье движение, поддерживаемое народом, наводило страх на представителей новых властей, пришедших в Кремль в августе 1991 года, на лидеров компрадорских политических партий и некоторых национальных движений. Сработал ярлык о казаках, как о «нагаечниках и душителях народов России», изобретённый во времена Гражданской войны свердловыми и троцкими. Казачье движение было неоднородно, однако каждая его часть стремилась к установлению в стране социальной справедливости: казаки решительно выступали против тех представителей новой власти и политических партий, чьи действия приносили вред народу. И поначалу, пока массами «повёрстанные в казаки» наследники быдловатой великорусской голытьбы ещё не успели дискредитировать Казачий Народ, население относилось к казакам с огромной симпатией. Казак А. И. Белоногов писал о том времени:

       «Мне только исполнилось 19 лет, когда 10 января 1992 года меня и группу моих товарищей - студентов-монархистов - поверстали в казаки. Большая часть из нас знали о своих казачьих корнях в отличие от меня, потому что город Петропавловск - исторический центр 1 отдела Сибирского казачьего Войска и знаменитая Горькая линия, где живут прямые потомки казаков. Всеобщее ощущение ожидания чего-то грандиозно великого, какого-то исторического поворота в судьбе нашей родины России объединяло нас всех - и вчерашних комсомольцев, а ныне уже убеждённых монархистов, и беспартийных, и демократов, и коммунистов, и анархистов. Мы все были казаки! Запоями перечитывались и по-новому осмысливались «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Тарас Бульба» Николая Гоголя, «Горькая линия» Ивана Шухова. Помню первую пасхальную ночь в казачьем храме города Петропавловска. Нас, казаков, в казачьей форме было чуть больше 60 человек, но сколько восторга со стороны прихожан и жителей города! От истошных криков «Наши в Петропавловске!» - до целования погон и слёз умиления на лицах старушек и стариков. Самые неискушённые спрашивали:

       «Вы с Дона приехали?».

       На что мы снисходительно отвечали:

       «Местные мы, сибирские!».

       Именно тогда я понял, каким моральным авторитетом в глазах обыкновенных жителей России пользуются казаки, несмотря на десятилетия геноцида, лжи советской пропаганды по отношению к казачеству. Это потом мы уже слышали во след злобные выкрики:

       «Нагаечники, ряженые»».

       Из-за амбиций атаманов «белый» Союз Казачьих Войск России (СКВР) в 1993 году распался, а на его обломках возник Союз Казачьих Войск России и Зарубежья (СКВРиЗ). Это казачье объединение, проправительственное и пропрезидентское, было создано В. Н. Ратиевым на основе части структур прежнего СКВР. Признали своё коллективное членство в СКВРиЗ Союз казаков Области Войска Донского во главе с Н. И. Козицыным (кроме Волгоградского округа и некоторых других, по-прежнему относящих себя только к «красному» СКР), Кубанское казачье Войско атамана Евгения Нагая, Особый Екатеринбургский казачий полк атамана Бориса Гуляева в Екатеринбурге и некоторые другие.

       Верховный Круг СКВРиЗ принял Заявление, в котором потребовал от Правительства и Верховного Совета РФ признать казачество «народом, наравне с другими народами, на исторических территориях казачества», утвердить «создаваемые наравне с другими народами казачьи национально-государственные образования в составе единой и неделимой России», «в кратчайший срок решить вопрос о создании казачьих территориальных автономий на исконных казачьих землях, входящих в настоящее время в состав Казахстана, Киргизии и Украины». Конечно, Москва проигнорировала это Заявление.

       Август 1993 года. В результате затянувшегося противостояния между президентом и парламентом, страна стремительно приближается к кровавой развязке в Москве. В РФ свирепствует гиперинфляция, зашкаливает реальная (не статистическая) безработица, сотни тысяч протестующих голодных и злых людей устраивают демонстрации и митинги в первопрестольной, которые часто заканчиваются тяжёлыми стычками с милицией и перекрытием дорог. Президент Ельцин, ранее торжественно обещавший народу через центральное телевидение «самому лечь перед поездом на рельсы» в случае ухудшения уровня жизни граждан в результате проводимых при нём социально-экономических реформ, предпочёл больше не вспоминать о своём клятвенном обязательстве. Граждане бывшей советской империи осознают себя брошенными властью, беззащитными перед чиновной, уличной и организованной преступностью, вынужденными постоянно бороться за элементарное физическое выживание. На этом фоне в результате конфликта между Ельциным, стремившимся к ещё большей власти, и непокорным ему парламентом, в окружении президента было принято решение разрешить вопрос силовым путём. 3 октября 1993 года, после многочисленных уличных столкновений с подразделениями ОМОН, милиции и внутренних войск, демонстранты-сторонники Верховного Совета прорвали блокаду правоохранительных органов возле Дома Советов (Белого Дома). 4 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин отдал приказ о штурме Верховного Совета. В результате этого штурма и танкового обстрела Белый Дом был взят под контроль войсками, верными Ельцину. В результате октябрьских событий перестали существовать Советы, радикально изменилась система власти в России: вместо парламентской была установлена президентская республика. Во время этих событий атаман СКВРиЗ В. Н. Ратиев выразил свою поддержку президенту Б. Н. Ельцину. Благодаря поддержке совершённого президентом государственного переворота Ратиев стал «любимым казаком президента».

       Однако немало, если не большинство казаков, оказалось в противоположном лагере. Легендой среди них являлся боевой станичный атаман из подмосковного города Подольска Виктор Иванович Морозов. Он руководил сводным казачьим отрядом, а также возглавлял так называемую «Казачью заставу» - одну из баррикад у здания Верховного Совета. Утром 4 октября 1993 года Виктор Иванович был тяжело ранен при расстреле Казачьей заставы, но выжил. В его честь была учреждена награда - «Крест атамана Морозова», которая вручалась защитникам Верховного Совета в октябре 1993 года. Наряду со многими прочими упущениями в становлении своего движения, упустили казаки и возможность политической игры на противоречиях, возникших между исполнительной и законодательной властью Российской Федерации и переросших к октябрю 1993 года до уровня локального проявления Гражданской войны. Казачьи лидеры упустили возможность политического торга, с упрямством отказываясь от диалога с оппонентом Ельцина председателем Верховного Совета чеченцем Русланом Хасбулатовым из-за его прежнего жёсткого противодействия легализации казачьих республик. И симпатии к защитникам Белого Дома не переросли у большинства казаков в стремление встать на защиту Верховного Совета России с оружием в руках по этой самой причине.

       В отличие от Союза Казачьих Войск России и Зарубежья (СКВРиЗ) в Союзе Казаков России (СКР) были слабее выражены автономистские и сепаратистские тенденции, свойственные значительной части казачьего движения. Можно даже сказать, что московское руководство СКР пыталось им противодействовать. Вольные казаки захватывали и иногда постфактум добивались передачи им зданий и земель, принадлежавших казакам до 1917 года, образовывали реально функционировавшие структуры самоуправления военизированного толка, требовали разрешения на ношение оружия.

       По рукам у них уже ходило значительное количество «стволов», вывезенных из зон вооружённых конфликтов. Но поскольку власти не спешили официально разрешать казакам вооружаться и начинать раздачу оружия и земли вольным казакам, те порой пытались «надавить» на властные органы. Массовые несанкционированные выступления вольных казаков (часто вооружённых, причём не только саблями и нагайками, но и огнестрельным оружием и гранатами) потрясали в 1992-1993 годах весь юг России. В Краснодаре назначенный Ельциным губернатор Василий Дьяконов, которому казачья Рада в начале 1992 года выразила «недоверие», был так напуган пикетами громовских казаков перед зданием администрации, что на подъездах к городу по его приказу были поставлены БТРы, по тревоге поднят ОМОН, а сам глава исполнительной власти, по сообщению местной прессы, держал у себя в кабинете пулемёт. В этот период особенно ярко проявилось лицемерно-двуличное отношение к Казачьему Народу со стороны Москвы.

       Почувствовав в вольных казаках реальную силу, политические деятели новой России уже не могли не замечать такое яркое проявление общественной жизни, каким они являлись. Однако и признать за казаками право на правовую, имущественную и территориальную реабилитацию власть не могла, опасаясь, в частности, враждебных проявлений со стороны лидеров национальных республик, возглавлявших гораздо более сплочённые сообщества, чем вольные казаки. Оставался единственный и уже проверенный путь - уговоров, обещаний и громких декларативных заявлений, призванных оттянуть время и, введя в заблуждение, пустить казачье движение по нескольким одинаково тупиковым альтернативным направлениям. Подводя черту под вышесказанным, можно смело сказать, что к 1994-1995 годам действительно произошло возрождение казачества как явления, и не на состояние конца XIX - начала XX веков (огосударствленное и полупридушенное русское сословие «казачество»), а на состояние, в котором оно существовало в XVII веке (самоуправляющаяся казачья вольница, не чуждая криминалу и заключающая по собственной воле временные политические союзы с теми силами, которые казакам более выгодны). Вольница, по собственному желанию заключающая и прекращающая договоры с кем ей удобно и выгодно, включая Москву. И хотя, начиная с 1995 года, власть всё более и более подминала под себя вольных казаков, опутывая их так называемым «реестром» и ограничительными нормативными нормами, вольные казаки ещё несколько лет оставались головной болью Кремля, никак не желая становиться в стойло государственной антиказачьей конюшни. О последних аккордах вольных казаков мы ещё расскажем.

Александр Дзиковицкий, лидер Всеказачьего Общественного Центра (ВОЦ).

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения