СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ. ЧАСТЬ 2.
– Если родители выявили случаи воровства. Что с этим делать?
– Воровство должно получить осуждение, но необходимо выяснить причину проступка.
А) Ребенка могли спровоцировать, подбить на воровство запугиванием или взять на «слабо».
Б) Ребенок страстно желает обладать недоступной ему вещью.
В) Ребенок пытается таким образом завоевать авторитет сверстников.
Г) Ребенок настолько застенчив, что ему легче своровать, чем спросить разрешения или попросить купить.
Д) Ребенок настолько привык к отказам, что просить уже бесполезно.
Как правило, родителям проворовавшегося ребенка невозможно самим найти этому объяснение, главным образом потому, что уязвлено родительское самолюбие:
«Люди могут подумать, что мы учим тебя воровать, что у тебя ничего нет, решат, что мы плохо тебя воспитываем».
В этой ситуации может помочь семейный психолог, который непредвзято рассмотрит ситуацию. И может оказаться:
- что ребенок настолько избалован, что ему непереносимо, когда он не может обладать какой-то престижной вещью (ситуация Б);
- или настолько робок и пуглив, что не может противостоять негативному давлению (ситуация А);
- или у него такая низкая самооценка, он настолько не видит своих достоинств, не может их проявить, что воровство остается единственным средством самоутверждения среди сверстников (В);
- или сами родители так мало уделяют внимания ребенку, что он перестал верить в них (Д).
Главное, когда найдена причина, найти мужество и волю, чтобы менять что-то в себе.
– А что если ребенок убегает из дома или наоборот - сидит целыми днями дома возле компьютера?
– Физический уход из дома или уход в компьютер означают, что ребенку некомфортно дома в семейной атмосфере. Значит члены семьи друг другу чужие, нет взаимного неформального интереса к событиям прожитого дня. Слова «я спрашиваю, а он не говорит, отделывается формальными фразами» свидетельствуют лишь о том, что в раннем детстве была утрачена душевная связь между родителями и ребенком. Это относится к психически здоровым детям, которые во всех других сферах жизни вполне адекватны. Если же такое поведение неожиданно возникло у доселе общительного, доверчивого ребенка, то надо бить тревогу: это может быть одним из проявлений психического нездоровья.
– Почему современные дети более жестоки, по отношению к взрослым, младшим братьям и сестрам, к животным?
– К счастью, не все современные дети такие жестокие, но, безусловно, уровень агрессии и жестокости среди детей сейчас гораздо выше. Ответ один - бездуховность. Ведь до сих пор многие люди открыто сопротивляются строительству храмов, воскресных школ, преподаванию духовных основ в школе, называя это «мракобесием», «навязыванием христианской морали». А знаете, в чем разница между моралью верующего человека и светской этикой? Верующему человеку важно быть хорошим перед Богом, невидимым и вездесущим, а неверующему, светскому, человеку важно, чтобы его считали хорошим в обществе. (Именно такое лицемерие обличали русские классики в своих произведениях). У нас в стране выросло несколько поколений, лишенных духовного воспитания. Если поколения нынешних Бабушек и Дедушек личными скорбями приходит к Богу, то Мамы и Папы, измеряющие жизнь материальными ценностями, не могут стать духовным примером для своих детей, а зачастую и резко сопротивляются попыткам Бабушек и Дедушек привести ребенка к Богу. Поэтому оскудевает любовь между близкими людьми, ожесточается сердце, растет равнодушие, безразличие к чужой боли. Такие жестокие люди если и плачут, получая наказание, то не от раскаяния, а потому что жалеют себя.
– Недавно все СМИ говорили о случаях в Перми и Улан-Удэ. Что происходит с детьми, почему они совершают страшные поступки. Возможно, ли оградить ребенка от такого поведения?
- Поколение детей - это обвинители родительского поколения. Выше я уже частично ответила на этот вопрос. Но что удивляться тому, что подростки убивают более слабых, если детоубийство разрешено на государственном уровне. Я говорю об абортах, которые миллионами в год убивают детей, причем на деньги налогоплательщиков, многие из которых выступают против абортов. К Президенту не раз обращались и депутаты, и Патриарх с предложением хотя бы вывести аборты из статьи ОМС. Но положительное решение так и не принято. Как врач-психиатр, я давно уже заметила, что абсолютное большинство детей с расстройством поведения - это дети, рожденные после абортов. Каковы бы ни были причины, намеренное прерывание жизни является убийством. Мы же не удивляемся, если в семье пьяницы вырастает пьяница, у отца-наркомана - сын-наркоман, у гулящей матери - дочь-проститутка. Осуждающе киваем головой:
«А что вы хотите, яблочко от яблоньки недалеко падает. На осинке не растут апельсинки».
Так вот и скрытых убийц может обличать убийца явный. Не надо далеко искать причины, они всегда рядом, просто на них тяжело поднять глаза, ведь они обличают нас самих. И никакие ЧОПы не смогут помочь, если мы сами не начнем беречь жизни наших детей еще до рождения.
– Почему многие подростки идут на поводу у своих сверстников, так сказать, все делают за компанию?
– Отсутствие самостоятельности в принятии решений чаще всего может быть обусловлено излишней опекой со стороны взрослых, когда родители или бабушки с дедушками из ложной жалости ограничивают ребенка от любых трудностей, не прививают ему чувство ответственности. Такие дети становятся пассивными, предпочитают перекладывать ответственность за решение на других, как правило, они не способны признавать свои ошибки. В подростковом возрасте, когда происходит пересмотр авторитетов в пользу сверстников-лидеров, такие дети охотно подчиняются более сильной личности, не зависимо от нравственных качеств своего нового кумира. Тем более что в коллективе любая ответственность как бы «размывается на всех», легче спрятаться за других.
– Почему взрослые часто срываются на своих маленьких детях? Можно часто наблюдать картину, когда мамы дергают и кричат на своих детей, обзывают, могут и руку приложить.
– Такая эмоциональная несдержанность может иметь разные причины. Это может быть банальная усталость от больших нагрузок, длительной бессонницы, постоянных конфликтов с мужем или свекровью. Нервная система становится гиперчувствительной, поэтому даже незначительный раздражитель вызывает гипертрофированную реакцию. Причиной может быть и личная избалованность родителя, который настолько не привык к любому неудовлетворению (и это уже вина его родителей), что сам ведет себя истерично. Надо учитывать и то, что поколение нынешних родителей во многом - поколение потребителей, причем потребителей инфантильных, с неразвитыми волевыми установками. Эти люди живут по принципу:
«Я хочу - и получаю желаемое».
А если так не получается - случается истерика, что вы и видели на улице.
– Можно ли с подростком общаться как с взрослым, обсуждать семейный бюджет, проблемы?
– Можно и нужно! Это поможет найти дополнительные точки соприкосновения, покажет подростку, что вы уважаете его мнение, главное, выслушивая его мнение, направлять его во благо всех членов семьи, учить его ответственности за принятые решения.
– Ваше отношение к современным мультикам, сериалам, в том числе к «Маше и Медведь». Многие говорят, что современные мультики опасны для детей.
– Безусловно, ни мультики, ни сериалы сами по себе не вызывают патологических расстройств. Но если ребенок не находит привлекательный пример для подражания в семье, он будет искать его на стороне. Если время, проведенное перед телевизором, превышает время, проведенное в общении с родителями, то он будет черпать образцы поведения оттуда. Обилие телеканалов, сериалов, отнюдь, не гарантирует качество телепродукции, многие сериалы возмущают однообразной примитивностью сюжета, который развлекает, но не дает пищи для ума, для нравственного роста. Зачастую персонажи, считающиеся по сюжету положительными, демонстрируют вопиющую невоспитанность (кричат, швыряют вещи, бранятся, развратничают), и это преподносится как «борьба за справедливость», «отстаивание своих убеждений», «свобода личности». Эти сериалы настолько же не искусство, насколько журналы телепрограмм не литература. В мультсериале «Маша и Медведь» много забавных нюансов, много иронии, понятной взрослым. Но маленькие дети всё воспринимают конкретно, поэтому такие мультфильмы надо смотреть вместе с детьми, чтобы вовремя прокомментировать неправильное поведение:
«Ну и Маша! Хулиганка! Какой беспорядок устроила! Грязнуля! Опять испачкалась! Бедный Медведь опять все убирает за ней».
В этом случае ребенок запомнит, что подобное поведение предосудительно.
– Какую роль должен играть папа в семье, в воспитании девочки и мальчика?
– Незаменимую! Папа должен отпечататься в сознании ребенка как гарант надежности, стабильности, защиты, как человек, с приходом которого исчезают проблемы. Для мальчика папа - это образец взвешенного рационального поведения, рассудительный и объективный, готовый принимать решение и отвечать за него. Для девочки папа - это первый мужчина, который скажет, что она самая красивая, кто никому не даст в обиду. В 1980-х годах прошлого века развод, к сожалению, стал заурядным явлением, а это привело к тому, что многих мальчиков воспитывали мамы, бабушки, а в школе - учительницы-женщины. Но даже самая замечательная мама рассуждает, оценивает, принимает решение через эмоциональное восприятие ситуации (как ей и положено: ведь она - женщина). Если перед глазами мальчика отсутствует повседневный пример мужского поведения, то он начинает невольно копировать женскую эмоциональную модель реагирования на любую ситуацию, что сразу становится заметно в мальчишеской компании. Такой ребенок часто становится объектом насмешек именно из-за несоответствия модели поведения своему предназначению. Для девочки отсутствие отца может сказаться не так явно, но не менее трагично. Делая собственный выбор, она может приписывать своему избраннику несуществующие достоинства просто потому, что не знает, как они должны подтверждаться в жизни. Помню, как одна немолодая уже женщина с горечью рассказывала, что прогнала свою первую любовь только из-за того, что парень не сдержал газы в ее присутствии.
– Если можно, расскажите об интересных случаях в практике.
– С самыми контрастными случаями умной и неумной родительской любви я столкнулась в военкомате на приписной комиссии. В один день на комиссию пришли два 16-летних подростка. Первый пришел в сопровождении мамы, которая утверждала, что её сын не может служить в армии, поскольку у него периодически возникает нистагм (легкое подергивание глазных яблок). Это явление было у ребенка с рождения, не приносило ему никаких страданий, не мешало общаться с друзьями, играть, гулять, но мать панически этого боялась, поэтому при возникновении нистагма немедленно освобождала сына от всяких нагрузок. Мальчишка быстро просек материнский страх и ловко им пользовался, когда не хотел делать домашние уроки или получал плохую оценку. В результате, здоровенный детина отличался примитивным кругозором, бытовой беспомощностью и полным безволием, фактически являлся бытовым инвалидом. Второй подросток пришел на приписную комиссию самостоятельно, хотя с детства страдал ДЦП (детский церебральный паралич), и ходьба давалась ему с трудом. Но он ни в коем случае не считал себя инвалидом. Когда невролог задала ему вопрос:
«На что жалуетесь?».
Он бодро ответил:
«Ни на что».
«Но ведь тебе трудно ходить», - удивилась врач.
«Да, но если это невозможно изменить, то зачем жаловаться?».
Эрудиция этого парня делала его интересным собеседником, рассуждения отличались зрелостью, доказательностью, а судя по характеристике из школы, он пользовался уважением не только парней, но и девушек. Безусловно, это заслуга не только его личная, но и в огромной мере его родителей, которые, несмотря на страшный диагноз, не отчаялись, не опустили руки, смогли преодолеть естественную, но излишнюю жалость и вместо инвалида вырастили достойного гражданина.
Детский врач-психиатр Екатерина Кулебякина.