ПОМОГИ РОДИТЕЛЯМ.
1. Перестаньте нервничать, и тогда все: и голос, и темп речи, и жесты, и поза — будет естественным, найдутся все нужные слова, ваш визуальный контакт будет необходим, а ответная реакция собеседника станет позитивной. Страх сказать «не то» создает скованность, нарушающую общение.
2. Поддерживайте в себе интерес и уважение к собеседнику, к общению с ним, его мнению, его аргументам, его позиции. Ваш интерес и уважение создает невидимую и неуловимую ауру собеседования, заставляющую слушать и слышать вас.
3. Не бойтесь говорить о себе, приводить в качестве примера истории своей жизни, высказывать свою личную точку зрения, говорить о своих чувствах. Это рождает доверие (конечно, это не означает, что нужно всем рассказывать историю своей жизни или делиться тайнами).
4. Не скрывайте свои истинные чувства под маской вежливости или показного равнодушия, но и не давайте чувствам заглушать голос разума.
5. Не бойтесь пошутить: иногда шутка, юмористический взгляд на ситуацию создают разрядку, позволяющую решить самую серьезную проблему.
6. Не используйте специальные термины, профессиональную лексику и сложные обороты речи, они не придают значимости ни вам, ни вашим словам, не помогают произвести впечатление. Любое непонятное слово разрушает восприятие и взаимодействие.
7. Старайтесь избегать слов, засоряющих речь, они также затрудняют восприятие («типа», «видишь ли», «в общем и целом», «честно говоря» и тому подобное).
8. Не используйте снисходительно-ласкательные обращения («дорогуша», «милочка», «лапочка», «душенька», «дорогая моя») и ласкательно-уменьшительные варианты имени и отчества («Мариночка Васильевна», «Розочка Ивановна», «Алисочка Петровна»), это звучит льстиво и нелепо.
9. Начинайте любой разговор с приветливой улыбки, говорите спокойно и уверенно, не торопитесь сказать все сразу, сделайте паузу, если видите, что ваш собеседник хочет что-то сказать.
10. Никогда не начинайте свою фразу со слова «нет». Даже если у вас весомые, убедительные аргументы, которые вы готовы представить собеседнику, не торопитесь сказать «нет».
11. Показывайте собеседнику, что вы внимательно слушаете его, вам интересно, кивните головой, покажите взглядом, поддержите репликой («Да, да, это очень интересно», «Это важно», «Хорошо», «Понятно» и тому подобное).
12. Поддерживайте визуальный контакт, но при этом не «сверлите» собеседника взглядом и не смотрите «сквозь него», время от времени изменяйте направление взгляда, давая «передышку» собеседнику.
13. Не говорите слишком громко и напористо, это не помогает убедить собеседника, а, наоборот, настораживает его.
14. Контролируйте невербальные знаки, которые вы подаете собеседнику, старайтесь сохранять доброжелательность и уважение в самых критических ситуациях.
15. В стрессовой ситуации, прежде чем «убить» собеседника словом и взглядом, отвернитесь к окну, вспомните о чем-то приятном, сосчитайте до десяти и попробуйте про себя улыбнуться. Вам станет легче.
16. Не настаивайте на своем, если убеждены, что это не поможет. Оставьте собеседнику право на его собственную ошибку.
17. Не упорствуйте в своих ошибках, лучше признать их, чем совершить новые и завести общение в тупик.
18. Помните, что причина любых конфликтов — неумение или нежелание обсудить разногласия.
19. Твердо говорите «нет» в ситуациях, когда вас оскорбляют, унижают, пытаются «сломать», но делайте это спокойно и корректно.
20. Не забывайте показывать свое расположение приятному собеседнику, благодарить его за общение, подчеркивая значимость этого общения для вас.
Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.