Главная » Теология » ПОЕЗДКА КАЗАКОВ.

ПОЕЗДКА КАЗАКОВ.

14.01.2020 12:21

       Одним из результатом, прошедшего 22 июля 2019 года в Пятигорске Круглого стола между Всеказачьим Общественным Центром и Ассамблеей Народов Кавказа стало установление более нормальных, человеческих, взаимоуважительных отношений между казаками и горцами. Многие из последних откровенно говорили, что ранее воспринимали казаков исключительно в роли слуг режима, бездумно готовых махать нагайками направо и налево по одному лишь указанию начальствующего перста. И теперь они с радостью убедились, что казаки - это нормальные люди, также, как и другие народы, мечтающие о реальном возрождении и становлении своего этноса, о нормальной самостоятельной и самодостаточной жизни своих родителей и детей, о жизни в обществе, где права и человеческое достоинство каждого не будут попираться какими-то плохими людьми, проникшими во власть, и где каждый будет иметь право распоряжаться собою по своим наклонностям и по своему призванию.

       В результате такого понимания в сентябре 2019 года, впервые за многие годы, один из участников того Круглого стола - карачаевец Камал Батдыев - пригласил казаков ВОЦ принять в субботу 28 сентября участие в ежегодно празднуемом карачаевцами и балкарцами своём национальном «Празднике айрана», традиционно проводящийся на Медовых водопадах в Карачаево-Черкесии. Айран - это такая разновидность кефира у тюркских, кавказских, балканских народов, а кроме того, и у казаков, которые восприняли его от своих предков скифов (тюрков).

       Только казаки называли напиток не айран, как горцы, а сходно, но по-своему - ирьян, а то, что из него делали для употребления в дальних походах, называли портошным молоком или сузьмой. Что это такое? Излишки ирьяна казачки сливали в холщовые белые мешки (часто вместо таких мешков использовали чисто выстиранные кальсоны, из-за которых получаемый продукт и получил ироничное название «портошное молоко»). Изо дня в день его становилось всё больше. Такой портошный мешок подвешивали, чтобы с него стекла сыворотка, а после хранили в кадушке под гнётом. Называлась такая масса «откидное молоко» - это третье название сузьмы. Казаки ирьян в походе употребляли исключительно в виде сузьмы. Её возили с собой, а когда надо было, казаки разбавляли сузьму любой, хоть даже из дождевой лужи, водой. Сузьма обладает дезинфицирующими свойствами и потому она обеззараживала воду и получался вполне пригодный напиток, прекрасно утолявший жажду. Так что карачаево-балкарский Праздник айрана вполне можно было бы считать и казачьим праздником! Другой участник состоявшегося летом Круглого стола - чеченец Абдулла Хизриев, узнав о приглашении казаков на карачаево-балкарский праздник и о готовности казаков на него откликнуться, высказал полное одобрение, сказав при этом:

       «Всё это как раз в том направлении, о котором мы и говорили на нашей встрече!».

       Окружной координатор по Терскому округу ВОЦ и председатель Казачьего Комитета при Центральном Политсовете Ассамблеи Народов Кавказа Валерий Швейдель дал распоряжение координатору ВОЦ по Ставропольскому краю Александру Черкашену организовать такую поездку, пригласив на мероприятие нескольких авторитетных казаков, которые могли бы представлять из себя своего рода официальную делегацию. Вся делегация, включая казачку - жену Валерия Швейделя, составила 7 человек. И уже на самом месте праздника к казачьей делегации подошёл и присоединился оказавшийся здесь сам по себе яицкий казак из города Гурьева (ныне Казахстан) по имени Валерий. Он, кстати, выразил восхищение тем, что и присутствовавшие здесь горцы, и некоторые из казаков были одеты в свои национальные костюмы, что, по словам яицкого казака, не приветствуется в Казахстане и стало там редкостью. А всего на празднике народу собралось порядка 3 тысяч. Правда, включая иностранных туристов (американцы, китайцы и ещё кто-то), прибывших на это празднество прямо с какого-то международного симпозиума, поскольку этот карачаево-балкарский праздник давно известен любителям народных гуляний и обрядов.

       Очень продуктивно, с пользой для казачьего дела окружной координатор ВОЦ пообщался с представителем Горячеводской казачьей общины, ветераном казачьего возрожденческого движения на Кавказе Сергеем Ивановичем Костенко. По горячим следам прошедшего мероприятия наш координатор сообщал о впечатлении от встречи их горцами:

       «Встречали, как дорогих гостей! Для нас специально зарезервировали отдельную беседку с большим столом, уставленном всякими яствами. На стол постоянно что-то приносили новое: хычины с сыром и с зеленью, куры гриль, виноград обалденный, шашлык из молодого барашка, шулюм, различные соусы и приправы, сыр, нарзан, привезённый с Эльбруса, который я ранее не пил».

       Ну и, конечно, присутствовал напиток, из-за которого и фестиваль-то ежегодно организовывается - айран. Правда, президента Ассамблеи Народов Кавказа на празднике не было. У какого-то его родственника как раз в этот день была свадьба и Руслан Кутаев просто не мог не быть на ней.

       На сцене выступали творческие коллективы: карачаевцы, балкарцы, ингуши, чеченцы, осетины. После кавказских музыки и танцев были запланированы конные скачки, но, поскольку погода стала портиться, а казакам ещё надо было добираться довольно далеко до дома, они стали прощаться с гостеприимными хозяевами. Окружной координатор ВОЦ по Терскому округу В. Швейдель выразил общее впечатление от встречи в таких коротких, рубленных предложениях:

       «Всем казакам очень понравилось. Общение плодотворное. Смотрели водопады. Будем дружить. Вместе с казаками решили пригласить горцев к себе на казачью кухню. Ответный ход».

  Александр Дзиковицкий, Всеказачий Общественный Центр.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения