ПО ЛАБИРИНТАМ ПРАКАЗАЧЬЕЙ ИСТОРИИ.
«Умер он - непокорный и дикий,
Умер, веря в успех и талан.
И порос не ковыль с повиликой,
А чужой на могиле бурьян».
Павел Поляков. Лирика (Избранное). Мюнхен, 1958 год.
В 2002 году вышла книга Говарда Рида (Рейда), согласно анализу которого, возникшие в постримское время легенды о короле Артуре, королеве Гинерве, волшебнике Мерлине, рыцарях «Круглого стола» восходят к истории сарматов, «варварских союзов племён, проживавших в степях (юга будущей) России». Выводы Г. Рида сводятся к следующему. После завоевания Азии и Африки сарматы достигли Дуная, где, наконец, встретились с римлянами. Согласно свидетельству античных авторов, император Марк Аврелий принял на службу 8 000 опытных всадников (по данным Я. Харматты - речь идёт о 30 000 сарматов), 5 500 из которых были посланы на так называемую Стену (или Вал) Адриана в Британии в помощь передовым заставам. Наверное, это было впечатляющее зрелище: 5 500 мужчин с тысячью лошадей и длинным обозом прокладывают путь через всю Европу, от Паннонии к берегам Ла-Манша. Каждую ночь они разбивают лагерь, ставят палатки. Их плотно сдвинутые в оборонительный круг повозки образуют ограждение, внутри которого укрыты животные; горят костры, кипят котлы, тут и там раздаются отдаваемые на латыни приказы, слышатся приветствия на тюркском, лязг оружия и позвякивание доспехов. Вероятно, им пришлось долго ждать на берегу Ла-Манша, так как через пролив надо было переправить множество людей и животных, а в те времена суда могли благополучно пересекать пролив только при попутном ветре. Даже эскадра, перевозившая через Ла-Манш армию самого Цезаря в начале второго вторжения в 54 году до Рождества Христова, из-за сильного ветра отклонилась от курса, и солдатам пришлось усиленно грести, чтобы пристать к берегу далеко к западу от белых утёсов Дувра.
Прибытие огромного конного войска, должно быть, показалось бриттам новым вторжением. Когда сам Цезарь вторгся в Британию, то у него было всего 4 000 всадников, сейчас их было на полторы тысячи больше; они высадились с кораблей с лошадьми и прочей своей живностью, с запасом провианта и снаряжением, и затем двинулись на север. Молва о приходе высоких, светловолосых конных воинов, по-видимому, быстро распространилась по всему острову. По словам Г. Рида, в 175 году нашей эры первые отряды высоких, прекрасных всадников, защищённых металлическими доспехами, достигли Британии. Эти профессиональные воины-всадники сражались под знамёнами в виде драконов и поклонялись богу войны - обнажённому мечу, воткнутому в землю. Г. Рид обратил внимание на хранящиеся в петербургском Эрмитаже предметы с изображениями драконов; они найдены в могилах воинов-кочевников Сибири и датируются 500 годом до Рождества Христова. Аналогичные мотивы отмечены в иллюстрированной книге, написанной ирландскими монахами в 800 году нашей эры. Сарматские шаманы, как полагает Г. Рид, в английском фольклоре трансформировались в образе волшебника Мерлина; а чаша шаманов стала прообразом священного кубка Грааля. Имя одного из героев английского фольклора - Pendragon - происходит от тюркского слова и означает «князь» (lord), а tarkhan означает «вождь» (leader). Хотя основной контингент сарматов прибыл в Британию в конце 170-х годов, это не означает, что они оказались полностью оторваны и изолированы от остального мира, неся патрульную службу на Валу Адриана. Аланская аристократия и в дальнейшем достаточно легко приспосабливалась к новым обстоятельствам и внедрялась в чуждые этносоциальные организмы.
«В 196 году наместник Британии Клавдий Альбин, объявив себя императором, с большим войском пересёк Ла-Манш и вторгся в Галлию. Для этого похода он отозвал войска охранявших Вал гарнизонов, которые включали и значительный контингент сарматской конницы. Альбин был разбит законным императором Севером в феврале 197 года и тогда же в Британии укрепления Адрианова Вала были снова разрушены каледонцами» - (Г. Рид).
Хотя азиатская теория происхождения английских легенд о рыцарях «Круглого стола» не нова, Г. Рид своим тщательным анализом существенно укрепил версию о сарматском (аланском) влиянии на формирование фольклорного образа короля Артура. Конечно, не все идеи Г. Рида были приняты в научном мире. В частности, такой широко известный эксперт, как Гоффри Эш выступил с критикой некоторых положений концепции Г. Рида. В частности, отметив широкое распространение мотива дракона (от мифологии Уэльса и Беовульфа до Ветхого Завета), Эш в резкой форме выступил против сарматских корней данного мотива:
«Удручает то, что подобная ерунда распространилась в научных кругах».
Вместе с тем, было отмечено, что «Говард имел беспрецедентный доступ к архивным материалам, на основании которых версия о влиянии сарматских легенд на формирование мифов о Камелоте получила новое обоснование». Практически все учёные сходятся во мнении, что речь должна идти об аланах, в V веке контролировавших Галлию с центром в Орлеане. Отсюда они продвинулись на запад, в бретонские районы. В. Б. Ковалевская отмечает «интересную связь легенд о короле Артуре и его рыцарях с историческими событиями V века, происходившими в Арморике»; причём целый ряд черт короля Артура свидетельствует о том, что его прототипом являлся вождь аланов Гоар, во второй четверти V века возглавлявший мощную группировку аланов в Орлеане. Данную идею поддерживают и некоторые западные историки, в частности, Б. Бахрах. Артура с аланами сближают культ меча (согласно Аммиану Марцеллину, аланы особо почитают бога войны и поклоняются мечу, воткнутому в землю), защитное вооружение коней, а рыцари короля Артура напоминают аланских катафрактариев. Описания всадников в британских песнях больше всего напоминают описания сармато-аланов, их оружия и внешнего облика, экстерьера и резвости их крупных коней. Именно такого типа крупная лошадь изображена на крепостной стене Йорка, находящегося чуть южнее Вала Адриана. Об этом сразу вспоминаешь, читая про короля Артура:
«Arthur brought from the Great Wall Creamy horses used to saddle».
О лошадях для тяжеловооружённых рыцарей сказано:
«big spirited horses in fine conditions».
Интересно, что Прокопий Кесарийский в середине VI века отметил отсутствие лошадей в Бретани, следовательно, бретонцы тогда ещё не имели представления о верховой езде.
«Однако в XII веке армориканские (бретонские) всадники пользовались заслуженной репутацией опытных конников» - (Б. Бахрах).
В. Абаев и С. Кулланда обратили внимание на то, что первое упоминание Артура в средневековом письменном источнике (Ненний, «История бриттов») расходится с более поздней литературной традицией в определении статуса героя. У Ненния Артур, хотя и сражался с королями бриттов, сам был военным вождём. Российские учёные солидарны с Р. Коллингвудом, в своё время выдвинувшим гипотезу о том, что:
«Артур командовал мобильным отрядом, сражавшимся не на стороне какого-то одного кельтского королевства, поскольку он сражался вместе с разными королями бриттов, а всюду, где была необходима его помощь».
В. И. Абаев имя Артур выводил из аланского Artxuron - буквально «Огонь Солнечный». Отбросив суффиксальное on, получаем Artxur - буквально «Огонь Солнце». В. И. Абаев полагал, что:
«Войско исторического Артура состояло, по крайней мере, частично, из осевших в Британии сармато-алан. Потомком алан был, судя по его имени, и сам Артур».
В целом, аланы были хорошо известны в средневековой Англии. Они упоминаются в «King Alfred’s Orosius» (конец IX века); «De Proprietatibus Rerum» Бартоломея Английского (первая половина XIII века) содержит разделы о скифах, сарматах и аланах; тогда же упоминаются аланы в «Chronica majora» Матфея, «Opus majus» Роджера Бэкона. О популярности аланов в Западной Европе свидетельствует тот факт, что автор хроники «Historia Brittonum» родоначальника Европы назвал Аланом. В качестве примечания. Рыцарей у короля Артура, как известно, было 150 человек. Полная казачья сотня - тоже 150 человек. И ещё. «Рыцари Круглого стола». Не могли 150 человек усесться за такой «Круглый стол»! Но зато собраться на казачий Круг, а таковым называется собрание у казаков - вполне могли. Кроме того, у короля Артура был знаменитый меч Калибурн (или Эскалибур), которому он поклонялся точно таким же образом, как принято, было поклоняться мечу у всех кочевников Великой Степи. Так вот, в книге А. Комаринца (Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого стола, Москва, 2001 год) сказано:
«В «калибурн» превратилось в бретонском (валлийском) заимствованное из латыни «chalybs» (сталь), последнее же происходит от «Kalybes» - сарматского племени кузнецов на Кавказе» - (А. Н. Азаренков).
Столкновения сарматов с Римом происходили и позже. Мир сменялся войной, за которой вновь следовало сотрудничество. Но для замирения мятежных племён Британии римлянам в первые годы III-го века пришлось провести несколько военных кампаний. В Британию регулярно наведывались старшие должностные лица, что, без сомнения, создавало для сарматов, как и для многих их сородичей в континентальной Европе, благоприятные возможности проявить себя в качестве провожатых или эскорта. На протяжении всего периода существования Империи римляне постоянно привлекали на службу наёмную конницу. В этом качестве в римскую армию поступало и большое количество сарматов. Вероятно, какие-то из этих сарматских наёмников перебрасывалась и в Британию для охраны Адрианова Вала, наполняя и расширяя те смешанные кровнородственные линии, которые зародились в 179 году. Сарматские отряды поступали на службу в римскую армию и к королям германских племён. Группы западных сарматов расселялись в римских провинциях - на территории нынешних Венгрии, Румынии, Болгарии, бывшей Югославии, Франции, Италии. Не менее интересна стоящая несколько особняком загадочная история сартмато-скандинавских связей. Древние рукописи ещё в 1964 году привели норвежского путешественника и исследователя Тура Хейердала на донскую землю. Познакомившись с результатами раскопок и исследований местных учёных, он был поражён сходством культуры своего народа и донских аланов. Весной 2001 года 87-летний Тур Хейердал возглавил российско-норвежскую археологическую экспедицию в составе 40 человек. В устье Дона у стен древнего Азака (город Асгард скандинавских саг или Азов под властью России) он искал доказательства своей очередной потрясающей гипотезы о том, что часть древней норвежской аристократии составили сарматы-аланы, выходцы с Дона. Первые аргументы своей идеи Хейердал нашёл в сагах (сперва устные, затем записанные нордические предания), в которых первым норвежским королем был назван легендарный Один. По результатам раскопок Хейердал написал книгу «Охота на Одина». По древним сагам и документам Хейердал проследил маршрут движения викингов (сарматов) вождя Одина с низовьев Дона вверх по течению Дона и Волги. После долгих скитаний они достигли Скандинавии. Последним пунктом скитаний сарматов стала Швеция, где Один умер и был возведён в ранг святых. В дохристианский период он стал самым почитаемым божеством викингов, «норвежским Зевсом». Обнаружена ещё одна интересная деталь: после смерти Одина кремировали, что было характерно для покойников-славян. По словам Хейердала:
«Это первый в Европе случай ритуального сожжения умершего».
Интересно отметить, что древние норвежцы называли себя асами. Также асы (азы, азары) по преданиям Севера - родоначальники скандинавов. А как считал Тур Хейердал, асы являлись одним из аланских племён. Среди скандинавов получили распространение мужские и женские личные имена Ас (сравните: Асмунд, Аскольд и так далее) и Аса. Несколько норвежских княгинь IX века и позднее носили имя Аса. Современный итальянский исследователь Ф. Кардини, опираясь на «Деяния данов» Саксона Граматика и «Эдду» Снорри Стурлусона - древнескандинавские саги, также приходит к выводу, что Один обитал на юге России, вблизи Кавказа, откуда он перебрался на север Европы. Ещё в начале XIX века П. И. Шафарик в своих «Славянских древностях» отмечал, что скандинавские саги:
«Много говорят баснословного о народе Алан или Аланах. От этих Алан происходил Один, знаменитый герой Скандинавских повестей, которого после Готы и Свеоны причислили к лику богов».
Анализируя Эдду, П. И. Шафарик пришёл к выводу, что:
«Скандинавы заимствовали многие религиозные обряды у Алан. Собственное (домашнее, родное) название Алан именно Асы ещё в глубокой древности принесено было в Скандинавию скитавшимися Норманнами».
Саги рассказывают, что на восток от Танаквиса (Танаиса) в Азии существовали когда-то Асаланд (Страна Асов) или Аса-гейм (Родина Асов), и главный город в той стране назывался Азгард. Там жил вождь по имени Один. Когда же римские императоры пошли широко по свету, покоряя все народы, многие вожди по этой причине покинули свои земли. Один, искусный в гаданиях, предвидел, что его потомство будет жить в северных пределах земли. Он оставил своих братьев Вилли и Вье управлять Азгардом, а сам ушёл и все князья-дьяры с ним, и многие народы. Рассказывают саги и о том, как вождь Один с Дона вёл свои племена к берегам Балтийского моря, часто при этом вспоминая благородное племя асов (азаров, азиаманов). По предположению известного американского учёного русского происхождения Г. В. Вернадского, викинги были хорошо знакомы с аланами. В начале VIII века аланы испытывали сильное давление со стороны арабов. В поисках новых союзников аланы нижнего Дона и Приазовья обратили свои взоры на варягов, появившихся в районе верхнего Донца и освободивших к тому времени донецких асов. Учёный обратил также внимание на то, что скандинавские саги полны легенд об асах; они представляли собой часть скандинавской мифологии и входили в число богов под властью Одина.
Вообще, первой работой в направлении исследования этой таинственной истории стало изложение исландского историка и скальда Снорре Стурлуссона (1178-1241 годах). Снорре Стурлуссон, живший в XIII веке, исландец, крупнейший магнат Исландии - по заказу короля Норвегии составлял «Хроники», а по сути - «политическую историю» новообразуемого христианского королевства. Именно Стурлуссон, пользовавшийся народными преданиями скандинавов, первым выдвинул теорию о том, что герой исландских саг и родоначальник династии скандинавских королей Один пришёл с берегов реки Тана (Дона), из Скифии (Великой Свитьод), в саге «Младшая Эдда». Снорре трактует богов скандинавского пантеона как первопредков и родоначальников скандинавов. К востоку от Танаиса - «страна асов». Столица - «Асгард», где было «большое капище». Там правил Один и 12 жрецов-судей. Асы враждовали с ванами, жившими у устья Танаиса, впадающего Чёрное море (Танаис впадает в Азовское море, соединяющееся с Чёрным). Ваны заключили союз с асами (Стурлуссон). Что такое Асгард? «Гард» по-норвежски «двор», «хутор», «усадьба» и «яма, полная ядовитых змей», куда бросали осуждённых на смерть («змеиная яма» - «ормегард»). Скорее всего, Асгард - несколько курганов с сокровищами и утварью, куда вместе с умершими вождями, в ямы, клали их наложниц и слуг. Асгард - столица кочевников. Отсюда и легенды о летающих всадниках из Асгарда, о змее, в которую превращался Один, его восьминогом коне. В «Саге об Инглингах» также говорится о первопредках скандинавов, как о племенах с дальнего юга:
«Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним много другого народа. Он отправился сначала на запад, в Гардарики, а затем на юг, в страну Саксов. Затем он отправился на север, к морю».
««Сага Едда» Снорре говорит, что родина скандинавских героев была страна «Свитьод», «Свидура», то есть страна света, солнца, юг. По другим сагам герои эти были «азы», переселившиеся около I века с берегов Азовского моря» - («Сага о Фритьофе Смелом»).
В книге Б. Г. Тилак «Арктическая родина в Ведах» сообщается, что:
«Великий праздник норвежцев длился три дня, именуемый зимними ночами и начинался в субботу, приходящуюся на 14 или 18 октября или на день между ними».
Но ведь это - самый святой для казаков праздник - Покров день! Войсковой праздник, в старину считавшийся казачьим Новым Годом. И этот же Великий праздник считался Новым Годом у норвежцев. Любопытное совпадение. Датский хронист Саксон Грамматик (около 1140 - около 1216 года) указывал точное время, когда предки скандинавов пришли с юга, с Дона, это - примерно в 166 году под предводительством Роллона. Однако генеалогия вождей, вместе с общим содержанием преданий, даёт основание предполагать, что всё это произошло раньше - незадолго перед Рождеством Христовым. В «Саге о Скъельдунгах» чётко указывается местонахождение прародины пришельцев в Скандинавию - Великой или Холодной Свитьод - «к северу от Меотийского болота», то есть Азовского моря. Итак, согласно источникам, получается, что часть асов под руководством вождя, имевшего имя то ли Роллон, то ли Один (последнее имя гораздо чаще упоминается), уходя от завоевателей-римлян, покинула места своего обитания в Приазовье и отправилась в Скандинавию. Английский историк Э. Гиббон (1737-1794) говорит:
«Преклоняясь с негодованием и гневом перед могуществом, которому он не был в состоянии сопротивляться, Один перевёл своё племя от границ азиатской Сарматии в Швецию (Малая Свитьод) с намерением создать в этом неприступном убежище свободы такую религию и такой народ, которые когда-нибудь сделаются орудием его бессмертной жажды мщения; он надеялся, что настанет такое время, когда его непобедимые готы, воодушевясь воинственным фанатизмом, выйдут из полярных стран громадными массами для того, чтобы наказать угнетателей человеческого рода».
Кстати, одним из крупнейших союзов сарматских племён во времена предполагаемого исхода асов Одина был союз роксаланов, занимавший пространство между Днепром и Доном. Ещё заставляющий призадуматься факт: по-фински Ruotsalainen означает «швед». Историк XIX века Иловайский сообщал, что:
«Финское название шведов - Руотсы и название шведской Упландии - Рослаген».
Что это: случайное созвучие или нечто большее? А вот документ, подтверждающий тюркское (не иранское) начало скифских племён:
«Upphaf allra frasagna i Norraenni tungu eirri er sanindi fylgia, hofz, er Turkir ok Asia menn bygdu nordrit. ui er pat med sonnu ad segia, at tungan kom med peim nordr hingat, er ver kollvm Norraenu, о su tunga um Saxland, Danmork ok Suidior, Noreg, ok um nockurn hluta Englanz Hofud geck».
Это цитата из древнескандинавского географического сочинения «Описание Земли» XIV века. Перевод этого отрывка со «скандинавского» («датского») такой:
«В начале всех достоверных рассказов на северном языке говорится, что север заселили тюрки и люди из Азии. Поэтому с уверенностью можно сказать, что вместе с ними пришёл на север и язык, который мы называем северным, и распространился этот язык по Саксланду, Данморку (Дании) и Свитьод (Швеции), Норвегии и по некоторой части Энгланда (Англии)».
Термин «турки» в Европе безраздельно принадлежал угро-скандинавским жителям Великой Скандзы, древней Скандинавии, простиравшейся от Норвегии до Уральских гор, по всему северу нынешней России. Именно там проживали племена турку, туркьяры, торкыты и о них помнят северные сказания - саги. Под «северным языком» (Norraenni tungu - то есть «нордическим») подразумевается и «датский», - оба термина появились для обозначения всех скандинавских языков в эпоху завоевания Англии датчанами, то есть норманнами, викингами - носителями германской группы языков и германского эпоса в виде саг.
«Особенно ценно упоминание в памятнике о тюркском характере речи «нордических путешественников» из Азии, поскольку этот язык оказал большое влияние на всю «германскую языковую общность», включая английский, немецкий, датский, шведский, норвежский и другие европейские языки» - (Л. Н. Рыжков).
«Божественный род асов или ансов и город Асгард вспоминают также предания древнегерманские. Род готских князей Амалов вёл своё начало от тех же асов или ансов. В древности, до переселения в Скандинавию и вскоре после него, женщины викингов отвергали мужей и брали других, становились жрицами. В Приазовье «был обычай» жениться «на своей сестре»; два брата Одина, пользуясь его долгим отсутствием, «оба» женились на его жене» - (Стурлуссон).
Сарматское (амазонское) влияние очевидно, как и влияние скифов-агафирсов. Агафирсы:
«Очень охотно носят золотые украшения; женщинами агафирсы пользуются сообща с той целью, чтобы всем быть братьями между собою и родными и не возбуждать друг в друге ни зависти, ни вражды» - (Геродот).
Но ведь если бы предки викингов женились на сёстрах, они бы быстро выродились. Поэтому примем пояснения Геродота и поймём - Стурлуссон имел в виду общность жён. Сравнив данные Геродота, Аппиана, Диодора, Овидия, Страбона, Плутарха и Рыбакова со скандинавскими легендами о «Великой Свитьод» («Великой Скифии»), приходим к выводу: как минимум часть предков викингов - это скифы и сарматы Приазовья. Скандинавы I-X веков нашей эры - потомки скифов, носители «звериного стиля в искусстве» - не могли говорить и писать на не существовавших тогда германо-немецких языках, они говорили и писали исключительно на том языке, которым пользовались пришедшие в Скандинавию асы Одина. И потому-то старые скандинавские руны, которые находят археологи, не переводятся при посредстве немецкого языка. Тур Хейердал в своей книге пишет, что его археологические раскопки на Азовском море подтвердили саги древненорвежского автора Снорре Стурлуссона о том, что Один был больше, чем просто миф. Хейердал считает, что Один был королём и жил в районе Азова. Когда его оттуда выгнали римляне, он со своими сторонниками перебрался в будущую Швецию. Древние металлические пряжки, кольца и нарукавные повязки, найденные в устье Дона, датируются 100-200 годами нашей эры и почти идентичны тем, что носили на шведском острове Готланд примерно 800 лет назад. В 2002 году Хейердал намеревался продолжить раскопки в районе Азова и найти неопровержимые доказательства как правдивости саг Снорре Стурлуссона, так и этнического родства скандинавов с «народом ас». Но его смерть 18 апреля 2002 года не позволила осуществиться этим планам. И под конец нашего рассказа приведём слова русского историка Татищева. Он пишет:
«О варягах же всюду сказывают, погребение, и бугры над ними высыпаны, которые такие же, как у единородных им готов и шведов».
А от себя подчеркнём: «бугры» над могилой - это типичные скифские курганные захоронения. Так что гроза Западной Европы и доколумбовы первооткрыватели Америки варяги - это не немцы, и не славяне. Это, получается, самые настоящие скифо-сарматы, такие же, как росомоны-росы-русы!
Александр Дзиковицкий, Всеказачий Общественный Центр.