ОШИБКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1. Идеологическое давление в любой форме.
Антон Долин, Кинокритик:
«С чем я мириться не готов и буду сражаться до последнего — это любые формы идеологического давления и промывки мозгов. От такой программы по истории или обществознанию, которая будет представлять теперешнюю политическую ситуацию в России единственно возможной или наилучшей, — до любых форм религиозной пропаганды, подаваемой под соусом «обучения». В школе, где возможно что-то подобное, мои дети учиться не будут никогда, ни за что».
2. Бесконечные каникулы.
Павел Филиппенко, Музыкант:
«В детстве, которое теперь все так любят вспоминать, ведь как было: сентябрь — первые дней десять вспоминали прошлый год, «ноябрьские», «новогодние» и весенние каникулы — все по неделе, «майские» — по два дня и стандартные три летних месяца. А теперь (гнусавым голосом нытика):
- сентябрь — «Ну только начали дети от родительских отпусков не отошли»;
- октябрь — «В принципе, можно начинать, но что-то неохота, даешь каникулы!»;
- декабрь и январь — тут понятно — «Вся страна бухает, чем дети-то хуже. Пусть отдохнут»;
- февраль — «О! Давайте еще разок каникулы, а?»;
- апрель — «Законные с советских времен!»;
- май — «На первомайские все равно все уедут — бесполезно что-то начинать».
Ну, а тут уже и лето не за горами. Я сознательно пропустил ноябрь и март. Потому что, если вдуматься, это два единственных «рабочих» месяца, когда можно усваивать новый материал, погружаться в специальные программы и долгосрочные проекты. Два месяца из всего учебного года! Зачем работать, если можно не работать — слоган нового времени, успешно внедренный в сферу образования».
3. Попустительство списыванию.
Михаил Неволин, Доцент Государственной морской академии:
«Выполнение домашних заданий в современных школах по-прежнему сводится к тому, что кто-то это задание выполнит, а остальные (едва ли не большинство) просто воспользуются результатами чужой работы. В присвоении чужого времени и труда мы не видим ничего плохого, а уж «не дать списать» — и вовсе преступление в российской системе ценностей. Мы привыкли относиться к подобным вещам с улыбкой и даже находить в этом что-то милое. Дело тут не в какой-то особой нечестности школьников и студентов — дело во всех нас. Мы даже не замечаем, как обманываем, прежде всего, сами себя».
4. Чрезмерное внимание к формальным результатам.
Александр Шмурнов, Спортивный комментатор:
«Страсть родителей к цифровым, отметочным, потом олимпиадным успехам своих детей — одна из причин показухи, которая процветает во многих школах, коверкая судьбы и характеры. Причем как тем, кто застревает в отстающих, так и сверхпреуспевающих».
5. Стандартизация и усреднение.
Евгений Дзичковский, Журналист:
«Школа — индивидуальный вид спорта. Как плавание. Или биатлон. Бегут-стреляют все, но каждый индивидуален. Финиш — ворота в персональную жизнь. И подход к каждому не может быть усредненным, иначе на финиш придет стадо, толпа. Одному нужен кнут, другому — пряник, третьему — жилетка для слез, четвертому — умная провокация».
6. Религия.
Михаил Козырев, Теле - и радиоведущий:
«В школе не должно быть закона Божьего. Даже испытывая невероятное уважение к людям такого типа, как профессор Андрей Зубов или покойный священник Александр Мень, я бы все равно перестраховался. Я считаю, что самая большая и самая опасная угроза в современной школе — это долгожданная православной церковью уверенность в том, что они имеют право вторгаться в образование».
7. Отсутствие связей между предметами.
Михаил Казиник, Музыкант:
«Каждый предмет должен преподаваться вкупе с другими предметами. Нет оторванных друг от друга предметов, есть панорамная картина мира. Она и дает нам как нобелевских лауреатов, так и просто нормальных людей с нормальным мышлением».
8. Атмосфера страха.
Сергей Белоголовцев, Актер, телеведущий:
«Мне очень обидно, что в школе главным побудительным мотивом и основным мотивационным фактором всегда был страх. Тебя постоянно пугали. Тебе сулили страшные кары, если расслабишься хоть на минуту».
9. Недостаток мультимедийного контента.
Марат Гельман, Галерист:
«Во взрослой жизни детям придется получать информацию через мультимедиа, а это другой язык. Нужно перестать бояться того, что — «ужас, дети меньше читают». Эта фраза, повторяемая как заклинание, мешает модернизации школы. За два часа (час на просмотр фильма и час на обсуждение с учителем) дети усвоят месячную программу, поданную через учебники».
10. Большой объем знаний, которые не пригодятся.
Анатолий Белый, Актер:
«В старших классах нашей школы учат огромному количеству ненужных вещей. Ненужных и по объему, и по направлению. Это давняя проблема, потому что система образования у нас не меняется вообще. Сменился строй, ушла эпоха, а школьная программа в основе своей осталась ровно такой же. И в ней куча ненужного».
Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.