Главная » Теология » О НАСТРОЕНИЯХ В КАЗАЧЬЕЙ СРЕДЕ.

О НАСТРОЕНИЯХ В КАЗАЧЬЕЙ СРЕДЕ.

05.02.2021 19:00

       С отторжением московской власти среди этнических казаков тесно связан и вопрос казачьего сепаратизма. Этот вопрос - наиболее сложный как для понимания, так и для возможности честно говорить о нём, поскольку понятие «сепаратизм» прописано в уголовном кодексе РФ и его сторонники жёстко преследуются московской властью, стоящей на страже созданной империи. Во-первых, определимся, что означает само понятие «сепаратизм». Это - общественно-политическое движение, выступающее за выход какого-либо региона из состава государства, в котором он находится, с целью обретения независимости или вхождения в состав другого государства. Проблема сепаратизма в России существовала на протяжении почти всей её истории. На, то есть три основные причины:

       - сложный этнический состав,

       - обширность территории,

       - ущемляющая практически все народы и регионы политика Москвы (своего рода внутренней метрополии).

       Поэтому, осознавая угрозу отпадения отдельных регионов (своего рода внутренних колоний), с 2013 года сепаратизм в РФ преследуется по уголовному законодательству наряду с терроризмом и экстремизмом. В истории России последних веков было 2 периода, когда из-за ослабления центральной власти сепаратистские движения в отдельных регионах добились своей цели. Речь идёт о развале Российской Империи в 1917 году и развале СССР в 1991 году. «Парад суверенитетов» в Российской Федерации, последовавший за развалом СССР, Москвой был практически придушен, и сепаратистские лидеры в регионах РФ либо находятся в подполье, либо в эмиграции, либо в заключении в колониях. Но, как известно, нет правил без исключений. И таким исключением стала Чечня. Хотя, при этом, её глава Р. Кадыров вынужден прикрывать свой фактический суверенитет верноподданническими речами о верности лично президенту РФ В. В. Путину, «солдатом» которого он, якобы, является. Николай Кучеров, автор серьёзного аналитического интернет-издания «Кавполит» провёл исследование на тему казачьего сепаратизма. Эту работу «Кавполит» разместил на своём сайте 5 января 2015 года под говорящим названием:

       «Казачий сепаратизм. Чем опасны национальные брожения среди казаков на юге России».

       А поскольку эта тема напрямую пересекается с темой этнокультуры современных казаков и в какой-то мере помогает более полно осветить последнюю, мы в слегка сокращённом виде помещаем это исследование:

       «Казачий сепаратизм сегодня является одной из табуированных тем российского информационного поля. Его не обсуждают на телевидении, не упоминают в аналитических докладах, о нём не говорят на государственных конференциях. Когда речь заходит о казаках, всё внимание СМИ приковано исключительно к казачьей службе. Изредка выходят материалы, где авторы объясняют, почему казаки - это часть русского народа, а понятие «казачий сепаратизм» - относительно недавнее веяние (времён Гражданской войны либо начала 1990 годов XX столетия). Исследователи считают, что казачье обособление подогревается из-за рубежа и ведёт к обострению межнациональной обстановки на юге России, а также несёт угрозу распада государства. «Кавполит» проанализировал, насколько такие опасения реальны и что сегодня из себя представляет «казачий сепаратизм».

       Тема «казачьего самоопределения», действительно, периодически муссируется на Западе. В 1959 году был принят американский закон «О порабощённых нациях» (PL 86-90), где наряду с «лишёнными национальной независимости» Тибетом, Албанией и Северной Кореей перечисляются «Идель-Урал» и «Казакия». Вторым знаковым событием в этом ряду стало издание в 1980 году «Гарвардской энциклопедии этнических групп», где знаменитый университет идентифицировал казаков как национальность. Последний раз эту щекотливую тему на Западе затронул американский политолог Пол Гобл в своей статье «Казачий сепаратизм снова на подъёме», где предрёк Москве проблемы с казачьим населением на Юге страны.

       Само по себе наличие «Казакии» в американском законе, признание казаков самостоятельной этнической группой или статья зарубежного политолога едва ли могут популяризировать идеи «казачьего сепаратизма» внутри России. Скорее наоборот, любую тему, где видна «рука Вашингтона», в нашей стране принято рассматривать как потенциальную угрозу национальной безопасности. Даже в таких традиционно казачьих регионах, как Краснодарский край, Ростовская область и Ставрополье, «казачий сепаратизм», мягко говоря, не находит поддержки у населения. Если русские видят в этом искусственный раскол своего народа на части с перспективой последующего их стравливания, то в республиках Кавказа не хотят появления очередного народа, претендующего на статус коренного в СКФО и ЮФО, со всеми вытекающими из этого последствиями.

       Потому нет ничего удивительного в том, что практически все известные общественные и церковные деятели современности высказывались об идее признания казаков национальностью в крайне негативных тонах. Не секрет, что на сегодняшний день в казачьем движении существует раскол. Сводить его к противостоянию общественных и официальных казачьих организаций было бы грубой ошибкой. Идеологические, мировоззренческие, идентификационные и другие разделительные линии проходят сквозь подавляющее большинство крупных казачьих структур. Например, кто-то считает казаков «четвёртой веткой русского народа» вместе с малороссами и белорусами, кто-то - «субэтносом русского народа», а кто-то и самостоятельной национальностью. Более того, среди последних существуют группы, считающие казаков представителями славянской, кавказской (в широком смысле) или степной культуры. Всё это способствует расколам, конфликтам, и противопоставлению разных идеологических конструкций. Но главным в этих хитросплетениях является тот факт, что признание казаков этнической общностью и «казачьей службы», вопреки расхожему мнению, не связано напрямую с темой «казачьего сепаратизма».

       Проще говоря, если человек считает себя казаком по национальности, то это не означает, что он оппозиционно настроен к властям РФ и выступает за создание государства «Казакия». Линия разделения проходит по абсолютно другим критериям и дробит казачью среду на два полярных лагеря - «казакийцев» и «унионистов» (так автор материала мягко назвал имперцев-державников, всегдашних сторонников Кремля - примечание А. Дзиковицкого). Отношения между ними, мягко говоря, не самые тёплые. В абсолютном выражении казаков, сочувствующих сепаратистским идеям, в разы меньше, чем казаков, поддерживающих идею «казаки - национальность». Но даже это небольшое количество людей, как показывает жизнь, не может найти взаимопонимания между собой при попытках совместного действия. Провозглашение и деятельность так называемой Донской республики является одним из ярких примеров разлада в рядах «казакийцев». Вместо точки приложения сил этот проект стал для них яблоком раздора. Впрочем, в обозримом будущем любым казачьим сепаратистским проектам не суждено состояться по вполне объективным причинам.

       Для начала, не совсем понятно, в каких границах планируется так называемая Казакия. Если исходить из дореволюционных Донской, Кубанской и Терской областей, то проект казачьего государства сразу вступает в конфликт со всеми современными кавказскими республиками. Аналогичная ситуация и с картами «Казакии» времён казачьей эмиграции XX века, слишком много территориальных мин в них заложено. Кроме того, потенциал роста количества единомышленников для «казакийских» идей крайне ограничен. Ещё до революции казаки составляли около половины населения войсковых территорий. Сегодня люди, имеющие хоть какие-то казачьи корни и помнящие о них, крайне немногочисленны. Казачий элемент в региональной идеологии может занять соответствующее место, но не быть единственным или определяющим, как это случилось при строительстве украинской политической нации. По иронии судьбы как раз казакийский проект благодаря своей идеологии противопоставления казаков остальным народам стоит на пути регионализма, построенного на принципе почвы и существующих административных границ.

       Впрочем, успех подобных проектов зависит не столько от «усилий» сепаратистских сил на местах, сколько от успешности развития самой России. Сильное государство даже от признания нагайбаков (татар, находящихся в казачьем сословии) отдельной национальностью только укрепится, а рыхлая страна, как больной СПИДом, может умереть даже от насморка».

       Итак, Николай Кучеров, а вместе с ним и издание «Кавполит», не видят угрозы для РФ со стороны казачьего сепаратизма. Не видят ничего страшного и в том, что государство могло бы признать казаков самостоятельным самобытным народом, подобно нагайбакам. Так что, казаков, по идее, и преследовать не имеет смысла, если в их среде кто-то придерживается сепаратистских настроений, и нет смысла отказывать казакам во включении их народа во Всероссийский классификатор национальностей. Однако Кучеров и издание оговариваются при этом, что Российская Федерация должна успешно развиваться, и что:

       «Рыхлая страна, как больной СПИДом, может умереть даже от насморка».

       Материал-исследование писался в 2015 году. Сейчас 2021. И что мы наблюдаем? Успешное развитие страны? Нет! Совсем наоборот: экономика стагнирует, предприятия умирают, растут безработица и налоговый пресс, стабильно падает жизненный уровень населения, государство отказывается от выполнения социальных обязательств, повышает возраст выхода на пенсию простым гражданам и зарплаты силовым структурам, неправомерно переделывает Конституцию и «обнуляет» все предыдущие сроки царствования президента, давая ему возможность править практически пожизненно. Всё это порождает недовольство, усиливает недоверие к власти, сосредоточенной в Москве (внутренней метрополии) и, несомненно, создаёт напряжение и почву для усиления сепаратистских настроений в регионах (внутренних колониях Москвы). Внешним проявлением этого напряжения является арест красноярского предпринимателя Анатолия Быкова, выступавшего с регионалистских позиций. Ему предъявили обвинения по делам более чем 30-летней давности. В этом же ряду свидетельств о «рыхлости страны» стоит откровенное игнорирование распоряжения президента примерно 20 регионами страны, приказавшего провести на местах Парады Победы 24 июня. Так что, как говорится, будем посмотреть, во что всё это социальное напряжение в конечном итоге выльется. Но не будем забывать при этом, что судьба всех империй, в конечном итоге, одинакова - распад.

       Александр Дзиковицкий (данная статья является выражением личного мнения автора и не является общей позицией ВОЦ).

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения