НЕ КАЗАКИ О КАЗАКАХ.
Интересно наблюдать со стороны на теоретические изыскания по истории казачества. Тебя это вроде, как и не касается, но если посмотреть внимательней, то вопрос: являются казаки народностью или сословием, может принять всероссийское обсуждение. Материала на данную тему достаточно много. Нового сказать уже, наверное, нечего. Поэтому попытаюсь обобщить доступный мне материал и попытаться его несколько систематизировать. Если посмотреть, кто считает казаков народностью, а кто сословием, то можно сделать вывод, что те, кто уехал за границу или тесно связан с зарубежьем, считают казаков народностью, а кто живет в России, считают казаков сословием. Это, конечно, условно, но примерно так. По моему мнению, те, кто считает казаков народностью, подменяют историю казаковеденьем. В казаки записывают Илью Муромца, Ахилла и так далее. Если продолжать эту тему, то в казаки можно записать и Иисуса Христа. Дело в том, что племена, жившие на территории Дона, дошли до Египта и набрали с побежденных народов солидную дань. Но потеряли бдительность и были предательски разбиты. Остатки войска поселились в Галилее. Предок Христа царь Давид был:
«Белокур и пригож лицом».
Об этом написано в Библии. А вот фраза, которая свидетельствует о том, что Христос был не из израильтян:
«Ты победил, Галилеянин».
Так что можно сделать далеко идущие выводы. На месте проживания нынешних казаков проживало много народностей. Было и русское княжество, и хазарский каганат. Но мне кажется, далекую историю лучше оставить в покое и рассмотреть более близкие времена. Для более предметного рассмотрения предлагаю воспользоваться теорией историка Ю. Д. Петухова. Сразу хочу сказать: его труды и критиковали, и запрещали. Но одна идея у него мне кажется очень здравой. В отличие от западных историков он считал, что освоение новых территорий происходило не с помощью завоеваний, а с помощью «выселок». То есть группа осваивает определенную территорию, а затем высылает наиболее активных членов сообщества осваивать новые земли. Здесь придется немного отойти от темы. Дело в том, что на Западе власть захватывали вооруженные группы. Которые строили замки и оттуда совершали набеги для покорения новых подданных. К послушанию приводили силой оружия. Равно как и сбор дани осуществлялся с применением силы.
На Руси князья были родственниками. И защищали они свою родню. И жили они среди народа и содержались за счет обязательных сборов, которые определяло сообщество. Например, Александра Невского могли выгнать из Новгорода, а затем идти к нему с просьбой вернуться назад. Могли просить к себе на княжение определенного князя. Здесь уместно рассмотреть взаимоотношения славян и финно-угорских племен. Муссируется вопрос: славяне их уничтожили или ассимилировали? Ни то, ни другое. Здесь работает теория «выселок». Они просто дополнили друг друга. Кто хотел бегать по лесам за дичью, тот продолжал бегать. А вепс Александр Свирский стал одним из самых почитаемых русских святых.
Можно привести пример Ломоносова. Его биография в упрощенном виде выглядит примерно так. Вздумал учиться и пошел в Питер, а там локтями и кулакам раздвинув немцев, стал продвигать русскую науку. Но если посмотреть на эту ситуацию подробней, то окажется, что ехал он к своим землякам и дальним родственникам, торговавшим в Питере. И они помогали ему в трудную минуту. Это как раз подчеркивает взаимосвязь «ядра» и «выселок». Но современные деятели, стремятся переписать историю на западный манер. Выявляют некие северные народности, которых угнетала Россия. И на основании этого угнетения приходят к выводу, что нужно дать этим народам свободу и объединить либо в великую Норвегию до Урала, либо в великую Финляндию, опять же до Урала. Однако вернемся к делам на юге. Здесь самое время рассмотреть вопрос формирования славянского казачества. Следуя теории Ю. Д. Петухова, это были «выселки» активных славян. Конечно, были и беглые крестьяне и просто бандиты, но основу составляли именно эти активные переселенцы. И, конечно, они просто уходили не в пустую степь. Здесь им пришлось столкнуться с «выселками» исламского мира. Крымское ханство, Астраханское, Казанское образовывали некую автономию и вели агрессивную политику по захвату новых территорий. Ну и соответственно грабили славянское население. Противостоять им казаки могли, только получая помощь от России. Но это была не просто помощь первым встречным. Помогали родне. И в междоусобицах казаки участвовали на стороне родни. По крайней мере, в России у казаков сохранялись очень тесные связи. Следует отметить, что казаки обладали определенной автономией. Они находились в непосредственной близости от враждебных «выселок». Времени на консультации не было. От скорости принятия решения зависела жизнь тех, кто взял на себя нелегкий труд освоения новых земель.
Здесь нужно подчеркнуть высокую самоорганизацию казаков. Нужно напомнить, что Всевеликое Войско Донское образовалось не сразу. И для объединения всех казаков к некоторым атаманам пришлось применять силу. Следует отметить, что казачество объединилось не сразу. Это был долгий процесс. Борьба за территорию проходила с переменным успехом. Где-то казачество вообще исчезало из-за набегов превосходящих сил. Где-то объединялось с остатками разбитых местных племен. Но в целом это было славянское население, имевшее подпитку из России. Причем сразу нужно сказать, что политическая ситуация в разные времена приводила и к тесной дружбе и практически к разрыву отношений. Основной силой, удерживающей казаков в сфере влияния России, было Православие. Вера и Воля - вот два критерия описывающих казачество. Причем были примеры, когда казаки уходили замаливать грехи на поморский север. Это опять же подтверждает тесную связь славянского населения от крайнего севера до предгорий Кавказа между собой. Вообще разговор о религиозности казаков - это отдельная тема, так как из-за малого количества священников православие имело особенности. Чтобы лучше понять сущность казачества, нужно кратко сказать об экономическом положении войска. Экономика складывалась из получения части жалования от России, а также от России получали вооружение и боеприпасы. Это дополнялось сборами (можно даже сказать налогом) с населения, которое защищали казаки от набегов. И получение прибыли от набегов и военных операций (можно сказать проще: грабежами сопредельных территорий).
Сразу же нужно сказать о посольствах. Это были скорее, выражаясь современным языком, «решальщики». То есть представители таких же «выселок» со стороны ислама. Нужно помнить, что в те времена правителем страны мог быть только человек, имеющий определенную родословную. Поэтому вступать в переговоры с выборными атаманами - это значит унизить себя. Были приемы и сопровождения транзитных послов в Россию. Возможно участие в закулисных сделках, но не более того. И такое положение существовало до тех пор, пока Россия не окрепла и не взяла на свое содержание и казачье войско, и территорию, которую оно отстаивало. Самовольные походы на сопредельную сторонку пришлось прекратить, налоги пошли государству. Конечно, нашлись недовольные, даже были случаи прямого предательства, например, Мазепа. Но основная масса казаков осталась верна России. Сразу надо сказать, что казачество было явлением уникальным. Люди вооружены, организованы, имеют свои привилегии и при этом служат государству. Нужно также помнить вклад казаков в завоевание и освоение Сибири, Дальнего востока, Крайнего Севера. Не знаю почему, но об это не очень вспоминают. А это действительно огромный вклад в развитие России. Об этом нужно больше говорить и всячески подчеркивать роль казаков в становлении государства. Казаки - это не политическая сила, а эффективнейший исполнительный механизм. Теперь можно поговорить о революции. Начинать нужно с февральских событий. Произошло свержение Царя. Свергали его масоны. Практически все Временное правительство состояло из масонов. И приказ № 1, разваливший армию, протолкнул в печать масон Н. Д. Соколов. Это был собственно первый удар по казакам и всем военным в России. Ну и дальше развал России начал прогрессировать. Остановить этот процесс взялись большевики во главе с Лениным. И здесь они нашли поддержку военных и Генерального штаба царской армии. Причина этого кроется в том, что люди организовавшие белое движение, оказались в зависимости от иностранных государств. Не малую роль сыграло и то, что они получали чины вне очереди, то есть не всегда по заслугам. Для царской армии это играло очень большую роль.
Чтобы было понятней, можно привести пример атамана Краснова. Если кратко, то он добился руководства казаками, но при этом он стал вести линию на протекторат Германии на землях Войска донского. Это и послужило причиной его отставки. По сути, он стал предателем и оказывал помощь Германии в подготовке наступления на СССР. Более того, по утверждению известного эмигранта И. Солоневича, он знал о том, что гитлеровцы будут уничтожать славян. И в этом отношении он считал Краснова большим предателем, чем Власов, который о замыслах гитлеровцев не знал. Цитируя эмигрантов, мы должны понимать, что те, кто уехал из России, получил еще одно гражданство, на всякий случай приобрел недвижимость за границей, сошли с Креста и лишились своего удела в России. Можно критиковать оставшихся здесь, что-то они, может делают неправильно, но они стойко несут свой крест. Здесь следует обратить внимание на то, что предательство пытаются прикрыть борьбой с коммунистами. В результате такой подмены в Обнинске установлена памятная доска штурмбанфюреру СС, Тимофееву-Ресовскому. И такие случаи не единичны. Коммунизм и большевизм считаю явлением зарубежным и чуждым нашему народу. Но борьбу с этим явлением в России нужно начинать после того, как на западе осудят Маркса, Энгельса, социалистов-утопистов и прочих приверженцев этих течений. Только после этого можно будет говорить о десоветизации, десталинизации, декоммунизации. При этом также нужно помнить слова Вольтера:
«Если чернь примется рассуждать - все погибло».
Поливая грязью большевиков, обливают грязью и весь народ, особенно казаков с их самобытным самоуправлением. Ведь как ни крути, в СССР власть принадлежала народу. На западе социалисты у власти, а мы поливаем грязью Сталина. Нужно больше уважать себя. Однако вернемся к казакам. В царской России казаки занимались выращиванием боевых лошадей. Однако их роль в военных действиях падала. Кроме того, выяснилось, что крестьянские хозяйства не могут прокормить страну. В царской России товарный хлеб давали большие помещичьи хозяйства. Когда говорят о коллективизации, то почему-то упор делают на идеологию. Все должно быть общим. На деле все обстояло проще. И причиной коллективизации являлась экономика. Нужно было срочно создавать большие хозяйства, чтобы обеспечить хлебом страну на случай войны. Это было сделано. Даже можно сказать, правильность данных действий подтвердилась после окончания войны. СССР первая из воевавших стран отменила карточки. Были перегибы, этого отрицать нельзя. Особенно для казаков. Степь, где проходил выпас лошадей, распахивали. Об этом писал М. Шолохов в «Поднятой целине». Нужно понимать, что в данном случае речь шла не о сохранении коммунистической идеологии, а о сохранении страны. Методы были жесткие. Но страна была сохранена. Казаки, как бывший «исполнительный механизм», приняли в этом активное участие. Это и участие в военных действиях, и поставки продовольствия. Здесь главное понять, что это делали не «красные казаки», а защитники русской идентичности. Защищали не идеологию, а защищали страну.
Теперь о современном положении казаков. По моему мнению, казаки могут самостоятельно существовать только при наличии самодержавия. Ни коммунистическая демократия, ни нынешняя прозападная демократия казаков терпеть не будут. Не могут быть в стране две демократии. Выборы должны формироваться в вертикаль, а казаки в нее не вписываются. Поэтому их превращают в вариант частных охранных предприятий. Ну и еще экзотика для туристов. Мое личное мнение о роли казаков в обществе. Прежде всего, восстановление справедливого Православия. Под этим я подразумеваю ответственность предпринимателей за благосостояние народа. Церковь должна объяснять, что богатство дается для того, чтобы весь народ не имел нужды. А не для того, чтобы проматывать заработанное за счет народа богатство за границей. Следующий этап - возврат самодержавия. Здесь также можно говорить о том, что самоорганизация казаков может помочь остальному населению в противостоянии с олигархами, грабящими страну. Среди территориальных вопросов я бы напомнил о том, что вначале была созданы Казакская ССР, но затем по идеологическим мотивам поменяли одну букву, и она стала Казахской ССР, с нарезанными ей землями казаков. Пытаться представить казаков отдельным этносом - это значит подыгрывать западным деятелям, желающим разодрать Россию на части, а затем попросту уничтожить. Казаки всегда вели большую работу по увеличению территории России, и пытаться оторвать от России кусок на Дону для организации некой этничности, значит предать своих предков казаков. Начало восстановления казачества, как и всей России, лежит через восстановление Православия. И не нужно думать, что вера казаков в Православие зависит от того, сколько раз стукнул лбом об пол. У казаков с верой было все сложнее. Они за веру платили кровью. И за это им прощались и посты, и посещение церковных служб, и многие упрощения в соблюдении Православного вероисповедания.
Это мое личное мнение. Ни поучать, ни пытаться проводить какую-то агитацию, я не собираюсь. Если мои мысли о казачестве найдут понимание у казаков, буду рад. Если посчитают, что высказанное мной неприемлемо, особо огорчаться не буду, ибо не ставлю своей целью воздействовать на процессы, происходящие в казачестве.
В. А. Шепель.