КОНЕЧНАЯ ТАЙНА РУССКОЙ СУДЬБЫ.
Жизнь людей в отличие от жизнедеятельности других представителей животного мира определяется не инстинктами самосохранения индивидов и воспроизводства ими своего потомства как продолжения рода, а целенаправленными усилиями человеческих сообществ в претворении духовных смыслов собственного существования как идеально-нравственных ориентиров практических действий народных масс. Убедительным свидетельством способности людей контролировать свои животные инстинкты служит самоотверженная борьба советских граждан по защите родины в годы Великой Отечественной войны или нынешняя «гендерная революция» в западноевропейском социуме, «стирающая» природные различия «мужчин» и «женщин». Поэтому З. Фрейд был глубоко неправ со своей идеей «биологизации» человеческого существа: сознание, разум, нравственный идеал определяют поведение людей, а не «бессознательные» влечения их животной натуры. Люди в «сознательной» организации совместной жизни образуют «народ» как конечный продукт их практической воли. Народ представляет собой этнокультурную полноту коллективной жизни людей, связанных между собой не только природными зависимостями в биотическом порождении новых поколений индивидов и поддержании материальных условий совместного существования, но также духовными узами, общими чувствами и ценностями, выражающими единое понимание ими окружающего мира и определяющими главные направления их действий в достижении желанных целей, в утверждении общего блага. Скопление людей, лишенных общего «понимания» наличной действительности и своей роли в ней, не обладающих коллективным воззрением в проектировании будущего, не имеющих «идеологии» совместной жизни - это не народ, а лишь «людские массы», способные разрушить созданный «мир», но не создать лучший. В сознательной организации коллективных действий людей «народ» выражает свою внутреннюю, идеально-нравственную суть, утверждает себя как единое одухотворенное существо, когда разрозненные массы индивидов преображаются в одухотворенный коллективный организм, имеющий свою родовую душу, свой характер. Народ выступает на исторической арене как разумное существо до тех пор, пока живет и действует в нем его «родовая душа», направляющая сородичей к общим созидательным целям. Душа народа - это энергийное, духовно-практическое средоточие его нравственных ценностей, обеспечивающих преемственность коллективных усилий людей в достижении общих целей, определяющих поступательный ход их совместных действий. Высшим объективным свидетельством нравственной силы народной души становятся национальные сообщества, направляемые в осуществлении общественной практики «идеалами» культуры и нацеленные на утверждение в собственных действиях вполне самобытного характера своей исторической жизни.
«Нация, - согласно синтетическому определению Сталина, - есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Только наличность всех признаков, взятых вместе, дает нам нацию».
В этом определении обозначены основные грани практической целостности национальной жизни людей: общность «языка» как выразителя национального «разума», своеобразие «территории» как природного фактора в формировании национального характера, особенностей хозяйственной практики как способа воспроизводств повседневной жизни народных масс и, наконец, нравственно-психологический стереотип их поведения, определяемый в своей исторической перспективе идеалами национальной культуры. Именно нравственный идеал духовной полноты совместной жизни людей превращает «народ» в «нацию». Без активного присутствия в коллективных действиях людей гражданско-нравственного идеала нельзя говорить о реализации «национальной жизни» народных масс. Поэтому не столь давняя попытка Кремля произвести на свет «российскую нацию» при отсутствии в обществе каких-либо следов общенациональной, государственной идеологии напоминает ту ситуацию, когда «правая» рука человека не ведает, что творит «левая», когда личность пребывает в душевно разорванном состоянии. Устранить этот нравственный разрыв в жизнедеятельности современной России можно лишь при условии духовного возрождения русского народа как этнокультурного ядра исторического единства страны. В зависимости от исторических обстоятельств и внутреннего созвучия нравственно-психологических переживаний людей их народные души разнятся между собой особым духовным колоритом исповедуемых ими ценностей, разделяя этнические сообщества на злые и добрые, радушные и замкнутые, простодушные и хитрые, стойкие и продажные, разумные и безумные, совершенно утратившие внутренние скрепы совместной жизни. Сегодня очередная волна «национального безумия» вновь накрыла русский народ, превратив братьев-украинцев в позабывших себя «манкуртов», растерявших духовные заповеди предков, отвергших свои родовые узы, предавших свое русское прошлое и самобытное будущее своих детей. Это коллективное безумие прежних «малороссов», некогда положивших начало русской истории, пробудивших к вольной жизни свободолюбивый дух древней Руси, говорит о глубочайшем нравственной кризисе Русского мира, зависшем ныне на краю исторической пропасти. Конечная судьба русского народа будет определяться сегодня максимальным напряжением созидательной воли «русской души», ее способностью к полновесной реализации нравственных устоев «русской жизни», средоточием которых служит Русский разум как главный идейный наставник созидательных действий «русских масс». Наиболее общий уровень нравственных устоев народной души представлен, как правило, религиозными ценностями, выражающими безусловные основания разумно организованной жизни людей. Для русского народа такой религиозной, всемирно-исторической основой национально-государственной жизни стало тысячу лет назад «православие», провозгласившее «любовь» к людям и связанную с ней самоотверженность во имя «другого», «более достойного», высшими ориентирами практической воли народных масс.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» - (Ин. 15: 13).
Данный выбор закрепил в русской душе «нравственный коллективизм» как ведущий жизненный ориентир всемирно-исторической практики русского народа, признавшего идеологию «духовного братства» главным мотивом своей практической воли и отвергшего «сознательный эгоизм» как гибельный для духовной жизни людей путь.
«Два противоположных начала, - констатирует Бердяев, - легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе. Но никогда русское царство не было буржуазным» - (Русская идея).
Эта внутренняя разноликость, социо-природная «поляризованность» русской души и в то же время ее «коллективистская» настроенность, «всечеловеческая соборность», «нерасчетливость» в утверждении личного блага и определили революционные изломы русской судьбы в прошлом столетии. В гражданских столкновениях начала ХХ века «православная вера» утратила консолидирующую и направляющую роль в действиях русских масс и была заменена в руководстве жизнью советских народов на требования научно-реалистического и производственно-коллективистского мировоззрения, возродившего в современной научно-философской терминологии языческие традиции исторического детства российских народов в поклонении силам природы. Однако научно-атеистическое воспитание советских граждан, отвергавшее абсолютный характер морального закона, расшатало их волю по защите коллективистского уклада совместной жизни, что и вызвало в 1991 году распад советской державы на множество национальных государств, разошедшихся в поисках новых нравственных ориентиров в противоположных направлениях гражданского индивидуализма западного сообщества и социального традиционализма восточного мира. Постсоветская эпоха становления новейшего российского капитализм обнажила крайнюю скудость его интеллектуальных способностей в улучшении жизни россиян. Утвердившийся в конце ХХ века «российский капитализм» оказался на редкость бездарным, интеллектуально «безликим», настроенным лишь на эксплуатацию природных ресурсов страны и не желающим внедрять в повседневную жизнь людских масс инновационные технологии, создавать перспективные системы общественного производства. В этом плане основная «позитивная роль» постсоветской эпохи в исторической судьбе России состояла лишь в том, чтобы обнажить острейший недостаток инновационного, креативно-личностного мышления, связанного с интеллектуальным усилием людей в постижении новых путей к лучшему будущему, и пробудить в русских массах максимальную потребность в полноценном самоопределении Русского Разума.
«У русского народа, - констатировал в свое время Бердяев, - была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности. У народов Западной Европы все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории и конечно. Не так у русского народа, как менее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знать распределения по категориям» - (Русская идея).
Сегодняшний этап в истории России во многом продолжает и углубляет размахом своих дел те пороки, которые характеризовали ее жизнь в досоветские времена и определили идейную неразвитость, интеллектуальную пассивность, концептуальную несамостоятельность русской души.
«Нужно признать характерным свойством русской истории, - подчеркивает Бердяев, - что в ней долгое время силы русского народа оставались как бы в потенциальном, не актуализированном состоянии. Русский народ был подавлен огромной тратой сил, которой требовали размеры русского государства. Государство крепло, народ хирел» - (Русская идея).
Главная беда постсоветской России оказалась «досоветской» по историческим корням - это интеллектуальная неразвитость и малая созидательная способность в обустройстве российского социума достижениями передовой научно-технической мысли: история предоставила нам ныне второй шанс найти верный путь в мире, реализовать вторую попытку пойти по «разумному пути» интеллектуального прогресса человечества. Глобализация мирового сообщества предполагает универсализацию законов общественной жизни, а значит и утверждение генеральной роли научного разума в проектировании социального будущего. Высшей формой интеллектуального прозрения российского общества должна стать логика «философской мысли» как интеллектуально-творческой проекции мировой целостности, как идейной первоосновы всемирных потенциалов созидательной энергии русского разума. Не частный «предприниматель», а целеустремленный «исследователь» тайных глубин мироздания должен стать главным конструктором российской действительности, генеральным проектировщиком передовой общественной практики страны. В досоветском прошлом традиционный «коллективизм» русской души препятствовал личностному самоопределению русских людей в рациональном познании социальных отношений и тайн природного бытия. Ныне западный «социал-дарвинизм», несколько смягченный логикой «разумного эгоизма», также гнетет русскую душу бесчеловечностью своих мыслей, настроенных в первую очередь на личное обогащение индивидов и отвергающих братское общение людей, требуя от русских масс, как свидетельствуют события на Украине, полного отказа от своего православного наследия, призывая их к добровольному духовному самоубийству. Поэтому спасение русского народа от гибели в современном мире требует от него возведения интеллектуальной деятельности в «общенациональный принцип» русской жизни, признания «общественного интеллекта» первоосновой русского национального единения в реалиях глобального социума. Этот вывод предполагает радикальную «интеллектуальную» перенастройку русской народной воли, раздробленной ныне в своих нравственных приоритетах между аскетическим духом православия, коллективистским воспоминаниями советских времен и «потребительским эгоизмом» нынешнего российского капитализма.
Россия должна впредь сама определять логику своих слов и дел в претворении будущего, а не болтаться между Западом и Востоком, хватаясь за «идейный хвост» то одной, то другой цивилизации. Без разработки собственного проекта исторического будущего всего человечества Россия будет обречена нарастающим в современном мире валом социально-классовых и межэтнических, межгосударственных и межцивилизационных конфликтов на гибель как излишнее, «пустое» звено в формирующемся пространстве глобального социума. На фоне такой смертельной угрозы решающую роль в спасения страны от гибели будет принадлежать интеллектуальному сословию, питающему свои творческие силы универсальной энергией мироздания и способному направить практические действия народных масс на реализацию общенационального дела, на осуществление Русского проекта интеллектуального возрождении России. Если российские граждане не решат эту задачу уже сегодня, то завтра ее решение будет уже совершенно невозможно, так как Запад, приступив к массовой высылке российских дипломатов, дал ясно понять всему мировому сообществу о разрыве нормальных межгосударственных отношений с Россией и своей готовности начать против нее прямые военные действия. Поэтому российские телевизионщики должны, наконец, прекратить петь эту глупую песню о немыслимости в современном социуме новой Мировой Войны: она уже идет более 15 лет, не замечать которую сегодня могут лишь полные идиоты или совершенны информационные жулики - выбор за вами, уважаемые господа телевизионщики. Нарастающая угроза гибели России в новой мировом конфликте ясно просматривается в общей динамике российского социума последних восьми столетий его исторической жизни. Эта динамика обнажает исторические пределы евразийской стратегии в развитии российского общества, требуя от него перехода от логики циклического освоения идей Запада и Востока к претворению собственного пути в будущее. Истощение созидательных потенциалов прежней «евразийской доктрины» общероссийской исторической практики обнаруживается в регулярном сокращении временных циклов устойчивого стремления русских масс идти по следам цивилизаций то Запада, то Востока. Предпоследний разворот российского общества на Запад был связан с распадом в 1991 году СССР и социально закреплен разгоном 4 октября 1993 года Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, а также принятием в декабре того же года новой Конституции страны. Ознаменованный данными событиями прозападный курс в развитии постсоветской России продолжался до февральских событий в Киеве 2014 г ода, напугавших Кремль своей откровенной русофобией и подтолкнувших его пойти на геополитическое сближение с Китаем как центром восточной цивилизации: в итоге последний «западный цикл» исторической жизни РФ охватил 21 год (2014–1993=21). Советский период российской истории, обозначивший ее коллективистский, «семейно-патерналистский», «восточный» уклон, длился 74 года (1991–1917=74). Когда мы исключим из этой величины годы гражданской войны и период НЭПа (1921 - 1928), то получим интервал в 63 года (1991–1928=63). Следовательно, если разделить временной интервал «советской эпохи» на годы «прозападной ориентации» РФ, то увидим трехкратное сокращение длительности геополитического цикла(63:21=3).
Обратимся для уточнения нашего обобщения к истории императорской России. Царь Петр провозгласил Россию империей в 1721 году: таким образом, имперский период длился около 200 лет (1917–1721=196). Общая динамика российской исторической практики сохраняет и тут тенденцию к трехкратному сжатию длительности этапов своих геополитических предпочтений (196:63=3,1). Проверим еще раз данную тенденцию на основе соотнесения имперского периода российской истории с длительностью «восточной ориентации» древнерусского мира, обозначенной в своих началах монгольским разгромом русских княжеств в походах 1237–1238 и 1239–1240 годов (1721–1238=483). Общая тенденция к трехкратному сокращению временного цикла сохраняется и здесь (483:196=2,46). Отсюда можно сделать вполне объективный прогноз, что очередной кризис российской идентичности разразится уже через 7 - 8 ближайших лет (21:3=7 или же 21:2,5=8), то есть произойдет в начале третьего десятилетия нашего века (2014+7=2021 или 2014+8=2022). Таким образом, выявленная эмпирическая закономерность в исторической динамике российского социума оставляет вновь избранному Президенту РФ для «нормального» исполнения им своих конституционных обязанностей всего лишь половину отведенного по государственному регламенту срока, обещая на рубеже 2021 - 2022 годов очередной взрыв социальных противоречий в стране, связанных, судя по всему, с разрастающимся пожаром Третьей Мировой войны, с прямым началом боевых действий стран Западного военно-политического блока против России и ее союзников. Очень надеюсь, чтобы я ошибаюсь в своих подсчетах оставленного нам современной историей «мирного времени». Но сегодняшние коллективная акция западных государств по массовой высылке из своих стран российских дипломатов недвусмысленно свидетельствует о близком часе их военного удара по России. В условиях явного нарастания военных угроз российскому будущему необходимо нравственно, психологически подготовить населения РФ к отражению вражеской агрессии. Для предотвращения паники среди мирного населения следует, в первую очередь, довести до сведения российских граждан общую простейшую «схему» их поведения в случае прямых военных ударов стран НАТО по территории РФ. Нужно, далее, обнародовать общий план мобилизации гражданских резервов страны для нужд армии и хозяйственно-экономического воспроизводства общества. Необходимо, также, продумать и предложить гражданскому населению общую схему перевода экономики России на режим военного времени, предполагающий национализацию главных производственных ресурсов страны и нацеленный на удовлетворении нужд армии и поддержание жизни народных масс. Очевидная угроза мирового конфликта ядерных держав требует от Кремля радикального усиления роли науки в жизни современной России и обеспечении ее армии наиболее эффективным оружием. Сегодня ратная победа достигается не только профессионализмом военных кадров и нравственной сплоченностью народных масс, но прежде всего творческой силой передовой научной мысли, утверждающей себя основным хранителем общественного благополучия в мирное время и главным защитником страны в годы военного лихолетья. И наконец, надо существенно укрепить идеологический фундамент национально-государственного единения россиян: в условиях крайнего обострения международной обстановки и явного приближения к порогу Русского дома пожара мировой войны следует незамедлительно устранить из конституционных основ РФ ст.13 о запрете общенациональной, государственной идеологии, сохранение которой в условиях военного времени будет равнозначно подрыву обороноспособности страны.
Все указанные направления по мобилизации российского населения для защиты отечества от военной агрессии очень существенны. Но все же важнейшим условием самосохранения России в современном мире будет идейное согласие россиян в осуществлении совместной жизни. Российская империя погибла в 1917 году не из-за военной мощи внешнего врага, а в результате «предательства», идейного разложения правящей российской элиты, по причине нарастающей социально-классовой, идеологической конфронтации в стране. Точно так же и в 1991 году СССР рухнул не в результате военного удара западных армий, а по причине нравственной измены высшими чинами правящей коммунистической партии. Поэтому будущее современной РФ будет определяться, в первую очередь, идейной консолидацией национально-патриотических сил страны и прежде всего духовного единения русского народа. Наш сегодняшний «западный враг» обладает очень гибким мышлением по нахождению «болевых точек» в обороне своих противников, что требует от Кремлевского руководства резкого усиления идеологической работы с массами в пробуждении «патриотического духа» российских граждан. Самой «болевой точкой» современной жизни российского социума является его многонациональный состав, организационно представленный в виде федеративного объединения национально-государственных автономий и русскоязычных областей страны. Вот в это жизненное средоточие федеративной целостности современной России наш враг и нанесет свой «идеологический удар», надеясь поколебать единство российских народов, пробудить между ними вражду и насилие. Если в прошлом столетии главный удар по имперской России нанесли сами русские люди, превратив свою родину в союзное объединение суверенных республик и национальных автономий, то в наше время разрушительный удар по федеративному устройству российского социума нанесут радикальные регионал-националисты. В прямом историческом контексте с растущей в современном мире военной угрозой, будущему России следует для обеспечения максимальной сплоченности русских масс в деле защиты своего отечества образовать в предельно короткие сроки на основе административно-правовой интеграции областей с подавляющей массой русского населения особую национально-государственную автономию в виде «Русской Конфедерации Российских Земель». Наиболее перспективными «столичными центрами» Русской Автономной Республики должны стать города-герои Тула, Орел и Курск, доказавшие в годы Великой отечественной войны свое право на лидерство в Русском мире: если Тула спасла Москву от захвата фашистами, то Орел и Курск сломали «танковый хребет» германскому рейху, обеспечив этим решающий перелом в ходе Второй мировой войны». В дальнейшем к этим «столичным центрам» русского национально-государственного объединения должны будут присоединиться и другие территории массового проживания русских людей от Калининграда до Владивостока.
Кремль должен, наконец, понять, что без максимальной, предельной концентрации нравственных сил русского народа в разумной организации его национально-государственной автономии в составе Российской федерации невозможно будет добиться новой Великой Русской победы в военной схватке с западной научно-технологической цивилизацией, которая всем сильна, кроме самоотверженного духа русской православной веры, кроме братского единения россиян в созидании разумного будущего. Конечная историческая судьба России зависит ныне от нравственного выбора Президента РФ В. В. Путина, перед которым открываются две главные возможности - полноценного национально-государственного самоопределения русского народа внутри российской федеративной целостности или же ее окончательной гибели в военных катаклизмах современного мирового сообщества.
«Вдоль дороги - лес густой с Бабами-Ягами,
А в конце дороги той - плаха с топорами».
Владимир Высоцкий.
Доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук Л. А. Гореликов.