Главная » Теология » КАЗАКИ И ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА. ПЯТЫЙ ВЗГЛЯД ИЗВНЕ. ЧАСТЬ 1.

КАЗАКИ И ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА. ПЯТЫЙ ВЗГЛЯД ИЗВНЕ. ЧАСТЬ 1.

07.10.2018 13:45

       К нам в редакцию пришло интересное обращение по ситуации в казачестве и его взаимоотношениях с РПЦ. Предупреждение - данный цикл статей не преследует никакой цели, кроме цели не преследовать никакой цели. Автор не призывает к чему-либо или ненависти к кому-либо. Есть собственное субъективное и оценочное мнение, которое разрешено высказывать любому гражданину страны. Насколько данные аргументы совпадают с действительностью, нам не известно и скорее всего это не истина в последней инстанции, а эмоциональная разгрузка человека, который переживает за бытиё в целом. Мы не берёмся давать оценку в связи с новым пакетом законопроекта И. А. Яровой. «Во времена всеобщей лжи говорить правду - это экстремизм» - (Джордж Оруэлл). Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть данных фактов. Информация взята из открытых источников. Всё что вы видите – это слухи и домыслы и нечего более. Редакция не разделяет мнения автора. Итак, ниже публикуем заявление в авторской форме, немного подправив некоторые щекотливые моменты.

       Наш пятый взгляд - это взгляд на ту картину казачьей религиозной жизни, строго духовно и организационно регламентированной и вертикально подчинённой, каковая рисуется самой подходящей для иерархов Московской патриархии. Картину враждебности МП в отношении самого понятия «вольный казак» наглядно продемонстрировал Кирилл Маленький - глава Синодального комитета по работе с казачеством, а в качестве демонстрационного материала он использовал наиболее пригодные и послушные экспонаты - и без всякой порки лояльных буквально всем возможным «властям» реестровых атаманов.

       Ситуация, сложившаяся к началу 2-го десятилетия XXI века во взаимоотношениях реестрового казачества (государственной опричнины) и Московского патриархата (государственной Церкви) выглядит следующим образом. Не только государственная власть работала над созданием подчинённого себе реестрового казачества. Возглавить и командовать этими бесплатными служками захотела и государственная Церковь, тем самым убив двух зайцев:

       - во-первых, опустить на ступень ниже себя конкурента-опричнину на должность слуги при кремлёвском дворе,

       - во-вторых, поднять собственную значимость во внутривластном соперничестве.

       Знаковым событием в отношениях реестровых казаков и МП РПЦ стало вторжение Московской патриархии в лице митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, возглавляющего в МП «Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством», в порядок поставления на должность и отстранения от неё войсковых реестровых атаманов. Это случилось в 2013 году и вызвало бурю негодования в казачьей среде, даже не симпатизирующей реестру, но возмущённой столь бесцеремонным вторжением государственной Церкви в область основных прав казаков - самостоятельно избирать своих атаманов. Вмешательство Московского патриархата в дела хоть и опричного сообщества, но заявляющего себя казачеством, привело к резкому обострению отношений между церковным чиновничеством и реестровыми атаманами, которые, по большому счёту, - те же самые чиновники, но только «казачьи». Проявился кризис властных элит путинской РФ. И, несомненно, яркое проявление тупиковости выстроенных президентом «вертикалей власти». Не зря уже тогда начали ходить слухи о возможном отказе властей от поддержки внутренней политической линии на разделение казаков на «реестр» и «общественников». И даже (неслыханное дело) о возможном признании казаков в 2014 году в качестве народа (что уже было признано в 1991-м, но при этом успешно игнорировалось в практической и нормотворческой деятельности). На сей раз «внутривластный» или «межвертикальный» конфликт выглядел, развивался и завершился следующим образом. Представляем хронику событий в виде статей и кратких замечаний из форумов на казачьих и «околоказачьих» сайтах. Далеко не все приведённые ниже высказывания бесспорны. Но много в этих словах и горькой правды, которая обязана остаться в истории. В истории казачье-московско-патриархийных отношений начала 2-го десятилетия XXI века нашей эры, что, вне всякого сомнения, стало частью религиозного опыта Казачьего Народа.

       В июне 2013 года терские казаки-опричники направили письмо В. Путину, в котором изложили жалобы на политику полномочного представителя президента в Северокавказском федеральном округе (СКФО) А. Хлопонина, который не реагирует на их предложения, и верноподданнейшие просьбы: выделить 100 тысяч гектаров сельхозугодий, передать в своё управление Кизлярский коньячный завод и предприятие «Кавминкурортресурсы», которому принадлежит эксклюзивная лицензия на минеральные воды и лечебные грязи Северного Кавказа. Также реестровцы просили выделить им квоты на вылов рыбы в Каспийском море. В ответ на это премьер-министр Ставропольского края И. Ковалёв выступил с заявлением об отказе власти региона сотрудничать с нынешним руководством реестрового Терского казачьего Войска. На состоявшемся 14 сентября 2013 года в городе Ессентуки Большом отчётном Круге Терского казачьего Войска атаман Терского казачьего Войска Сергей Клименко проинформировал Круг о положении дел, а также мероприятиях, прошедших за год. После его выступления к казакам обратился митрополит Кирилл Маленький:

       «Я - не казак. Сейчас я буду говорить очень жёсткие слова, в отличие от тех казаков, которые давали удовлетворительную оценку работе войскового атамана и соглашались с политикой развала Войска и противостояния атамана Клименко с Русской Православной Церковью и с региональной властью. Войсковой атаман и его приближённые принесли в Терское казачество авторитаризм и раскол, неуважение к Русской Православной Церкви. Я звонил ему много раз. И был бы, возможно, другим разговор у нас с ним в моём кабинете. И, может быть, он попросил бы прощения. Он этого не сделал. Вместо этого - жесточайший конфликт с аппаратом полномочного представителя президента Российской Федерации в Северокавказском федеральном округе, высшими должностными лицами всех субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северокавказского федерального округа, с Синодальным комитетом Русской Православной Церкви. Испорчены отношения и с Советом при президенте РФ по делам казачества. В Войске - «бардак». Возлагаю на вас эпитимью, начиная с 15 сентября текущего года, и благословляю вам 40 дней нести пост по уставу Великого поста - (самый строгий пост в православии - от автора)».

       В зале стояла тишина. Казаки-опричники опешили и никак не могли понять - это вообще им всё говорится, нет никакой ошибки?

       «Вы писали обращение президенту страны, - продолжил Кирилл Маленький. - Вы же берёте на себя государственную службу, и должны чётко знать субординацию! Если бы в обращении не было прямых выпадов в адрес полпреда главы государства в СКФО, и если бы оно было адресовано председателю Совета при президенте РФ по делам казачества, а не самому президенту, то, несмотря на некоторые абсурдные пункты, всё было бы по-другому!».

       По залу пошёл недовольный шёпот.

       «Кто-то должен в этом мире произносить правду, - отреагировал Кирилл. - Но она не всегда бывает приятной. Я сказал очень жёсткие слова в отличие от тех казаков, которые дали удовлетворительную оценку работе войскового атамана и согласились с политикой развала Войска и противостояния атамана Клименко с региональной властью и РПЦ».

       Из зала понеслись выкрики и неодобрительный свист.

       «Вы же присягаете на Кресте и Евангелии, в том числе «служить Вере православной»! - продолжал нахраписто Кирилл. - Как священнослужитель молчит или говорит то, что нравится, это «любо»! А как жесткая, правда - так «не любо»?».

       Тут вмешался войсковой священник отец Павел. Он напомнил, что на прошлых Кругах они ещё никогда не вели себя столь вызывающе и неуважительно по отношению к духовным лицам, и призвал попросить у владыки прощения. Опричники смирились и извинились.

       «По окончании эпитимьи атаману следует исповедаться у священника и причаститься Святых Христовых Тайн, и после доложить лично митрополиту Кириллу об исполнении эпитимьи. На время эпитимьи, - отметил митрополит, - Клименко сам не сможет исполнять свои обязанности. На ближайшие 40 дней место атамана займёт его заместитель».

       Это уже было не «взаимодействие», о котором говорил Кирилл Большой в 2009 году, это был уже диктат МП. Но показательная, демонстрационная атака на реестровых атаманов ещё не завершилась. 18 сентября в МГУТУ (Московском государственном университете технологий и управления) имени Разумовского прошло совещание с участием войсковых атаманов реестра, Кирилла Маленького и председателя Совета при президенте РФ по делам казачества А. Беглова. Руководство Совета не преминуло использовать возможность «пожурить» одних казачьих руководителей посредством других. В данном случае, жертвами стали сразу трое:

       - атаман Центрального казачьего Войска В. Налимов,

       - атаман Забайкальского казачьего Войска С. Бобров,

       - атаман Терского казачьего Войска С. Клименко.

       Застрельщиками нападения были выбраны опричные атаманы Кубанского казачьего Войска Н. Долуда и Иркутского казачьего Войска Н. Шахов. Именно они должны были представлять мнение «всего российского казачества» о «проступках» опальных атаманов. Всё, естественно, было сыграно по сценарию. В начале, в форме монолога, выступил председатель Совета по вопросам казачества при президенте «иерусалимский казак» Беглов, ему вторили подготовленные ранее «подпевалы», после чего руководство Совета предпочло уехать, не дожидаясь объяснений от атаманов, обвинённых в предательстве интересов «высшего казачьего руководства». Разнос продолжил Кирилл Маленький, выступив одновременно и в роли прокурора, и в роли судьи. Он предложил Налимову, Боброву и Клименко написать рапорта об уходе со своих постов в опричнине. Также им был предложен выход из сложившейся ситуации: взять иконы и на коленях в приёмной Беглова просить прощение, пока председатель Совета не примет по ним решение! Естественно, взрослые мужчины, дожившие до седин и кое-чего добившиеся в жизни, отказались от такого «учтивого предложения», после чего на них тут же была наложена эпитимья. Не выдержав психологического напряжения, атаман Налимов порвал переданную ему на бумажке эпитимью и, не стесняясь в выражениях, попросил митрополита «больше его не беспокоить». Что в итоге? Весь пресловутый административный ресурс был задействован для дискредитации и снятия Налимова, Клименко и Боброва. «Верные» атаманы, с соизволения «высшего казачьего руководства» после разыгранных сцен создали «Совет атаманов». Естественно - председателем был избран Долуда, а заместителем - Шахов. Комментируя эти новости, некий казак Владимир Зарубов написал в интернете:

       «Это что? Месть? За то, что когда-то наши предки не в меру пронырливых и наглых попов РПЦ МП выгоняли пинками из станиц и станичных храмов? Блин от жешь, угораздило Ставропольский край заиметь такого митрополита».

       На следующий день после собрания в МГУТУ имени Разумовского, 19 сентября, атаман В. И. Налимов написал митрополиту Кириллу (стиль оригинала):

       «Обратиться к Вам меня заставила явно нездоровая ситуация в наших отношениях, ещё более осложнившаяся после вашего необдуманного поступка с объявлением мне церковного наказания. Теперь по существу:

       Во-первых «раскол» в Войске может померещиться только лицу с нездоровым воображением. И только иерей Марк, который в казачестве разбирается, мягко говоря, «не сильно», позволяет себе усомниться в легитимности гарантированной Конституцией России казачьей демократии. Никакого скандала с войсковым священником иереем Марком у меня не было, да и не могло быть по определению. Своим приказом я вывел его из состава Правления Войска и лишил казачьего чина - подъесаул, в связи с тем, что он не состоит в первичном казачьем обществе, и грубо нарушил свои полномочия, вмешавшись в уставную деятельность Войска. Кстати, о войсковых священниках, первый раз Вы порекомендовали на эту должность отца Елиферия, вашего старого приятеля, я ему из своей пенсии ежемесячно платил по 15 тысяч рублей, а работы в Войске он никакой не проводил, всегда просил, чтобы я за ним присылал автомобиль, например на Круг Московского ОКО он пришёл без Евангелия и Креста, и, в конце концов, Вы сами его отозвали, так как он превзошёл себя и мешал Вам в работе. Об иерее Марке Кравченко Вы с Вашим братом-священником дважды, трижды убеждали и рекомендовали его священником Войска, я Вам поверил и пригласил его, не согласовав с Советом старейшин и Советом атаманов Войска, и в результате уже с первых дней иерей Марк повёл себя не профессионально, грубо, даже высокомерно, больше в его разговорах было не Божье слово, а словоблудие, которое не любо Правлению, Совету атаманов и казакам Войска. Он не готов преподать казакам слово Божье. Также он, когда Вы болели, снимал с должности Вас и меня.

       Во-вторых. А вот за раскольнические действия в ЦКВ ответственны Ярин А. В., Макуров Л. Г. и Вы, Владыка, - Вы это прекрасно знаете.

       В-третьих. Ваше место не на Ставрополье в должности митрополита, а в Нижегородской области на той службе, которую Вы там вели - Вы грубы и невежественны, как и иерей Марк. До возложения эпитимьи нужно хотя бы побеседовать с войсковым атаманом, казачьим генералом В. И. Налимовым, а потом принимать решение. Да и не в Ваших это полномочиях, я к Вашей епархии не принадлежу.

       У меня вызывает серьёзное сомнение, что Вы, Ярин А. В. и Макуров Л. Г. служите втроём Господу Богу, Отечеству и Народу и 90 % казаков ЦКВ и членов их семей сомневаются вместе со мной. Действительно, Вы, оказывается, влиятельнее Президента Российской Федерации и Большого Войскового Круга, отстраняя от должности атамана Войска. Прошу Вас никогда не вмешиваться в уставную деятельность войскового казачьего общества «Центральное казачье Войско», да и других Войск, и займитесь своей паствой».

       А вот какой был ответ московских казаков по поводу раздачи эпитимий войсковым атаманам (стиль и правописание оригинала):

       «Открытое письмо Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.

       Ваше Святейшество! Мы, казаки Москвы, обращаемся к Вам со своим великим горем и негодованием. 14 сентября сего года в городе Ессентуки состоялся Большой Отчётный Круг Терского казачьего Войска. На этом Круге председатель Совета по взаимодействию с казачеством Русской Православной Церкви митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл наложил эпитимью на Атамана Терского казачьего Войска Сергея Александровича Клименко, при этом отстранив его от атаманства на весь срок эпитимьи. Кроме этого, под эпитимью попало несколько войсковых атаманов:

       - Центрального,

       - Забайкальского,

       - Амурского Войск.

       Мы - верные чада Русской Православной Церкви - свидетельствуем Вам и всему Православному миру, что произошло кощунство над святыми Таинствами Церкви, в том числе над Таинством исповеди. Эпитимья накладывается при личном общении духовника с пасомым, при необходимых условиях совершения Таинства, в том числе при сохранении тайны исповеди, в соблюдении которой присягает каждый пастырь. Кроме того, эпитимья - не наказание, а добровольная готовность кающегося поднять особый подвиг Веры. Никаких этих условий выполнено не было. По всеобщему нашему мнению, митрополит Кирилл спекулирует святыми церковными Таинствами, и, во зло, употребляя благодать Священства, хулит Святого Духа, Которым эти Таинства исполняются. В данном конкретном случае мы вообще не видим основания для эпитимьи Атамана Сергея Александровича Клименко, а доводы митрополита выглядят абсолютно жалкими. Более того, митрополит должен благодарить Атамана за то, что он, желая сохранить авторитет Церкви, промолчал на Круге о вопиющих фактах присвоения митрополитом Кириллом собранных на храм казачьих денег. Высокий чин атамана, за которого лично голосуют казаки, утверждается Президентом РФ, нашим Верховным главнокомандующим. За деятельность атамана и всего Российского казачества отвечает Министерство регионального развития, а не Совет по делам казачества при Президенте, тем более, не Совет по взаимодействию с казачеством РПЦ, которые выполняют лишь рекомендательные функции. Присвоив чужие должностные полномочия, митрополит Кирилл грубейшим образом нарушил не только церковный Устав, но и Уставы казачьих Войск, утверждённые Верховным главнокомандующим, а также федеральные законы и Конституцию РФ.

       Казаки - это государевы люди, а не послушники. Митрополит Кирилл узурпировал власть Президента и государства в целом, тем самым подставив нашу святую Русскую Православную Церковь под удар неприятия и протеста казачества против несправедливости. Именно он, архипастырь, несёт на себе ответственность и за бурную реакцию на его слова в зале, и за тысячи казачьих душ, потерявших самое дорогое - святую Веру. Ведь большинство казаков, как и большинство всех русских людей, делают сегодня лишь первые шаги к Богу, и авторитет архиерея для них - это авторитет Православия в целом. Ваше Святейшество! Если и на этот раз Вы не примете меры по исцелению этой глубочайшей кровоточащей раны, которая расширяется и углубляется с каждым днём, то скоро наша святая Церковь вообще останется без её самых преданных чад - казачества российского, и некому будет защитить Её. Мы требуем отстранения митрополита Кирилла от занимаемой им должности Председателя Совета по взаимодействию с казачеством РПЦ.

       От имени казаков Москвы священник Дмитрий Ненароков, подъесаул, заместитель атамана МГКО».

       Однако обращение к разуму Кирилла Большого было бессмысленно, поскольку им была заранее сформулирована вполне чёткая и понятная задача. 7 октября 2013 года интернет-сайт КИАЦ (Казачьего информационно-аналитического центра) сообщил:

       «Серии скандалов, более года сотрясающих ЦКВ, скоро придёт конец, атаман ЦКВ Валерий Налимов распоряжением президента выведен из состава Совета. В составе Совета при президенте РФ по делам казачества внесены изменения. Из прежнего состава исключено 13 членов. Вместо них добавлено 14 новых членов Совета».

       Естественно, казакам оставалось в этой ситуации только саркастически комментировать происшедшее. К примеру, на интернет-форуме «Казакия-инфо» были оставлены такие замечания. Некто «Потомок»:

       «Митрополит отстраняет от обязанностей Войскового атамана! Понятно, что Войско липовое, но всё равно выглядит дико. Интересно, есть ли случаи наложения эпитимьи с отстранением от должности на 40 дней на российских чиновников за то, что не согласовали с РПЦ свои действия? Ну, или, хотя бы просто проворовались. А если Президента страны или, на худой конец, премьера отстранить на 40 дней от работы с помощью эпитимьи? Православные же! А если мента, который остановил лимузин с митрополитом за превышение скорости и хочет лишить прав, тоже отстранить немедля эпитимьей? И штрафа никакого платить не надо! В умелых руках эпитимья - страшное оружие! Но до того момента, пока умельца не пошлют подальше».

       Сергей Маркин:

      «Правовой нигилизм РПЦ МП зашкаливает. По-моему, половину её иерархов нужно направить в больницу Кащенко, как и руководство всяких реестровых Войск. Одна общественная организация указывает другой, что делать. По-моему, РПЦ МП может накладывать свои санкции:

       - во-первых, с согласия того, на кого накладывает (это как дети в песочнице - не хотите пускать в эту, найду другую),

       - во-вторых, РПЦ МП не является учредителем казачьего Войска, и права голоса по определению иметь не может. К сожалению, это богобоязненное «казачество» забыло традиции казачьего обращения с нерадивыми попами:

       «В куль, да в воду».

       По-моему, надо вмешиваться прокурору с возбуждением уголовного дела о присваивании властных полномочий иерархом РПЦ МП, либо вызывать скорую психиатрическую помощь. Это вовсе не смешно, такие действия РПЦ МП - социально опасны, Спаси нас Христос! Бацилла трусости, воспитанная Советской властью, сидит у реестровых казаков в генах. В противном случае они бы сказали:

       «Кто ты такой? Какое ты имеешь право указывать нам, что нам делать. Мы служим Государству российскому, а не РПЦ МП»».

       Sega:

       «Я просто балдею! Впервые пожалел «христовых воинов». Это надо же так суметь себя довести до такого позорища! У Предков этот митрополит давно сидел бы в кандалах и на воде. Про Беглова вообще молчу - он бы умер, не родившись. Но - каждому своё, заслуженное, за рвение! Господи, когда же ты этих чёрных фарисеев пропустишь через игольное ушко?».

       «Сторожовец»:

       «Чего их жалеть, этих клоунов? Скоро их будут голыми обмазывать дёгтем, вываливать в перьях и в таком виде водить по улицам. А выходка нашего Кирилла есть просто логическое развитие ситуации с реестром. Поп Кирюха такими темпами далеко пойдёт».

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

        Александр Дзиковицкий, Всеказачий Общественный Центр. Текст статьи одобрен и поддержан Головным Активом Всеказачьего Общественного Центра.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения