Главная » Теология » КАЗАЧЕСТВО. УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ КАЗАЧЬЕЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

КАЗАЧЕСТВО. УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ КАЗАЧЬЕЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

22.06.2023 18:45

       Единый глава Церкви - это Исус Христос. Казачья Апостольская Православная Церковь (кратко - КАПЦ), имеющая апостольское преемство через митрополита Стефана (Линицкого), много лет помогавшего Казачьему Народу в обретении своей Казачьей Церкви, исповедует веру в Пресвятую Троицу согласно догматам Вселенских Соборов. Сознавая свою греховность и слабость, епископы, пресвитеры, диаконы и миряне Казачьей Апостольской Православной Церкви уповают, что их сохраняет и сохранит от заблуждений и вражды Сам Господь Бог и Спаситель Исус Христос, по молитвам Своей Пречистой Матери и Приснодевы Марии и всех святых. КАПЦ уважает церковные каноны, но избирательно относится к ним, особенно имперского периода христианства. Войти в состав Казачьей Церкви может любой казак (казачка), к какой бы христианской юрисдикции он (она) до того ни относились, за исключением называющих себя христианскими тоталитарных сект.

       В немалой степени вследствие проводившейся в ХХ веке большевиками-коммунистами антиказачьей и антирелигиозной политики на сегодня в Казачьем Народе наблюдается крайне противоречивое, а порой и взаимовраждебное духовно-нравственное самосознание. Это выражается в наличии в казачьей среде не только атеистов, католиков, греко-католиков, различных протестантов, но и в расщеплении на множество течений тех казаков, которые относят себя к православным. В России сегодня считаются «правильными православными» только те, кто признаёт и относит себя к «государственной» Русской Православной Церкви Московского патриархата (РПЦ МП). Но даже несколько лет назад уже насчитывалось только «канонических» (то есть взаимно признающих друг друга) 16 православных юрисдикций! А сегодня, когда явно проявился конфликт между Вселенским Константинопольским патриархом Варфоломеем и патриархом РПЦ МП Кириллом, кого из них казакам считать «неканоническим»? Притом, что Казачий Народ ничем не обязан Московскому патриархату, впавшему в сергианскую ересь и благословлявшему нашего палача.

       Мы должны обратиться к опыту нашего великого прошлого. Когда наши священнослужители благословляли наших героев! У Казачьего Народа некогда была своя, особая Православная Церковь, имевшая массу только ей присущих особенностей. Это была поистине казачья национальная церковная организация. И сегодня возрождаемая Казачья Апостольская Православная Церковь (КАПЦ) стремится вернуться к своим казачьим национальным церковным началам. И среди этих начал - признание Его Божественного Всесвятейшества Архиепископа Константинополя-Нового Рима и Вселенского патриарха, первого среди равных епископа в сообществе православных Поместных Церквей и духовного лидера православных христиан во всём мире, своим духовно-религиозным главой.

       Об особых правах и обыкновениях КАПЦ.

  1. Казачья Апостольская Православная Церковь (сокращённо просто Казачья Церковь или КАПЦ) - это возрождённая в форме конфедерации отдельных епархий после её насильственной ликвидации в условиях Российской империи христианская православная церковная организация Казачьего Народа, имеющая целью обеспечение его религиозных нужд и потребностей, ведущих к честной и праведной земной жизни и к Царствию Божьему после кончины. В основе организации и деятельности Казачьей Церкви лежат её исконные традиции и обычаи, признававшиеся ранее в качестве её своеобразной «конституции». При этом Казачья Церковь не претендует на монопольную роль в Казачьем Народе, поскольку казаки придерживаются принципа веротерпимости и считают, что каждый вправе верить так и в составе той церковной организации, как и в какой он считает для себя более приемлемым. Казачья Церковь не стремится стать основанием для размежевания казаков.
  2. Казачья Церковь исповедует свою историографию. Проповедником и первокрестителем предков казаков Казачья Апостольская Православная Церковь признаёт и почитает святого апостола Андрея Первозванного, ведшего свою миссионерскую деятельность в I веке от Рождества Христова в землях скифских и на Кавказе. А основание Казачьей Церкви казаки признают с начала II века от Рождества Христова, когда появились её первые епархии.
  3. В Казачьей Церкви отсутствует понятие «раб», её священнослужители полностью равны с остальными представителями Казачьего Народа, а последние являются не «рабами Божьими», но «детьми Божьими». В случае совершения пресвитером Казачьей Церкви поступков, за которые казак-мирянин должен нести какую-либо ответственность, казачий пресвитер несёт её точно так же, как если бы он был мирянином.
  4. В Казачьей Церкви не практикуется целование руки священнослужителям, поскольку и казаки-миряне, и казаки-священнослужители равно под десницей Божьей пребывают и равно милости Божьей удостоены.
  5. Вопросы венчания и брака являются для казаков делом сугубо личным, подлежащим лишь оглашению перед членами казачьей общины. Церковь не вправе диктовать им свою волю. И потому церковное оформление этого акта является сугубо добровольным. В случае нежелания продолжать свой семейный союз муж и жена могут развестись, также объявив об этом публично.
  6. Главный принцип взаимоотношений между казаками и Казачьей Церковью является:

       «Не казаки для Церкви, а Церковь для казаков».

       Вся религиозно-духовная жизнь казаков и казачек проходит в пределах своей общины (прихода), поэтому главным звеном Казачьей Церкви является именно приход, в котором волей самих казаков определяются все правила внутренней жизни, организации и деятельности.

  1. Для духовного окормления своих общин (приходов) казаки общим решением сами определяют и выбирают себе пресвитера (священника, иерея), отвечающего их понятиям о добром и злом пастыре, а также решают вопрос о его отстранении от обязанностей пресвитера в случае совершения им порочащих его поступков или идущих против воли казачьей общины (прихода). По избрании пресвитера казаки направляют сообщение о том соответствующему епископу Казачьей Церкви с традиционной формулировкой:

       «Духовен, смирён и неупоен, и нам, казакам, он угоден».

       После чего епископ утверждает его назначение.

  1. Пресвитеры казачьих общин (приходов) Казачьей Церкви исполняют исключительно религиозно-духовные обязанности в этих общинах (приходах) и в повседневной жизни являются полностью равны казакам-мирянам, не имея каких-либо особенных перед ними прав или привилегий, наравне со всеми подчиняясь решениям казачьего Круга (общего собрания) казаков.
  2. Пресвитеры-казаки имеют полное право носить при общем для всех православных служителей одеянии не обычные для них головные уборы, но головные уборы, указывающие на их принадлежность как к Казачьему Народу, так и к Казачьей Церкви - папахи и фуражки. Особенно это желательно на казачьих Кругах. Заметим, что дореволюционные священники и современные митрополиты государственной Русской Церкви могли и могут с рясой носить шляпу, а это то же самое, что и казачий головной убор для казака-священнослужителя.
  3. Поскольку распад семьи и развод с супругой, случающийся у пресвитеров, как правило не связан с их пастырской деятельностью, сам по себе развод не является основанием для препятствования отправлению ими обязанностей окормления своей казачьей общины (прихода).
  4. В случае отсутствия в казачьей общине (приходе) своего избранного и хиротонированного пресвитера казаки вправе выбрать себе на его место уставщика из числа казаков благонравного поведения и знающего церковный устав (правила поведения и отправления церковных служб).
  5. Церковнослужители (низшие клирики) по мере необходимости и по представлению пресвитера утверждаются казачьим Кругом (казачьим приходом). Имеются пять их степеней (званий) - три младших и две старших. Младшие церковнослужители:

       - Пономарь (самая низшая степень),

       - Псаломщик,

       - Иподиакон.

       Но это - лишь степени, а их носители могут занимать в церковной общине (приходе) разные должности, например сторожа, водителя, секретаря, бухгалтера и так далее, в зависимости от размеров общины и её потребностей. Старшие церковнослужители (помощники пресвитера):

       - Диакон,

       - Протодиакон.

       Основы строительства КАПЦ.

  1. Казачья Апостольская Православная Церковь полностью принимает традиционное православное вероучение, догматы семи Вселенских Соборов, и развивается исключительно в рамках апостольской традиции, то есть, сохраняя историческое преемство апостольской веры и таинств. Уместно напомнить, что во время первого Вселенского Собора Автокефальных Церквей было около ста.
  2. В КАПЦ вводится Соборное управление через демократически избираемые Поместные Церковные Соборы, Межсоборные Совещания, Епархиальные Съезды и Приходские Собрания клира (пресвитеров и диаконов) и мирян, при обязательной выборности епископов и пресвитеров, финансовой открытости церковных организаций всех уровней, а также деятельного участия Церкви в жизни общества, в социальном служении, в просвещении и нравственном воспитании народа.
  3. Казачья Апостольская Православная Церковь должна иметь три ветви власти:

       - законодательную,

       - исполнительную,

       - судебную.

       Также в ней имеются три степени священства:

       - низшая, диакон;

       - средняя, пресвитер;

       - высшая, епископ.

       Это общее положение для всего христианства.

  1. Необходимо исключить из практики церковной жизни какие-либо поборы за богослужения и требы. КАПЦ существует на добровольные пожертвования.
  2. Сохраняя из уважения к традиции исторические географические названия в титулатуре епископов, Казачья Апостольская Православная Церковь основывает свою деятельность на соборных началах епископского служения. Епископы и общины призываются уважать решения, духовность и традиции друг друга.
  3. Высшим органом управления Казачьей Апостольской Православной Церкви является Поместный Собор епископов, клириков (пресвитеров и диаконов) и мирян, созываемый по возможности не реже одного раза в год, а именно 15 декабря, в день возрождения КАПЦ, приуроченный к дням поминовения первокрестителя казачьих предков апостола Андрея Первозванного. Поместный Собор Казачьей Церкви решает наиболее важные вопросы внутренней жизни и внешней церковной политики Казачьей Церкви.
  4. Глава Казачьей Церкви избирается на Поместном Соборе Казачьей Апостольской Православной Церкви.
  5. В период между Поместными Соборами КАПЦ все вопросы церковной жизни решаются Межсоборным Совещанием из епископов, клира и мирян. Состав Межсоборного Совещания КАПЦ определяется самим Межсоборным Совещанием КАПЦ.
  6. К ведению Межсоборного Совещания КАПЦ относятся: выдвижение на прославление Поместным Собором КАПЦ святых для почитания во всей Казачьей Апостольской Православной Церкви, ведение и хранение материалов Поместных Соборов, утверждение титулатуры епископов, подготовка вопросов к их решению Поместным Собором.
  7. Поставление нового епископа совершается не менее, чем тремя епископами, с получением предварительного утверждения Межсоборного Совещания КАПЦ. Если предварительного утверждения не состоялось, новопоставленный епископ не считается принадлежащим к Казачьей Апостольской Православной Церкви до получения на то согласия большинства епископов КАПЦ.
  8. Поместный Собор Казачьей Апостольской Православной Церкви своим решением может возводить епископов КАПЦ в сан архиепископов. Первый после Сына Божия по чину епископ в Поместной Церкви называется предстоятелем Церкви.
  9. Архиереи (епископы и архиепископы) в Казачьей Церкви несут на себе обязанность апостольского преемства в рукоположении избранного казаками клира (пресвитеров и диаконов), надзирания и посильной помощи приходам и храмам на территориях, им подведомственным, для осуществления внешних представительских функций Казачьей Церкви. Архиереи не могут вмешиваться в духовные и организационные дела казачьих приходов КАПЦ, поскольку их причты, то есть лица, служащие при каком-либо храме (приходе) - как пресвитер и диакон, так и младшие церковнослужители - определяются по утверждению казачьего Круга (казаков прихода).
  10. Викарий (викарный епископ) - епископ без кафедры - помощник правящего архиерея большой епархии в епископском сане. Помогает епархиальному архиерею в управлении епархией либо по отдельным направлениям деятельности, либо по управлению отдельными территориями епархии. В последнем случае викарий носит титул по одному из городов на её территории. Процедура избрания викарного архиерея ничем не отличается от процедуры избрания епархиального архиерея. Круг его обязанностей определяется епархиальным архиереем. Викарный архиерей может нести и иное церковное послушание, например, быть ректором духовного учебного заведения, управлять монастырём.
  11. Деятельность всех священнослужителей Казачьей Церкви снизу доверху во главу угла своей деятельности должна быть пронизана идеей миссионерства. Но миссионерства не такого, каким оно было, например, у испанцев при освоении Латинской Америки, когда в католичество обращались индейцы, а национальным, подобно иудейству, которое только и дало возможность еврейскому народу сохраниться среди враждебной им иной конфессиональной среды на протяжении тысячи лет даже в отсутствии своей государственности. То есть, миссионерство КАПЦ должно быть направлено исключительно на тех, кто относит себя к Казачьему Народу.
  12. Межсоборное Совещание КАПЦ в экстренных случаях принимает решение о нежелательности использования названия Казачьей Апостольской Православной Церкви тем или иным епископом, пресвитером или общиной КАПЦ. Это решение становится окончательным, если утверждается Поместным Собором КАПЦ, либо, если не утверждается, отменяется.
  13. К ведению епископа относятся: прославление святых для почитания в общинах, принадлежащих к юрисдикции данного епископа и принятие в свою юрисдикцию общин (по согласованию с епископом КАПЦ, от которого переходит община), решение других вопросов, которые относятся к полномочиям архиерея, освящение мира.
  14. К ведению пресвитера относится выработка устава общины, если таковая создаётся им самостоятельно, ведение финансовой и хозяйственной деятельности, необходимой для полноценной и благочестивой литургической и общинной жизни.
  15. К ведению общины относится: избрание кандидатов в епископы, пресвитеры и диаконы, определение средств, отчисляемых епископу как ежегодно, так и по мере необходимости; разработка и утверждение устава общины (если община создаётся без пресвитера).
  16. Община имеет право предусмотреть исключение того или иного человека из своего состава, но не отлучение кого-либо из числа членов от Казачьей Апостольской Православной Церкви.
  17. Конфликты между членами общин разрешаются согласно уставу той или иной общины, с правом апелляции к епископу, Межсоборному Совещанию КАПЦ и, как к окончательной инстанции, к Поместному Собору КАПЦ. Конфликты между епископами разрешаются Межсоборным Совещанием КАПЦ с правом апелляции, как к окончательной инстанции, к Поместному Собору КАПЦ.
  18. Не допускается наказание диакона, пресвитера или епископа в виде извержения из сана. Высшими степенями наказания могут быть запрет в священнослужении священнослужителям и отлучение от участия в Таинствах мирянам.

Александр Дзиковицкий.

Комментарии

Есаул 23.06.2023, 00:58
Любо. Необходима своя казачья Церковь, как то и было ранее.
ответить
Казак Уральский 23.06.2023, 17:12
Любо.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения