Главная » Теология » КАЗАЧЕСТВО. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: КАЗАКИ И ГОРЦЫ.

КАЗАЧЕСТВО. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: КАЗАКИ И ГОРЦЫ.

06.08.2020 16:17

       К нам в редакцию пришёл интересный материал. Предупреждение - данная статья не преследует никакой цели, кроме цели не преследовать никакой цели. Автор не призывает к чему-либо или ненависти к кому-либо. Есть собственное субъективное и оценочное мнение, которое разрешено высказывать любому гражданину страны. Насколько данные аргументы совпадают с действительностью, нам не известно и скорее всего это не истина в последней инстанции, а эмоциональная разгрузка человека, который переживает за бытие в целом. Мы не берёмся давать оценку в связи с новым пакетом законопроекта И. А. Яровой.

       «Во времена всеобщей лжи говорить правду - это экстремизм» - (Джордж Оруэлл).

       Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть данных фактов. Информация взята из открытых источников. Всё что вы видите - это слухи и домыслы и нечего более. Редакция не разделяет мнения автора. Данный текст создан в состоянии аффекта, так как автор очень впечатлительный человек с обострённым чувством справедливости и слишком близко к сердцу воспринимает чужое горе, поэтому многие его высказывания могут являться искажённым восприятием реальности. Всё является авторским личным оценочным суждением. Верить ему на слово, безусловно, не нужно ни в коем случае. Предлагаем читателям составить своё собственное не зависимое от авторского оценочного суждения - мнение о произошедшем.

       Несмотря на отрицание этого факта наиболее радикальными и наименее знающими реальную историю представителями северокавказских народов, казаки, а точнее их тюркские (скифские) предки издавна населяли Кавказ и его предгорья - со времён не только хазарских, но и более ранних, как минимум гуннских, которые являлись теми же самыми тюрками. Обособившись от других тюркских народов Кавказа в Средние века, некоторая часть терских казаков стала именоваться:

       - «казаровцами» (ряд учёных считает, что это название произошло от Хазарии),

       - «гребенскими казаками» (то есть живущими в «гребнях» - горах),

       - «пятигорскими черкасами» (живущими в районе Пятигорья, рядом с нынешним городом Пятигорском).

       Проживая в течение веков в непосредственном соседстве другими народами Северного Кавказа (и тюркского, и кавкасионского происхождения), казаки, как это всегда бывает между соседями, становились то во враждебные, то в дружественные отношения с ними. Но, в любом случае, эти отношения приводили ко взаимному проникновению культур, обычаев, элементов быта, норм поведения и к генетическому обмену. Не случайно исследования по гаплогруппам отмечают в этнических терских казаках больше сходства с кавказскими народами, чем с великороссами. Несмотря на проводимую ещё царским правительством имперскую политику разделения и противопоставления народов друг другу, обострённую многолетней Кавказской войной, сознание близости казаков (вообще всех, а не только Северного Кавказа) и горских народов после крушения Российской империи подвигло наиболее разумные и здравомыслящие головы казаков и горцев к идее образования общего конфедеративного государства - Доно-Кавказского Союза - в период Гражданской войны. Начало строительству такого государственного образования было положено, но из-за конечной победы большевиков эта здравая идея не смогла осуществиться в полной мере. Во время II Мировой войны эта же самая идея опять витала в воздухе, в составе германских войск были созданы не только казачьи, но и ряд национальных формирований других народов «красной империи» большевиков, среди которых была и горская воинская часть - Северокавказский легион (в формировании которого принимал участие генерал Султан Клыч-Гирей, по национальности ногаец, казнённый впоследствии чекистами). В августе 1991 года рухнула «красная империя» или, по острому определению американского президента Рональда Рейгана, «империя зла», бывшая для многих населяющих её этносов «тюрьмой народов» (выражение «Россия - тюрьма народов» стало известно благодаря большевистскому вождю В. И. Ленину, который употреблял его не один раз). Как следствие, в республиках Северного Кавказа произошёл всплеск антиимперских выступлений. Но на практике антиимперские выступления кавказских народов обратились против рядом проживающих русских, а заодно с ними и казаков, которых всех разом записали в «имперцы» (русские в основном заселялись на Северный Кавказ в советское время, казаки же населяли его издавна, в течение веков, хотя к ним подселяли позже, во время Кавказской войны XIX века, новых казаков-поселенцев из других регионов). Во второй половине XIX века, после победы в Кавказской войне, царский режим проводил «политику умиротворения» на Кавказе, от которой более всего пострадали тогда черкесы (хотя и другим народам пришлось несладко), которых было велено выселить за пределы Российской империи, изгнав их из родных жилищ и обрёкши на судьбу бездомных скитальцев.

       Почти через столетие, в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года теперь уже «красная империя» большевиков осуществила депортацию чеченцев и ингушей (операция «Чечевица») с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию. И если в первом случае казаки были подневольными имперскими «боевыми холопами», то во втором они сами уже прошли через геноцид и вот-вот им предстояло вступить в эпоху своего этноцида. Однако именно к ним, к казакам, были впоследствии предъявлены претензии пострадавших от имперской политики российских режимов. Так сложилось, что Российскую, а затем Советскую империю многие простые горцы, следуя расхожим идеологическим штампам, отождествляли с гипотетическими «империалистами-казаками» (а многие из горцев и сегодня, не желая признавать очевидных фактов, продолжают выплёскивать свою ненависть к российским режимам на казаков, поскольку в чёрно-белой картинке проще разглядеть противника и не надо напрягать мозги в поисках настоящего врага). Вследствие этого после развала СССР для казаков неминуемо должны были наступить далеко не самые хорошие времена. И они, конечно же, наступили. Так, основной темой обсуждения Большого Круга Союза казаков (7-10 ноября 1991 года, то есть сразу после развала СССР), который проходил в Ставрополе, как раз и стало обсуждение ухудшившегося положения казачьего (а заодно и русского) населения в Чечено-Ингушетии. С этого момента и практически на десятилетие вперёд незыблемым требованием почти всех Кругов и Советов атаманов Терского Казачьего Войска явилось то создание Терской Области или Терской Республики, то возвращение Наурского, Шелковского (Чечня), а иногда Тарумовского и Кизлярского (Дагестан) районов в состав Ставропольского края. В начале 1990 годов появилось ещё одно казачье требование к Москве, которое звучало так:

       «Дайте нам в руки оружие (или хотя бы позвольте его иметь без преследований), и мы защитим себя сами».

       Весомым аргументом к казачьему требованию служили примеры успешного и результативного участия казаков-добровольцев в боевых действиях в Северной Осетии, Приднестровье, Абхазии и Югославии. Но как раз это и отпугивало официальные власти: они всячески увиливали от решения этого вопроса, ссылаясь на отсутствие правовой базы. Любые серьёзные требования казаков 1990 годов были невыполнимы по причине боязни казачьей стихии и полного отсутствия желания у Кремля идти им навстречу. И в этой ситуации терцы, как, впрочем, и другие казачьи Войска России, совершили едва ли не главную свою ошибку: они упустили из внимания основное требование, которое в то время могло заменить все остальные - казачья власть на местах. Исполнения такого требования от Москвы можно было даже не ждать, но, на фоне повальной суверенизации других национальных субъектов РФ, начать самим выполнять явочным порядком. В ноябре 2016 года на сайте «Кавполит» появилась статья С. Болотниковой «Казачий субъект Северного Кавказа. Чего не хватило для создания Терской Казачьей Республики в ноябре 1991 года?». При её подготовке она пообщалась с четырьмя ветеранами казачьего движения, сообщившими ей свои мысли о том периоде казачьей истории. Естественно, будучи уже тогда достаточно зрелыми людьми, мировоззрение которых сформировалось при советской власти, ассимилирующей и денационализирующей казаков, они не были сторонниками казачьей автономии. Они все были «совками», представителями «новой исторической общности - советского народа». Тем не менее, интересна их позиция по тем процессам, что происходили на Северном Кавказе в то время, поскольку тех же взглядов придерживались и многие другие казаки, взявшиеся тогда за собственное возрождение.

       «15-17 ноября 1991 года на Большом круге Терского казачества было предложено создать Терскую Казачью Республику в составе РСФСР. Советский Союз рушился на глазах, и казаки, бессильные изменить течение истории на союзном уровне, пытались сохранить оплот стабильности в регионе. Как писала газета «Терский казак», Большой Круг во Владикавказе предложил создать Терскую Республику в составе РСФСР. Александр Кабаков присутствовал на том историческом Круге во Владикавказе ровно четверть века назад. Но ему помнится, что Круг голосовал не за Казачью Республику, а за Терскую Область.

       «В правлении атамана Коняхина был представитель правительства Северной Осетии Митин (очевидно, министр торговли Северо-Осетинской АССР Александр Петрович Митин). И он предложил воссоздать Терскую Область, как она была исторически, - рассказал Александр Кабаков. Здесь ведь живёт свыше ста национальностей, и никто не мог представить, что, если все разделятся, к чему это приведёт».

       По словам Александра Кабакова, идею создания Терской Области поддержало абсолютное большинство. А ведь на Круге в Доме пионеров Владикавказа было порядка двух тысяч делегатов почти из всех регионов Северного Кавказа. Инициатор казачьего движения на Ставрополье Пётр Федосов помнит, что мысли создать Казачью Республику действительно в те годы были. Их казакам внушали события в северокавказских республиках.

       «Эта идея возникла на почве развивающегося национализма, который появился в республиках Северного Кавказа. Они хотели обособляться и даже выходить из состава СССР. В связи с этим и у нас, у казаков, возникла идея, что нам нужно идти по такому же пути. Если значительная националистичная часть горцев хотела отделения, то среди нас наоборот больше было тех, кто занимался вопросами единения горцев и казаков. Мне неоднократно приходилось об этом говорить на различных мероприятиях в Дагестане, Чечне, Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Я говорил, что нам надо создавать такую организацию, которая объединяла бы всех: и горцев, и казаков».

       Если за Терскую Область, по свидетельству Александра Кабакова, проголосовало большинство, почему же решение Круга не было исполнено?

       «Потом всё это увели в сторону, - объясняет Александр Петрович. - Много было хороших начинаний, которые встречали мощное противодействие».

       Мешал реализации идеи и вопрос исторических границ Терского Войска, полагает Пётр Федосов.

       «Мы живём на территории Ставропольского края, где половина казаков относится к Кубанскому Казачьему Войску, а половина - к Терскому».

       «Если бы казачий компонент присутствовал в этом административном образовании, это пошло бы нам на пользу, - полагает Александр Кабаков. - Сейчас мы в шести субъектах федерации никто, нигде и зовут нас никак. С нами просто играют во всех регионах, включая Ставрополье».

       По мнению Петра Стефановича, первым делом казаки должны были возродить казачьи традиции: самоуправление, казачье земледелие и землепользование, воинскую службу, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

       «О какой республике мы можем говорить, если всё это до сих пор не реализовано? Да, мы проводим множество различных мероприятий по образованию, культуре, искусству, спорту и другому. Но это было и ранее. Мы до настоящего времени не возродили ни одной исконной казачьей традиции, по которым жили и работали наши предки, - отмечает он. - Ни горцы, ни мы не можем иметь самоуправление, как было в прежние времена в аулах, станицах, хуторах».

       Михаил Клевцов считает, что важнее вопроса об административном образовании был и остаётся вопрос признания казаков этнической группой.

       «Терские казаки - это субэтнос в соответствии с теорией Гумилёва. Через пять поколений в новых природно-климатических условиях создаётся новый субэтнос. У нас менталитет ближе к кавказским народам, чем к России. А местные элиты этого не хотят признавать, потому что надо будет заботиться о терских казаках как о национальном меньшинстве, а эта идея не поддерживается ни Москвой, ни местными властями. Все пытаются нас записать в сословие»».

       23 февраля 1992 года во Владикавказе состоялся Большой Круг терского казачества, на котором было принято решение о возвращении объединению казаков Терека исторического названия Терского Казачьего Войска. Но это было внешним проявлением положения на Кавказе. А в повседневной жизни и кавказские радикалы, подталкиваемые местными этническими элитами, и казачьи активисты, уже основательно забывшие историю горско-казачьих взаимоотношений и историю куначества между ними, стали в массе своей воспринимать друг друга врагами. На этой почве происходили многочисленные кровавые межнациональные столкновения и начался массовый исход русских и казаков с Северного Кавказа. Но не следует думать, что клубок межнациональных противоречий на Северном Кавказе заключался лишь в горско-казачьих (с присоединением к казакам русских) враждебных отношениях. Давно зревшее между осетинами и ингушами противостояние переросло в скоротечный кровавый конфликт 31 октября - 4 ноября 1992 года в Пригородом районе Северной Осетии. В малоосвещённом военной аналитикой событии казачьи вооружённые формирования возникли спонтанно. До начала военных действий их не было. Организатором их создания выступила существовавшая в Республике Северная Осетия-Алания (РСО-А) казачья организация, возглавляемая атаманом Валерием Храбрых. Состояла она из терских казаков, проживавших непосредственно в зоне конфликта. Объявив себя частью народного ополчения Северной Осетии, терцы приняли участие в военных действиях. Казачьи формирования самостоятельно контролировали участок условной линии фронта южнее Владикавказа, но в силу того, что активные боевые действия велись в других местах, приняли мало участия непосредственно в боях. А по окончании конфликта, в качестве своеобразной «благодарности» от руководства Осетии, казачьи формирования были жёсткими методами разоружены (к членам осетинских отрядов они не применялись) и прекратили своё недолгое существование. Но и в дальнейшем, на протяжении нескольких лет, казаки-терцы проходили службу в качестве добровольцев (не получая за это каких-либо денежных или материальных компенсаций) в приграничной зоне между Северной Осетией и Ингушетией.

       На общем враждебном между горцами и казаками поле временами пробивались ростки разума, рассудительности и знания былой истории горско-казачьих отношений. Благодаря этому был заключён военно-политический союз между Конфедерацией Горских Народов Кавказа и представителями ряда казачьих организаций. Этот союз, опиравшийся на прецедент Доно-Кавказского Союза периода начала ХХ века, оказался главной ударной силой в разразившейся в 1992 году грузино-абхазской войне, выступив на стороне Абхазии, пожелавшей отделиться от Грузии. Но в целом положение на Северном Кавказе в плане противоречий между горцами и казаками оставалось крайне сложным и напряжённым. В связи с катастрофой казачьего и воспринимавшегося казаками как «своего» русского населения в Чечне и Ингушетии в Кизляре 31 июля 1993 года прошёл Большой Чрезвычайный Круг Терского Казачьего Войска, на котором было принято ультимативное обращение к верховным властям России о немедленных мерах по защите казаков и русских в республиках Северного Кавказа. Был назначен и срок выполнения требования - до 3 августа.

       В связи с тем, что это требование казаков осталось без внимания, 7 августа 1993 года в городе Минеральные Воды прошла первая в новой России акция по перекрытию железной дороги, а также автотрассы Ростов-Баку. В «стоянии» на рельсах и на автомобильной дороге приняло участие более 500 казаков, руководство осуществлял атаман В. Мороз. Эффект был потрясающий. Власти всех уровней находились в состоянии растерянности и охотно раздавали различные обещания, то есть делали всё, чтобы сбить накал казачьих страстей. Казакам поступило предложение провести экстренную встречу с представителями Правительства РФ, и на Большом Чрезвычайном Круге терских казаков в Минеральных Водах 10 августа 1993 года было принято решение об отправке в Москву делегации. 13 августа её принял вице-премьер Владимир Шумейко и руководители ряда федеральных министерств. Казакам пообещали положительно решить вопрос о защите казачьего и русского населения на Кавказе, но при этом было предложено «немного подождать».

       Таким образом, чиновникам, как гражданским, так и из числа силовиков, удалось при помощи банальной демагогии и заведомого обмана переиграть казачьих лидеров, находившихся тогда, в большинстве своём, на уровне политического дилетантизма (доверчивости к словам власть предержащих) и загнать проблему в глубокое подполье, в котором она продолжает тлеть и поныне. А ведь вопрос этот был вполне решаем, если бы имелось только искреннее желание его решить: надо было всего лишь поручить найти взаимоприемлемое разрешение споров не чиновникам, а избранным, пользующимся доверием своих соплеменников, представителям разных сторон. Это принцип так называемой «народной дипломатии», но к ней и в Российской империи, и в СССР, и в РФ относились и относятся с огромнейшим недоверием, боясь отпустить туго натянутые вожжи управления.

       В 1994 году правительство Чечни, возглавляемое генералом Джохаром Дудаевым, несомненно высокообразованным и умным человеком, без какой-либо тени сомнения пошло на подписание договора о дружбе и взаимной поддержке с казаками, от имени которых, правда, из-за собственных имиджевых и лидерских амбиций ухитрился выступить донской атаман Козицын, но это отдельная очень не красящая его история. С началом военной операции на территории Чеченской Республики Ичкерия в 1994-1996 годах исход казачьего и русского населения с территории Чечни и Ингушетии стал повальным. Многотысячные массы беженцев оказались в сопредельных с Чечнёй субъектах РФ, в первую очередь, в Ставропольском крае.  5-6 декабря 2012 года в Страсбурге прошла конференция Ассамблеи Народов Кавказа (АНК), правопреемнице той самой Конфедерации Горских Народов Кавказа, что участвовала вместе с казаками в 1992-1993 годах в грузино-абхазской войне. Руслан Кутаев, бывший вице-премьер в правительстве Аслана Масхадова, президента Чеченской Республики Ичкерия, был избран главой Международного комитета по проблемам Северного Кавказа, а также президентом АНК. Делегаты конференции приняли решение о новом формате Ассамблеи. Из её названия было исключено слово «горских», а в политсовет организации включили представителей армян, евреев, греков, казаков и русских, проживающих на Северном Кавказе. Ассамблея Народов Кавказа стала оппозицией ставленнику Кремля чеченскому «начальнику» Рамзану Кадырову.

       В 2014 году режим отправил президента АНК Р. Кутаева в заключение, которое после ряда апелляций составило 3 года и 10 месяцев. Правозащитное движение «Мемориал» признало Кутаева политзаключённым. 20 декабря 2017 года Кутаев освободился из колонии «Чернокозово» в Наурском районе. В тот же день он улетел из Чечни в Москву, чтобы оттуда направиться к месту прописки в город Иваново, где по решению суда ему было назначено находиться в течение годичного срока административного надзора. Кутаев заявил, что не боится преследований и намерен по истечении срока административного надзора вернуться в политику. Ассамблея Народов Кавказа выступает за создание единой «Кавказской Республики», в которой нынешние отдельные горские республики станут составными частями одной общей республики (скорее всего конфедеративной). По словам Р. Кутаева, ликвидация громоздких аппаратов управления в каждой из горских республик позволит высвободить огромные средства, которые можно будет направить на социальные нужды населения, находящегося в ужасных условиях нищеты и безработицы.

       В конце лета 2018 года заместитель лидера Всеказачьего Общественного Центра В. Швейдель ездил в Пятигорск, где встречался с президентом Ассамблеи Народов Кавказа и вёл предварительные переговоры. После этого между президентом АНК Р. Кутаевым и лидером ВОЦ А. Дзиковицким состоялся телефонный разговор, во время которого были обсуждены позиции горской и казачьей организаций и найдено практически полное взаимопонимание по имеющимся на Северном Кавказе проблемам и, в частности, по целям, интересам и взаимоотношениям между казаками и горскими народами. После этого контакты между АНК и ВОЦ стали практически постоянными. Вследствие достигнутого взаимопонимания по всем ключевым вопросам, а также основываясь на опыте прежних союзнических горско-казачьих отношений (в периоды Гражданской и II Мировой войн), летом 2019 года на встрече в Пятигорске между Всеказачьим Общественным Центром и Ассамблеей Народов Кавказа была заключена Декларация «О взаимном признании и политическом союзе», то есть, фактически, союзный договор. Его заключение явилось логическим продолжением той политической линии, которую избрали наши предки и которую власти в СССР гласно и негласно старались подорвать изнутри, искусственно раздувая старые исторические обиды народов Кавказа друг на друга. К сожалению, многие на Кавказе до сих пор находятся в «плену очарования» этими претензиями, которые, самое большее, можно было бы адресовать нашим отцам и дедам, а если по справедливости, то только прежним советским и царским режимам, которые и проводили политику разделения и стравливания народов. Об этом, кстати, прямо сказано в тексте заключённого между ВОЦ и АНК договора. Сегодня мы не можем со 100-процентной уверенностью предсказать дальнейшую судьбу Российской Федерации, хотя масса признаков и явлений позволяет нам делать вполне уверенные предположения. Но, в любом случае, при любых виражах, ожидающих и предстоящих судну по имени «РФ», наличие союзного договора между казаками и горцами даёт реальную надежду, что нас не разведут по противоположным окопам и не столкнут во взаимоуничтожении ради интересов какой-то третьей стороны! И, как мы надеемся, такой договор станет основой собственного национально-государственного строительства как горцев, так и казаков, которые будут не препятствовать друг другу в достижении своих национальных целей, а оказывать взаимную помощь и поддержку. Что выгодно им обоим в равной степени.

       Александр Дзиковицкий (данная статья является выражением личного мнения автора и не является общей позицией ВОЦ).

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения