Главная » Теология » КАЗАЧЕСТВО. КАК СВЯЗАНЫ ПОНЯТИЯ «ЧЕРКАС», «ЧЕРКЕС» И «КАЗАК». ЧАСТЬ 2.

КАЗАЧЕСТВО. КАК СВЯЗАНЫ ПОНЯТИЯ «ЧЕРКАС», «ЧЕРКЕС» И «КАЗАК». ЧАСТЬ 2.

23.07.2020 11:31

       В XVI столетии кавказские черкасы, в отличие от донских и запорожских черкасов, между которыми в то время уже не ощущалось никакого родства, в русских исторических документах называются «пятигорскими черкасами». В XVI веке пятигорские черкасы пришли на Нижний Терек из гор (гребней). Также известно, что гребенские казаки издревле и до их переселения в XVI веке жили на реке Терек между кабардинцами и назывались там казаровцами (выходцами с Казарии, то есть Хазарии). Примечательно также, что в казачьих гребенских былинах совершенно нет упоминаний о борьбе с монголо-татарами. То есть, кавказские казаки-черкасы приняли завоевателей за своих? В первой половине XVII столетия у донских казаков и в московских документах мы встречаем названия «кабардинские черкасы» и «кубанские черкасы». Также важно то, что «черкесскими татарами» часто назывались именно кабардинцы (кабары-кавары хазарских источников, 883 год), которые хотя и сохранили в значительной части адыгский язык, но уже имеют богатую лексику древнетюркского происхождения, что утруждает взаимопонимание между собственно адыгами и кабардинцами. По фольклорным преданиям, правящие роды Кабарды - тюркского происхождения и носящие тюркские имена (Инал, Темир, Темрюк, Аслан и другие). В отличие от западных адыгов, кабардинцы в основном занимались скотоводством и разведением лошадей и вели полукочевой образ жизни, а также использовали курганное погребение, как все «нормальные» тюрки.

       В 1527 году о черкасах пятигорских вспоминает Сигизмунд Герберштейн, как о христианах славянской речи, опытных мореходах, знавших приёмы морской навигации. В 1562 году основан их город Чигирин в нынешней Украине и около того же времени в Великом княжестве Литовском был учреждён Пятигорский гвардейский полк. Они стали первыми организаторами далёких морских походов, принеся с собой знакомство с Чёрным морем и навигационные навыки старых черноморских корсаров. По свидетельству киевской летописи, первое морское нападение запорожских казаков на Малую Азию состоялось в 1576 году. В конце XVIII века Российская империя подавила последнее крупное казачье восстание Пугачёва на Дону и разгромила Запорожскую казачью республику. После этого царская власть уже совсем не стеснялась в своих экспериментах над казаками. В первой половине XIX века было приведено в исполнение трёхэтапное переселение более ста тысяч днепровских казаков на Кубань, то есть в предгорья Кавказа, что не только усилило накал борьбы с сопротивляющимися российской агрессии горскими народами, но и окончательно определило этническое лицо созданного здесь черноморского казачества. К сожалению, и сегодня остаются актуальными слова Голобуцкого, высказанные по этому поводу:

       «Какие именно конкретные соображения оказались решающими в вопросе о переселении Войска из-за Буга на Кубань, сказать трудно».

       Но вот как пели насильно переселяемые днепровские казаки:

Зажурылысь чорноморци,

Ой, шо нигдэ прожиты.

Гэй, гэй, й осылывся враг проклятый,

Выганя, выганяе с хаты.

 

Ой, годи вам, чорноморци,

Та й худобу плодыты.

Гэй, гэй, запрягайтэ волы в возы,

Иидь на Куйидь на Кубань житы.

 

Йидуть, йидуть чорноморци.

Аж занозы гнутся,

Гэй, гэй, й оглянутся в рядный край,

3 очей елё з очей слёзы льются.

 

Бодай тоби Кухарэнко,

Так добрэ служиты,

Гэй, гэй, як нам, бядннм чорноморцям.

За Ку за Кубанью житы.

 

Вража матэ Катэрына,

Нэ гарно зробыла:

Край широкый, край вэсэлый,

Та й занапастыла.

       Разгромы и разрушения, совершённые Российской империей в землях днепровских и донских казаков, оправдывались «неистовым» строем Казачьих республик, которые в глазах широких масс должны были стать какими-то бандами, объединёнными страстью к безделью и грабежу, «гулящими людьми», «выходцами из разных сословий», и вообще «сбродом», которому на роду написано лишь расширять и охранять русские границы. Казакам надо было отслужить воображаемые вины предков, не щадя ни крови, ни жизни, только по долгу перед Империей и принимать каждую кроху, падающую из рук царя, с благоговением и благодарностью, как особую милость. Во время длительной Кавказской войны Казачий Народ, находившийся в положении покорённого Империей и назначенного ею постоянно воевать за неё, подвергался регулярным насильственным переселениям на территории, отвоёванные у горских народов. Казаки, не имея силы сопротивляться мощи Империи, вынуждены были бросать свои жилища, своё хозяйство и идти (порой даже под конвоем) на новые места, дабы оборонять новые границы России от изгнанного со своих земель местного населения. И если в первую половину XIX века, при царе Николае I, с ними власть вообще не церемонилась, то при Александре II формально с нежеланием казаков насильно переселяться уже считались. Однако, как считались, показывают следующие примеры. Вторичное переселение бывших хопёрцев из-под Ставрополя в верховья Кубани опять, как это и ранее было, не прошло гладко. По свидетельству лондонской газеты А. Герцена «Колокол» (от 1 июля 1861 года), наместник Кавказа князь Барятинский не хотел применять принуждения, и его заместитель генерал Евдокимов заверял делегацию хопёрцев:

       «Честным словом, что он отнюдь не намерен переселять их помимо их собственного согласия, и чтобы они успокоились. Они возвратились домой и успокоились. Но чуть только Барятинский выехал, Евдокимов тотчас приказал переселение. Казаки отказались. Евдокимов командировал целый отряд с артиллерией для усмирения неповиновения. Казаки поневоле пошли за конвоем на передовую Линию, но при этом (Александровская станица) бросили жён, детей, имущество и отправились только с оружием. Свидетели рассказывают сцены, как вели за конвоем целый полк седых усачей, снискавших общее уважение своей незапятнанной военной славой, и как расставались с ними жёны и дети, ими покинутые».

       Некоторые ретивые начальники прибегали и к иным средствам принуждения:

       «Из казачьего Терского полка, по предписанию начальства, было официально приказано только тех переселять на Кубань, кто сам пожелает, а правительство желало, чтобы непременно переселялись казаки, почему полковой командир подполковник Абазин призывал некоторых казаков и приказывал, чтобы они непременно переселялись. Но, зная, что их не приказано приневоливать, они отказывались. Для более действенного убеждения Абазин просверлил стену, вкладывал в отверстие казацкие бороды и потом просверленное загвоздивал».

       Правда, время было уже «цивилизованное» и за такие способы «убеждения» казаков Абазин попал под суд, и в заключении помер 1 августа 1861 года. Конечно, казаки-новопоселенцы в глазах изгнанных отсюда прежних местных жителей не могли вызывать симпатии и во многих кавказских семьях до сего дня живёт старая генетическая вражда к Казачьему Народу. Однако, если кроме ненависти есть в голове и разум, то разве можно винить в происходившем когда-то подневольных исполнителей имперской воли, которые сами страдали от такого «освоения» Кавказа? Но, кто бы и как бы ни ответил на этот вопрос, когда-то насильно переселённые на Северный Кавказ казаки давно уже вросли в местную жизнь и Северный Кавказ для них теперь - их родина. Точно так же, как для американцев, чьи предки когда-то приплыли в Новый Свет из Европы, стали родиной земли их прежних хозяев - индейцев. Только есть одна существенная разница: европейцы переселялись в Америку добровольно, а казаки на Северный Кавказ принудительно! В дальнейшем, даже по окончании Кавказской войны, это принуждение к переселению продолжалось. Теперь уже с целью закрепить присутствие Империи на Северном Кавказе. Таким образом, с 1860 до 1892 года в кубанские казачьи станицы было вселено около 12-13 тысяч душ обоего пола.

       С 1763 черкесские (адыгские) племена 101 год вели вооружённую борьбу против экспансии на Кавказ Российской империи, которая окончилась 21 мая 1864 года вследствие использованной царским генералом Евдокимовым тактики выжженной земли. Последовавшее затем массовое насильственное изгнание черкесов стало причиной не только огромных человеческих жертв вследствие голода и болезней, но и появления черкесских диаспор в различных странах мира. Большая часть изгнанников была переселена в Османскую империю. После Февральской революции 1917 года на Северном Кавказе предпринимались попытки строительства горской государственности. С мая по октябрь 1917 года здесь существовал Союз Горцев Северного Кавказа и Дагестана - автономное государственное образование на территории Дагестана и горских округов Терской области.

       Несмотря на прежнюю Кавказскую войну, когда Российская империя столкнула в вооружённом противостоянии казаков и горцев, их дети и внуки смогли договориться и примириться. 20 октября (2 ноября) 1917 года во Владикавказе состоялось объединение Донского, Кубанского, Терского и Астраханского казачьих Войск, а также представителей калмыков, горских народов Дагестана и Закатальского округа, Терского и Кубанского краёв, степных народов Терского края и Ставропольской губернии в единую государственно-территориальную единицу, управляемую на принципах конфедерации - «Юго-Восточный Союз казачьих Войск, горцев Кавказа и вольных народов степей» (Юго-Восточный Союз, ЮВС)»». 31 октября (13 ноября) к учреждённому Союзу присоединилось Уральское казачье Войско. Из-за начавшейся Гражданской войны это государственное образование оказалось недолговечным. На той же территории во время смуты провозглашались в разное время Горская Республика, Автономная Терская Советская Республика, Республика Союза Горцев Северного Кавказа, Северокавказская Советская Республика, Северокавказский Эмират. 20 января 1921 года, используя прежние проекты государственного строительства, победители-большевики создали Горскую Автономную Социалистическую Советскую Республику (ГАССР) в составе РСФСР, в которой даже имелся Сунженский казачий округ. Правда, уже через два с половиной года, 7 июля 1924 года, поняв, что единый Северный Кавказ может быть опасен коммунистическому режиму, большевики ликвидировали это государственное образование, раздробив его на ряд отдельных республик, причём, совместив в них явно некомплиментарные друг другу народности согласно древнему принципу всякой империи:

       «Разделяй и властвуй!».

       А в 1936 году за частью адыгов, поселившихся на реке Кубань, официально был закреплён экзоним «черкес». В настоящее время представители черкесской диаспоры проживают в более чем 50 странах мира. В Турции их находится, по разным данным, от 3 до 6 миллионов. В России по переписи 2010 года черкесов насчитывается 718 727 человек, в основном в республиках Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский и Ставропольский края. В августе 1989 года на I съезде народов Кавказа в Сухуми было создано объединение, призванное объединить народы Кавказа - Конфедерация Горских Народов Кавказа (КГНК). С 13-14 октября 1990 года прошёл II съезд горцев Кавказа в Нальчике. Было объявлено, что организация является правопреемницей Горской Республики. 1-2 ноября 1991 года на III съезде в Сухуми представители двенадцати народов подписали Договор и приняли Декларацию о конфедеративном союзе горских народов Кавказа, а также решили сформировать Кавказский парламент, Третейский суд, Комитет обороны, другие структуры, а также определили столицу Абхазии город Сухуми штаб-квартирой Конфедерации. КГНК определила саму себя как «суверенное национально-государственное образование». Основным решением стало то, что субъектами КГНК являются не республики, а народы, входящие в Конфедерацию:

       - абхазы,

       - абазины,

       - аварцы,

       - адыги (черкесы),

       - чеченцы,

       - балкарцы,

       - даргинцы,

       - карачаевцы,

       - кумыки,

       - лезгины,

       - лакцы,

       - осетины.

       Российская Федерация проявила настороженность по отношению к КГНК, так как опасалась отделения Северного Кавказа от России на базе этой организации. В грузино-абхазском конфликте 1992-1993 годов вооружённые отряды Конфедерации поддержали абхазскую сторону. В сентябре 1992 года по требованию Грузии в России был арестован президент КГНК М. Шанибов, но после митингов в его поддержку Шанибова освободили. В октябре 1992 года из названия Конфедерации убрано слово «горских» и КГНК стала КНК.

       4-5 апреля 1993 года в Пицунде состоялось консультативное совещание представителей КНК и казачества Юга России. На нём в первый же день - 4 апреля - было подписано Соглашение о заключении договора о дружбе и сотрудничестве между КНК и казачеством Юга России. В настоящее время Конфедерация Народов Кавказа продолжает своё существование, но не играет существенной роли в текущей политической ситуации. Позднее на базе КНК была создана Ассамблея Народов Кавказа (АНК), как правопреемница Конфедерации Народов Кавказа. И АНК так же, как горцы и казаки в октябре (ноябре) 1917, а затем в апреле 1993 года, в июле 2019 года специальной Декларацией формально закрепила фактически установленные за год до этого союзные отношения с Всеказачьим Общественным Центром (ВОЦ). В преамбуле Декларации, в частности, сказано:

       «Исторически горские народы и казаки стравливались между собой властью России, действующей по принципу «разделяй и властвуй». Сегодня мы должны положить конец насаждению между нами вражды и противостояния. В этих целях мы принимаем к исполнению настоящую Декларацию, и обязуемся соблюдать её».

       Александр Дзиковицкий (данная статья является выражением личного мнения автора и не является общей позицией ВОЦ).

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения