КАЗАЧЕСТВО. БОРЬБА ЗА КАЗАЧИЙ ХРАМ.
К нам в редакцию пришло интересное обращение. Предупреждение - данная статья не преследует никакой цели, кроме цели не преследовать никакой цели. Автор не призывает к чему-либо или ненависти к кому-либо. Есть собственное субъективное и оценочное мнение, которое разрешено высказывать любому гражданину страны. Насколько данные аргументы совпадают с действительностью, нам не известно и скорее всего это не истина в последней инстанции, а эмоциональная разгрузка человека, который переживает за бытие в целом. Мы не берёмся давать оценку в связи с новым пакетом законопроекта И. А. Яровой.
«Во времена всеобщей лжи говорить правду - это экстремизм» - (Джордж Оруэлл).
Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть данных фактов. Информация взята из открытых источников. Всё что вы видите - это слухи и домыслы и нечего более. Данный текст создан в состоянии аффекта, так как автор очень впечатлительный человек с обострённым чувством справедливости и слишком близко к сердцу воспринимает чужое горе, поэтому многие его высказывания могут являться искажённым восприятием реальности. Всё является авторским личным оценочным суждением. Верить ему на слово, безусловно, не нужно ни в коем случае. Предлагаю читателям составить своё собственное не зависимое от авторского оценочного суждения - мнение о произошедшем.
В Аналитической справке о положении в Дагестане в целом, рассмотренной и утверждённой Правлением и Советом стариков Нижне-Терской казачьей общины совместно с региональным отделением КаПРФ ещё 29 августа 2017 года, говорилось:
«B республике созданы Координационный совет по северному району РД и Правительственная комиссия по предупреждению оттока русскоязычного населения за пределы Дагестана. Однако работа данных органов положительных результатов не даёт. Все принимаемые нормативно-правовые акты, проводимые мероприятия и конференции носят формальный характер, практических результатов не дают, а принимать конкретные меры по поддержке русского, казачьего населения и сокращению его оттока местные власти не хотят или не могут (выделено в документе)».
Вероятно, такой ситуацией обусловлены в Дагестане очень многие конфликты, в том числе и конфликт, возникший вокруг Свято-Знаменского храма в городе Хасавюрте. Казачий Свято-Знаменский храм в Хасавюрте (Дагестан) построен в 1903-1904 годах по инициативе терских казаков. Является памятником архитектуры регионального значения. Имеет уникальный элемент: двойной световой барабан, создающий в интерьере усиленный световой поток. Во внешнем оформлении, так называемая средиземноморская полосатая кладка. Храм является образцом православной воинской архитектуры нововизантийского стиля (архитектор - терский казак И. В. Рябикин), в этом же стиле построен и знаменитый войсковой храм донских казаков - Вознесенский собор в Новочеркасске. Свято-Знаменский храм является культурным наследием терских казаков. Средства на его строительство собирались казаками по всей Терской области. Но сегодня его главным врагом стала местная власть, о чём будет рассказано ниже, и только в прокуратуре казаки, выступающие за сохранение своего храма, ещё находят иногда поддержку.
Храм при закладке имел защитное 100-метровое пространство, которое сохранялось до 1991 года и советской властью. В последние десятилетия оно бездумно в коммерческих целях застраивается с благословения администрации Хасавюрта. Из-за хаотичности застроек и построек некогда прекрасный город Хасавюрт сегодня стал похож на большой средневековый аул, по которому среди многочисленных палаток и времянок можно свободно проехать разве что на ишаке. Таким образом уничтожаются не только все панорамные виды, но создаётся реальная пожароопасная обстановка из-за невозможности в экстремальной ситуации подхода пожарной техники. В 2018 году при схожих обстоятельствах в соседнем городе Гудермесе полностью выгорела мечеть. Борьба за территорию возле казачьего культурного наследия тянется уже не первое десятилетие. История эта давняя и, по сложившимся традициям Кавказа, густо перемешана с родственными, меркантильными и религиозно-национальными интересами и противоречиями. Но мы начнём её не с Перестройки, не с первых 1990 годов, а с заката «эпохи Ельцина». Уже тогда проявился стержневой состав бессменных защитников храма, включая атамана Хасавюртовского отдела Кизлярского округа ТКВ А. Н. Перевертайло. В то время терские казаки попытались защищать памятник своего культурного наследия по церковной линии, о чём говорит письмо из секретариата митрополита Ставропольского и Бакинского Московского патриархата РПЦ Гедеона от 31 июля 1998 года за № 966 на имя атамана Хасавюртовского отдела А. Н. Перевертайло. В отличие от равнодушной позиции нынешнего митрополита, Гедеон, сам этнический казак, фактически благословил казаков на борьбу за храм. Следующим шагом казаки обратились в Госсовет Республики Дагестан. Председатель Комитета по делам религий А. Магомедов, изучавший вопрос с храмом, доложил 22.02.99 года заместителю председателя Правительства В. В. Акулиничеву. В резолютивной части говорилось:
«Считаем необходимым:
а) Постановлением правительства принять решение об охранной зоне вокруг Знаменского храма во избежание дальнейшей застройки и нарушения архитектурного облика храма;
б) Изучить возможность частичного выкупа помещений швейных мастерских и участка, непосредственно прилегающего к храму».
Но дальше этого - ничего и никуда. Тогда казаки обратились в Прокуратуру Дагестана, которая перенаправила запрос в Госкомитет Дагестана по делам строительства и архитектуры. 29 июля 1999 года оттуда пришёл ответ:
«Атаману ТКВ В. К. Храбрых, прокурору Хасавюрта А. А. Магарамову. На запрос Госкомархстрой РД подтверждает факты нарушений Градостроительного законодательства в районе Знаменского Храма, изложенные в Заявлении Правления Терского Казачьего Войска от 17 июля 1999 года в адрес прокурора РД. Застройка охранной зоны Знаменского Храма города Хасавюрта является серьёзным нарушением и Федерального Закона «Об охране памятников истории и культуры» со стороны администрации города».
В письме заместителя прокурора Республики Дагестан Р. Г. Булатова уже от 16.10.2002 года за № 7/2-72-00 говорилось:
«В 2001 году на земельном участке, прилегающем к приватизированным Х. Гиреевой пошивочным мастерским, гражданином Б. Гиреевым было возведено двухэтажное строение. Особо отмечаю, что разрешение на строительство двухэтажного дома гражданину Б. Герееву администрацией города Хасавюрт не выдавалось. По факту самовольного строительства городской службой Госархстройнадзора был составлен протокол о нарушении градостроительного законодательства. Однако по настоящее время самовольно построенное строение Б. Гереевым либо Госархстройнадзором не снесено. В этой связи прокурором города Хасавюрт в администрацию города внесено представление на предмет принятия мер к сносу».
Но опять закон не сработал. 5 февраля 2006 года глава городской администрации Хасавюрта А. Муртазалиев по заявлению А. А. Хабибова выделил последнему в аренду земельный участок возле Свято-Знаменского храма под строительство детского торгового центра. Интересно, что аренда была предоставлена именно Хабибову, и именно «в связи с отсутствием [иных] претендентов»! 29 января тот же А. Муртазалиев прежнюю аренду предоставил Хабибову в собственность. От имени администрации города Хасавюрт 5 апреля 2016 года за подписью главы городского округа З. Окмазова, по рассмотрению заявления Г. Д. Гусейнова, разрешено его компаньону А. А. Хабибову строительство торгово-развлекательного центра на территории, примыкающей к Свято-Знаменскому храму. С этого непродуманного (или как раз наоборот) разрешения виток проблем стал особенно острым. 15 апреля был утверждён градостроительный план, подписанный тем же З. Окмазовым. В своих дальнейших возражениях казаки ТКВ, защищавшие памятник своей культуры, утверждали, ссылаясь на ФЗ «Об объектах культурного наследия», что:
«Подготавливая постановление главы города Хасавюрт З. Окмазова от 15 апреля 2016 года за № 108 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка», расположенного в охранной зоне памятника культуры и предназначенного для строительства торгово-развлекательного центра, исполняющий обязанности начальника отдела архитектуры и градостроительства Д. Э. Цициев должен был знать по долгу службы, что это является нарушением федерального закона об охране памятников культурного наследия».
Но опять закон пробуксовал. 17.08.2018 года за № 60 на имя прокурора города Хасавюрт Р. А. Магомедова было подано новое обращение от казаков:
«Просим Вас вынести решение о сносе незаконных строений в городе Хасавюрте, расположенных с восточной и южной сторон Святознаменского храма. Правление ТКВ особо обращает Ваше внимание на то, что эти незаконные строения по периметру территории храма создают также и пожароопасные условия, то есть невозможность воспользоваться пожарной техникой в чрезвычайных ситуациях. Ранее нами направлялись письма в Управление пожарной охраны РФ и РД. Православная община города, видя данные нарушения федерального законодательства в течение ряда лет, безусловно, воспринимает их как коррупционную составляющую работы местных органов власти».
И опять тишина. Но в конце января - начале февраля 2019 года в Хасавюрте из-за неугомонной активности терских казаков всё-таки состоялся суд, в котором одной стороной были представители ТКВ (истцы), а другой – граждане Хабибов Арсен Асадулаевич и Гусейнов Гусейн Даудович (ответчики), построившие 2-этажный объект капитального строительства в охранно-защитной зоне ОКН (объекта культурного наследия), в непосредственной близости от храма. В суд с иском обратился прокурор Хасавюрта после того, как прокуратурой была по требованию казаков произведена проверка законности строительства. И, казалось бы, наконец-то казаки победили! В Решении Хасавюртовского городского суда от 4 февраля 2019 года было сказано:
«Иск прокурора города удовлетворить. Признать объект капитального строительства самовольной постройкой. Обязать Хабибова Арсена Асадулаевича и Гусейнова Гусейна Даудовича снести за свой счёт самовольное строение, с приведением земельного участка в первоначальное положение».
Но не тут-то было! Гусейнов и Хабибов вовсе не думали смириться и отступить перед казаками. Проиграв по духу и букве закона, ответчики решили прощупать ряды своих противников на «гниловатость». Уже во время суда так называемый «руководитель Русской общины» Хасавюрта Г. П. Авраимов, назначенный хасавюртовской администрацией единственный учредитель этой бутафорской организации (в числе учредителей один человек - сам Авраимов), по инициативе застройщика А. А. Хабибова и за его счёт, предложил истцам совершить «поход в ресторан», дабы там обсудить «дела наши скорбные». Часть казаков сразу отказалась, прекрасно понимая, каким гнильём всё это «пахнет». Среди них были уважаемые казаки В. А. Старчак и В. И. Ильин. Но кое-кого густое и вонючее «амбре» намекаемой сделки не только не смутило, но наоборот - привлекло. Как мух на продукты жизнедеятельности. Поесть-попить «по храмовому делу» отправились ответчик Г. Д. Гусейнов, Г. П. Аврамичев и двое от казаков - тогдашний координатор Всеказачьего Общественного Центра по Дагестану А. И. Иванов и его товарищ, и покровитель П. В. Лиховидов, ранее выступавший в судах на казачьей стороне. В конце мая, когда приехала комиссия из Миннаца, Авраимов собрал для неё массовку якобы «православных, жаждущих строительства развлекательного центра». Кроме того, был произведён «контрольный выстрел» по «договороспособным» казакам - организован новый «поход в ресторан» с Лиховидовым и Ивановым. Что происходило во время первой и этой второй «Тайных вечерей», кто кому и что обещал, неведомо. Но, как читатель и сам может предположить, Лиховидов и Иванов после этих «встреч в верхах» стали «глубоко убеждёнными» противниками казачьей стороны спора о казачьем национальном культурном наследии. 31 мая 2019 года Верховный суд Дагестана рассматривал апелляцию на решение городского суда. На стороне Хабибова и Гусейнова выступала, как всегда, администрация Хасавюрта (от Агентства по охране культурного наследия республики П. О. Загирова и представитель городской власти В. Л. Израилова) - они настаивали на отмене ранее принятого судебного решения. Представитель ТКВ В. И. Ильин просил оставить его в силе. Но враги храма уже заручились поддержкой не только в городской администрации и гнилой части казачьей среды. В итоге вынесено определение:
«Решение Хасавюртовского городского суда от 4.02.2019 года отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать».
Но казаки, как и ранее их противники, вовсе не собирались «вкладывать шашки в ножны». Во второй половине июля 2019 года в прокуратуру города Хасавюрта поступило новое обращение:
«Правление и Совет Старейшин общественно-политического движения «Терское Казачье Войско» (город Владикавказ) направляют Вам экспертное заключение государственного федерального учреждения «Институт искусствознания». Ранее это же заключение было переслано Министерством культуры РФ в адрес прокуратуры Дагестана».
Прилагавшийся к этому обращению экспертном заключении московского «Института искусствознания» от 24.06.2019 года за № 1\4-397 говорилось, в частности, следующее:
«В последние годы в непосредственной близости от Знаменского храма, на участках, составляющих часть его территории, осуществляется строительство зданий значительной этажности, которые своим обликом и габаритами резко диссонируют с храмом. Такое строительство нарушает защитную зону храма, которой он обладает в соответствии со своим статусом ОКН (объект культурного наследия), а также наносит значительный ущерб облику исторического центра Хасавюрта и портит его историческую панораму. Новые здания препятствуют полноценному обзору храма, что не позволяет в полной мере воспринимать его значительные художественные достоинства. Сотрудники Сектора Свода памятников Государственного института искусствознания считают недопустимым строительство новых зданий всего в нескольких десятках метров от стен храма».
Кроме того, в этом экспертном заключении был приведён такой замечательный абзац:
«Учитывая незаурядные художественные качества Знаменского храма, а также принимая во внимание его значительную историческую ценность, считаем целесообразным проведение государственной историко-культурной экспертизы с целью изменения категории ОКН с регионального на федеральный».
Тут стоит сказать, что ещё до официального запроса казака В. С. Пархоменко в ВОЦ с просьбой принять участие в разрешении ситуации с храмом, он, Пархоменко, не будучи членом ВОЦ, дважды обращался устно к окружному координатору ВОЦ по Терскому округу В. А. Швейделю (в июле-августе и в декабре 2019). Последний же, не зная, что координатор ВОЦ по Дагестану А. И. Иванов уже вступил в соглашение с ответчиками по делу о храме, давал ему поручения лично разобраться в ситуации. Естественно, все ответы Иванова были увиливающими. Он лишь пытался облить грязью Пархоменко и других казаков, выступающих в защиту храма, убеждал, что ВОЦ незачем встревать в это склочное дело, что он, Иванов, присутствует на каждом правлении ТКВ и знает, что правление не поддерживает «склочников». Швейдель просил предоставить хоть один документ, подтверждающий такую якобы единодушную позицию правления ТКВ по храму, но Ивановым так и не было представлено ни одной бумаги. Но, как впоследствии выяснилось, он и Лиховидов вместе ездили в Хасавюрт и даже побывали дома у атамана Хасавюртовского отдела, сидели с ним за одним столом и разговаривали о происходящем. Только атаман Хасавюртовского отдела не знал, что разговаривает не с друзьями и соратниками, а с предателями казачьих интересов. 25.11.2019 года была написана (зарегистрирована 9 декабря) кассационная жалоба от казаков на апелляционное определение судебной коллегии ВС Дагестана от 31 мая 2019 года. Приведя ряд не принятых во внимание судебной коллегией фактов и заведомых подтасовок, в документе указывалось:
«Правление Терского Казачьего Войска просит Вас отменить апелляционное определение и утвердить решение Хасавюртовского суда в 1 инстанции».
11 января 2020 года в 5 Кассационном суде общей юрисдикции в Пятигорске было вынесено Определение, в котором говорилось, что кассационная жалоба казаков от 9 декабря 2019 года оставлена без движения, как не соответствующая требованиям части 2 статьи 378 ГПК РФ. В документе также говорилось, что:
«Определение может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его вынесения».
Но никакого обжалования, ни каких-либо иных действий казаками за указанный срок произведено не было. Казаки вообще ничего не знали об этом ответе. 19 февраля 2020 года член Правления ТКВ В. С. Пархоменко, посылая мне эти документы, написал в сопровождении:
«Письмо из суда было, как это ясно из текста, ещё в начале января. Месяц прошёл. Заместитель атамана объясняет сейчас сокрытие этого письма тем, что штаб был закрыт месяц из-за смерти начальника охраны штаба Д. Д. Лозового».
А чуть позже на имя Лидера ВОЦ поступило Обращение от пресс-секретаря Владикавказского округа ТКВ В. С. Пархоменко и старейшины Кизлярского округа Терского Войскового казачьего общества, ветерана органов МВД В. В. Быстрова, в котором, в частности, говорилось:
«В истории Российского казачества особая роль принадлежала Войсковым храмам как хранилищам войсковых регалий, воинской славы и доблести. Сегодня эта роль признана на государственном уровне. К сожалению, Правлением ТКВ второе десятилетие ведётся борьба за сохранность охранной 100-метровой зоны вокруг уникального Свято-Знаменского храма города Хасавюрта - одной из святынь Терского казачества, где не прекращаются попытки застройки её коммерческими и развлекательными заведениями. Такое отношение администрации Хасавюрта к культурному и историческому наследию терских казаков полностью противоречит конституционным нормам Российской Федерации, Закону об охране культурного наследия, нормативным документам Администрации Президента РФ по развитию казачьих организаций, а также обычным этическим нормам межконфессионального уважения. Кстати, подробнее об отношении к этим нормам морали самих застройщиков: здесь цинизм запредельный, диктуемый сиюминутной выгодой рынка. Ими создана группа маргинальных лиц из числа «православных», подписавших обращение о необходимости строительства увеселительного заведения рядом с храмом. Воистину:
«Сон разума рождает чудовищ».
Но где реакция авторитетных лидеров ислама в Хасавюрте? Просим Вас отразить данные проблемы в российских СМИ».
Развесёлая гоп-компания предателей казачьих интересов и казачьего имени, узнав об обращении Пархоменко и Быстрова за помощью в ВОЦ и понимая, что вляпалась «по самое некуда» и огласки их антиказачьего поведения не избежать, 21 февраля 2020 года попыталась прикрыться хоть каким-то документом (не исключено, что даты проставлены задним числом, хотя это, в общем-то, ничего принципиально не меняет). А. И. Ивановым на телефон окружного координатора ВОЦ В. А. Швейделя было сброшено фото «выписки из протокола Совета атаманов ТКВ от 07.12.2019 года», якобы проходившего в городе Прохладный Кабардино-Балкарской Республики. В тексте выписки сказано:
«Принято решение отклонить ходатайство Пархоменко о подаче кассационной жалобы в Пятигорский суд о снесении двухэтажного строящегося здания, находящегося рядом со Знаменским Храмом в городе Хасавюрте на основании того, что здание находится на расстоянии 46 метров от ограждения Храма (заметим: никакой акт не отменял ранее установленное законом минимальное расстояние 100 метров). К Храму имеется пожарный проезд и к тому же между ними имеется двухэтажное здание телевизионной мастерской на первом этаже и квартира на втором этаже (заметим: проезд, даже если машина и может в него протиснуться, из-за наличия здесь «левых» строений становится совсем уж «узко-аварийным» - как пожарные лестницы в домах, где люди могут спускаться лишь поодиночке. А оправдание незаконного строительства тем, что здесь уже имеется другое незаконно построенное здание - вообще довод странный. Казакам, после запрета нынешнего незаконного строительства, ещё предстоит разбираться и с телевизионной мастерской). Рассматриваемое строящееся здание не закрывает обзор и вид Храма (заметим: такое же утверждение можно применить и к обзору, открывающемуся созерцающему сквозь замочную скважину - увидеть можно, но без общей панорамы), не препятствует пожарному проезду, служители Храма не возражают о строительстве (заметим: служители МП РПЦ - это всего лишь церковные чиновники и Свято-Знаменский храм для них - лишь одно из рабочих мест, куда их сегодня направило церковное начальство и откуда завтра переведёт в другое. Храм - не памятник их культурного наследия, а начальство, слившееся в «симфонии светской и духовной власти», для них единственный авторитет, на волю которого они ориентируются). Совет Атаманов Терского Казачьего Войска, состоявшийся 15.02.2020 года, подтвердил ранее принятое решение отклонить ходатайства В. С. Пархоменко (заметим: выписка из протокола от 07.12.2019 года упоминает о событии, состоявшемся 15.02.2020 года! А это намекает на возможность поспешного изготовления вообще всего «документального сопровождения», легитимизующего антиказачий сговор. На такую вероятность наталкивает ещё и отсутствие в «выписке» указания на круг поднимаемых вопросов, ради чего собирались Советы атаманов и 7.12.19, и 15.02.20 годах, а также отсутствие списка участников этих Советов)».
Что ни говори, ситуация получилась весьма скверная. И вовсе даже не потому, что у казаков имеются враги. Гораздо пакостней сталкиваться с предательством тех, кого ранее считал своими соплеменниками, единомышленниками, друзьями. И если по врагам мы можем только констатировать, что такие есть, то по вторым ВОЦ передал дело на рассмотрение Судье Всеказачьего Общественного Центра для принятия справедливого решения. И оно было принято. Судья ВОЦ К. Э. Козубский в резолюции своего Решения написал:
«Констатирую, что участники постыдного сговора с захватчиками охранной зоны войскового казачьего Свято-Знаменского храма в городе Хасавюрте опозорили наше имя. И, вследствие совершённого, они должны однозначно квалифицироваться как изменники интересов Казачьего Народа. Исходя из такого определения:
- согласно Положения о судебной власти во Всеказачьем Общественном Центре, руководствуясь статьями 1.5 (по общественно значимым делам, получившим резонансную известность) и 4.2 (крайнее неприятие поведения), я выношу Решение «О крайнем неприятии поведения» лиц, участвовавших в сговоре с дельцами, посягнувшими на казачье кровное и официально признанное достояние;
- персональные данные Иванова Александра Игоревича и Лиховидова Петра Владимировича будут добавлены, согласно статьи 3.5 Положения о судебной власти во Всеказачьем Общественном Центре, в Отдел персонального учёта в Каталог судебных Решений ВОЦ.
Далее, относительно одного из участников постыдного сговора, бывшего координатора Всеказачьего Общественного Центра по Дагестану А. И. Иванова, нанёсшего морально-репутационный вред Всеказачьему Общественному Центру; я принимаю Решение:
- согласно Положения о судебной власти во Всеказачьем Общественном Центре, руководствуясь статьями 3.1 (Основываясь на всех полученных данных и показаниях, соотнося их с собственным здравым смыслом и будучи полностью уверенным в правильности принимаемого решения) и 4.3.1 (Исключение из состава ВОЦ, без права повторного индивидуального вступления в ВОЦ), я выношу Решение «Об исключении из состава ВОЦ, без права повторного индивидуального вступления в ВОЦ» бывшего координатора ВОЦ по Республике Дагестан А. И. Иванова».
Но что теперь практически следует делать казакам? Сложить руки и признать, что им оказалось не под силу защитить свой войсковой храм из-за могущества врагов и наличия предателей в собственных рядах? Или же пытаться что-то предпринимать? Судя по решимости казаков-терцев и готовности помогать им со стороны ВОЦ, дело это ещё далеко не закончено. Настоящую статью Всеказачий Общественный Центр просит считать официальным обращением в органы власти, в компетенцию которых входит рассмотрение таких споров. Упоминаемые в тексте документы имеются в наличии и могут быть предоставлены по запросу.
P. S.
К великому сожалению, упоминаемый здесь В. С. Пархоменко, который и в ВОЦ с просьбой помочь терским казакам отстоять свой храм и который предоставил документы по многолетней борьбе за него, прочитав уже готовую статью-расследование, назвал её хоть и правильно написанной, но «бомбой» и, в конечном итоге, извинившись у автора за напрасно отнятое у него время, попросил не распространять её. Однако, спустя некоторое время, судебное Решение ВОЦ по бывшему координатору ВОЦ А. И. Иванову и направлявшему его телодвижения П. В. Лиховидову заставили В. С. Пархоменко признать, что данное журналистское расследование всё-таки необходимо предать гласности.
Во-первых, появившиеся лишь с год назад в казачьем движении Иванов и Лиховидов (про которых среди казаков раньше и слышно не было) не угомонились и стали «лить помои» на Пархоменко, который, в отличие от них, зарекомендовал себя уже с начала 1990 годов как активный защитник казачьих интересов и в значительной мере именно благодаря ему были выиграны несколько процессов в пользу казаков.
Во-вторых, вышеуказанные «товарищи» стали без каких-либо доказательств оскорблять честь и достоинство Пархоменко, а по ходу «дела» обвинили и Лидера ВОЦ в якобы распродаже земель Наурского района Чечни.
К слову, последнее обвинение как нельзя лучше демонстрирует их и умственный и моральный уровень, поскольку точно так же они могли бы его обвинить в распродаже земель коренных народов Севера РФ или, скажем, джунглей индейцев Амазонии! Поэтому всё-таки и было принято решение о публикации данного расследования, дабы показать истинную «физиономию» таких «казаков», чья позиция очень похожа на заурядную продажность. Что, увы, нередко сегодня и среди казачьих потомков.
Александр Дзиковицкий.