ГОДОВЩИНА КПАЦ ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О КАЗАЧЬЕЙ ЦЕРКВИ.
15 декабря 2018 года состоялось собрание казаков, объявивших о возрождении Казачьей Православной Апостольской Церкви (КПАЦ). К сожалению, из-за многих сложностей и, прежде всего, из-за неготовности самих казаков к столь серьёзному шагу, КПАЦ весь этот прошедший год провела фактически в замороженном состоянии. Однако мы все, участники того памятного собрания годичной давности, помним эту дату и надеемся, что в будущем она станет одним из главных церковных юбилеев Казачьей Церкви. Кирилл Козубский, судья Всеказачьего Общественного Центра, член Учредительного собрания КПАЦ написал к юбилею нижеследующую статью. 15 декабря 2018 года, группой казаков-единомышленников была учреждена Казачья Православная Апостольская Церковь (КПАЦ). Тем самым был ликвидирован долговременный провал в казачьей церковной истории. До недавнего времени Казачьей Церкви не было. Теперь она уже есть.
История Казачьей Церкви чрезвычайно богата событиями, но в то же время, приходится признать, что она мало разработана, в ней много белых пятен. Достоверно мы можем сказать, что Казачья Церковь не есть новейшая политическая фантазия, что в Константинопольском соборе 553 года (Пятый Вселенский собор) участвовал Домициан, епископ Зихии (Чигии). Это - древняя казачья страна, земля одного из казачьих племён - чигов. Эта страна очень редко упоминалась в советской литературе, да и в русской дореволюционной - нечасто. Однако, любой, кто имеет доступ ко 2 (тёмно-синему) изданию Большой советской энциклопедии (БСЭ), может раскрыть 34 том на статье «Портуланы». К ней в качестве иллюстрации приложен портулан Джованни Калапода (1552 год), вычерченный почти через тысячу лет после Пятого Вселенского собора. На карте обозначена Чигия (Cichia). К слову сказать, в 2017 году мне удалось посетить Белую и Чёрную Чигию (побережья Геленджикской и Цемесской бухт, соответственно). Сотрудницам Геленджикского краеведческого музея портулан Калаподы не был известен (я показал им сканы кавказского участка), про Белую Чигию они что-то слышали, и чигов «у них принято считать адыгским племенем». Хотя именно чигами основан был в 1562 году на Днепре «славный град старинный казацкий, начальнейший Чигирин». Многолетняя дехристианизация бывшей Российской империи, а затем скороспелая «воцерковительная» кампания Московской сергианской патриархии, вкупе с политическим проектом неоязычества - породили страшную «разруху в головах». В казачьих головах, в том числе.
Процитирую в этой связи для примера письмо амурского казака А. Б. в Головной Актив ВОЦ. Письмо производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, автор выступает за возрождение Казачьей Церкви. С другой - высказывается против православия. Ибо, в его представлении, Казачья Церковь должна быть отчасти языческой, отчасти - немного христианской, но не православной ни в коем случае! Такая у него принципиальная установка. А. Б. приводит в своём письме сведения о языческих традициях, сохранившихся у дальневосточных казаков. Эти традиции ему близки. Но имеют ли они отношение к перспективам Казачьей Церкви? А. Б. негативно относится к Вселенским соборам - однако ж, как я упомянул выше, предстоятель Чигской епархии присутствовал на Пятом Вселенском соборе! Вероятно, следует остановиться на термине «Апостольское христианство», которым пользуется А. Б. Этот термин давно уже в ходу. Для А. Б. «Апостольское христианство» - это некая надстройка над воображаемой языческой системой. А, скажем, для московской священнической группировки Кочеткова-Борисова-Свиридова - это истинное христианство, «не искажённое» Вселенскими соборами. С точки зрения Кочеткова и ему подобных, Вселенские соборы «испортили» православие. С точки зрения А. Б., православия не было до Вселенских соборов. Тогда как в действительности апостолы уже были православными христианами! Ибо, следуя даже чисто-грамматической логике, христианин может быть только православным или инославным, других вариантов нет. Самое предположение, что святые апостолы могли быть инославными христианами, что они инако славили Господа - звучит кощунственно! Апостолы - православные христиане, Вселенские соборы - утверждение православия. «Исследуйте Писание!» - повелел Господь. И отцы Вселенских соборов исследовали. Ничего не добавляя от себя.
В письме А. Б. упоминается донской атаман Кондратий Булавин. Да, он имеет самое прямое отношение к истории Казачьей Церкви, к одной из наитрагичнейших её страниц. Булавин был светским главою Донской епархии. Ибо в условиях пресечения (по вине никониан) древлеправославной иерархии, часть епископских обязанностей перешла в руки мирян. Булавин, естественно, не мог рукополагать священников и освящать храмы, но он руководил церковной администрацией. Так вот. Кондратий Булавин многократно ссылался в своей переписке на авторитет Вселенских соборов.
«А ныне мы, государи наши батюшки, Савелий Пахомович и все атаманы-молодцы, обещаемся Богу, что стать нам за благочестие, за Дом Пресвятые Богородицы, и за святые соборные апостольские церкви, и за предание седьми Вселенских соборов, как они святые на седьми Вселенских соборах утвердили веру христианскую и во отеческих книгах положили, и мы в том друг другу души подавали и кресту Святое Евангелие целовали, чтобы нам всем стоять в соединении и умирать друг за друга», - писал Булавин на Кубань, атаману казаков-маныцковцев (эмигрантов 1689 года).
Письмо это было опубликовано донским писателем Ф. Д. Крюковым в книге «Булавинский бунт». Итак, где же здесь можно найти противопоставление апостолов - Соборам Вселенским? Где характерное для А. Б. уподобление соборов - «еллинской ереси»? Действительно, последнее словосочетание встречается в эпистолярном наследии Булавина. Но в совершенно другом смысле. Атаман имел в виду практиковавшиеся Петром I и его распущенными «птенцами» славословия Бахусу (Вакху), которые с формальной точки зрения являются гимнами эллинскому языческому божеству. Возможно, и безобидные сами по себе, эти гимны на практике сочетались с кощунственными ритуалами «всешутейших и всепьянейших соборов», красочно описанных в романе «графа» А. Н. Толстого «Пётр I». К тому, что упоминается в этой книге, можно бы ещё добавить складывание курительных трубок крестом, что было абсолютно неприемлемо не только для старообрядца. Так что у Булавина были все основания обвинить «великого преобразователя» в создании новой религии, ещё худшей, нежели никонианство. Итак, для того, чтоб верно судить о легитимности Казачьей Церкви, многим из нас явно не хватает исторических знаний.
Александр Дзиковицккий, Всеказачий общественный центр.