Главная » Теология » ЭКСПЕРИМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. ЧАСТЬ 1.

ЭКСПЕРИМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. ЧАСТЬ 1.

02.10.2022 00:44

       Люди всегда мечтали жить в совершенном мире. Они описывали его в мифах о Рае, сочиняли поэмы, фантастические произведения. Во все времена родители хотели дать всё самое лучшее своим детям и внукам. Каждый здравомыслящий человек мечтает, чтобы у его детей было всё: вкусная и полезная еда, хорошая одежда, развивающие игры, качественное образование, в общем, всё самое лучшее. И не только мечтали, а боролись за это!

       Безусловно, будущее, в котором живут «лучшие люди» меньше болезней, нет воин, насилия и зла. На эти темы не только рассуждали писатели-утописты, но и философы, учёные, политические деятели, начиная со времён античности, обсуждали данную тему. Некоторые античные учёные даже предлагали способы, при помощи которых это можно сделать.

       И, о, чудо, скоро мы сможем дать детям лучшие гены - улучшать память и мышление будущего ребёнка, избавить от наследственных заболеваний, выбирать цвет глаз, волос, пол, желаемые таланты и способности, «привить» желаемые черты характера. В общем, дети будут самыми умными, здоровыми, талантливыми и успешными. Но наступит ли это будущее «сверхлюдей» или это очередная антиутопия? Смысл философии Ницше заключается в том, что человек несовершенен, но, идя по пути духовной эволюции, он может стать «сверхчеловеком». Можно ли этого достичь методами силы, принуждения или методом специального отбора генома? Конечно, нет, как и не может быть избранной нации или расы. Ницше говорит не о «создании» сверхчеловека, как о какой-то избранной расе, или нации, а о той внутренней трансформации индивидуального сознания, которое по отношению к тому каким был человек и каким он стал, условно сделает его «сверхчеловеком», но этот процесс, по сути, бесконечен, ибо нет конечной точки у развития сознания.

       Источник: https://proza.ru/2014/02/06/1514

       Все мы прекрасно помним роман Мэри Шелли «Франкенштейн; или Современный Прометей» 1818 года. В названии фигурирует некое сравнение создателя монстра, Виктора Франкенштейна, с мифологическим персонажем Прометеем, вылепившим людей из глины и давшим им огонь. В романе монстр говорит Франкенштейну:

       «Я должен быть твоим Адамом» (имея в виду первого человека, созданного в Библии).

       Но Франкенштейн называет свое творение «существом», «дьяволом», «призраком», «демоном», «негодяем», «вещью» и «людоедом». Виктор Франкенштейн после открытия научного принципа, который позволяет создавать жизнь из неживой материи, работал над созданием существа в течение двух лет на чердаке своего пансиона в Ингольштадте. Но результат, как видно, не обрадовал создателя, потому что очевидно, что результат отличался от ожидаемого. Виктор мечтал создать совершенное существо, новую породу людей. Франкенштейн, испытывая отвращение к своему творению, в ужасе убегает от него. Напуганный и не знающий, кто он такой, монстр бродит по пустыне.

       «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;

       но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.

       Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» - (Пс.81:6-8).

       В Псалме 81, который цитирует Иисус Христос в Евангелии от Иоанна 10:34, еврейское слово, переведённое как «боги», в оригинале звучит «элохим». Обычно это слово относится к единому истинному Богу, но имеет и другие значения. Псалом 81:1 говорит:

       «Встал на Божьем совете Господь и богам произнес приговор».

       Из следующих трех стихов ясно, что слово «боги» относится к судьям и другим людям, которые занимают руководящие и правящие должности. Из этого можно сделать вывод, что обозначение человеческого судьи «богом» указывает на следующие вещи: он имеет власть над другими людьми; как представитель гражданской власти он имеет реальную  власть и его следует уважать; в стихе 8 говорится, что он получил свою силу и власть от Самого Бога, Который является  судьёй всей земли. Весь смысл Псалма 81 заключён в том, что земные судьи должны действовать с беспристрастностью и истинной справедливостью, потому что даже они однажды предстанут перед высшим Судьей. Стихи 6 и 7 предупреждают человеческих судей об этом:

       «Хоть Я и сказал вам:

       «Вы - боги, и все вы - сыны Вышнего, но вы умрете смертью людей, как земной владыка падете»».

       Этот отрывок говорит о том, что Бог назначил людей на руководящие посты, на которых они рассматриваются как боги для людей. Они должны помнить, что, даже представляя Бога в этом мире, они - смертны и в конечном итоге дадут отчет перед Богом за то, как и на что они использовали эту власть. Использование слова «боги» в отношении к людям встречается редко, но, читая в другом месте Ветхого Завета, мы можем увидеть его. Например, когда Бог послал Моисея к фараону, он сказал:

       «Я сделаю так, что ты будешь для фараона богом» - (Исход 7:1).

       Это просто означает, что Моисей как посланник Бога передавал Его слова, а это значит, что, Моисей был представителем Бога перед правителем. Еврейское слово «элохим» переводится как «судья» в книге Исход 21:06 и 22:8, 9 и 28.

       Источник: https://bibleonline.ru/qa/485-you-are-gods/

       Таким образом, власть с точки зрения философов древности есть божественное установление для отражения зла и содействия добру; в широком смысле есть возможность оказать воздействие на что-то и на кого-то; есть господство одного над другим или другими. Всякая власть: человека над природой (Быт 1.28), мужа над женой (Быт 3.16; Сир 9.2), родителей над детьми (ср.: Лев 19.3), госпожи над служанкой (Быт 16.9) и прочее (даже властные отношения, которые существуют в животном мире, например между пчелами, журавлями, рыбами и тому подобное) - установлена Богом, и осуществление ее подчинено повелительным требованиям воли Божией. Власть, даваемая Богом, не абсолютна: она ограничивается моральными обязательствами; отправление ее смягчается законом, определяющим даже права рабов (Исход 21.1-6, 26-27; Второзаконие 15.12-18; Сир. 33. 31-33; 7.22-23). В частности, Власть отца над детьми должна иметь целью их воспитание (Притч 23.13 и сл.; Сир 7.25-26).

       Источник: https://www.pravenc.ru/text/155023.html

       Один из главных вопросов мыслящего человека:

       «Что движет человечеством: как люди построили цивилизацию?».

       Оказывается, ответ простой: чтобы убежать от естественного отбора! По сути, борьба за выживание, и есть прямое функциональное назначение цивилизации. Итак, человечество начало строить цивилизацию, чтобы в ней спасаться от безжалостных явлений дикой природы, человек ещё не осознавал полностью себя и не знал, что природа в виде инстинктов и мотивов, по сути, которые достались ему от животных,  у него, в первую очередь, внутри, а у его сородичей, которые могли  съесть его самого и его детей, точно такие же внутренние инстинкты и мотивы поведения. Таким образом, путь развития цивилизации превратился из простого побега из леса за прочный забор, в борьбу с этим лесом в самом себе, ведь, чтобы победить звериные правила естественного отбора, человеку надо победить зверя в себе - зверя по отношению к себе и другим людям. Так борьба за выживание человека, из побега от мира животных, превратилась в борьбу человека с животным внутри самого себя, в борьбу гуманизма с инстинктами. В процессе исторического развития общества как социальный институт сложилось государство. Цель данного социального института заключалась в регулировании действий его членов и регулировании отношений между ними для обеспечения внутренних и внешних условий поддержания порядка, основанного на традициях и законах. Государство является одним из признаков цивилизации. Государство в процессе исторического развития из примитивного общественного образования, которое носило принудительно-репрессивный характер, превращается в политическую организацию общества, в котором активно функционирует комплекс государственных институтов в соответствии с принципом разделения властей. Основное предназначение государства в общечеловеческом смысле состоит в том, чтобы государство было инструментом верховенства закона, смягчения и преодоления противоречий, поиска социального компромисса, согласия и сотрудничества различных слоёв населения и общественных сил, охраны прав и свобод личности.

       Источник: https://bigenc.ru/ethnology/text/2373590

       По мнению современных социологов и историков земной хронологический процесс всегда развивается естественно и бессистемно, что человечество в течении тысяч лет имеет дело с цепью случайных событий. Но почему же тогда эти события часто совпадают друг с другом, а через определённый промежуток времени они повторяются? Думающий человек понимает, что это далеко не случайно. Так всё же, что движет эволюцией человечества, как люди построили цивилизацию? Все социальные институты появились не сами по себе, а обусловлены развитием человека как вида homo sapiens.

       «Социальный, или общественный институт - это система взаимосвязанных норм, которые опираются на коллективно разделяемые ценности, свойственные тому или иному обществу или той или иной социальной группе, и обобщаются как способы действия, мышления и чувствования. Социальные институты выстраиваются на основе норм и социальных ожиданий, порождают практики социальной жизни».

       Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82

       Выделяют социальную, экономическую, политическую и духовную сферы жизнедеятельности общества. Рассмотрим некую обусловленность возникновения, например, такого социального института, как религия. Религия относится к духовной сфере жизнедеятельности общества. Духовная сфера - это отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления, а также передачи следующим поколениям. Институты, относящиеся к духовной сфере: религия, образование, наука, искусство и учёные предприняли попытку рассмотреть феномен религии с позиций достижений современной нейронауки. Оказывается, что возникновение и использование различных религий, равно как и религиозная активность, обусловлены как внешними (социально-культурными), так и внутренними (нейробиологическими) причинами. По результаты нейро-научных исследований можно сделать вывод об онтогенетических истоках и оснований религиозности.

       «Онтогенез - это индивидуальное развитие организма. Это совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, которые претерпевает организм от момента его появления до конца жизни».

       Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/ontogenez-individualnoe-razvitie-organizma

       В социуме религия является эффективным средством социализации личности, неким цементирующим фактором и своеобразным регулятором общественных отношений. С позиций социальной психологии и культурной нейронауки возникновение религии интерпретируется как результат процесса адаптации человека к окружающей среде. Основная причина заключается в том, что шанс выжить отдельному человеку в среде, которая таит массу опасностей, существенно повышается, если он является членом определённой социальной группы, а это значит, что, может рассчитывать в сложных или опасных ситуациях на помощь со стороны членов группы. С точки зрения нейронауки (и онтогенеза) развитие пластичности нейро-структур и их усложнение, которое выражается в увеличении размеров мозга, происходило в ответ на запросы по стороны социально-культурных факторов.

       Чем более многочисленней была социальная группа, тем она приобретала большее число степеней выживаемости. Достижение определённым сообществом размеров «большого общества» естественным образом приводило к расширению ареалов религии. Если взять за основу эмпирический базис современной нейронауки, то можно говорить о понимании природы религии и её генезиса, опираясь на естественные и в этом смысле пред заданные особенностями человеческого мозга факторы (онтогенетические основания религиозности), также следует рассматривать особенности надындивидуальные, обусловленные социально-культурными и деятельностными факторами (регуляция внутригрупповых отношений) (В. А. Бажанов, статья «Нейротеология: религия в фокусе современной культурной нейронауки»).

       Источник: https://religio.amursu.ru/index.php/ru/new-archive/1-articles/351-nejroteologiya-religiya-v-fokuse-sovremennoj-kulturnoj-nejronauki

       Историческая тенденция к снижению насилия эмпирически наблюдаема и логически объяснима: борьба человека против насилия и смерти - это смысл истории. Платон счи­тал, что основная за­да­ча фи­ло­со­фии заключается в ис­сле­до­ва­нии ис­тин­ных прин­ци­пов че­ло­ве­че­ско­го об­ще­жи­тия. Этим исследованиям и про­ве­де­ние их в жизнь по­свя­ще­ны его труды «Государство» и «За­ко­ны». Платон, рас­смат­ри­вая наи­луч­шее из всех мыс­ли­мых об­щественное устрой­ст­во, уделял особое внимание справедливости в обществе, которая должна достигаться гармонизацией со­став­ляю­щих его со­сло­вий, а главным принципом должен стать такой:

       «За­ни­мать­ся ка­ж­до­му сво­им де­лом и не вме­ши­вать­ся в чу­жие - это и будет спра­вед­ли­во­стью».

       По мнению Платона, в пра­виль­но уст­ро­ен­ном го­су­дар­ст­ве та­ких сословий, или клас­сов, долж­но быть три:

       - «ре­мес­лен­ни­ки» (кре­сть­я­не, соб­ст­вен­но ре­мес­лен­ни­ки, тор­гов­цы и другие),

       - вои­ны,

       - пра­ви­те­ли (ар­хон­ты, фи­ло­со­фы).

       Об­щественная спра­вед­ли­вость за­клю­ча­ет­ся в следующем: ка­ж­дое низ­шее со­сло­вие (и ка­ж­дый гра­ж­да­нин в нём) должно по­ви­но­ва­ться ру­ко­во­дству выс­ше­го сословия, не стре­мясь за­нять не свой­ст­вен­ное ему ме­сто. Также Платон рассматривал чле­не­ние че­ло­ве­че­ской ду­ши ана­ло­гич­но чле­не­нию обще­ст­ва:

       - выс­ше­му фи­лософскому со­сло­вию в ду­ше со­от­вет­ст­ву­ет ра­зум, и он дол­жен пра­вить;

       - со­сло­вию вои­нов со­от­вет­ст­ву­ет аф­фек­тив­ная часть ду­ши - чув­ст­во чести, обес­пе­чи­ваю­щее, та­кие доб­ро­де­те­ли, как му­же­ст­во, спо­соб­ность оказать со­про­тив­ле­ние, и кро­тость или спо­соб­ность по­ви­но­вать­ся;

       - ана­лог низ­ше­го со­сло­вия, обес­пе­чи­ваю­ще­го удов­ле­тво­ре­ние материальных по­треб­но­стей об­ще­ст­ва, - во­ж­де­лею­щее на­ча­ло.

       Так по Платону, ес­ли аф­фек­тив­ное на­ча­ло в че­ло­ве­ке по­ви­ну­ет­ся разумно­му, во­ж­де­ле­ния под­чи­ня­ют­ся ра­зу­му и чес­ти, то че­ло­век добр, справед­лив и сча­ст­лив; ес­ли же од­но из низ­ших на­чал бу­дет про­яв­лять своево­лие и пре­тен­до­вать на власть, че­ло­век бу­дет по­ро­чен и не­сча­ст­лив, в ко­неч­ном счё­те ду­шев­но бо­лен, ибо в его ду­ше во­ца­рят­ся мя­теж и сму­та. Тако­му же трой­ст­вен­но­му чле­не­нию че­ло­ве­че­ской ду­ши и об­ще­ст­ва от­час­ти со­от­вет­ст­ву­ет и строе­ние кос­мо­са. По мнению Платона управ­лять наилучшим го­су­дар­ст­вом дол­жен фи­ло­соф, то есть тот, кто спо­со­бен непосред­ст­вен­но со­зер­цать уст­рой­ст­во умо­по­сти­гае­мо­го ми­ра и за­тем перено­сить познанные философом за­ко­ны в жизнь об­ще­ст­ва.

       Источник: https://bigenc.ru/philosophy/text/3144338

       Вторым направлением развития цивилизации стала борьба гуманизма против дарвинизма (борьба гуманизма, зарождающейся человечности со звериными инстинктами), что послужило основанием для развития научно-технического прогресса.

 

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Александра Кузмиди.

Комментарии

Кустарь 27.10.2022, 02:56
Автору уважение. Блестящая подборка фактов.
ответить
Марина 12.11.2022, 19:41
Спасибо вам за просвещение людей. Очень познавательная статья.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения