ЭКСПЕРИМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. ЧАСТЬ 1.
Люди всегда мечтали жить в совершенном мире. Они описывали его в мифах о Рае, сочиняли поэмы, фантастические произведения. Во все времена родители хотели дать всё самое лучшее своим детям и внукам. Каждый здравомыслящий человек мечтает, чтобы у его детей было всё: вкусная и полезная еда, хорошая одежда, развивающие игры, качественное образование, в общем, всё самое лучшее. И не только мечтали, а боролись за это!
Безусловно, будущее, в котором живут «лучшие люди» меньше болезней, нет воин, насилия и зла. На эти темы не только рассуждали писатели-утописты, но и философы, учёные, политические деятели, начиная со времён античности, обсуждали данную тему. Некоторые античные учёные даже предлагали способы, при помощи которых это можно сделать.
И, о, чудо, скоро мы сможем дать детям лучшие гены - улучшать память и мышление будущего ребёнка, избавить от наследственных заболеваний, выбирать цвет глаз, волос, пол, желаемые таланты и способности, «привить» желаемые черты характера. В общем, дети будут самыми умными, здоровыми, талантливыми и успешными. Но наступит ли это будущее «сверхлюдей» или это очередная антиутопия? Смысл философии Ницше заключается в том, что человек несовершенен, но, идя по пути духовной эволюции, он может стать «сверхчеловеком». Можно ли этого достичь методами силы, принуждения или методом специального отбора генома? Конечно, нет, как и не может быть избранной нации или расы. Ницше говорит не о «создании» сверхчеловека, как о какой-то избранной расе, или нации, а о той внутренней трансформации индивидуального сознания, которое по отношению к тому каким был человек и каким он стал, условно сделает его «сверхчеловеком», но этот процесс, по сути, бесконечен, ибо нет конечной точки у развития сознания.
Источник: https://proza.ru/2014/02/06/1514
Все мы прекрасно помним роман Мэри Шелли «Франкенштейн; или Современный Прометей» 1818 года. В названии фигурирует некое сравнение создателя монстра, Виктора Франкенштейна, с мифологическим персонажем Прометеем, вылепившим людей из глины и давшим им огонь. В романе монстр говорит Франкенштейну:
«Я должен быть твоим Адамом» (имея в виду первого человека, созданного в Библии).
Но Франкенштейн называет свое творение «существом», «дьяволом», «призраком», «демоном», «негодяем», «вещью» и «людоедом». Виктор Франкенштейн после открытия научного принципа, который позволяет создавать жизнь из неживой материи, работал над созданием существа в течение двух лет на чердаке своего пансиона в Ингольштадте. Но результат, как видно, не обрадовал создателя, потому что очевидно, что результат отличался от ожидаемого. Виктор мечтал создать совершенное существо, новую породу людей. Франкенштейн, испытывая отвращение к своему творению, в ужасе убегает от него. Напуганный и не знающий, кто он такой, монстр бродит по пустыне.
«Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» - (Пс.81:6-8).
В Псалме 81, который цитирует Иисус Христос в Евангелии от Иоанна 10:34, еврейское слово, переведённое как «боги», в оригинале звучит «элохим». Обычно это слово относится к единому истинному Богу, но имеет и другие значения. Псалом 81:1 говорит:
«Встал на Божьем совете Господь и богам произнес приговор».
Из следующих трех стихов ясно, что слово «боги» относится к судьям и другим людям, которые занимают руководящие и правящие должности. Из этого можно сделать вывод, что обозначение человеческого судьи «богом» указывает на следующие вещи: он имеет власть над другими людьми; как представитель гражданской власти он имеет реальную власть и его следует уважать; в стихе 8 говорится, что он получил свою силу и власть от Самого Бога, Который является судьёй всей земли. Весь смысл Псалма 81 заключён в том, что земные судьи должны действовать с беспристрастностью и истинной справедливостью, потому что даже они однажды предстанут перед высшим Судьей. Стихи 6 и 7 предупреждают человеческих судей об этом:
«Хоть Я и сказал вам:
«Вы - боги, и все вы - сыны Вышнего, но вы умрете смертью людей, как земной владыка падете»».
Этот отрывок говорит о том, что Бог назначил людей на руководящие посты, на которых они рассматриваются как боги для людей. Они должны помнить, что, даже представляя Бога в этом мире, они - смертны и в конечном итоге дадут отчет перед Богом за то, как и на что они использовали эту власть. Использование слова «боги» в отношении к людям встречается редко, но, читая в другом месте Ветхого Завета, мы можем увидеть его. Например, когда Бог послал Моисея к фараону, он сказал:
«Я сделаю так, что ты будешь для фараона богом» - (Исход 7:1).
Это просто означает, что Моисей как посланник Бога передавал Его слова, а это значит, что, Моисей был представителем Бога перед правителем. Еврейское слово «элохим» переводится как «судья» в книге Исход 21:06 и 22:8, 9 и 28.
Источник: https://bibleonline.ru/qa/485-you-are-gods/
Таким образом, власть с точки зрения философов древности есть божественное установление для отражения зла и содействия добру; в широком смысле есть возможность оказать воздействие на что-то и на кого-то; есть господство одного над другим или другими. Всякая власть: человека над природой (Быт 1.28), мужа над женой (Быт 3.16; Сир 9.2), родителей над детьми (ср.: Лев 19.3), госпожи над служанкой (Быт 16.9) и прочее (даже властные отношения, которые существуют в животном мире, например между пчелами, журавлями, рыбами и тому подобное) - установлена Богом, и осуществление ее подчинено повелительным требованиям воли Божией. Власть, даваемая Богом, не абсолютна: она ограничивается моральными обязательствами; отправление ее смягчается законом, определяющим даже права рабов (Исход 21.1-6, 26-27; Второзаконие 15.12-18; Сир. 33. 31-33; 7.22-23). В частности, Власть отца над детьми должна иметь целью их воспитание (Притч 23.13 и сл.; Сир 7.25-26).
Источник: https://www.pravenc.ru/text/155023.html
Один из главных вопросов мыслящего человека:
«Что движет человечеством: как люди построили цивилизацию?».
Оказывается, ответ простой: чтобы убежать от естественного отбора! По сути, борьба за выживание, и есть прямое функциональное назначение цивилизации. Итак, человечество начало строить цивилизацию, чтобы в ней спасаться от безжалостных явлений дикой природы, человек ещё не осознавал полностью себя и не знал, что природа в виде инстинктов и мотивов, по сути, которые достались ему от животных, у него, в первую очередь, внутри, а у его сородичей, которые могли съесть его самого и его детей, точно такие же внутренние инстинкты и мотивы поведения. Таким образом, путь развития цивилизации превратился из простого побега из леса за прочный забор, в борьбу с этим лесом в самом себе, ведь, чтобы победить звериные правила естественного отбора, человеку надо победить зверя в себе - зверя по отношению к себе и другим людям. Так борьба за выживание человека, из побега от мира животных, превратилась в борьбу человека с животным внутри самого себя, в борьбу гуманизма с инстинктами. В процессе исторического развития общества как социальный институт сложилось государство. Цель данного социального института заключалась в регулировании действий его членов и регулировании отношений между ними для обеспечения внутренних и внешних условий поддержания порядка, основанного на традициях и законах. Государство является одним из признаков цивилизации. Государство в процессе исторического развития из примитивного общественного образования, которое носило принудительно-репрессивный характер, превращается в политическую организацию общества, в котором активно функционирует комплекс государственных институтов в соответствии с принципом разделения властей. Основное предназначение государства в общечеловеческом смысле состоит в том, чтобы государство было инструментом верховенства закона, смягчения и преодоления противоречий, поиска социального компромисса, согласия и сотрудничества различных слоёв населения и общественных сил, охраны прав и свобод личности.
Источник: https://bigenc.ru/ethnology/text/2373590
По мнению современных социологов и историков земной хронологический процесс всегда развивается естественно и бессистемно, что человечество в течении тысяч лет имеет дело с цепью случайных событий. Но почему же тогда эти события часто совпадают друг с другом, а через определённый промежуток времени они повторяются? Думающий человек понимает, что это далеко не случайно. Так всё же, что движет эволюцией человечества, как люди построили цивилизацию? Все социальные институты появились не сами по себе, а обусловлены развитием человека как вида homo sapiens.
«Социальный, или общественный институт - это система взаимосвязанных норм, которые опираются на коллективно разделяемые ценности, свойственные тому или иному обществу или той или иной социальной группе, и обобщаются как способы действия, мышления и чувствования. Социальные институты выстраиваются на основе норм и социальных ожиданий, порождают практики социальной жизни».
Выделяют социальную, экономическую, политическую и духовную сферы жизнедеятельности общества. Рассмотрим некую обусловленность возникновения, например, такого социального института, как религия. Религия относится к духовной сфере жизнедеятельности общества. Духовная сфера - это отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления, а также передачи следующим поколениям. Институты, относящиеся к духовной сфере: религия, образование, наука, искусство и учёные предприняли попытку рассмотреть феномен религии с позиций достижений современной нейронауки. Оказывается, что возникновение и использование различных религий, равно как и религиозная активность, обусловлены как внешними (социально-культурными), так и внутренними (нейробиологическими) причинами. По результаты нейро-научных исследований можно сделать вывод об онтогенетических истоках и оснований религиозности.
«Онтогенез - это индивидуальное развитие организма. Это совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, которые претерпевает организм от момента его появления до конца жизни».
В социуме религия является эффективным средством социализации личности, неким цементирующим фактором и своеобразным регулятором общественных отношений. С позиций социальной психологии и культурной нейронауки возникновение религии интерпретируется как результат процесса адаптации человека к окружающей среде. Основная причина заключается в том, что шанс выжить отдельному человеку в среде, которая таит массу опасностей, существенно повышается, если он является членом определённой социальной группы, а это значит, что, может рассчитывать в сложных или опасных ситуациях на помощь со стороны членов группы. С точки зрения нейронауки (и онтогенеза) развитие пластичности нейро-структур и их усложнение, которое выражается в увеличении размеров мозга, происходило в ответ на запросы по стороны социально-культурных факторов.
Чем более многочисленней была социальная группа, тем она приобретала большее число степеней выживаемости. Достижение определённым сообществом размеров «большого общества» естественным образом приводило к расширению ареалов религии. Если взять за основу эмпирический базис современной нейронауки, то можно говорить о понимании природы религии и её генезиса, опираясь на естественные и в этом смысле пред заданные особенностями человеческого мозга факторы (онтогенетические основания религиозности), также следует рассматривать особенности надындивидуальные, обусловленные социально-культурными и деятельностными факторами (регуляция внутригрупповых отношений) (В. А. Бажанов, статья «Нейротеология: религия в фокусе современной культурной нейронауки»).
Историческая тенденция к снижению насилия эмпирически наблюдаема и логически объяснима: борьба человека против насилия и смерти - это смысл истории. Платон считал, что основная задача философии заключается в исследовании истинных принципов человеческого общежития. Этим исследованиям и проведение их в жизнь посвящены его труды «Государство» и «Законы». Платон, рассматривая наилучшее из всех мыслимых общественное устройство, уделял особое внимание справедливости в обществе, которая должна достигаться гармонизацией составляющих его сословий, а главным принципом должен стать такой:
«Заниматься каждому своим делом и не вмешиваться в чужие - это и будет справедливостью».
По мнению Платона, в правильно устроенном государстве таких сословий, или классов, должно быть три:
- «ремесленники» (крестьяне, собственно ремесленники, торговцы и другие),
- воины,
- правители (архонты, философы).
Общественная справедливость заключается в следующем: каждое низшее сословие (и каждый гражданин в нём) должно повиноваться руководству высшего сословия, не стремясь занять не свойственное ему место. Также Платон рассматривал членение человеческой души аналогично членению общества:
- высшему философскому сословию в душе соответствует разум, и он должен править;
- сословию воинов соответствует аффективная часть души - чувство чести, обеспечивающее, такие добродетели, как мужество, способность оказать сопротивление, и кротость или способность повиноваться;
- аналог низшего сословия, обеспечивающего удовлетворение материальных потребностей общества, - вожделеющее начало.
Так по Платону, если аффективное начало в человеке повинуется разумному, вожделения подчиняются разуму и чести, то человек добр, справедлив и счастлив; если же одно из низших начал будет проявлять своеволие и претендовать на власть, человек будет порочен и несчастлив, в конечном счёте душевно болен, ибо в его душе воцарятся мятеж и смута. Такому же тройственному членению человеческой души и общества отчасти соответствует и строение космоса. По мнению Платона управлять наилучшим государством должен философ, то есть тот, кто способен непосредственно созерцать устройство умопостигаемого мира и затем переносить познанные философом законы в жизнь общества.
Источник: https://bigenc.ru/philosophy/text/3144338
Вторым направлением развития цивилизации стала борьба гуманизма против дарвинизма (борьба гуманизма, зарождающейся человечности со звериными инстинктами), что послужило основанием для развития научно-технического прогресса.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Александра Кузмиди.
Комментарии