Главная » Теология » ДОГМАТИКА. ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХ. ЧАСТЬ 9.

ДОГМАТИКА. ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХ. ЧАСТЬ 9.

01.08.2024 18:19

       Учение о слове Божием.

       Библия - её наименования. Библия. Слово «Библия» происходит от греческого слова «библос», что значит «книга». Древние книги писались на свитках, которые также назывались «библос». Позднее это наименование перешло к священным книгам. Библия не просто книга, а Книга-книг, которая по важности изложенного в ней материала, по широте охвата, по величию её Автора стоит неизмеримо высоко над всеми книгами, как небо над землёй. «Ветхий и Новый Заветы». Слово «завет» означает «договор». Этим словом Богу было угодно назвать отношение между Ним и Его народом. Позднее словом «завет» стали обозначать сборник книг об истории этих отношений. Во II веке мы встречаем выражения «Ветхий Завет» и «Новый Завет», как установившиеся названия иудейских и христианских священных книг. Ориген, в начале III века, говорит о «Священных Писаниях» так называемых «Ветхом и Новом Заветах». Ветхий Завет содержит историю Израильского народа; Новый Завет содержит повествование о спасении, даруемом всем людям через Господа Иисуса Христа, и свидетельствует о Его жизни на земле и первохристианстве. «Писание». Библия также называется «Писанием» и «Писаниями». Для первых христиан наиболее популярным названием Библии было выражение «Писания». «Слово Божие». Из всех названий, данных Библии, «Слово Божие» является, без сомнения, самым значительным, величественным и совершенным. Этого названия достаточно, чтобы оправдать веру самого слабого христианина. Оно содержит в себе всё, заслуживающее самого серьёзного исследования. Оно учит нас принимать Библию как выражение Божественной мудрости и любви, как обращение Бога к человеку. Богодухновенность Библии.

       Богодухновенность означает «вдохновение от Бога» или «боговдохновенность». При изложении темы будем пользоваться и тем и другим выражением. Что означает выражение «боговдохновенность»? Лучший ответ даёт сама Библия. «Всё Писание богодухновенно», то есть Апостол Павел здесь говорит, что все ветхозаветные книги являются результатом определённого влияния, исходящего от Бога на авторов Писаний. Слово «вдохновенность» применено в греческом переводе, как слово, означающее «сознательное влияние, стимулирование, воодушевление». В таком значении это слово употреблено в указанном тексте. Таким образом, по определению Апостола Павла, богодухновенность означает сильное сознательное влияние Бога на человека с целью побуждения его выразить истину. Бог говорит через людей.

       «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» - (2Пет.1:21).

       Обратите внимание на слова «будучи движимы», то есть получая внешнее воздействие. Утверждение Священного Писания о богодухновенности может быть суммировано так: святые Божии люди, вдохновённые влиянием Бога, излагали Его повеления с полным повиновением и были удерживаемы от всех ошибок при изложении, как понятных, так и непонятных для них истин. Различие между боговдохновением, откровением, просвещением и дословным изложением:

  1. Различие между боговдохновением и откровением. При изучении Библии обращает на себя внимание тот факт, что всё повествование делится на две группы:

       - изложение истин, непосредственно открытых и сообщённых человеку Богом, которых автор не мог узнать из других источников и которых он не был свидетелем, например: об актах творения Вселенной - это откровения;

       - изложение событий, свидетелем которых был автор сам или слышал от других. Книги Моисея об исходе из Египта, воспоминания Апостола Павла о встрече с Апостолом Петром в Антиохии и другое - это богодухновение.

       Откровение есть Божие действие, заключающееся в непосредственной передаче разуму человека истины, неизвестной до этого; а боговдохновение управляет и надзирает за изложением Божественных истин, уже известных автору. Далеко не весь материал Библии был «непосредственным откровением» человеку. Здесь содержится история народа, речи людей и даже злых людей. Но в этой Книге абсолютно нет мест не богодухновенных. История, изложенная в Библии, - правдивая история. Священные писатели были под таким управлением и влиянием Святого Духа, что не могли допустить при написании ошибок в фактах или учении. Однако, история остаётся историей. Её события, не санкционированные Богом и упоминаемые в Библии, следует принимать как историю, а не как откровение. И тем не менее святые и не святые, добрые и злые дела записаны в Библии под водительством Святого Духа, то есть богодухновенны. Хотя всё Писание исходит от Бога, оно не отражает в каждой строчке Божественные благословения; наоборот, многие страницы посвящены порицанию и бичеванию злых дел. Например, в книге Иова боговдохновение зафиксировало с одинаковой точностью: язык Иеговы, слова сатаны, речи Иова и его друзей. Каждый оратор ответственен за свои выражения. Ни сатана, ни Иов, ни его друзья не говорили по вдохновению Бога. Они выражали свои взгляды. Боговдохновенность Писания выразилась только в точности изложения их речей. Также и жестокость Давида по отношению к аммаликитянам не указывает, что Бог одобрил это. Или двойной грех Давида, убийство и прелюбодеяние тоже излагается как грешный, осужденный Богом факт. Боговдохновение Библии отражает точность передачи событий.

  1. Различие между боговдохновением и духовным просвещением. Духовное просвещение (возрастание в познании, освящение разума) относится к влиянию Духа Святого, общего для всех христиан. Никакие истины о Боге или других духовных предметах не могут быть поняты и приняты человеком, пока Дух Святой не откроет их ему. Только духовный человек может понимать духовное.

       «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» - (1Кор.2:14).

       Никакая школа не может научить познанию Бога. Плоть и кровь не могут открыть этого. Существует глубокое различие между «Божественным откровением Бога» и «Божественным действием на разум человека». Те, кто придерживается теории духовного просвещения в вопросе происхождения Библии, утверждают, что в каждом человеке заложены интуитивные возможности к восприятию сверхъестественного, то есть того, что относится к Богу и духовному миру. Таким образом, сила Божия, сила Духа Святого, воздействуя на эти потенциальные возможности человека, делает его способным понимать Божественные истины, Его волю и видеть Его совершенства. Библия есть результат глубокого размышления святых людей, чьи умы были направляемы и просвещаемы Богом, и через них проявлялись и записывались Божественные откровения. Божье откровение проявляется различными методами со дня начала Вселенной.

       Священное Писание нельзя считать единственным проявлением Бога, выражением Его Божественного разума. Древние патриархи и пророки умели так глубоко мыслить о Боге, о Его многообразных проявлениях в окружающем мире, что их внутренние духовные очи видели Его в ореоле святости, силы и любви; они проникали в Его природу и понимали Его волю. И Библия явилась плодом великого просвещения человеческих умов, соединённых с Богом. Человек, желающий и умеющий глубоко мыслить о небесных истинах, умеющий возноситься умом к горним высотам, умеющий отрываться от мелких мыслей достигает великих высот духовного познания. Библия есть источник духовного огня. На протяжении многих веков христиане зажигают свои светильники от этого огня и видят в этом свете Того, Кто есть Невидимый.

       Этот огонь продолжает гореть и сегодня. И каждый, искренне стремящийся к свету, может зажечь свой светильник, если он будет стоять перед этим огнём, образно выражаясь, с обнажённой головой, со снятой обувью и смирённым духом. Но это живительное влияние библейского огня на разум человека не есть полное откровение Бога человеку, о котором свидетельствует Библия и которое должно быть. Библия есть не что иное, как только хранилище духовного влияния, способного воздействовать на внутреннего человека, приводить его в присутствие Бога, где Он Сам открывает Себя человеку, без посредников. Библия есть книга, через которую Бог обращается к человеку. В Библии имеются примеры, когда откровения Божьей правды и Его воли изливались и через людей, не обладающих глубокой преданностью Богу.

  1. Различие между боговдохновением и вербальным (дословным) изложением. Боговдохновение не обязательно дословное изложение. Нет необходимости доказывать такое утверждение в отношении боговдохновенности Писания. Дословное изложение, в этом смысле, явилось бы просто механической операцией. Оно лишило бы писателя его индивидуальности и сделало бы его автоматом. Но Дух Святой не идёт по этому пути. Он использует память, интуицию, рассуждения, индивидуальные своеобразия писателей, и каждый из них записывает ту часть событий или пророчеств, которые он усвоил сам, и поэтому в состоянии передать их с надёжной точностью. Существующие теории боговдохновения. Существуют различия в понимании роли вдохновения или боговдохновения, характеризующего авторов или писателей книг Библии. В наши дни недостаточно сказать:

       «Я верю в боговдохновенность Библии».

       Надо знать, что подразумевается под боговдохновенностью. Рассмотрим некоторые взгляды по этому вопросу:

       - Естественное вдохновение. Эта теория ставит боговдохновение на одну ступень с вдохновением гения. Она отвергает всё сверхъестественное, загадочное и особое проявление Духа Святого на авторов Библии, и считает, что их вдохновение имеет ту же природу, что и вдохновение Мильтона, Шекспира, Магомета и Конфуция. Эту теорию христиане полностью отрицают, так как она низводит Библию на уровень обычной книги. Когда Апостол Павел говорит коринфянам:

       «Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого» - (1Кор.2:13).

       Он использует слова, которых мы не найдём ни у одного гения человечества. И любой человек, читая Библию и творения Шекспира, почувствует разницу не только по ценности, но и по существу содержания. Имеется определённое «необъяснимое качество» в Библии, которое отличает её от всех книг, и если мы признаем это «необъяснимое качество», то должны знать, что оно называется «Божественным вдохновением».

       - Механическое вдохновение. Эта теория полностью игнорирует интеллект человека при изложении Писаний и признаёт за ними только роль пассивного инструмента. Почему же тогда мы видим разницу в стиле и изложении разных авторов? Сравните язык пророков Исайи и Амоса? Наглядное свидетельство сохранения их индивидуальностей, их своеобразия. Вполне очевидно, что Писание не подтверждает такой теории.

       - Мысленное вдохновение. Эта теория утверждает, что только идеи или мысли были даны человеку через вдохновение.

       - Вербальное вдохновение утверждает, что каждое слово Писания было продиктовано Духом Святым, и авторы не имели возможности в выборе слов.

       - Частичное вдохновение. Любимым выражением сторонников этой теории является:

       «Библия содержит Слово Божие».

       Но это выражение показывает и другое, что будто бы в Библии содержится нечто и не являющееся, Словом Божиим, не боговдохновенное. Возникает серьезный вопрос: кто в праве решать, что является и что не является боговдохновенным? Кто может быть судьёй в столь жизненно важном вопросе? Такая теория вводит верующего в безпросветную неопределённость.

       - Полное вдохновение. Эта теория противостоит теории «частичного вдохновения». Она придерживается того мнения, что всё Писание в одинаковой мере боговдохновенно, и базируется на утверждении. Апостол Павел не говорит, что «некоторые части Писания богодухновенны, некоторые полезны и так далее», а напротив, дерзновенно с глубокой убежденностью утверждает:

       «Всё Писание богодухновенно» - (2Тим.3:16).

       Утверждения Священного Писания о боговдохновении. Факт боговдохновенности подтверждают все авторы книг Священного Писаниц. Рассмотрим их свидетельства:

       - Утверждение ветхозаветных писателей о богодухновенности. Имеется и много других мест, утверждающих богодухновенность Писания. Обратите внимание на слова:

       «И сказал Бог. Пришло слово от Бога».

       Они подтверждают проявление воли Бога в событиях, изложенных на страницах Библии.

       - Утверждение новозаветных писателей о богодухновенности. Новозаветные авторы подтверждают боговдохновенность писателей Ветхого Завета и свои собственные писания. Из указанных мест становится очевидно, что авторы Ветхого и Нового Завета были убеждены, что они получали вдохновение от Бога, что Дух Святой вдохновлял их в труде.

       Какова природа боговдохновения, и в какой степени авторы Писаний были под его влиянием? Много существует мнений по этому вопросу. Что являлось плодом Божественного влияния: слова или мысли? Это ключевой вопрос при рассмотрении боговдохновенности Библии. На это мы можем со всей определённостью сказать:

       - Некоторые слова Библии являются подлинными словами Бога, сказанными или написанными Им:

       «Письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии» - (Исх.32:16).

       «Дал ему (Моисею) две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» - (Исх.31:18).

       В Новом Завете Бог говорил при крещении и преображении Иисуса Христа.

       «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте».

       Следовательно, некоторые места Священного Писания содержат подлинные слова, сказанные Богом.

       - В Библии утверждается, что Бог влагал в уста избранных людей Свои слова, которые они должны были говорить, или повелевал записать их. Апостол Павел пишет:

       «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» - (1Кор.14:37).

       Суммируя сказанное, можно сделать следующий вывод: часть Писания содержит подлинные слова Бога, сказанные Его устами или написанные Его рукой; другая часть является записью слов, изложенных человеками по повелению Божию. И если мы признаём, что всё в Библии является боговдохновенным, то мы должны признать и тот прекрасный факт, что Дух Святой, подлинный вдохновитель Писания - избирал нужных Ему людей с учётом их индивидуальных качеств и природных дарований. Разве не открываются нам в удивительном индивидуальном своеобразии труд Иакова, вера Апостола Павла, любовь Апостола Иоанна? Это приводит нас к утверждению, что:

       - В определённом смысле и в некоторых частях Писания авторам было предоставлено право своими словами излагать Божественное откровение. Это ни в коем случае не относится ко всему Священному Писанию. Некоторые места содержат слова людей, которые не осознавали истинный и полный смысл произносимых ими слов. То же относится и к речи животных. В то же время дар вдохновения допускал применение метода исследования, сопоставления и отбора фактов при написании. Этот метод допускает возможность выражения одной мысли различными словами, в соответствии с точкой зрения автора и его индивидуальностью. Дух Святой использовал внимание, наблюдательность, память, воображение, логику, одним словом, все природные способности человека и проявлялся через них. Он руководил писателями в выборе повествований, речей, родословных, писем, исторических документов, то есть всего, что Он (Дух Святой) считал необходимым для подтверждения Божественной вести о спасении. Дух Святой говорил через людей, через их индивидуальность, то есть Божественные истины излагались человеческим языком.

       «Золото Его, форма наша», - сказал один проповедник.

       И всё же, оказывало ли боговдохновение влияние на выбор слов? Ответ должен быть утвердительным. Дух Святой не мог не оказывать корректирующего влияния на выбор слов для точности передачи Его мыслей. Это влияние распространялось на разум человека, и через работу мысли Божественные идеи обретали лучшую форму выражения, полностью соответствующую Божественным планам. Бог использовал для этой цели людей, доверившихся Ему. Дух Святой преображал, перерождал их в новых людей и в то же время сохранял их индивидуальное своеобразие. Поэтому мы можем совершенно твёрдо заявлять, что в определённой степени слова и в полной степени мысли Священного Писания написаны под руководством Духа Святого. Мы убеждены, что Библия является действительно Словом Божиим; что это есть Слово Божие на языке человеческом; истинно Божественное и в то же время истинно человеческое. Библия есть откровение Бога Своему творению; безошибочное водительство было над теми, кто писал её, и в ней нет смысловых ошибок и неправильных фактов. То, что изложено в Библии, является проявлением идей Духа Святого, и Он ответственен за каждое слово этой Книги. Таково утверждение Библии о себе.

       Учение о Царствии Божием и о Церкви. Учение о Царствии Божием.

       Что значит «Царствие Божие»? Словами - «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» - Христос говорит о сущности Царствия Божия. Царствие Божие - это воля Божия, исполняемая на небе и на земле. Царствие Божие - это владычество, это господство Божие над Вселенной, над миром ангелов и над человечеством. Владычество Божие имеет двоякий характер: характер внутреннего, невидимого господства в человеческом сердце, как говорит Христос:

       «Царствие Божие внутрь вас есть» - (Лк.17:21).

       И характер внешнего, видимого господства Божия, когда можно будет сказать:

       «Вот, оно здесь, или вот, оно там».

       Или как сказано в Откровение глава 11, стих 15:

       «Царство мира поделалось Царством Господа нашего».

       В Евангелии от Матфея мы встречаем выражение: «Царствие небесное», но по всему смыслу Писания «Царствие Божие» и «Царствие небесное» является одним и тем же понятием; оба выражения говорят об одном и том же. Очень важно знать разницу между Царством Божиим во Вселенной, в природе, и Царством Божиим в человеческом сердце. В природе Царствие Божие является непреложным фактом. Оно осуществляется путём безусловного соблюдения законов, данных Творцом Вселенной. Об этом Царствии Божием в природе мы читаем:

       «Господь на небесах поставил престол Свой, и Царство Его всем обладает».

       Другое дело Царствие Божие в человеческом сердце. Бог Своего владычества не устанавливает силою. Он ждёт, когда Его господство будет принято добровольно. Он говорит:

       «Се, стою у двери и стучу; если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» - (Откр.3:20).

       Воля Божия такова, чтобы Его Царство в человеческих сердцах осуществлялось только с добровольного согласия человеков. Даже когда «помазанный херувим» не захотел исполнять волю Божию и стал противником Бога, Господь покинул его сердце. Один из двенадцати Апостолов не хотел дать места для господства Христа в своём сердце, и Христос не только не принуждал его к этому, но предоставил ему полную свободу действия. Царствие Божие в человеческих сердцах может возрастать и расширяться. Притчи Христа о закваске и зерне горчичном говорят нам о том, что Царствие Божие может расти в глубину и широту. В глубину оно растёт в человеке, исполняющем волю Божию и стремящемся исполнять её всё лучше и полнее. А в широту Царствие Божие растёт с каждой новой душой, в которой поселяется Христос со Своей царственной волей. Царствие Божие, осуществляемое в сердцах человеческих, имеет свою историю, и её можно разделить на три периода: первый период Царствия Божия в сердцах человеческих - это период до Христа, период ветхозаветный; второй период Царствия Божия - это период от первого до Второго пришествия Христа; и третий период Царствия Божия - это период от Второго пришествия Христа до безконечности.

       Ветхозаветный период Царствия Божия. Для основания Своего Царствия на земле Бог в Ветхом Завете избрал особый народ - народ израильский. Израиль должен был сам находиться под водительством и господством всевышнего Бога и имел своей задачей расширять шатры Царствия Божия и среди всех других народов. Для откровения Своей Божественной воли Израилю и другим народам Бог посылал пророков, исполненных Духа Святого. Но, увы, израильский народ не только не насаждал Царствия Божия в сердцах других народов, но и сам весьма часто отступал от закона Божьего и нарушал волю Божию. Результатом этого были грозные обличения пророков, а также великие испытания, выпадавшие на долю Израиля. Но Господь не отступал от Своих Божественных планов насаждения Своего Царствия как среди Израиля, так и среди всех других народов мира. Посылавшиеся Богом вестники-пророки, возвещали в своих пророчествах о наступлении Царствия Божия, когда земля:

       «Будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» - (Ис.11:9).

       И вот мы видим в Ветхом Завете повсеместное ожидание Царствия Божия как в израильском, так и во всех других народах мира. И Царь этого Царствия Божия - Христос становится «Желаемым всеми народами». Царствие Божие в ветхозаветное время не только ожидалось, множество ветхозаветных праведников было его носителями в своих сердцах. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть 11 главу Послания к Евреям. Новозаветный период Царствия Божия. В Новом Завете к выражениям «Царствие Божие» и «Царствие Небесное» прибавляется ещё понятие «Царствие Христа». Но и Царствие Христа является всё тем же Царствием Божиим и Царствием Небесным. Мы слышим в пустыне Иудейской проповедь Иоанна Крестителя, которая гласит:

       «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» - (Мф.3:2).

       С такой же проповедью выступил на Своё служение и наш Господь Иисус Христос. И из Его уст мы слышим слова:

       «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» - (Мф.4:17).

       И Иоанн Креститель, и Христос, говоря, что «приблизилось Царство Небесное» имеют в виду, что оно приблизилось в лице Христа-Мессии. Учение Христа полно учения о Царствии Божием. Многими Своими притчами Христос объясняет Царствие Божие: его сущность, его рост и развитие, его конечную победу. Христос является Царем Царствия Божия. При последнем торжественном входе в Иерусалим Христос исполняет пророчество:

       «Торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядёт к тебе».

       На вопрос Пилата, Царь ли Он, Христос говорит:

       «Царство Моё не от мира сего» - (Ин.18:36).

       Никодиму Христос говорит об условиях входа в Царствие Божие:

       «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» - (Ин.3:5).

       Христос говорит, что в Царстве Небесном соберутся представители всех народов земли:

       «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковым в Царстве Небесном» - (Мф.8:11).

       Первые ученики Христа напряжённо ожидали прихода Царствия Божия на землю. В течение сорока дней воскресший Христос говорил им о Царствии Божием. И на горе Елеонской, перед вознесением' Христа, они задают Учителю вопрос:

       «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» - (Д.Ап.1:6).

       В день Пятидесятницы рождается Церковь Христова. В сердцах её членов, отданных Христу, осуществляется Царствие Божие. Церковь Христа призвана быть, как и Израиль в Ветхом Завете, носительницей Царства Божия на земле. Она должна сама находиться под господством и водительством Христа и имеет своей задачей проповедовать Евангелие Царствия Божия «всей твари», то есть всем народам, и таким образом расширять пределы Царства Христа в человеческих сердцах. К сожалению, Церковь Христа не всегда была исполнительницей воли своего небесного Царя-Христа, и поэтому не всегда была способна выполнять свою великую миссию в мире так, как должно. В Римлянам главе 14, стих 17 коротко и ясно выражена сущность Царствия Божия в сердце каждого отдельного возрождённого человека:

       «Царствие Божие праведность и мир, и радость во Святом Духе».

       До самого Второго пришествия Христа Царствие Божие является сокровенным Царствием, порой не обнаруживаемым людьми.

       «Сокровище Царствия Божия возрожденные люди носят в глиняных сосудах» - (2Кор.4:7).

       К тому же и у новозаветных носителей Царствия Божия ещё так много недостатков. Царствие Божие после Второго пришествия Христа. Со Второго пришествия Христа начинается третий период Царствия Божия. В этом периоде Царствие Божие будет явлено в заметной для всех людей силе и славе. Тысячу лет Христос будет царствовать на земле. В отношении тысячелетнего Царства Христа у большинства богословов существует мнение, что оно будет после Второго пришествия Христа. Это Царствие Христа будет ощутимо не только для израильского народа, но и для всех других народов земли. Сила и слава Христа в тысячелетнем Царстве Его будет оказывать очень заметное действие и приображающее влияние на всех людей, которые будут в это время жить на земле. Это действие и влияние на народы земли в дни тысячелетнего Царства Христа сравнивается с исцелением. Царствие Христа будет царством праведности и справедливости. В ещё большей силе и славе будет явлено Царствие Божие на новой земле и в Новом Иерусалиме. В этом вечном Царстве Христа славу Агнца будут созерцать люди всех веков и народов, ибо слава Божия будет освещать Новый Иерусалим и новую землю.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Борис Бурутто.

Комментарии

Есаул 01.08.2024, 20:45
Спаси и сохрани. Аминь. Благодарю. Любо.
ответить
Казак Уральский 02.08.2024, 01:12
Слава Богу за всё. Любо.
ответить
Георгий Сергеевич 05.08.2024, 22:34
Время исповедания наступает, время собирать камни. Аминь.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения