Главная » Теология » ДОГМАТИКА. ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХ. ЧАСТЬ 8.

ДОГМАТИКА. ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХ. ЧАСТЬ 8.

02.07.2024 17:57

       Оправдание.

      Значение оправдания. Возрождение относится к внутреннему состоянию человека, изменению его природы; оправдание - к изменению его положения перед Богом. Оправдание в свете Священного Писания. Оправдание больше, чем прощение и помилование. Оправданный не несёт никакой вины, потому что Христос принял на Себя вину и наказание Своею смертью. Оправдание определяется как освобождение от наказания.

       «Блажен человек, которому Господь не вменит греха» - (Пс.31:2).

       Оправдание есть судебный акт Бога в отношении тех, кто верит в Иисуса Христа, в Его искупительную жертву. Оправдание есть освобождение человека от чувства вины и наказания. Два элемента оправдания:

       - Прощение грехов и устранение наказания. Нам трудно понять Бога и Его чувства ко греху. Для нас прощение кажется лёгким, так как мы, в силу своей природы, порой бываем безразличны ко греху. Для Святого Бога всякая нечистота производит неизмеримое по силе чувство негодования. И всё же Он готов охотно прощать.

       «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» - (Мих.7:18-19).

       Какое удивительное прощение! Прощение можно рассматривать и как освобождение от наказания, вечного осуждения, а оправдание, как освобождение сознания от чувства вины. Бог видит верующего во Христа очищенным от греха и всякой вины.

       «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» - (Рим.8:33-34).

       - Облачение в праведность Христа.

       «Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» - (Рим.3:22).

       «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» - (1Кор.1:30).

       Во Христе верующий получает оправдание, праведность, освящение и жизнь вечную. Основание оправдания. Оправдание даётся не через дела закона.

       «Потому что делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» - (Рим.3:20).

       Закон может открыть грех, но не может устранить его. Закон определяет грех, классифицирует его и выносит приговор всякому, находящемуся во грехе.

       «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» - (Гал.3:19-26).

       «Мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» - (Гал.2:16).

       «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» - (Рим.3:28).

       Указанные места Священного Писания убедительно доказывают, где оправдание: не в Моисее, а во Христе; не в делах, но в вере; не в законе, но в обетовании; не в заслугах, а в благодати. Божия благодать - источник оправдания.

       «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» - (Рим.3:24).

       Из этого и других посланий Апостола Павла становится очевидным, что оправдание грешника есть дар благодати Бога. Основание оправдания - Кровь Иисуса Христа.

       «Будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева» - (Рим.5:9).

       «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными перед Богом» - (2Кор.5:18-21).

       «Без пролития крови не бывает прощения» - (Евр.9:22).

       Великая жертва Нового Завета, смерть Иисуса Христа неизмеримо ценнее и значительнее, чем смерть любого мученика, ибо люди оправдываются Его жертвою. Вера в Иисуса Христа - основное условие оправдания.

       «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» - (Рим.3:22-26).

       Когда Апостол Павел говорит:

       «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» - (Рим.4:5).

       Он наносит смертельный удар иудейской праведности от дел закона.

       «И во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» - (Д.Ап.13:38-39).

       «Вера вменяется в праведность», - вот девиз человека, нашедшего истинный путь спасения. Первая ступень оправдания - признание безнадёжности своих заслуг и дел закона; вторая ступень - поверить в Иисуса Христа как личного Спасителя.

       Мы не должны пренебрегать и добрыми делами, но они должный быть следствием нашей веры, благодарностью Богу за дарованное спасение. Добрые дела не оправдывают человека, но оправданный должен творить добро. Суммируя сказанное, мы должны сказать, что человек оправдывается Богом, через заслуги Христа посредством веры, проявляемой в делах.

       Усыновление (удочерение).

       Возрождение дарует новую жизнь душе; оправдание ставит возрождённую душу в новое положение перед Богом, усыновление вводит человека в семью Бога. Возрождение несёт изменение природы человека, оправдание - изменение положения перед Богом, освящение - изменение нашего характера; усыновление делает нас сознательными сынами и наследниками Божиими. Значение усыновления. Понятие «усыновление» пришло из римского мира, среди иудеев оно не практиковалось. Усыновление означает принятие в семью постороннего человека (дитяти) с присвоением ему всех прав, обязанностей и преимуществ законно рождённого сына. Данное слово введено в Новый Завет Апостолом Павлом. Христос его не употреблял, а Апостол Иоанн использовал слово «дети» и «сыны», так как он говорил обычно о сыновстве с точки зрения природы, роста и подобия. Время совершения усыновления. Прежде создания мира.

       «Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» - (Еф.1:4-5).

       Необходимо различать смысл выражений: предопределение к усыновлению и самый акт усыновления, совершающийся в момент уверования в Иисуса Христа. Воплощение Иисуса Христа было предопределено, но имело конкретное исполнение во времени. Жертва Христа была предопределена из вечности, но была явлена на Голгофе. Почему же Слово Божие говорит о вечном предопределении и усыновлении? Чтобы исключить заслугу дел и показать, что наше спасение должно покоиться только на благодати Бога. Так и в земной жизни, если мы усыновляем ребёнка, то это есть акт проявления великодушия и доброй воли с нашей стороны. Акт усыновления происходит в момент уверования в Иисуса Христа.

       «А тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими» - (Ин.1:12).

       Как бы ни казалось странным для мира - это истина! Так говорит Бог, и христианин восклицает:

       «Я усыновлён, я дитя Божие!».

       Мы были рабами греха, теперь дети Бога живого. Наше усыновление станет видимым и совершенным в день пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

       «Мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» - (Рим.8:23).

       Придёт день и наше сыновство будет объявлено Самим Богом всей Вселенной.

       «Мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем» - (1Ин.3:1-3).

       Благословения усыновления. Из безчисленного множества благословений отметим следующие:

       - получивший усыновление становится предметом особой Божией любви и Его отцовской заботы;

       - усыновлённый вступает в Божию семью; обретает Отца; братскую любовь и дух братства;

       - усыновлённый наказывается Отцом; имеет отцовское утешение; и право наследства.

       Некоторые доказательства усыновления. Те, кто получили усыновление, имеют: Водительство Святого Духа. Детское доверие к Богу. Свободный доступ к Богу. Любовь к братьям. Повиновение Ему.

       Учение о спасении. Освящение и молитва.

       Освящение. Освящение касается нашего характера и поведения. Оправдание показывает, что Бог сделал для нас, а освящение, что Бог делает в нас. Оправдание восстанавливает наше положение перед Богом, то есть устанавливает с Ним правильные взаимоотношения; освящение же есть плод восстановленных правильных взаимоотношений, то есть плод жизни, отделённой от греха и посвященной Богу. Отделение от греха.

       «Ныне освятитесь сами, и освятите дом Господа, Бога отцов ваших, и выбросьте нечистоту из святилища» - (2Пар.29:5).

       «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» - (1Фес.4:3).

       Итак, освящение есть решительное и твёрдое уклонение от греха и содержание в чистоте души и тела. Посвящение Богу. Всё, что посвящается Богу, подлежит освящению. Скиния собрания, жертвенник и все сосуды, посвящённые на служение, были освящены. Человек может посвящать Богу свой дом, часть своего имения или поля. Даже Сын Божий, пришедший в мир, чтобы явить волю Бога, был посвящён. Следовательно, вещь или человек, отделённые от обычной сферы и посвящённые Богу, носят название «освящённые», «святые». Этапы освящения. Освящение подразделяется на начальное, возрастающее и совершенное. Начальное освящение.

       «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» - (1Кор.6:11).

       «По сей то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа, ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» - (Евр.10:10,14).

       Вера в Иисуса Христа освящает человека, то есть отделяет его от греха и посвящает Богу. По этой причине все верующие на страницах Нового Завета называются святыми. Каждый христианин, на основании Слова Божия, называется святым. Некоторые церкви канонизируют своих угодников, то есть сопричисляют их после смерти к лику «святых». Новый Завет определяет святыми всех верующих во Христа как личного Спасителя при их жизни. Обратите внимание, что «освящение» стоит перед «оправданием». Оправдание есть плод освящения. Простейшее действие со стороны грешника - вера в Иисуса Христа мгновенно приводит человека в состояние святости, в которой он возрастает до тех пор, пока не достигает полноты во Христе. Возрастающее освящение.

       «Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» - (2Пет.3:18).

       «Мы, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» - (2Кор.3:18).

       Обратите внимание, что верующие преображаются, переходят с одной ступени на другую по лестнице славы. Это есть возрастающее освящение, проявляющееся в христианской жизни видимым для окружающих «исполнения и преисполнения любовью друг ко другу и ко всем» и в «угождении Богу». Необходимость в постоянном освящении диктуется тем, что верующий живёт в окружении зла и греха, которые стремятся заглушить растушую святость. Поэтому Апостол Павел призывает к совершенной святости. Для этой цели, то есть для исполнения освящения, Бог ставит пастырей и учителей на служение:

       «Для созидания тела Христова дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения. Но истинною любовью все возрастали в Того, Который есть глава Христос» - (Еф.4:11-15).

       Верующий получает начало святости в день его уверования во Христа. Возрастает в святости он не сразу, а постепенно. Полное и совершенное освящение.

       «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» - (1Фес.5:23).

       «Во всей полноте» означает совершенство во всём, относящемся к Церкви и отдельному верующему. Наступит день, когда все христиане, истинные чада Божий, родившиеся от Духа, будут совершенны во всём. Совершенным будет «дух», соединяющий человека с небом; совершенным будет «тело», соединяющее человека с землей; совершенной будет «душа», посредница между земным и небесным. Блаженное совершенство наступит в день пришествия Христа.

       «Чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его» - (1Фес.3:13).

       В этот день мы станем подобны Ему. Теперь на земле мы проходим путем совершенствования.

       «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» - (Флп.3:12-14).

       Путь освящения. Освящение зависит от действий Бога и от человека. Божественная сторона - действие Святой Троицы. Через действие Бога и Его Слова.

       «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» - (1Фес.5:23-24).

       Мы не можем освящать себя, но мы можем довериться Богу. «Бог мира» примиряет и очищает нас. Христос обращается к Богу, как Единственному, Который должен освятить Его учеников:

       «Освяти их истиною Твоею: слово Твоё есть истина» - (Ин.17:17).

       Через жертвенный подвиг Иисуса Христа.

       «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» - (Евр.10:10).

       Смерть Иисуса Христа отделяет верующих от греха и порока и утверждает их как освобождённых и посвящённых на служение Богу. Эта же истина относится и к освящению Церкви:

       «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её» - (Еф.5:25-26).

       Христос сделался для нас освящением. Через действие Духа Святого в сердце возрождённого человека.

       «Избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа» - (1Пет.1:1-2).

       «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» - (2Фес.2:13).

       Дух Святой запечатлевает избрание, утверждает дело благодати в душе, чрез явление плодов праведности. Дух жизни, явленный в Иисусе Христе, дарует нам свободу от закона греха и смерти. Он называется Святым Духом не только потому, что Он абсолютно Свят, но и потому, что Он производит преображение в душе верующего. Дух ведёт войну против похоти плоти и делает нас способными приносить плоды святости. Как замечательно эта истина изложена в Послании к Римлянам в 7 и 8 главах. Обратите внимание на безплодные попытки самоосвящения в 7 главе и победное освящение в 8 главе. 7 глава не упоминает о Духе Святом; в 8 главе Он упоминается шестнадцать раз. В этом тайна падения и победы, греха и святости. Человеческая сторона. Вера в искупительную жертву Иисуса Христа.

       «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» - (1Кор.1:30).

       Да, Христос действительно является для нас всем, но при одном условии, при наличии веры с нашей стороны. В момент уверования человека в искупительную жертву Иисуса Христа Его Святость, вера, терпение, благодать и любовь - становятся достоянием спасённой души. Христос мгновенно дарует начальное освящение и постепенно ведёт к совершенному освящению. Степень нашего освящения зависит от нашей способности брать от Святости Христа, Который готов щедро освятить каждого жаждущего. Изучение Библии и повиновение Слову Божьему.

       «Чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова» - (Еф.5:26).

       «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» - (Ин.15:3).

       Наше освящение ограничивается нашими малыми познаниями и недостаточным повиновением Слову Божию. Как освящает Слово Божие? Чрез раскрытие греха; пробуждение совести; воздействием на нас характером Иисуса Христа и высоким примером Его жизни; через изливающуюся силу Духа Святого; через пробуждение духовных чувств и идеалов. Нет силы, подобной Слову Божию, могущей отделять человека от греха и зла. Другие средства.

       «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» - (Евр.12:14).

       «Стараться» значит стремиться, действовать, простираться вперёд, как простирался Апостол Павел. Спящий не может обрести святость. Святость должна быть предметом страстного желания и усилий. Духовно ленивый верующий не может обрести живую возрастающую святость. Святость входит в жизнь верующего через его добровольное отделение себя от всего нечистого и греховного и через отдачу постоянную и твёрдую всего себя, своего тела, на служение Богу, для осуществления Его святых целей. Только чрез эти простые акты отдачи святость и освящение станут постоянными спутниками жизни христианина. Молитва. Ценность молитвы. Молитва есть дыхание христианина, его жизнь. Подтверждение этой истины находим в следующем:

       - пренебрежение молитвой огорчает Господа;

       - недобрые, греховные дела заглушают молитвы;

       - грех делает молитву бездейственной;

       - повеление быть постоянным в молитве;

       - великий источник получения Божьих благословений;

       - Апостолы рассматривали молитву как важнейший духовный подвиг, которому необходимо уделять время и большое усердие.

       Сущность молитвы. Поучительно проследить развитие молитвы на страницах Священного Писания. В жизни патриарха Авраама молитва, по-видимому, имела форму разговора близких друзей, переходящего в ходатайственную и личную молитву. Благословения патриархов принято называть личными молитвами. В период закона молитве уделяется небольшое внимание. Определённое указание о форме молитвы приводится во Второзаконие, но она ещё не занимает ведущего места в жизни ветхозаветного народа. И хотя израильское общество не обрело понятия необходимости молитвы, тем не менее жизнь законодателя Моисея наполнена молитвой. В дни Самуила молитва имеет черты заступничества и личного прошения. Пророк Иеремия называет Моисея и Самуила представителями молитвенных заступников Израиля. Давид, как пророк и поэт, возносит молитвы благодарения. В псалмах-молитвах изливает автор личные чувства и различные переживания: жалобы, мольбы, исповедь и славословие. Истинная молитва должна состоять из таких элементов, как поклонение, прославление, прошение, защита, благодарение, ходатайство, общение и ожидание. Во время молитвы человек должен не только говорить, но и наблюдать, ибо место молитвы становится местом получения откровений. Возможности молитвы. Молитва открывает Бога, явленного нам Иисусом Христом.

       «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» - (Ин.1:18).

       «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» - (Мф.11:27).

       Христос открывает Бога как личность, которая видит, чувствует, знает, понимает и действует. Вера в личность Бога абсолютно необходима при молитве.

       «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть» - (Евр.11:6).

       Христос открывает Бога как всемогущего:

       «Богу же всё возможно» - (Мф.19:26).

       Бог управляет всеми законами и может использовать их в ответ на молитвы детей Своих. Христос открывает Бога как Отца. Признание Бога, как Отца, делает молитву действенной. Было бы неестественно, если бы Отец не отвечал на просьбы Своих детей. Подвиг Иисуса Христа на Голгофе окрыляет молитву.

       «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и, имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» - (Евр.10:19-22).

       Смерть Христа устраняет преграду, стоящую между Богом и нами. Теперь Бог слышит и отвечает на молитвы детей Своих. Молитва вдохновляется Святым Духом.

       «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизречёнными» - (Рим.8:26).

       Здесь выражена следующая мысль: хотя мы уверены, что Бог слышит нас, и, хотя мы убеждены, что преграда греха устранена Иисусом Христом, мы часто бываем озадачены: что говорить Господу, о чём просить? Мы можем со слезами взывать о ненужном для нашего духовного человека, и с равнодушием просить жизненно необходимое. Но приведённые места радуют нас, ибо Дух Святой молится с нами, Он знает, в чём мы нуждаемся и помогает нам в нашей молитвенной жизни. Предметом молитвы могут быть многие обетования Библии. Полагают, что в Библии имеется свыше 33 000 обетований. Каждое обетование «да и аминь в Иисусе Христе», Он есть гарантия их исполнения, они служат для нашего ободрения. Действенность молитвы подтверждается опытом христианского свидетельства. Миллионы христиан по всему лицу земли свидетельствуют о том, что Бог и слышит, и отвечает на молитвы. Достоверность безчисленных свидетельств и фактов не подлежит сомнению. Кому мы должны молиться? Богу.

       «Между тем церковь прилежно молилась о нём Богу» - (Д.Ап.12:5).

       Бог есть Святость - поэтому не должно быть никакой нечистоты в жизни молящегося; Бог праведен - поэтому, не должно быть нечестности в жизни верующего; Бог верен - поэтому не должно быть лжи и лицемерия; Бог силён - поэтому мы должны доверять Ему. Во имя Иисуса Христа.

       «Господи Иисусе! Приими дух мой» - (Д.Ап.7:59).

       «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» - (2Кор.12:8-9).

       «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» - (2Тим.2:22).

       «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освящённым во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» - (1Кор.1:2).

       «Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную и в тот день вы не спросите Меня ни о чём. Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам» - (Ин.4:13-14; 16:23).

       В силе Духа Святого показывает отношение между Духом Святым и молящимся. Дух Святой есть Бог, следовательно, мы должны Ему поклоняться. Нормальный образец молитвы: молитва в Духе, Богу Отцу, через заслуги Сына Божия Иисуса Христа, то есть в Духе, через Сына, к Отцу. Советы о молитве. В отношении положения тела. Душа может находиться в молитвенном состоянии вне зависимости от положения тела. Библия не указывает на определенные установления в этом вопросе. Христос стоял и молился, преклонял колена; падал на лицо Свое. Соломон преклонял колена, пророк Илия молился сидя, закрыв лицо руками; Давид молился в постели; Апостол Пётр - на воде; умирающий разбойник на кресте. В отношении времени и места. В определенное время. По особым случаям: избрание двенадцати; перед Голгофой; после великого успеха. Рано утром; всю ночь; во времена особых переживаний; при принятии пищи. Место молитвы: в комнате; среди природы; в церкви; во всяком месте. Помехи и помощь в молитве. Помехи в молитве. Потворство греху, сознательное неповиновение повелениям Бога; себялюбие (эгоизм), слабая вера; идолы в сердце. Помощь в молитве. Искренность; простота; серьёзность; настойчивость; вера; единство духа; определённость; усилие; молитва с постом; молитва во имя Иисуса Христа. Посему нам должно всегда молиться и не унывать.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Борис Бурутто.

Комментарии

Борис Иванович 02.07.2024, 19:22
Интересны мысли автора, но есть целая куча вопросов, на которые может ответить только архив Ватикана. Всё остальное просто слова человека.
ответить
Казак Уральский 03.07.2024, 16:06
Любо братцы. Благодарю за просвещение.
ответить
Светлана 04.07.2024, 11:49
Спасибо.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения