ДОГМАТИКА. ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХ. ЧАСТЬ 3.
Учение об Иисусе Христе. Личность Иисуса Христа.
Христианство, как религиозное учение, имеет глубочайшую связь с личностью Христа. Буддизм и магометанство, если их рассматривать в отрыве от личностей основателей религий, практически ничего не теряют. Но если от христианства отделить личность Иисуса Христа, то вся сила и сущность его исчезнет. От начала и до конца, во всём многообразии проявления христианской жизни, основой и краеугольным камнем великого здания христианства является чудный образ Иисуса Христа и Его учение. Библия учит, что Иисус Христос есть Бог и человек. Он есть Богочеловек. Рассмотрим личность Христа в свете учения Священного Писания.
Человеческая сущность Иисуса Христа.
Он был рождён от Девы Марии. Слово Божие утверждает, что, через рождение от Девы Марии, Христос стал Сыном человеческим.
«Слово стало плотью» - (Ин.1:14).
Воплощение Иисуса Христа связано с фактом непорочного зачатия. Он родился от Девы Марии силою Духа Святого по пророчеству. Люди, принимающие Христа только как человека, великого Учителя, отвергают Его рождение от Девы и Святого Духа. Но если рассматривать всю жизнь Христа как Сына Божия со дня рождения и до дня славного воскресения и вознесения, то следует утвердительно сказать, что такое явление могло быть только при условии необычного прихода Христа в мир. Некоторые спрашивают, что, если непорочное зачатие является столь существенным для правильного понимания христианства, то почему евангелисты Марк, Иоанн и Апостол Павел ничего не говорят об этом? Но разве они молчат? Апостол Иоанн говорит:
«Слово стало плотию».
Павел говорит:
«Бог явился во плоти».
Но ни Марк, ни Павел не писали о земной жизни Иисуса до Его тридцатилетнего возраста. О факте Его непорочного зачатия вначале знали только Мария и Иосиф. И вполне естественно, что они не говорили об этом окружающим. Но когда сын Марии Иисус был вознесён на Крест, умер и затем воскрес, тогда она силою Святого Духа полностью познала цель и значение события более чем тридцатилетней давности. И рассказ Матери Иисуса о чудных событиях, предшествовавших рождению Спасителя, при содействии Духа Святого нашёл путь в евангельские повествования. Иисус Христос возрастал, как и все люди, подчиняясь естественным законам развития. О жизни Иисуса до тридцатилетнего возраста мало написано в Священном Писании. Очевидно, на Нём, как и на всяком человеке, отражалось влияние семейного воспитания, учения в синагоге, личное изучение Библии и молитвенная связь с Небесным Отцом. Мы читаем, что:
«Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте, и в любви у Бога и человеков» - (Лк.2:52,40).
Иисус Христос имел внешность обыкновенного человека. По внешнему виду Христос был обыкновенным человеком, но, безусловно, святая, чистая жизнь отражалась на Его лице и особенно в глазах. Глаза - зеркало души. Он был «прекраснее сынов человеческих» по внутреннему и внешнему виду. Слова «нет в Нём ни вида, ни величия» касаются момента страданий Христа. Чистота и Святость Христа привлекала к Нему сердца простых людей и вызывала ревность и негодование фарисеев и книжников. Мы ничего не знаем о внешности Иисуса Христа. История не сохранила Его портрета. Евангелие повествует, что Он имел внешность простого человека. Так, например, самарянка признала в Иисусе иудея, очевидно, по внешнему виду и речи. Мария приняла воскресшего Христа за садовника. Ученики на пути в Эммаус также приняли Его за обыкновенного человека. Следовательно, как до, так и после воскресения Иисус являлся ученикам в образе человека. В этом образе Он вознёсся на небо. Иисус Христос имел безгрешное человеческое естество, то есть дух, душу и тело. Через воплощение Христос обрёл истинную сущность человека. Христос был истинным безгрешным человеком.
Иисус был подобен нам, кроме греха. Иисус Христос алкал; жаждал; уставал от путешествий; от усталости Он засыпал; Он скорбел об Иерусалиме; плакал у гроба Лазаря; жаждал человеческого участия в Гефсиманском саду; подобно нам был искушаем. Он был, подобно нам, человеком, любое искушение, касающееся нас, понятно Ему. Он наша помощь в немощах. Сам Иисус Христос и окружающие называли Его человеческими именами. Сын Человеческий, Иисус; Иисус из Назарета, человек Иисус Христос. Не менее восьмидесяти раз называет Себя Иисус Сыном Человеческим. Когда к Нему обращались, как к Сыну Божию, Он принимал это имя, но тут же заменял его именем «Сын Человеческий». Этим именем Он отождествляет Себя с нами. Он, будучи кость от кости и плоть от плоти человеческой, был Истинным Человеком. По безгрешной природе и жизни Он является единственным среди сынов земли.
Божественность Иисуса Христа.
Его Божественные имена. Иисус Христос назван Богом. Места Священного Писания, подтверждающие это: Ин.1:1,18,20,28; Евр.1:8; Рим.9:5; Тит.2:13; 1Ин.5:20. Иисус Христос назван Сыном Божиим. Места в Слове Божием, указывающие на Христа как на Сына Божия: Мф.16:16-17; 8:29; 14:33; Мк.1:1; 14:61; Лк.1:35; 4:41. В синоптических Евангелиях в начале не говорится, что Христос называл Себя Сыном Божиим. Только ученикам была открыта тайна, и Он принимал это название. В конце земного служения, из обвинений, предъявленных Ему, становится очевидным, что Он провозгласил эту истину открыто, для всех. В Евангелии от Иоанна Христос прямо называет Себя Сыном Божиим. От Иоанна начинается утверждением, что Христос есть Бог:
«Слово было Бог. Господь мой и Бог мой!».
21 глава Иоанна является эпилогом. Христос - единородный Сын Божий. Ангелы и человек могут быть подобны Богу в нравственном смысле, но право быть подобным Богу по природе, по существу, принадлежит единственно Сыну Божию. Если Иисус, называя Себя Сыном Божиим, не вкладывал в это выражение больший смысл чем то, что Он есть подобный нам людям, как сынам Божиим, то почему тогда первосвященники обвиняли Его в богохульстве? Потому что они чувствовали в Нём силу Бога, но не хотели признавать это. Он имел право называть Себя Сыном Божиим, так как Сам Бог засвидетельствовал Своё отцовство.
«Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» - (Ин.20:31).
Иисус Христос есть Сын Божий от вечности, по природе; мы же являемся детьми Его по усыновлению и благодати. Иисус Христос назван Господом. Об этом свидетельствуют места Писания: Д.Ап.4:33; 9:17; 16:31; Лк.2:9, 17;11; Мф.22:43-45. Наименование «Господь» в Новом Завете означает «Господин». Христиане первого века подчеркивали господство Христа, как признание того, что вечный Христос был воплощён в Иисусе, умер и воскрес и является Вечным Живым Господом. В будущем Христос явится как Царь царей и Господь господствующих, Бог Вседержитель:
«И будет царствовать во веки веков».
Другие имена Иисуса Христа. «Первый и Последний»; «Альфа и Омега»; «Спаситель мира»; «Агнец Божий»; «Пастырь Добрый» и многие другие. Иисусу Христу принадлежит поклонение как Богу. Иисус Христос принимал поклонение. Писание признает поклонение только перед Богом. Ни ангелы, ни святые люди не могут быть предметом нашего поклонения. Корнилий сотник пал на колени перед Петром, но Пётр поднял его, говоря:
«Встань, я тоже человек» - (Д.Ап.14:14-15; 10:25-26).
Какая ужасная судьба постигла царя Ирода, когда он допустил поклонение себе, достойное только Бога. Иисус говорил:
«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» - (Мф.4:10; Лк.4:8).
Следовательно, Он не имел права принимать поклонение, если бы Он не был Богом. И Бог повелевает всем людям преклониться перед Сыном и не только людям, но и ангелам. Иисус Христос обладает свойствами Бога. Иисус Христос вечносущий.
«В начале» - (Ин.1:1).
Он был прежде Авраама. Он есть безначальный и вечносущий. Он - Источник жизни и жизнеутверждающая Сила.
«Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» - (Ин.5:21,26).
«В Нём была жизнь» - (Ин.1:4; 17:3-5; 10:17-18; Евр.7:16).
Из данных мест мы видим, что всякое проявление жизни - физическое, моральное, духовное, вечное - исходит от Иисуса Христа. Неизменность Иисуса Христа.
«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» - (Евр.13:8; 1:12).
Вся природа, которая, как одежда, распростерта вокруг Него, изменяется и умирает; а Иисус Христос вечно Тот же. Он не изменяется. Вся полнота Божества обитает во Христе.
«Ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно» - (Кол.2:9).
То есть истинная сущность и природа Божества. Он есть Истинный Бог. Божественные проявления Иисуса Христа. Он есть Творец.
«Всё чрез Него начало быть» - (Ин.1:3).
Творение является откровением Его силы и могущества.
«В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих» - (Евр.1:10).
«Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство» - (Кол.1:15-18).
Он рождён прежде всякой твари. Всё создано Им. Он - Творец Вселенной и Он - Глава Церкви, то есть Глава нового человечества. Он держит всё. Вселенная не забыта Богом. Сила Христа - вот та сила, которой удерживается всё в мире. Пульс жизни Вселенной регулируется и контролируется пульсацией могучего сердца Христа. Иисус Христос имеет власть прощать грехи. Ни один человек не имеет права прощать грехи. Это право Бога. Христос как Истинный Бог, не только провозглашал прощение грехов, но и, действительно, прощал. Иисус Христос имеет силу воскрешать мёртвых. Несколько раз в Евангелиях повествуется о силе Христа воскрешать мёртвых. В последний день Он воскресит всех Своей силой. Пророки и Апостолы воскрешали мёртвых по молитве, силой Бога. Этому акту предшествовало глубокое молитвенное усилие. Вспомните воскрешение мальчика Елисеем и сравните с величием и спокойствием слов Христа при чуде воскрешения. Он будет Судьей всех людей.
«Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» - (Ин.5:22; 2Тим.4:1; Д.Ап.17:31; Мф.25:31-46).
Голгофский Страдалец будет Судьёй на великом Белом престоле. Божественная сущность Иисуса Христа. Всемогущество.
«Дана Мне всякая власть на небе и на земле» - (Мф.28:18; Откр.1:8; Ин.17:2; Ефес.1:20-22).
Его сила властвует над тремя сферами. Первая сфера - по всей земле: над болезнями; над смертью; над природой - превращение воды в вино, прекращение бури на море. Вторая сфера - над всеми силами ада: над демонами; над злыми ангелами. Третья сфера - над всеми силами неба и в конце Он будет владычествовать над всем. Всеведение.
«Теперь видим, что Ты знаешь всё» - (Ин.16:30; 2:24-25; Мф.24:25; Кол.2:3).
При изучении слов Иисуса Христа всё более укрепляется впечатление, что Он знал всё до деталей, относилось ли то к прошлому или будущему времени. Единственное непонятное место, которое как бы хранит в себе для нас тайну, изложено в Мк.13:32:
«О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец».
В идентичных местах Мф, указанные слова «ни Сын» отсутствуют. Здесь, безусловно, сказывается сокрытое для нас выражение. Оно не должно нас смущать. Ограниченность наших познаний не может быть аргументом против неизменяемости Христа и Его всеведения. Апостол Павел говорит:
«Мы отчасти знаем и видим как бы сквозь тусклое стекло» - (1Кор.13:9,12).
И в то же время Павел был так уверен в исповедуемой им истине, что дерзновенно заявлял:
«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествỳем вам, да будет анафема» - (Гал.1:8).
Павел знал, что его познания ограничены, но в то же время он был убеждён в истинности Христова учения. Церковь с первых дней своего существования приняла труды Апостола как богодухновенные. И в данном месте Мк. возможно указана человеческая сущность Христа. Как Бог - Он вездесущ, а как человек - Он присутствовал в одном месте. Как Бог - Он всемогущ, за исключением одного: Он не может насильно обратить человека и заставить его следовать за Собой. Он ждёт от человека добровольного подчинения своей воли Богу. Вездесущность Христа.
«Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» - (Мф.18:20).
Он сопровождает каждого миссионера и проповедника. Он пребывает с молящимися во всяком месте. В этом ценность и значение молитвы. Он наполняет все и во всем. Такими свойствами может обладать только истинный Бог. Его имя находится в сочетании с именем Бога Отца. Сравним следующие места. Христос, как податель благодати, стоит наравне с Отцом. Слова, произносимые при крещении.
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Здесь мы видим единство Троицы, как одного Божества. Другие утверждения. «Мы придём», то есть Отец и Сын Божий.
«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» - (Ин.17:3).
Спасающая вера включает веру в Иисуса Христа наравне с Отцом.
«Я и Отец - одно» - (Ин.10:30).
«Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш да утешит да утвердит вас» - (2Фес.2:16).
Единство Отца и Сына показаны в данных текстах. Свидетельство Иисуса Христа о Себе. Из повествования о посещении Им храма. Это повествование есть первый цветок из прекрасного закрытого сада тридцатилетней земной жизни Господа. Первые дошедшие до нас слова отрока Иисуса.
«Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» - (Лк.2:49).
«Отец Мой!».
Ни одни человеческие уста не произносили этих слов. Христос учит нас молитве, начинающейся со слов:
«Отец наш!».
Христос открывает, что не Иосиф Его Отец, а Бог, и что Он находится в храме, принадлежащем Его Отцу. При крещении. Прочитаем Мф.3:13-17; Мк.1:9-11; Лк.3:16-22.
«Так надлежит нам исполнить всякую правду», - сказал Христос в ответ на слова Иоанна.
Иисус подтвердил проповедь Иоанна Крестителя о Идущем за ним.
«Он будет крестить вас Духом Святым» - (Мф.3:11).
Для Иисуса Христа день крещения был днем великого благословения.
«Глас с неба глаголющий; Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение» - (Мф.3:17).
Исполнились древние пророчества.
«Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» - (Пс.2:7).
Иисус знал, о Ком пророчествовали ветхозаветные пророки. Великий Дух Божий снизошёл на воплощенного Сына Божия. Свидетельство с неба было для Иисуса, Иоанна и окружающих. В искушении Иисуса Христа. Прочитаем Мф.4:1-11; Мк.1:12-13; Лк.4:1-13. Получив великие откровения с неба при крещении, Иисус вступает в долину искушений. Сатана признает Его как Сына Божия. Он предлагает Христу пути обретения власти над миром, зная, что Христос жаждет спасения рода человеческого. Цель Христа - основать Царство Божие на основе любви к Богу, Царство Небесное, новое, вечное. В дни искушения в пустыне Христос прошёл великую школу послушания. Сорок дней и ночей глубоких раздумий о спасении человечества, о любви Отца, о Своей миссии.
«И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нём по всей окрестной стране» - (Лк.4:14).
В избрании на служение двенадцати и семидесяти учеников. Прочитаем об этих событиях Мф.10; Мк.3:13-19; 6:7-13; Лк.9:1-6; 10:1-14. Это важное событие в жизни нашего Господа имеет важное значение в самоутверждении Его служения. Двенадцать учеников-Апостолов, самых близких для Христа людей, пошли проповедовать Царствие Божие, исцелять больных и тому подобное. Он дал им силу. Только Истинный Бог может давать такую силу. Христос предстаёт в этом событии как властитель над жизнью и смертью. И в то же время Он жаждет искренней любви человека. В Нагорной проповеди. Читаем об этом событии: Мф.5-7; Лк.6:20-49. Кто это, ставящий Себя выше Моисея? Провозглашающий авторитетно, как власть имеющий:
«А Я говорю вам».
Послушаем снова, что говорит Христос о последнем суде. Мог ли произнести всё это Иисус, если бы Он не чувствовал в Своём сознании воплощение Бога? Конечно, нет.
Пророчества об Иисусе Христе (Мессии).
Личность и значение Иисуса Христа. Иисус Христос родится: от семени жены; от семени Авраама; от семени Давида; от Девы; в Вифлееме; во время чужеземного владычества над Иудеей. Иисус Христос будет помазан Духом Святым. Есть еще много пророчеств о жизни, характере и деятельности Иисуса Христа, но теперь мы не будем касаться их, так как используем их в дальнейшем.
Труд Иисуса Христа.
О труде Иисуса Христа свидетельствует Он Сам и Апостолы. Этот материал очень богат и рассматривать его можно как в хронологическом порядке, так и по нижеследующим признакам служения Иисуса Христа: пророка, первосвященника и царя. Основанием для такого распределения сведений о деятельности Иисуса Христа является то, что Он именуется Помазанником (по-еврейски Мессией, по-гречески Христом). В ветхозаветное время через помазание поставлялись на служение первосвященники, цари и пророки. Пророчество Ис.61:1 относится к Иисусу Христу. Он действительно был помазан Духом Святым на служение пророка, первосвященника и царя. Эти служения подготовляют одно другое и тесно связаны между собой. Пророческое служение Иисуса Христа. Пророческое служение заключает в себе не только предсказание будущего, но и назидание, увещание и утешение. Пророческое служение Иисуса Христа было предсказано. Об исполнении этих предсказаний читаем: Лк.4:18,21; 24:19; Д.Ап.3:22; 7:37; Ин.17:8,26; Евр.1:1. Пророки Ветхого Завета были прообразами Иисуса Христа. Содержание учения Иисуса Христа. Таковым является - благая весть, Евангелие о приближении в лице Иисуса Христа Царствия Божия. Оно принимается через покаяние и веру.
Иисус Христос был свидетелем истины. Иисус Христос был учителем, возвестив законы Царствия Божия и разъяснив их (Нагорная проповедь). Иисус Христос предсказал будущие события. Своё пророческое служение Иисус Христос подтверждал чудесами. Они являются свидетельством истинности Христова учения и сотворены для того, чтобы люди приняли евангельскую истину и поверили ей. Это относится и к Апостолам. Чудеса показывают полную власть Иисуса Христа над природой; она, вероятно, была дана Богом и человеку, но оказалась в значительной мере утраченной вследствие грехопадения. Пророческое служение Иисуса Христа продолжалось и после Его смерти (физической, но не духовной). Иисус Христос проповедовал находящимся в царстве мёртвых людям, не уверовавшим во дни Ноя. Первосвященническое служение Иисуса Христа. Предсказано. Иисус Христос:
- призван и поставлен Богом (Евр.3:1-3);
- имеет священство непреходящее (Евр.5:6; 6:20; 7:24-28);
- Свят без порока (Евр.7:26-28);
- не имеет нужды в жертве за Самого Себя (Евр.7,27);
- принёс Самого Себя однажды в жертву чистую и безпорочную (Евр.7:27; 9:14; 10:10-12);
- принёс лучшую жертву (Евр.9:13-14.23);
- совершил умилостивление за грехи наши (Евр.2:17);
- приобрёл нам вечное искупление (Евр.9:12);
- может всегда спасать (Евр.7: 24-25).
Прообразы Иисуса Христа как Первосвященника. Царственное служение Иисуса Христа разделяется на три периода:
- от рождения до вознесения;
- от вознесения до 1000-летнего Царства;
- 1000-летнее Царство и вечность.
Ко времени рождения Иисуса Христа в Израильском народе сложилось убеждение в том, что обетованный Мессия будет земным царем, освободит от римского ига Израиль и поставит его во главе всех народов земли. Соответствующие пророчества подтверждают эти ожидания. Они были у народа, пришедшего на Иордан к Иоанну для крещения, у свидетелей чудесного насыщения 5 тысяч людей, что вызвало желание сделать Иисуса Христа - Царем. Не были свободны от этого ожидания и ученики Иисуса Христа. Но жизнь Иисуса Христа, полная скитаний и уничижений, проповедуемое Им учение, Его характер и отношение к окружающему, находились в противоречии с представлениями народа о личности и деятельности Царя-Мессии. Даже Иоанн Креститель, первый и сильный свидетель помазания Иисуса Христа, послал спросить Иисуса:
«Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» - (Мф.11:2-3).
И перед концом Своей жизни на судилище Пилата, как бы подводя итог Своей деятельности, Иисус Христос еще раз определяет Свое царство словами, что оно «не от мира сего». Оно духовно; царственная власть Христа распространяется на души человеческие, добровольно подчинившиеся законам Небесного Царства, на Церковь, которая является этим царством. Начало ему положено проповедью его Божественного Основателя, следованием за Ним Его первых учеников, к которым потом примкнуло множество людей. Второй период царствования Иисуса Христа - от вознесения и Пятидесятницы до 1000-летнего Царства, период Церкви и наших дней. Иисус Христос:
«Открылся Сыном Божиим в силе через воскресение» - (Рим.1:4; Ин.6:62; Д.Ап.2:33).
Он увенчан славою на престоле, Отца Своего имеет:
«Всякую власть на небе и на земле» - (Мф.28:18).
На земле царственная власть Иисуса Христа осуществлена, главным образом, в Церкви, Главою которой Он является и через которую распространяет Свою власть на новые души. В третьем периоде Царство Иисуса Христа распространится на всю землю:
«Царство мира соделалось Царством Господа нашего» - (Откр.11:15; Пс.2:8; Дан.7:14,27; Рим.14:9; 1Пет.3:22).
Тогда полностью осуществятся пророчества о Мессии и царстве Его. Ошибка Израиля (отвержение Иисуса Христа во время Его первого пришествия) состоит в том, что не были приняты во внимание пророчества о страданиях и об униженном состоянии Мессии (Христа), Его жертвенном подвиге и искупительной смерти. Эта ошибка будет исправлена всеобщим покаянием Израиля.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Борис Бурутто.
Комментарии