Главная » Теология » ДОГМАТИКА. ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХ. ЧАСТЬ 2.

ДОГМАТИКА. ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХ. ЧАСТЬ 2.

29.02.2024 17:40

       III. Свойства Бога.

       Атрибуты Бога, то есть неотъемлемые свойства Его, делятся, обычно, на два класса: природные и нравственные. К природным свойствам относятся: всеведение, всемогущество, вездесущность, вечность и неизменяемость Бога. К нравственным свойствам относятся: святость, праведность, милость, любовь.

       Природные свойства Бога. Всеведение Бога.

       Бог есть совершенный Дух и имеет совершенное знание. Он знает всё о всём. Псалмопевец восклицает:

       «Он исчисляет количество звёзд; всех их называет именами их» - (Пс.146:4).

       «На всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых» - (Пр.15:3).

       «Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его» - (Пр.5:21).

       Мы можем укрыться от человека, но нигде и никогда не можем укрыться от Бога. Все действия человека оцениваются и взвешиваются Богом.

       «Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали» - (Пс.138:2).

       Бог предопределил все события в истории человечества.

       «Ведомы Богу от вечности все дела Его» - (Д.Ап.15:18).

       Всеведение Бога вытекает из Его единства (Ис.46:9-10). Здесь Бог объявляет пророку о будущих событиях. Для Него нет прошлого, настоящего и будущего. Для Него всё есть живое и настоящее. Мы в жизни подобны человеку, стоящему на берегу реки и наблюдающему за течением. Но кто подымается в воздух, на высоту, тот видит всё течение реки от истока до устья. Так и Бог видит всю Вселенную от истока и до славного завершения. Возникает вопрос, как понимать всеведение Бога, в смысле предопределения ко спасению? (Рим.11:33). Апостол восклицает:

       «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!».

       Мы не можем понять Его мудрость, но в данном вопросе о предопределении скажем, что Он предузнает путь каждого рожденного в мир человека (Д.Ап.17:24-28), ибо всё для Него явлено в настоящем времени.

       Всемогущество Бога.

       Сила Бога не имеет ограничений.

       «Знаю, что Ты всё можешь, и что намѐрение Твоё не может быть остановлено» - (Иов.42:2).

       Другими словами, в мире нет силы, способной противостоять Его могуществу.

       «Есть ли что трудное для Господа?» - (Быт.18:14).

       И естественные и сверхестественные силы находятся во власти Бога. Всемогущество Бога в природе (Быт.1:1-3). Сказал Бог и стало так. Сила в Его слове.

       «Он речёт, - и восстаёт бурный ветер. Он превращает бурю в тишину» - (Пс.106:25-29).

       Всё на земле, в море и небесах повинуется Ему.

       «Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицом Его и Вселенная и все живущие в ней» - (Наум.1:5).

       Всемогущество Бога в судьбах человека. Наглядной иллюстрацией служит избрание Моисея (Исх.4:). Судьба Навуходоносора (Дан.4:), обращение Савла (Д.Ап.9:). Все действия человека, настоящие или будущие, зависят от воли и силы Бога. Апостол Иаков пишет о том, что следует говорить так:

       «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» - (Иак.4:12-15).

       Смотри также Лк.12:16-21. Небесные жители (ангелы) являются Его творением и подчинены воле Его.

       «По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его» - (Дан.4:32).

       «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» - (Евр.1:14).

       Ангелы есть существа, созданные Богом для особых форм служения. Даже сатана находится под контролем Бога. Сатана без воли Бога не имеет силы над спасенным чадом Божиим (Иов.1:12; 2:6; Лк.22:31-32). Придет время, когда сатана будет навечно скован цепями (Откр.20:2). Но и сейчас Бог ограждает от враждебности и клеветы сатаны, так же как Он может укротить волны на море.

       Вездесущность Бога.

       Это свойство Бога вездесущность тесно связано с Его всеведением и всемогуществом. Бог наполняет всё, - Он везде, Его присутствие духовное. Пантеизм признаёт вездесущность проявления Бога, Его влияния, но отвергает Его личность. Поэтому Апостол Павел и называет людей безумными, признающих Бога во Вселенной, Его влияние в виде первоначальной силы, но не прославляющих Его как личного Бога (Рим.1:20-22). Бог многократно говорит со страниц Писания о Своей вездесущности (Иер.23:23-24; Пс.10:1-14; Пс.138:7-12). Он окружает нас.

       «Ибо мы Им живём и движемся, и существуем» - (Д.Ап.17:24-28).

       Без Его поддерживающей руки мы погибли бы; Бог присутствует везде, но в разных видах. Место обитания Его на небесах (3Цар.8:30); где Христос пребывает с Ним (Ефес.1:20). Это место, где стоит престол Его (Ис.66:1; Откр.4:2). Как душа человека присутствует в каждой части тела, так и Бог присутствует во всех частях Вселенной. Практические выводы из учения о вездесущности Бога:

       - Утешение. Бог очень близок к душе верующего. Мы беседуем с Ним; наш дух соединяется с Его Духом. Он ближе к нам, чем наше дыхание. Бог внутри нас. Он охраняет и защищает нас (Мф.28:20).

       - Предостережение. Бог видит нас - это должно предостерегать нас от участия в грехах и злых делах.

       - Вечность и неизменяемость Бога.

       Время может быть прошедшим, настоящим, будущим. Вечность не имеет времени. Она не имеет начала и конца. Вечность Бога означает, что для Него всё в настоящем времени. Неизменяемость Бога означает, что Он абсолютно неизменяем. Бог остается Тем же во все времена. Он безначален и безконечен. Он ни от кого и ни от чего не зависит. В Откр.1:8 читаем:

       «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель».

       Места, подтверждающие вечность и неизменность Бога: Пс.89:2; Пс.101:25-28; Мал.3:6; Иак.1:17; 1Цар.15:29. Неизменность Бога требует возмездия за грех. Неизменность Бога и Святость Его приняли жертву умилостивления на Голгофе Спасителя Христа за всех людей. Всё это подтверждает, что Бог неизменен во всех Своих святых качествах.

       Нравственные свойства Бога. Святость Бога.

       Основным лейтмотивом Ветхого Завета является Святость Бога. Для пророков Бог был абсолютно святым и чистым, противостоящим злу и греху. Святость Бога и Его непримиримость ко злу особенно необходимо проповедовать сегодня, когда в мире есть мнение, что зло не так ужасно и можно постепенно улучшить природу человека. Правильный взгляд на Бога и Его Святость поможет нам увидеть в истинном свете грех и необходимость заместительной жертвы Христа. Прочитаем места Писания, указывающие на Святость Бога: Ис.57:15; Пс.98:9; Авв.1:13; 1Пет.1:15-16; Ин.17:11. Христос называет Бога Святым Отцом. Он молит Отца Небесного, чтобы Он освятил учеников Его, то есть наполнил бы святостью их жизнь и сердца и сохранил их от зла в этом мире (Ин.17). Разве не замечательно то, что свойство святости относится к каждому лицу Святой Троицы: Бог Отец - Святой Израилев (Ис.41:14); Бог Сын - Святой (Д.Ап.3:14); Дух Божий назван Духом Святым (Еф.4:30). Значение Святости Бога распространяется на весь мир. Бог никогда не делал и не сделает зла Своему творению (Иов.34:12-15). Бог требует от человека святости (Лев.11:43-45), как и Он Сам Свят. Устройство скинии предусматривало Святое-Святых, куда один раз в год с жертвенной кровью мог входить первосвященник. Десять заповедей и все нравственные законы Ветхого Завета говорят о значении святости в применении к Богу.

       «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» - (1Ин.I:5).

       «Мерзость пред Господом - путь нечестивого. Мерзость пред Господом - помышления злых» - (Пр.15:9.26).

       Бог ненавидит грех. Грех разделяет, разрушает союз Бога и человека.

       «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас» - (Ис.59:1-2).

       Бог и грешник находятся на разных полюсах морального мира. Грех разделяет их, как пропасть. В этом сокрыта тайна заместительной жертвы Христа.

       «Идущего путём правды Он любит» - (Пр.15:9).

       «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» - (Ин.3:16).

       Здесь видна Святость Бога в том, что Он жаждет видеть праведность в жизни детей Его, и для этого Он отдал Сына Своего. Крест показывает, как сильно Бог любит святость. Крест воздвигнут во имя Святости Бога. Ибо Христос умер не только за наши грехи, но и за то, чтобы даровать нам святость, которую любит Бог. Любим ли мы святость, чтобы страдать за неё? Каковы практические выводы из учения о Святости Бога? Мы должны приходить к Богу:

       «С благоговением и страхом» - (Евр.12:28).

       История израильского народа имеет много примеров наказания за нарушение этого правила.

       «Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его», - говорит Екклесиаст (Екк.5:1-3).

       Имея правильное учение о Святости Бога, мы будем иметь правильное представление о грехе. Исайя, святой человек в Израиле, пришёл в ужас от беззаконий своих перед святостью Бога (Ис.6:2-7). А как мы исповедуем свои грехи? Спокойно, без страха и трепета? Если грех не вызывает в душе ужаса, то это значит, что мы не видим Святости Бога. Зная Святость Бога, мы можем приблизиться к Нему только благодаря заслугам Христа; на основании праведности, дарованной нам Христом.

       Праведность и справедливость Бога.

       Это свойство как бы является продолжением Святости Бога по отношению к сынам человеческим. Если Святость есть сущность Бога в Самом Себе, то праведность и справедливость есть выражение Его характера по отношению к человеку. Следует иметь в виду три проявления праведности Бога:

       - Требование исполнения закона праведности.

       - Наказание за нарушение этих законов.

       - Активная забота Бога о Своём творении.

       В праведности Бога явлена Его любовь к святости и свидетельство о том, что Бог всегда творит правду. В справедливости явлена Его ненависть ко греху. Справедливость, как свойство Бога, безпристрастна: она карает, но не мстит.

       «Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» - (Пс.114:5).

       Бог верен своему обетованию, Он слышит нас. Ездра восклицает:

       «Господи Боже Израилев! Праведен Ты!».

       В наказании Израиля за грех подтверждается праведность Иеговы.

       «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» - (Пс.144:17).

       «Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою» - (Иер.12:1).

       Данные места Писания показывают Бога Справедливым в Самом Себе и по отношению к человеку. От Бога исходит только полезное, справедливое и правое. Как проявляется праведность и справедливость Бога? Двумя путями. Первое - наказанием преступления и восстановлением справедливости; и второе - награждением праведности. Рассмотрим более подробно данные пути.

       Наказание преступления.

       Псалмопевец говорит:

       «Господь, - престол Его на небесах, очи Его зрят; Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его. Ибо Господь праведен, любит правду; лицо Его видит праведника» - (Пс.10:4-7).

       В этом псалме Давид увещевает робкого собеседника уповать на Господа. Люди могут управлять на земле и творить неправду, но Бог управляет с небес и всегда творит правду. Он видит тех, кто поступает праведно и тех, кто поступает неправедно. Его Святость и праведность с отвращением смотрит на грех, и, в конечном счете, зло будет наказано. Есть страшное слово: проклятие Божие. Это страшное наказание - вечное разделение с Богом. Как послушны должны быть люди призыву Бога, ибо страшно грешнику впасть в руки Бога живого. Ни один грешник не сможет сказать в день Суда, что он незаслуженно наказан:

       «Я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны» - (Исх.9:27).

       Так сказал фараон Моисею, признавая справедливость Божьего наказания за грех и ожесточение.

       Прощение кающегося.

       «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» - (1Ин.1:9).

       Обычно прощение грехов связывается с благодатью и любовью Бога, но не с Его праведностью и справедливостью. Данный стих убеждает нас в том, что, если мы исповедуем наши грехи, то праведность и справедливость Бога является гарантией нашего прощения. Бог не может не простить и не очистить кающегося грешника. Праведность Бога проявляется в верности Своему слову и Своим обетованиям.

       «Ты Сам, Господи Боже, избрал Авраама, и вывел его из Ура Халдейского, и дал ему имя Авраама, и нашёл сердце его верным пред Тобою, и заключил с ним завет. И Ты исполнил слово Своё; потому что Ты праведен» - (Неем.9:7-8).

       Великие трудности стояли на пути исполнения этого обетования, то есть овладения землей Ханаанской. Но если Бог произносит слово и обетование, то ни небо, ни земля, ни ад не могут помешать их исполнению. В Евр.12:25-29 сказано о другом обетовании, создании «царства непоколебимого». Его праведность есть гарантия исполнения всех обетований. Рано или поздно народ Божий будет торжествовать в славе Отца Небесного. Наступит день, когда зло прекратится и наступит великий покой.

       Праведность Бога проявляется в награде праведных.

       «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым» - (Евр.6:10).

       «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судья, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» - (2Тим.4:8).

       Праведный Судья не может оставить без награды верных детей Своих. Придёт время, и мы получим полную награду за всё доброе, что мы сделали во имя Его. Гарантия этому - праведность Бога.

       Милосердие и сострадание Бога.

       Эти свойства означают любовь Бога к послушным и непослушным сынам человеческим.

       «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» - (Мф.5:45).

       Милосердие или милость связаны с виной. Милосердие Бога понуждает Его искать добра виновному перед Ним человеку.

       «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом» - (Еф.2:4-5; Рим.5:8).

       Бог возлюбил мир. Он полон милосердия и сострадания. Детям Своим Он дарует потоки благословений.

       «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» - (Рим.8:32).

       Вместо заслуженного наказания и смерти, Бог дарует нам жизнь, здоровье и все необходимое для жизни.

       «Господь, Бог твой, есть Бог милосердый; Он не оставит тебя» - (Вт.4:31).

       Давид твердо верил и знал, что Господь не оставит его в тяжелое время (Пс.85:15-17). Наиболее ярко Божье милосердие и сострадание выражено в притче о блудном дыне (Лк.15:11-32). Любящий Отец ждёт возвращения Своего сына. Как проявляется милосердие и сострадание Бога?

       Во-первых, мы должны твёрдо уяснить, что Бог абсолютно независим в определении своих благословений.

       «Итак, кого хочет, милует» - (Рим.9:18).

       Во-вторых, мы должны помнить, что Его желание и воля - распространить милосердие на всё творение (Пс.85:5). Особое милосердие Он проявляет к грешникам. Все грешники, даже не раскаявшиеся, находятся в окружении Его милосердия (Лк.6:36; Мф.5:45).

       «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, ибо Он многомилостив» - (Ис.55:7).

       Его милосердие - свято, оно не может защищать грех, но может простить его. Божье милосердие есть город убежища для раскаявшегося, но ни в коем случае не убежище для самонадеянных (Пр.28:13; Пс.50:). Искренне раскаивающиеся получают прощение. Нельзя самонадеянно уповать на милосердие Бога. Оно открыто для тех, кто оставляет грех. Это единственный путь получения прощения.

       «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долго терпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию» - (2Пет.3:9).

       «Но, по великому милосердию Твоему, Ты не истребил их до конца, и не оставлял их, потому что Ты Бог благий и милостивый» - (Неем.9:31).

       Милосердие долго терпит грешников. Он ждёт их покаяния. Если бы Он поступил с ними по делам их, то они давно погибли бы. Подумайте о зле, грехе и нечистоте! Если это возмущает нас, то как оно должно возмущать Святого Бога. В мгновение ока Он может уничтожить всё зло. Но Он не делает этого. Он страдает за грешника, берёт на Себя наказание за всё зло мира, удовлетворяет Своей жертвой Божественный гнев и праведность, становится Ходатаем за каждого грешника. Божье милосердие выше нашего понимания. Его сострадание не имеет предела. Однако, взирая на долготерпение Божие и Его милосердие, мы не должны забывать, что:

       «Бог наш есть огнь поядающий» - (Евр.12:29).

       И что грешнику «страшно впасть в руки Бога живого» (Евр.10:31). Его милосердие и сострадание к святым.

       «Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость» - (Пс.31:10).

       Доверие к Богу вызывает ещё большую любовь и сострадание с Его стороны. Обращаясь к Богу, мы вступаем в среду милосердия, которая стеной окружает нас от зла.

       «Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его» - (Флп.2:27).

       Бог исцеляет больных. Но помните, Он дает милость кому желает (Рим.9:18), поэтому не все просящие получают исцеление.

       «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены» - (Пс.6:3).

       Псалмопевец просит Господа восстановить здоровье и в стихе 10 сообщает:

       «Услышал Господь моление моё».

       Милосердие и сострадание Бога - гарантия вечной безопасности уповающих на Него.

       Любовь Бога.

       Христианство - единственная религия, ставящая в центр своего учения любовь Высшего Существа.

       «Бог есть любовь» - (1Ин.4:16).

       «Бог есть свет» - (1Ин.1:5).

       Дух и Свет - сущность Бога. Любовь - выражение Его личности в соответствии с Его сущностью. Он всегда существует в атмосфере любви. Нам трудно, а вернее, почти невозможно, определить или описать любовь Бога. Места Писания: 1Ин.3:16; Ин.3:16 показывают, что любовь Бога имеет в себе заботу о физическом и духовном благополучии Его творений. Эта любовь выразилась в великом акте - Голгофской жертве. Кто является предметом любви Бога? Иисус Христос, Единородный Сын Божий, является предметом Его особой любви:

       «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

       Также Мф.17:5. Лк.20:13. Иисус Христос разделяет особую любовь Бога Отца как Его Сын. Он был послушен Отцу до конца, до смерти крестной. Послушание вызывает особую любовь. Любовь Бога к Сыну - вечная любовь. Христос, обращаясь к Отцу, сказал:

       «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» - (Ин.17:5).

       Верующие в Иисуса Христа являются особыми существами Божьей любви.

       «Ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшёл от Бога».

       «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим. Кто любит Меня Отец Мой возлюбит его».

       «Ты возлюбил их, как возлюбил Меня».

       Верим ли мы этим словам? Мы находимся не вдали от Божьей любви, а в центре. Рядом с нами стоит Христос. Любовь Бога Отца объемлет нас. Бог любит всех грешников.

       «Ибо так возлюбил Бог мир».

       Эти слова озадачили Никодима. Причина - убеждение в исключительности Израиля. Но Бог любил не только иудеев, но и язычников; не часть человечества, а всех людей, независимо от их моральных качеств. Ибо:

       «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» - (Рим.5:8).

       Как удивительно это узнать! Любовь Бога шире, чем её может понять человек. Бог желает спасения всех людей (1Тим.2:4). Как проявляется любовь Бога? В принесении жертвы ради спасения человека.

       «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши».

       Любовь есть больше, чем сострадание; она не укрывается внутри, а ищет внешнего проявления. Крест Голгофы есть наивысшее выражение любви Бога к грешному человеку. Он отдал не только Сына, но Единородного и Возлюбленного Сына Своего. В даровании полного и совершенного прощения раскаявшемуся.

       «Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой».

       Бог берёт всё темное, греховное из жизни человека и дарует ему прощение грехов, новую жизнь.

       «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом».

       В стихах этой же главы читаем о проявлении дел, ведущих к неизбежной смерти. Но, когда вся надежда человека утрачивается, тогда приходит Бог, и, по Своему милосердию, которое исходит от Его великой любви, спасает павшего человека и дарует ему не только прощение, но и место в Царствии Небесном, рядом с Иисусом Христом. Всё это благодаря Его любви. В сохранении Своих детей в любых обстоятельствах жизни.

       «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние».

       Здесь изложено размышление пророка о прошлом. Он вспоминает о всех притеснениях сынов Израиля, и как Бог являл им любовь Свою. Он был для них любящим другом. Он страдал с ними.

       «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих, стены твои всегда предо Мною».

       В те дни было принято на ладонях делать изображение предмета поклонения. Так и Бог не забывал Израиля. Бог полон заботы о Своих. Савл из Тарса познал эту истину на пути в Дамаск.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Борис Бурутто.

Комментарии

Александр из Германии 29.02.2024, 18:47
Какая же муть. Не выдерживает никакой критики. Чтобы рассуждать об этом, сначала пусть откроют архивы Ватикана и книги, написанные апостолами и попавшими под запрет и только потом можно рассуждать об истории.
ответить
Гарик 01.03.2024, 01:17
Напичкали цитатами из Библии, а где индекс запрещённых книг Ватикана? Давайте их почитаем, а не то, что разрешили читать и сравним.
ответить
Ирина 01.03.2024, 18:43
Нет слов. Предыдущие комментаторы правильно вопрос задали. Вначале все книги запрещённые Ватиканом покажите и книги, уничтоженные Петром, вот тогда и будем рассуждать.
ответить
Наталья 02.03.2024, 00:01
Противоречия на противоречиях. Если всё то, о чём вы говорите истина, то дайте почитать те книги, которые вы спрятали от общества.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения