ДОГМАТИКА. ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХ. ЧАСТЬ 12.
Грехи против Духа Святого.
Едва ли какая другая часть учения о Духе Святом звучит так предостерегающе, как эта; она заставляет всех верующих быть особенно внимательными в отношении к Духу Святому. Угашение Духа Святого:
«Духа не угашайте» - (1Фес.5:19).
Мысль об угашении Духа, по-видимому, связана с огнём:
«Льна курящегося не угасит» - (Мф.12:20).
В день Пятидесятницы на каждом почил как бы огненный язык. Исполнившись Духом Святым, они с великой силой свидетельствовали и служили друг другу, каждый тем даром, какой получил:
«Как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» - (1Пет.4:10).
Угашать Духа может тот, кто Его имеет, кто водим Им. Дух Святой проявляется различным образом. Главным образом, через внутреннее побуждение. Дух побуждает идти на богослужение, человек отказывается. Дух побуждает на служение, совершить добро, снова отказ. Бог посылает Моисея на великое служение, но он упорствует. Моисей сказал:
«Господи! пошли другого, кого можешь послать. И возгорелся гнев Господень на Моисея» - (Исх.4:10-14).
Господь избирает Иеремию, а он сказал:
«О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я ещё молод» - (Иер.1:6-8).
Неповиновение является угашением Духа. Сколько существует церквей и христиан, в чьих сердцах огонь Святого Духа угас. Осталась кучка пепла, напоминающая о том, что когда-то здесь был очаг жертвенного огня Святого Духа. И самое печальное то, что они не чувствуют нужды в этом огне. Где нет повиновения Духу Святому, там вмешивается человеческая воля, там безплодная жизнь угасания. Оскорбление Духа Святого. Оскорбить - значит принести другому печаль и огорчение. Дух Святой - самая чувствительная Личность Святой Троицы. Призывая не оскорблять Духа, Апостол указывает, какие действия оскорбляют Его. Несомненно, все грехи плоти, проявляющиеся в нас, оскорбляют Его. Даже частичное подчинение плоти несёт огорчение Духу Святому. Слово Божие говорит о том, что Господь не оставляет без наказания оскорбляющих Духа Святого. Ефесская церковь оставила первую любовь, и Господь призывает её к покаянию. Давид пал, тяжко согрешил. Он потерял радость спасения. Он молился:
«Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего» - (Пс.50:13-14).
Давид был прощён, но лишился сына и права построить храм. Самсон, великий, могучий пророк, пал. Господь явил ему вновь милость Свою, но он был наказан. Своим падением они совершили грех - не хулу, но оскорбление Духа Святого. Они прощены и находятся в великой галерее мужей веры. Пётр отрекся, но Господь, благодаря его искреннего покаяния, восстановил его. Допуская грехи плоти, мы попираем Сына Божия, не почитаем за святыню Кровь завета, которою освящены, и этим оскорбляем Духа благодати. Тягчайшее наказание ожидает таковых. Лишившись радости спасения, внутреннего наслаждения в общении с Господом в молитве, слове, в служении, каждый должен вспомнить, откуда ниспал, покаяться и творить прежние дела. Хула на Духа Святого. Хула на Духа Святого отпадшим верующим встречается весьма редко. Это самый страшный грех, которому нет прощения. Этот грех выражается в сознательном хулении и противлении Ему. Здесь говорится о вкусивших дара небесного, соделавшихся причастниками Духа Святого. Отпадение их заключалось не в грехах плоти, а в том, что они поносят, распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. От таковых Дух Святой отступает, вследствие чего у таковых нет более побуждения к покаянию, сердце превращается в камень, способное произращать только тернии и волчцы. В таком состоянии были фарисеи, видевшие явные действия Духа Святого во Христе, исцелившего бесноватого. Проявленную силу Духа Святого они назвали:
«Силою Вельзевула, князя бесовского» - (Мф.12:24).
Несомненно, это был величайший грех. Они сознательно надругались над Духом Святым. Сердца их окаменели. Впоследствии они кричали:
«Распни, распни Его!».
Хула на Духа Святого является грехом к смерти, о котором молиться безполезно. Это сознательный, произвольный грех, для которого «не остаётся более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» действий Духа Святого. Не являлись ли таковыми противниками Корей и в особенности Саул, который лишился благодати и открыто восстал против помазанника Давида? Вспомним печальный конец Саула. Не случилось ли подобное и с Иудой Искариотом?
«Страшно впасть в руки Бога живого» - (Евр.10:31).
Учение об ангелах и о сатане. Учение об ангелах.
Название «ангел» происходит от греческого слова «аггелос», то есть вестник, посланник. Мы не должны считать человека высшей формой Божьего творения. Как между человеком и низшими существами имеется большая градация промежуточных живых форм, точно так же между человеком и Богом существуют творения, превосходящие человека по уму и силе. Это подтверждается и Священным Писанием. И мы многое утратили бы в нашей духовной жизни, если бы встали на путь отрицания высших духовных существ, по той лишь причине, что их невозможно осязать и рассматривать физическими очами. Природа ангелов. Ангелы сотворены Богом.
«Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано».
Неемия восклицает:
«Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и всё воинство их, землю и всё, что на ней» - (Неем.9:6).
Ангелы являются духовными существами.
«Не все ли они суть служебные духи?».
«Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий».
И хотя ангелы есть духи, тем не менее они очень часто появлялись перед людьми в видимом и даже человеческом облике. Они, очевидно, обладают какою-то телесностью, только высшего порядка, чем наша. Господь по воскресении из мёртвых сравнивает наше тело с телом ангелов. Святость ангелов. Иисус Христос называет ангелов святыми. Кротость ангелов. Могущество и сила ангелов.
«Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою» - (Пс.102:20; 2Пет.2:11; 2Фес.1:7).
Через ангелов было совершено разрушение Содома, сокрушена армия Сеннахирима, был отвален камень. Сам сатана будет связан ангелом и ввержен в озеро огненное. Их сила от Бога для исполнения Его повелений. Действуя силою Божией, они свидетельствуют о Его всемогуществе. Итак, ангелы могущественны силою Божией, но они не всемогущи. Различные служения и звания ангелов. Слово Божие говорит, что для различного служения в Царствии Божием и исполнения воли Божией среди сонма ангелов существуют воинства небесные, начальства и власти и силы, Архангел Михаил, Ангел Гавриил, херувимы, серафимы. Безчисленный сонм ангелов.
«Есть ли счёт воинствам Его» - (Иов.25:3).
«Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч» - (Пс.67:18; 4Цар.7:6).
«Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» - (Дан.7:10; Откр.5:11).
«Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов» - (Мф.26:53).
«Вы приступили к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов» - (Евр.12:22).
Служение ангелов. Небесное служение ангелов. Херувимы представлены во Святом-Святых осеняющими ковчег Завета своими крыльями с обеих сторон. Они являются как бы носителями Его славы. Ангел был стражем рая. Серафимы, как ангелы престола Божия, прославляют Святость Божию, власть и силу Его. Служение всех ангелов состоит в поклонении и славословии Бога и Христа. Служение ангелов после явления Спасителя в мир. Служение ангелов при рождении; при искушении Христа; в Гефсимании; при воскресении; при вознесении; при Втором пришествии Христос явится с небесным воинством святых ангелов. Служение ангелов в ветхозаветный период. Ветхозаветный народ Божий имел особое водительство и попечение ангелов. Ангелы посетили отца веры Авраама; Иакова; Моисея; Иисуса Навина; Гедеона, Давида и других вождей народа Господнего. Ангел Божий вел и руководил ими на всем пути в обетованную страну. Служение ангелов в Церкви Христовой. Ангелы ведут грешника ко спасению.
«Служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» - (Евр.1:14).
Они радуются об одном кающемся грешнике. Они направляют служителей Божиих к грешнику и грешника - к проповеднику Евангелия. Заметьте, что ангелы направляют, но Дух наставляет. Ангелы ободряют и укрепляют детей Божиих. Ангелы защищают, охраняют и избавляют служителей Божиих. Ангелы наблюдают за Церковью и верующими.
«Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения» - (1Тим.5:21).
Это величественная и торжественная мысль. Ангелы наблюдают за проповедью и служением каждого верующего, за делом спасения душ. Они следят за огненной борьбой Церкви против духов злобы поднебесных. Ангелы участвуют в служении и оказании помощи людям, так, например, они указали Агари на источник; Апостола Петра освободили из темницы. Немало других примеров показывают, что ангелы питали, укрепляли и защищали детей Божиих. Дух Святой исполняет задачи, касающиеся больше духовного существа и истин. Ангелы будут сопровождать Христа в день Его Второго пришествия. Они будут отделять праведных от злых. Они исполнят Божий приговор над неверными. Как это свершится - никто не может сказать или описать. Самые тяжкие и суровые пророчества Библии относятся к судам, совершаемым через ангелов. Падение ангелов. Ангелы были созданы безгрешными для святого служения, как и человек, со свободной волей. Писание говорит о падших ангелах «как согрешивших»:
«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания».
«И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня».
Время падения ангелов. Некоторые полагают, что это произошло до начала творения, изложенных в Книге Бытие, то есть в промежуток времени, указанный между 1 и 2 стихами первой главы; следствием падения было разрушение первоначального творения и земля стала «безвидна и пуста». Такой взгляд нельзя ни доказать, ни опровергнуть, но тем не менее великий и страшный факт падения ангелов остаётся. Причина падения ангелов. Апостол Пётр не определяет грех ангелов, а указывает, что часть ангелов не сохранила своего достоинства и оставила свои жилища. Рассматривая данный текст, по-видимому, можно отметить, что определенные уделы были предназначены и ангелам. Бытие говорит о «сынах Божиих» и некоторые полагают, что здесь имеются в виду ангелы, согласиться с правильностью этого мнения невозможно, так как этот грех был связан с похотью, а ангелы являются служебными духами. Внимательное изучение 5 и 6 глав Бытия показывает, что под «сынами Божиими» надо понимать сынов Сифа. Это название имеет историческую основу в том, что мать назвала сына Сифом, что значит:
«Сын от Господа».
Грехом ангелов было неповиновение и гордость. Гордость была причиной падения сатаны. Таким образом становится понятным значение слов о былом достоинстве и силе падших ангелов. Не довольствуясь данным им уделом, они возгордились и хотели овладеть престолом Бога. Деятельность падших ангелов. Они противодействуют Божиим намерениям; причиняют страдания народу Божию; исполняют волю сатаны; омрачают духовную жизнь детей Божиих и стараются ввести их в обман. Суд над падшими ангелами. Места Писания показывают, что для них нет надежды на спасение. Концом их существования будет вечный огонь. Согласно следует, что святые примут определённое участие в суде над падшими ангелами.
Учение о сатане.
Названия «сатана» и «диавол» означают: враг, противник, обвинитель, клеветник. Через всё Писание сатана проходит как сильный враг Бога и человека. Писание учит о нём, как о воплощении зла, и человек должен стремиться узнать, что это за существо. Пренебрежительное отношение к учению о сатане происходит от того, что люди воспринимают его по книгам и рассказам, а не по Библии. Во избежание поверхностных суждений внимательно рассмотрим, что говорит о сатане Священное Писание. Его существование. Библия учит о существовании личности зла, называемой диаволом. Многие в наше время заменяют личное имя диавола безличным словом «зло» и тем самым отрицают реальное существование сатаны.
«Приходит лукавый враг, посеявший их, есть диавол».
«Диавол уже вложил в сердце Иуде Искариоту предать Его».
Когда-то сатана был добрым ангелом. Трагедия его падения показана в Библии. Он пребывал в истине, но пал. Его падение было, вероятно, одновременно с падением части ангелов, увлечённых им. Одной из главных причин падения была гордость. Таким образом образовалось царство:
«Диавола и ангелов его» - (Мф.25:41).
Апостол Павел говорит, что сатана принимает вид ангела света, и это он делает и в настоящее время. Изображение сатаны в виде змея в Эдемском саду мы должны понимать символично, как состояние его после падения. Неверно и наивно представление о нём, как о существе с хвостом и рогами. Нет, сатана не плод больного воображения, а реальная сила. Его личность:
«Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины; когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи».
«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил».
Сатана предстает здесь как лжец, как убийца, как источник греха - всё это элементы личности. Он имел «державу смерти» и является «князем мира сего». В описании сатаны у Иова особенно подчёркивается то, что он является личностью. Вспомните великую борьбу двух личностей в пустыне. Проявления сатаны требуют признания его как личности. Наши искушения проистекают из трех источников: от мира, плоти и диавола. Бывают такие моменты в жизни верующего, когда искушения приходят в момент глубокого поклонения и спокойствия: мы можем считать это только, как искушение диавола. Этот «древний змей», диавол, говорит с фатальным красноречием каждому из нас. Если хотим, мы можем это отвергать, но факт остается. Место сатаны и его сила. Он могущественный ангел. Он был таким и пока остаётся таким. Они «злословят высокие власти». Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал:
«Да запретит тебе Господь».
Даниил сообщает о том, как препятствовал сатана одному из могущественных ангелов. Он есть «князь мира сего». Он князь, господствующий в воздухе.
«По воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления».
Сатана является также князем демонов или падших ангелов. Мы здесь находим указание на организованность царства злых духов, главою которого является сатана. Царство света возглавляется Иисусом Христом; царство тьмы - сатаной. Оба они являются личностями. Они имеет власть над царством смерти.
«Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола».
Души умерших не возрождёнными попадают в царство сатаны. Характер сатаны. О природе и характере сатаны мы можем судить по именам, данным ему Священным Писанием. Противник, или сатана.
«И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему».
«Противник ваш диавол» - (Лк.10:18; Чис.22:22).
Сатана - противник Бога и человека. Диавол.
«Враг, посеявший их, есть диавол».
«Ваш отец диавол».
Много раз упоминается сатана под этим именем в значении обольстителя или клеветника. Он клевещет человеку на Бога и Богу на человека. Лукавый.
«Приходит лукавый» - (Мф.6:13; 1Ин.5:19).
Это наименование сатаны показывает, что он не только лукав сам по себе, но и является источником всякого лукавства в мире. Искуситель.
«И приступил к Нему искуситель».
Никто не может избежать его искушений. Он постоянно склоняет человека ко греху. В этой связи мы можем говорить о коварстве и враждебности сатаны. Сатана может принимать вид ангела света. Иллюстрация - искушение Христа в пустыне и искушение Евы. Священное Писание повествует о «кознях» диавольских. «Древний змей» опаснее рыкающего льва. Хитрый и лукавый враг подходит к человеку в момент духовной слабости; в момент великого успеха. Он пытается столкнуть человека с правильного пути; и обманывает своих последователей ложными знаниями и чудесами. Наше отношение к сатане. По отношению к верующим его сила ограничена. Сатана должен был спрашивать разрешение у Бога на причинение испытаний Иову. Сатана уже осуждён, его власть и сила над верующими сокрушены Христом. Он был вынужден спрашивать разрешение на вхождение в свиней. Сатана могуч, но не всемогущ. Он отступает.
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостоите ему твёрдою верою».
«Противостаньте диаволу, и убежит от вас».
Это сопротивление будет успешным при подчинении нашей воли воле Бога и выступлении против сатаны во всеоружии Божием. Конечная судьба сатаны. Он побеждённый враг по отношению к верующим в Иисуса Христа как Спасителя мира. Он находится под вечным проклятием. Ничто не может снять этого проклятия с сатаны. В конце концов сатана будет ввержен в озеро огненное на вечное мучение. Он будет скован после Второго пришествия Христа на 1 000 лет, а затем он будет:
«Ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» - (Откр.20:10; Мф.25:41).
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Борис Бурутто.
Комментарии