Главная » Теология » ДОГМАТИКА. ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХ. ЧАСТЬ 1.

ДОГМАТИКА. ЗАОЧНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ КУРСЫ ВСЕХ. ЧАСТЬ 1.

30.01.2024 23:36

       Введение. I. Что такое догматика?

       Под догматикой мы понимаем систематическое изложение основных истин Священного Писания. Задачей догматики является глубокое и всестороннее исследование основных истин христианской веры, как они изложены на страницах Ветхого и Нового Заветов. В результате такого глубокого изучения этих основных истин Священного Писания, мы увидим, что Библия даёт нам единое, законченное и вполне удовлетворяющее наш ум и сердце христианское мировоззрение. Работа над изучением основных истин Библии требует самого внимательного и вдумчивого отношения к словам Писания, относящимся к этим истинам. Даже на поверхности Слова Божия лежат драгоценные сокровища света, жизни и мудрости. Даже самый малограмотный христианин может овладеть этими сокровищами и получить достаточное духовное познание для жизни во Христе и глубокого блаженства в Нём. Но при более тщательном исследовании Писания мы овладеваем ещё большими духовными сокровищами Божественной премудрости и испытываем величайшее наслаждение от глубокого проникновения в Писание и изучения его основных истин. Мы имеем полное право не только самостоятельно исследовать Писание, но и пользоваться благословенными трудами истинно христианских богословов.

       Было время, когда догматики и вообще систематического богословия в Церкви не существовало, и христиане того времени знали только 66 книг Библии в каноническом составе. Конечно, для познания Христа и совершенного Им спасения рода человеческого на Кресте Голгофы не требуется систематического богословия. Для этого достаточно благой вести Евангелия. Но богословие вообще и догматика в частности оказывают неоценимую услугу в деле воспитания Церкви и разъяснения верующим драгоценных истин Священного Писания. Богословие, в том числе и догматика, помогает нам в большей глубине и полноте осваивать всё содержание Божественной Книги - Библии, и как бы ни было слабым и несовершенным у нас знание богословской науки, мы, с её помощью, всё же более способны проникать во всю широту, и глубину, и высоту Божественного плана Творения и Искупления, который дан нам в многогранном изложении Писания.

       II. Ценность догматики.

       Все христиане должны гореть желанием приобретения ясного и полного понятия о содержании своей христианской веры. Это понимание христианской веры должно, прежде всего, черпаться из книг Священного Писания. Богословие, и в первую очередь догматика, помогут нам в лучшем исследовании и изучении, а также в правильном практическом применении Слова Божия. Догматика даёт нам ясное понимание каждой библейской истины в отдельности, она содействует укреплению и умножению нашей веры. Догматика помогает нам не только самим усваивать великие истины Писания, но и другим давать:

       «Отчёт в нашем уповании» - (1 Пет. 3:15).

       Догматика помогает хранить учение Священного Писания в чистоте и истине. Она - щит от всяких ложных учений и еретических понятий. Догматика - это прожектор, который своим ярким светом вскрывает все поползновения внести в кристально чистый источник Слова Божия муть человеческих измышлений и кривых толкований. Догматика - это острое оружие в руках воинов Христовых для подвижничества за веру евангельскую. Догматика - это знание всего того, о чём говорит Бог в Своём Писании о многовековом периоде истории Царствия Божия - От дней сотворения мира до дней сотворения нового неба и новой земли (Быт. 1: и 2. Откровение. 21: и 22). Догматика ставит каждую основную истину Библии на своё место и, таким образом, помогает нам равномерно заниматься каждой библейской истиной в отдельности, не упуская из вида ни одной. Таким образом, догматика представляет из себя одну из важнейших областей богословия и является великой ценностью как для каждого исследователя Писания, так и в особенности для проповедника Евангелия и служителя Церкви.

       III. Источники догматического богословия.

       Догматика должна основываться исключительно на богодухновенных канонических книгах Ветхого и Нового Заветов. Библия - это Слово Божие, вот почему она является Книгой всех книг и вот почему она является основой догматики, основанием нашего вероучения - единственным источником для изучения и познания всех основных истин нашей христианской веры. 

       IV. Разделы догматики.

       Центром догматики является Иисус Христос. Вокруг Него вращается, как планеты вокруг Солнца, всё догматическое богословие. Для удобства и успеха исследования и изучения основных Истин Писания, догматика делится на разделы, которых у разных богословов не одно и то же количество и тематика которых тоже различна. Догматика наших Библейских курсов будет состоять из следующих разделов:

       - Учение о Боге.

       - Учение об Иисусе Христе.

       - Учение о Духе Святом.

       - Учение о человеке.

       - Учение о спасении (Покаяние, вера, возрождение, оправдание, усыновление, освящение, молитва).

       - Учение о Церкви.

       - Учение о Слове Божием.

       - Учение об ангелах.

       - Учение о сатане.

       - Учение о последних событиях (Второе пришествие Христа, воскресение мёртвых, Суд, участь осуждённых, награждение праведников).

       Учение о Боге. I. Существование Бога.

       Существование Бога на страницах Библии не доказывается, а считается само собой разумеющимся. Священное Писание раскрывает образ Бога, Его всемогущество, Его Святость, Его любовь. Всем людям явлена сила и мудрость Бога в великих творениях земли, неба и Вселенной (Рим.1:19-20). Природа раскрывает величие Бога; Библия раскрывает Его Святую волю по отношению к человеку.

       «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» - (Рим. 1:19-20).

       Истинная вера не нуждается в доказательствах существования Бога. Дух Божий свидетельствует духу верующего, что он дитя Божие (Рим.8:16). Однако, опираясь на знания, размышления и опыт веры, приведём несколько общепринятых аргументов в защиту существования Бога:

       «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии» - (Рим. 8:16).

       1 аргумент. Универсальность веры в Бога.

       С древних времен все народы имели веру в высшее существо, перед которым человек чувствовал моральную ответственность. Библия повествует о многобожии народов, с которыми соприкасался народ израильский. Были моменты в истории, когда великие чудеса, явленные Богом, понуждали язычников признать Величие и Силу Бога Израиля (смотри книгу Даниила), как единого, всемогущего Бога. В наше время в мире существует три религии, признающие Единого Бога:

       - Иудаизм,

       - Христианство,

       - Магометанство.

       Христианство возникло из иудаизма, а магометанство - из двух предшествующих религий. Истинная вера в Бога исходит не из внешних источников, таких как традиция, или познание, а из человека, его внутреннего мира, раскрытого для влияния Духа Святого. Многие люди читают Библию, но не обретают веру в Бога. Почему? Потому что их познание не растворено внутренней верой. Итак, универсальность веры в мире в Высшее существо должна иметь определённую причину. Этой причиной является Бог. В этом ценность и значение данного аргумента.

       2 аргумент. Величие и Мудрость, явленные в природе и Вселенной.

       Все окружающие нас предметы имеют своё назначение и своего мастера. Картина, выражающая определённую композицию и мысль, создана художником. Машины, без которых немыслима жизнь в наше время, созданы людьми для определённых целей. Каждый человек, взирая на окружающий мир, на мириады звёзд на ночном небосводе, на щедрое солнце, которое не оскудевая дарит жизнь нашей планете, на красоту земли и всё, что наполняет её, невольно задает вопрос:

       «Откуда всё произошло, и кто создал это»?

       Наука занимается изучением окружающего мира; она постигает тайны макромира, то есть мира космоса, мироздания Вселенной; и микромира, то есть мира живой клетки, строения атома и так далее. Чем больше радиус круга знаний, тем больше увеличивается область соприкосновения с неизвестным. Один ученый сказал, что галактика в сравнении с клеткой относительно несложное явление. Многое из области неизведанного предстоит открыть ещё науке, из сокровищ природы и Вселенной. Удивительный, прекрасный и разумный мир, в котором мы живём, не мог возникнуть без причины, сам по себе. Он создан Высшим разумом, с неограниченной силой и мудростью, Который вложил в него Свои законы и направил его по определённому пути.

       И человек своим существованием обязан определённой причине. В отличие от животного мира, человек обладает разумом и свободной волей. Творцом человека могло быть только Высшее разумное существо, вложившее интеллект в Своё творение. Величественный дворец обязан своей красотой не только мастеру-строителю, но и архитектору, потратившему много сил и труда для выбора лучших форм и пропорций будущего здания. То же относится и к окружающему миру. Великие силы мироздания были приведены в действие, и его развитие идёт по плану Творящего Разума. Окружающая нас природа в известной мере отражает в себе свойства Бога. Как говорит Апостол Павел (Рим.1:19-21), если бы люди действительно жили согласно находящемуся внутри их, в совести, свету природы, то они могли бы достигнуть познания Бога.

       «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» - (Рим. 1:19-21).

       Мироздание и чудо Творения отражает Мир Божий и Его Величие. В этом ценность второго аргумента.

       3 аргумент. Природа человека.

       Разум и нравственность - неотъемлемые качества человека. Человек различает добро и зло. Он имеет совесть, которая одобряет или осуждает его поступки:

       «Я должен. Я не должен».

       Эти предписания не самопроизвольные. Они требуют присутствия в мире Нравственного Владыки, перед Которым человек ответственен. Поиск души человека направлен к обретению контакта, связи с Высшим разумным Существом, Судьей, Законодателем. И только Высший источник добра, силы, любви, мудрости и святости сможет удовлетворить запрос человека. Это тяготение и запрос души человека требует присутствия в мире личного Бога.

       4 аргумент. Священное Писание.

       Большая часть наших знаний покоится на вере в опыт других; и это относится также к религиозным знаниям. Библия является богатейшим источником, свидетельствующим о вере людей и о Боге. Она говорит нам о том, как найти Бога, и, следуя её указаниям, мы, действительно, находим Его. Библия есть Божие послание к человеку для удовлетворения всех потребностей его религиозной жизни. Библия есть книга религии и учит нас знанию, как войти в небеса! Основные ценные признаки Библии:

       - Достаточность Священного Писания для полноты духовной жизни человека.

       - Достоверность Священного Писания как источника света и истины.

       - Авторитетность Священного Писания как свидетельство, исполненного жизнью и силой Бога.

       Дальнейшее изучение догматических вопросов в целом будет основываться на данном главном аргументе - Священном Писании, или Библии.

       II. Сущность Бога.

       «Бог есть дух» - (Ин. 4:24).

       В беседе с самарянкой Христос сказал, что:

       «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

       Бог не ограничен местом и временем (Д. Ап.7:48; 17:25; 3 Цар. 8:27). Поклоняться Богу должны в духе, то есть вне зависимости от места, формы или других условностей (Ин. 4:21); и в истине, то есть вне ложных убеждений, как результате неправильных познаний. Другие места Писания дополняют определение Бога как Духа.

       «Дух плоти и костей не имеет» - (Лк. 24:39).

       То есть Ему не свойственны человеческие ограничения. Апостол Павел пишет, что Бог:

       «Нетленный, невидимый, единый» - (1 Тим. 1:17).

       Данные места Писания свидетельствуют о том, что Бог не имеет материальной или телесной природы. Наши глаза способны видеть только материальный мир. Бог не материален и, следовательно, невидим. Слово Божие строго предупреждает не делать себе изображение Бога. Прочитайте внимательно места (Вт. 4:15-23; Ис. 40:25; Исх. 20:4). Бога никто и никогда не видел. Любое Его изображение будет фантазией. Тем более нельзя представлять Его в образе человека. Необходимо усвоить идею о Духовности Бога и Его близости к нам. Бог невидимый, нетленный. Он вездесущий Дух. Мы познаем Его не через органы чувств, но душой, с помощью Духа Святого (1 Кор. 2:6-16). Но возникает вопрос, как понимать слова, что человек создан:

       «По образу Божию» - (Быт. 1:27).

       Прочитаем места Кол. 3:10 и Еф. 4:24 и как видим этот «Образ» состоит в облечении Нового человека:

       «Созданного по Богу, в праведности и святости истины».

       Образ Божий в человеке проявляется в нравственном совершенствовании и духовном уподоблении Богу. Указывая на 1 Фес. 5:23, где говорится о сущности человека - теле, душе и духе, - можно полагать, что и тело уподобится образу Бога. Как понимать выражения Библии, приписывающие Богу свойства человека? Например, Бог видит, слышит, ходит. Или Он простирает руки, имеет дыхание и так далее. Такие выражения следует понимать просто как человеческие выражения, используемые для уяснения невидимого и непостижимого Существа ограниченным умом человека. Но в некоторых местах Писания, например, Исх. 24:10; 33:18-23, отчетливо указано, что люди видели Бога Израилева. Как данные выражения увязать со стихами:

       «Бога не видел никто никогда» - (Ин. 1:18).

       «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» - (Исх. 33:20).

       Ответы, следующие:

       а) Дух может проявляться в видимой форме:

       «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя» - (Ин. 1:32).

        Временами невидимый Бог являлся в видимом образе (Суд. 6:16,34).

       б) Ангелы Божии отождествляются с Самим Иеговой. Сравните: Быт. 16:7; 18:17, 20, 22. Ангел Бога отождествляется также со Вторым лицом Троицы (Суд. 13:18 и Ис. 9:6. В обоих случаях имя Ангела «Чудный», то есть одно из имен Христа). Конечно, все ветхозаветные контакты Бога с человеком в видимой форме не отражали Его полного естества, то есть Бога, как Он есть в Себе. Только Иисус Христос есть истинный Бог, воплощение Бога невидимого. Познавая Христа - мы познаем Бога, любя Христа - мы любим Бога.

       Личность Бога.

       Пантеизм - религиозное учение, которое признает Бога не как личность, сотворившую мир по своему усмотрению, а как безличное духовное начало, лежащее в основе мира. Пантеизм отождествляет Бога с Природой, как единую силу, проявляющуюся в мире. Но истинная религия может быть определена только как связь между двумя личностями, двумя существами: Богом и человеком. Если бы Бог не был личностью, такой связи не могло бы быть. Личность определяется разумом, волей, рассудком, индивидуальностью, самосознанием и самоопределением.

       «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» - (Исх. 3:14).

       То есть подтверждается существование и личность; причём, слово «Я есмь» означает «Я есть, Я был, Я буду», что согласуется с Новозаветным утверждением, касающегося Бога:

       «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» - (Евр. 13:8).

       Все имена, данные Боту в Писании, означают личные имена:

       - Иегова-ире: Господь усмотрит (Быт. 22:14).

       - Иегова-рафа: Господь целитель (Исх. 15:26).

       - Иегова-Нисси: Господь наше знамя (Исх. 17:8-15).

       - Иегова-Шалом: Господь наш мир (Суд. 6:24).

       - Иегова-раах: Господь пастырь мой (Пс. 22:1).

       - Иегова-тсидкену: Господь оправдание наше (Иер. 23:6).

       - Иегова-Шаммах: Господь там (Иез. 48:35).

       Все личные местоимения в Священном Писании показывают Бога как Личность. Бог обладает свойствами Личности, то есть Он сожалеет (Быт. 6:6); гневается (3 Цар. 11:9); ревнует (Вт. 6:15); любит (Откр. 3:19); ненавидит (Пр. 6:16). Деизм - религиозное течение, утверждает, что Бог, создав мир, отстранился от его управления. Но такое учение не находит подтверждения в Библии. Каково отношение Бога ко Вселенной и человеку согласно Священного Писания? Он есть Творец Вселенной и человека. Быт. 1:1-26; Ин. 1:1-3. Эти стихи содержат ценные истины. Вселенная не существует вечно. Она была создана Богом. Наука, раскрывая чудесные законы природы, ещё более убеждает нас верить в Высший разум, управляющий миром.

       Бог поддерживает и хранит Своё творение: Вселенную и человека. Евр. 1:3 «держа всё словом силы Своей»; Кол. 1:15-17 «всё Им стоит»; всё живое ожидает от Него «пищу их в своё время» (Пс. 103:27-30). И среди людей Бог одних возвышает, других низвергает (Пс. 74:8). О чём свидетельствуют указанные места Писания? Первое. Всё существующее держится Им, и, если бы не Он, мир бы распался. Законы природы убеждают нас верить в личного Бога, Который управляет Вселенной. Неверие в этот факт противоречит логике. Не слепая случайность, а Бог держит бразды правления мира. Второе. Поддержание физической жизни в руках Бога. Он питает всех. Мы принимаем то, что Бог даёт. Третье. История человечества в руках Бога, Он направляет и избирает пути развития народов. Четвертое. Забота Бога о Своём творении касается мельчайших деталей; птицы, лилии, волос на голове человека, слезы и так далее - не оставлены Им без внимания (Мф. 6:28-30; 10:29-30; Быт. 39:21; Дан. 1:9; Иов. 1:12). Бог проявляет активный интерес и участие в жизни всего живого, то есть во всём Своём творении. 

       Единство Бога.

       Учению о Едином Боге (монотеизму) противостоит учение политеизма, которое учит о нескольких богах. Дуализм - признает наличие двух независимых небесных существ или вечных принципов: Добро и Зло. Библия утверждает Единого Бога. На страницах Священного Писания много раз повторяются слова:

       «Я есмь Единый Бог. Есть Единый. Нет других богов - (Вт. 6:4; Ис. 44:6-8; 45, 5; 1 Тим. 2:5; 1 Кор. 8:4).

       Но понятие - Единый Бог - не исключает возможности трёх лиц, в Которых мы верим. Слово «один» в Священном Писании имеет и коллективный смысл. Например:

       «И будут (муж и жена) одна плоть» - (Быт. 2:24).

       «Вот, один народ» - (Быт. 11:6).

       «Насаждающий же и поливающий суть одно» - (1 Кор. 3:6-8).

       «Да будут едино, как Мы едино, да будут совершены воедино» - (Ин. 17:22-23).

       Еврейское слово «эхад» означает «един в составном виде», и еврейское слово Бог (Элоим) наиболее часто встречается во множественном числе (Быт. 1:26; 3:22; Ис. 6:8). Учение о многобожии называется политеизмом, и против него пророки Ветхого Завета произносили свои пламенные, полные красоты речи (Ис. 46). Ветхий Завет содержит повествования о том, как Бог воспитывал в Израиле веру в единого, Святого и духовного Бога, то есть сознание чистого монотеизма. 

       Учение о Троице.

       Учение о Троице - глубоко и таинственно. Оно не может быть полностью понятно. Однако Слово Божие определённо учит о Святой Троице. Это учение должно быть принято верой. Учение о Троице в Ветхом Завете. В Ветхом Завете содержатся намёки на триединство Бога, а именно, слово Бог и личное местоимение употребляется во множественном числе (Элоим) (Быт. 1:26; 11:7; Ис. 6:8). Указывается на проявление Духа Святого (Быт. 1:2; Суд. 6:34). Учение о Троице в Новом Завете. Новый Завет чётко и конкретно свидетельствует о Троице. Оно подтверждается следующими местами. При крещении Христа: Мф. 3:16-17. Здесь Отец говорит с неба; Сын погружён в водах Иордана; Дух Святой сходит в виде голубя. Формулой крещения. Мф. 28:19:

       «Крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

       Апостольским благословением 2 Кор.13:13:

       «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа».

       Словами Христа в Ин. 14:16:

       «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя».

       Новый Завет утверждает: Отца - как Бога. Рим. 1:7. Сына - как Бога, Евр. 1:8. Духа Святого - как Бога. Д. Ап. 5:3-4. Библия не объясняет Троицы. Она просто сообщает нам факты. Богословы и философы усиленно стараются сделать понятным уму учение о Троице. Быть может, в будущем, нужное объяснение Троицы и будет найдено. Практическая ценность Троицы нам понятна:

       «Бог открылся нам как Отец, Сын и Дух Святой. Единый Бог - в трёх лицах, имеет три личных качества».

       Таково учение Нового Завета.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Борис Бурутто.

Комментарии

Гарик 31.01.2024, 15:54
Э, святой отец, а что же ты молчишь о ведической вере предков, когда близко не было не то что христианство, но и самого иудаизма?
ответить
Жека ⇒ Гарик31.01.2024, 22:29
А зачем? Она не ложится в их концепцию управления стадом. Ведическая вера она мешает им.
Ответить
Наталья ⇒ Жека01.02.2024, 18:11
Вот именно, в этом и есть различие между религией и верой.
Ответить
Казак Уральский 31.01.2024, 16:57
Любо.
ответить
Есаул 31.01.2024, 20:16
Любо. Надо изучать православное христианство.
ответить
Марина 01.02.2024, 17:15
Я далека от религии, но близка к вере православной. Мне не нужны проводники к Богу, Он Сам нас ведёт.
ответить
Светлана 02.02.2024, 02:38
Вначале откройте для просмотра индекс запрещённых книг Ватиканом, вот когда с ними познакомимся, вот тогда и поговорим. А пока всё это манипуляция с обществом, которым управляют.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения