Главная » Теология » РОДИТЕЛИ.

РОДИТЕЛИ.

25.08.2016 14:30

       Вокруг хоумскулинга ходит много мифов. И одним из них является (помимо социализации, конечно): а как можно учить ребенка, не имея образования учителя? Какой взрослый помнит школьную программу? Сегодня я хотела бы поделиться своими мыслями об этом. Возможно, мы признаем, что школьная программа не так и нужна, но  нужен аттестат, а для этого нужно сдать школьную программу. Возможно, мы считаем, что знания лишними не бывают, и школьная программа не так уж и плоха. В любом случае, ребенок должен как-то ее постичь. В школе это миссия возложена на учителей. А  если ребенок не посещает школу, то, как быть? Говоря о школе и учителе мы, как правило, представляем того самого учителя у доски и активное «вливание» знаний в голову ребенка. Вспоминаем свой детский опыт или безнадежную попытку растолковать любимому чаду — пока еще школьнику задачку по математике. При мысли о том, что этим придется заниматься каждый день по несколько часов, у некоторых родителей начинается нервный тик. Спешу успокоить. Есть множество вариантов не заниматься этим. Но прежде, чем я их озвучу, я предлагаю немного задуматься о роли Учителя в  полном смысле этого слова. Кто такой учитель и какова его роль? Чему на самом деле учатся дети в школе? Что мы хотим от образования?

       Я предлагаю сделать в этом месте паузу и подумать об этом серьезно, в широком смысле. Желая дать своему ребенку хорошее образование, мы чаще всего имеем в виду знания, которые позволят ребенку выбрать дело по душе, хорошо зарабатывать и хорошо устроиться в жизни. Также не будем забывать о развитии личных качеств, ценностях, мировоззрении. Предполагается, что учитель передает ребенку знания по какому-то определенному предмету. Однако, думаю любой родитель, наблюдая за своим ребенком или за другими детьми, уже понял, что качество передачи информации сильно зависит от  личности самого учителя и его контакта с ребенком. Хотим мы этого или нет, труд учителя выходит за рамки его предмета: учитель передает ребенку не только знания, но  и  информацию о себе, своем отношении и взглядах. Учителя влияют на формирование мировоззрения и ценностей. От личности учителя зависит судьба уроков и самого предмета. Состоявшийся учитель-профессионал транслирует ребенку увлеченность, любовь к своему предмету и работе. Неудачник — усталость от жизни, негатив, раздражение.

       Дальше давайте обратим внимание на ребенка.

       1. С рождения ребенок страстно пытается самостоятельно познавать окружающий его мир: смотрит, трогает, слушает, бросает, задает множество вопросов, проводит эксперименты. Отправляясь в школу, ребенок неожиданно получает «программу», шаблоны решений, необходимость сидеть и слушать. Теперь его собственное стремление узнавать становится «вне закона», его интересы больше никого не волнуют или на них не  остается времени, он должен быть послушным, соблюдать дисциплину и отвечать то, что есть в программе. Ему не интересно.

       2. Ребенок растет, развивается и учится независимо от того, «учат» ли его и  «развивают» ли его. Он учится и развивается в любом случае, вопрос только в направлении. Чем более качественна и разнообразна среда и доступны источники информации, тем больше знаний о самом себе получит маленький человек и тем легче ему будет найти свое место в жизни. Среда оказывает влияние на ребенка.

       3. Значимый взрослый имеет способность повлиять на результат. Позитивный эмоциональный отклик вдохновляет продолжать, негативная реакция или безразличие тормозят. Его реакция формирует в ребенке представление о себе самом. Он хочет быть услышанным, понятным, принятым. И при этом — самостоятельным. Ребенок хочет жить свою жизнь сам, ощущая поддержку важного для него человека. Таким образом, если ответственно подойти к вопросу взросления, дальнейшего формирования личности ребенка и образования, необходимо обратить внимание на три вещи:

       1. Разнообразная среда,

       2. Возможность для самостоятельного творчества и свободного поиска,

       3. Личность учителя.

       А что же со «знаниями»? За окном XXI век и, к счастью для нас, любой человек имеет неограниченный доступ к информации во всех видах через интернет или книги. Я даже не  веду речь о специализированных предметах (хотя на самом деле можно найти буквально всё) — мы говорим о школе. Абсолютно вся информация по школьной программе есть в  открытом доступе. Если у ребенка есть свобода выбирать, какие знания он хочет получить, и есть доступ к информации, лучшее, что может учитель — поддержать, возможно, помочь с направлением и помочь ребенку овладеть нужными инструментами: источники информации, методы поиска, сортировки и тому подобное. Конечно, сам учитель по-прежнему может быть источником информации, если это нужно ребенку. По сути, любой внимательный родитель является учителем для своего ребенка. Школьные учителя играют свою роль в условиях школьной системы, дисциплины, расписания, программы, школьных стен: 10 – 12 лет, ¾ активного времени дня. Мерой понимания и  принятия становится «оценка». Большую часть времени ребенок подчиняется системе и  является пассивным участником безразличного системного процесса. Возможен ли в  таких условиях желаемый результат образования?

       Здесь наверняка могут возникнуть сомнения. Свободное развитие, творчество и всё такое. Это всё хорошо. Так что, теперь вообще исключить школу, пустить все на самотек, ждать, пока сам не спросит и не вмешиваться? Понимая взаимосвязь ребенка, учителя и  школы, мы можем принять осознанное и взвешенное решение относительно его образования в целом, образовательной среды, роли взрослых, учителей, родителей и  степени их участия в процессе. Необходимо ли данному конкретному ребенку активное вмешательство взрослых в процесс его взросления? Совпадает ли круг его интересов со  школьной программой? Насколько? Могут ли школьные учителя дать то, что ему необходимо? Если нет, то кто может? Насколько важна побочная информация школьной системы? Любит ли ребенок рамки и нуждается ли в четкой организации собственной жизни? Или он птица вольного полёта? Разница между школой и хоумскулингом в том, что образование вне школьных стен, свободное образование, предполагает, в том числе и  свободу в выборе методов образования своего ребенка. А душевный покой родителей играет далеко не последнюю роль! Не хотите быть школьным учителем? Не нужно. Многое зависит от наличия внешнего давления в виде школьных аттестаций. И отношения родителей к необходимости и глубине изучения школьных предметов, особенно «нелюбимых». Имеют значение сферы профессиональных и личных интересов самих родителей. С учетом всего этого, задача родитель-учитель может иметь несколько решений (могут быть и другие варианты):

       1. Найти репетитора.

       2. Обратиться к бабушке или дедушке или подруге или знакомому профессионалу и тому подобное.

       3. Пойти в кружок или на курсы.

       4. Записаться в онлайн школу с учителем или только с «контрольными».

       5. Попробовать себя в полноценной роли учителя, вспоминать программу вместе с  ребенком: а вдруг понравится?

       6. Показать ребенку возможность самостоятельного обучения и поиска нужной информации: youtube, google, книги, вопросы взрослым и тому подобное.

       7. Взять на себя урезанную роль учителя, оставив, например, только функцию контроля или подачи новой информации.

       8. Передать все полномочия ребенку вместе с возможностью завалить пару аттестаций и ответственностью за это.

       9. Предоставить полную свободу и исключить аттестации.

       Учитывая все факторы хоумскулинга в моей семье, у нас присутствует большинство вариантов.

       Источник: http://semeynoe.com/magazine/personal/parent/

       Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения